Введение
В настоящее время психологи все чаще выделяют такую черту характера, как настойчивость – «личностное волевое качество, характерное способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия, направленное на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение осуществления цели» [4]. Для измерения этого конструкта уже предложено много методик, но, как правило, они созданы для взрослой аудитории и ни одна из них не была опробована на белорусских выборках. Тем не менее, в подростковом возрасте – возрасте быстрых и важных изменений в физиологии, социальной, эмоциональной и когнитивной жизни [1-3, 21] – настойчивость может быть очень важна и, возможно, именно в этом возрасте происходит ее формирование. Настойчивость иногда рассматривается как личностный ресурс, снижающий утомление школьников [25] и повышающий вовлеченность и академическую успеваемость [26], способствующий трудоустройству лиц с инвалидностью [5], что особенно важно в период радикальных преобразований в системе образования [24].
Для апробации на белорусской выборке выбрана методика, предложенная для российских подростков [13], так как она позволяет не только измерить общий показатель настойчивости, но и выделить его различные стороны: настойчивость в достижении целей, настойчивость в преодолении трудностей и неуместную настойчивость. Последняя сторона настойчивости особенно важна, так как обнаружено, что «природа настойчивости как ментального ресурса намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Количественные тенденции демонстрируют, что настойчивые люди более благополучны и устойчивы, но отдельные истории открывают «теневые» стороны настойчивости. Эти результаты требуют определения коридора оптимальных показателей настойчивости, за границами которого эта черта теряет свою адаптивную и ресурсную функции» [10, с. 378]. Предлагаемая методика может использоваться для этих целей.
На белорусских и российских выборках исследователи часто получают сходные результаты [14-17, 20], русский язык является в Республике Беларусь государственным и широко используется в повседневной жизни, но в то же время важно проследить возможные различия, так как национальный характер двух народов все же отличается, что может определять нюансы использования методики. Таким образом, целью нашего исследования стала апробация нового инструмента («Шкала настойчивости») для белорусских подростков.
Метод
Участники исследования. В исследовании приняли участие 425 подростков из разных городов Республики Беларусь (г. Минск, г. Жлобин и г. Рогачев) в возрасте от 10 до 18 лет (54,35% женского пола). Средний возраст составил 14,8±1,4 лет (медиана = 15 лет). Для проведения сравнений по возрасту все респонденты были поделены на три возрастные группы: 10-13 лет (N1 = 62), 14-15 лет (N2 = 223) и 16-18 лет (N3 = 134).
Методики. Участники исследования отвечали на вопросы «Шкалы настойчивости» для подростков [13]. Для проверки внешней валидности использовалась Многомерная шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖИ) [23]. Успеваемость оценивалась ответом на вопрос об успеваемости в последней учебной четверти: отличная (большинство отметок 8, 9, 10), хорошая (большинство отметок 6, 7, 8) или удовлетворительная (большинство отметок 4, 5, 6), так как в Республике Беларусь принята 10-балльная система оценок.
Процедура. Эмпирические данные собирались через Интернет с помощью гугл-форм при участии психологов соответствующих учреждений образования. Исследование было анонимным и добровольным, предварительно было получено согласие родителей подростков или их официальных опекунов. Процедура сбора данных занимала до 30 минут. Данные, собранные в ходе выполнения проекта, представлены в репозитории психологических исследований и инструментов Московского государственного психолого-педагогического университета RusPsyDATA [7]. Данные для сравнения с российской выборкой также взяты из базы данных репозитория психологических исследований и инструментов Московского государственного психолого-педагогического университета RusPsyDATA [18].
Статистический анализ включал описательную статистику; эксплораторный и конфирматорный факторный анализ и вычисление альфы Кронбаха для проверки внутренней согласованности и структуры опросника; корреляционный анализ и многофакторный дисперсионный анализ для проверки внешней валидности.
Результаты и обсуждение
Для проверки психометрических свойств опросника использовалась версия, включающая три шкалы по четыре пункта (табл. 1). Шкалы представляют собой три стороны проявления настойчивости: Шкала 1. Настойчивость в достижении целей; Шкала 2. Настойчивость в преодолении трудностей; Шкала 3. Неуместная настойчивость.
Результаты проверки внутренней согласованности опросника приведены в табл. 2. Они показывают, что две шкалы (Настойчивость в достижении целей и Настойчивость в преодолении трудностей) обладают очень хорошей надежностью (альфы Кронбаха > 0,75). Более низкие показатели надежности получились для шкалы неуместной настойчивости, хотя они находятся в приемлемом диапазоне [9, с. 235]. Проблематичным вопросом оказался вопрос 3 («Иногда я ловлю себя на том, что продолжаю что-то делать, даже если это бессмысленно»), который не коррелирует с суммой других вопросов по данной шкале и при удалении которого альфа Кронбаха увеличивается. Тем не менее, так как этот вопрос не показал никаких проблем на российской выборке [13], то решено было оставить его в методике.
Результаты конфирматорного факторного анализа подтверждают соответствие трехфакторной структуры полученным данным: CMIN/DF = 3,99; SRMR = 0,056; GFI = 0,92; IFI = 0,93; TLI = 0,91; CFI = 0,93; RMSEA = 0,084 [0,072; 0,096]. Из всех показателей соответствия неприемлемым является только показатель RMSEA, что говорит о хорошей внутренней согласованности методики.
Для проверки инвариантности методики был проведен мультигрупповой факторный анализ. Его результаты (табл. 3) показывают, что методику можно считать инвариантной относительно страны проживания респондента, пола и возрастной группы. Только в одном случае показатель D CFI превысил порог 0,01 (для метрической инвариантности по стране проживания), но при этом остальные показатели (D RMSEA и D SRMR) говорят о хорошей инвариантности. Сходное функционирование различных психодиагностических инструментов на российской и белорусской выборке наблюдается и в других работах (см., например, [22] и [6], [11, 12] и [19]).
Таблица 1. Текст опросника «Шкала настойчивости»
|
Инструкция: Как ты обычно себя ведешь в разных ситуациях? Для каждого приведенного ниже утверждения укажи степень своего согласия или не согласия. Отвечая, подумай о своем поведении в целом, а не о том, каким, по твоему мнению, ты должен или хочешь быть. Здесь нет правильных или неправильных ответов, поэтому, пожалуйста, отвечай честно. Варианты ответа 1 – совершенно не согласен 2 – не согласен 3 – скорее не согласен, чем согласен 4 – когда как 5 – скорее согласен, чем не согласен 6 – согласен 7 – совершенно согласен |
|
|
1. Меня можно назвать целеустремленным человеком |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
2. Я терпеливо изучаю что-то новое, пока не пойму суть |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
3. Иногда я ловлю себя на том, что продолжаю что-то делать, даже если это бессмысленно |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
4. Я всегда достигаю своих целей |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
5. Несмотря на трудности, я настойчиво продолжаю действовать, пока не решу проблему |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
6. Я буду продолжать пытаться что-то делать, даже если знаю, что мои действия бесполезны |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
7. Фраза: «Кто стремится, тот добьется» - это про меня |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
8. Мой девиз «Терпение и труд все перетрут» |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
9. Ничто не заставит меня изменить свое мнение |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
10. Я могу долго сохранять интерес к делу, которое надо завершить |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
11. Люди гораздо чаще терпят неудачу из-за недостатка настойчивости, чем из-за недостатка таланта |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
12. Я до конца отстаиваю свое мнение в споре |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
Для всех шкал считаются суммы баллов: Шкала 1. Настойчивость в достижении целей = В1+В4+В7+В10 Шкала 2. Настойчивость в преодолении трудностей = В2+В5+В8+В11 Шкала 4. Неуместная настойчивость = В3+В6+В9+В12 |
|
Таблица 2. Показатели внутренней согласованности шкал опросника (N=425)
|
Вопрос |
Среднее при удалении пункта |
Стандартное отклонение при удалении пункта |
Корреляция пункта с суммой других пунктов по шкале |
Альфа Кронбаха при удалении пункта |
|
Шкала 1. Настойчивость в достижении цели α Кронбаха = 0,80; коэффициент расщепления Гутмана = 0,80 |
||||
|
1. Меня можно назвать целеустремленным человеком |
14,14 |
3,68 |
0,66 |
0,72 |
|
4. Я всегда достигаю своих целей. |
14,63 |
3,68 |
0,66 |
0,72 |
|
7. Фраза: «Кто стремится, тот добьется» - это про меня |
14,32 |
3,97 |
0,43 |
0,83 |
|
9. Я могу долго сохранять интерес к делу, которое надо завершить. |
14,34 |
3,66 |
0,68 |
0,70 |
|
Шкала 2. Настойчивость в преодолении трудностей α Кронбаха = 0,79; коэффициент расщепления Гуттмана = 0,82 |
||||
|
2. Я терпеливо изучаю что-то новое, пока не пойму суть |
15,04 |
3,48 |
0,58 |
0,73 |
|
5. Несмотря на трудности, я настойчиво продолжаю действовать, пока не решу проблему. |
14,84 |
3,37 |
0,65 |
0,70 |
|
10. Мой девиз «Терпение и труд все перетрут». |
14,90 |
3,33 |
0,69 |
0,67 |
|
12. Люди гораздо чаще терпят неудачу из-за недостатка настойчивости, чем из-за недостатка таланта. |
14,83 |
3,50 |
0,45 |
0,80 |
|
Шкала 3. Неуместная настойчивость α Кронбаха = 0,50; коэффициент расщепления Гуттмана = 0,60 |
||||
|
3. Иногда я ловлю себя на том, что продолжаю что-то делать, даже если это бессмысленно |
13,91 |
3,41 |
-0,04 |
0,69 |
|
6. Я буду продолжать пытаться что-то делать, даже если знаю, что мои действия бесполезны. |
13,54 |
2,77 |
0,46 |
0,24 |
|
8. Ничто не заставит меня изменить свое мнение |
13,02 |
2,85 |
0,44 |
0,27 |
|
11. Я до конца отстаиваю свое мнение в споре |
12,98 |
2,92 |
0,37 |
0,34 |
Таблица 3. Анализ инвариантности модели опросника «Шкала настойчивости» (объединенная выборка РБ и РФ, N=2137)
|
Инвариантность |
χ2 (df) |
CFI |
RMSEA |
SRMR |
Δχ2 (Δdf) |
Δ CFI |
Δ RMSEA |
Δ SRMR |
|
Страна |
||||||||
|
Конфигурационная |
783,8* (102) |
0,936 |
0,056 |
0,0477 |
- |
- |
- |
- |
|
Метрическая |
938,9* (111) |
0,922 |
0,059 |
0,0524 |
155,2* (9) |
0,014 |
0,003 |
0,005 |
|
Скалярная |
1055,4* (120) |
0,912 |
0,060 |
0,0533 |
116,5* (9) |
0,010 |
0,001 |
0,001 |
|
Пол |
||||||||
|
Конфигурационная |
712,7* (102) |
0,939 |
0,053 |
0,0449 |
- |
- |
- |
- |
|
Метрическая |
727,2* (111) |
0,939 |
0,051 |
0,0470 |
14,5 (9) |
<0,001 |
0,002 |
0,002 |
|
Скалярная |
761,2* (120) |
0,936 |
0,050 |
0,0471 |
34,0* (9) |
0,003 |
-0,001 |
<0,001 |
|
Возраст |
||||||||
|
Конфигурационная |
752,9* (153) |
0,940 |
0,043 |
0,0542 |
- |
- |
- |
- |
|
Метрическая |
779,0* (171) |
0,939 |
0,041 |
0,0571 |
26,2 (18) |
0,001 |
0,002 |
0,003 |
|
Скалярная |
828,6* (189) |
0,936 |
0,040 |
0,0574 |
49,6* (18) |
0,003 |
-0,001 |
<0,001 |
Примечание: группы по стране проживания N1 = 425 (Республика Беларусь), N2 = 1718 (Российская Федерация);
группы по полу N1 = 987 (мальчики), N2 = 1156 (девочки);
группы по возрасту N1 = 735 (12-13 лет), N2 = 941 (14-15 лет); N3 = 461 (16-18 лет)
* p < 0,01
Описательная статистика по шкалам опросника «Шкала настойчивости для подростков» для белорусской выборки приведена в табл. 4. Однофакторный дисперсионный анализ показал, что между шкалами существуют статистически значимые различия c достаточно большой величиной эффекта (F(2, 848)=64,927; p<0,0001; h2=0,13). Самые высокие значения получились по шкале «Настойчивости в преодолении трудностей», более низкие значеняи – по шкале «Настойчивости в достижении целей» (апостериорный критерий Тьюки, p=0,0002), и еще более низкие значения – по шкале «Неуместной настойчивости» (апостериорный критерий Тьюки, p<0,0001).
Таблица 4. Описательная статистика и корреляции для шкал опросника «Шкала настойчивости для подростков» (N=425)
|
Шкала |
Описательная статистика |
Корреляции |
||||
|
M±s |
Me [LQ; UQ] |
A |
E |
Ш2 |
Ш3 |
|
|
Ш1. Настойчивость в достижении цели |
19,15±4,84 |
19 [16; 22] |
-0,15 |
0,23 |
0,79* |
0,48* |
|
Ш2. Настойчивость в преодолении трудностей |
19,87±4,41 |
20 [16; 23] |
-0,36 |
0,74 |
|
0,60* |
|
Ш3. Неуместная настойчивость |
17,81±3,70 |
17 [16; 20] |
0,14 |
1,88 |
|
|
Примечание: М – среднее значение; s – стандартное отклонение; Me – медиана; LQ – нижний квартиль; UQ – верхний квартиль; А – асимметрия (стандартная ошибка асимметрии = 0,12); Е – эксцесс (стандартная ошибка эксцесса = 0,24); * – статистически значимые коэффициенты корреляции, р<0,001.
Возрастные и половые различия в проявлении различных сторон настойчивости оказались невелики (табл. 5). Главный эффект переменной Пол и взаимодействие переменных Пол и Шкалы методики статистически незначимы, что говорит о том, что показатели настойчивости не различаются у респондентов женского и мужского пола.
Таблица 5. Результаты двухфакторного дисперсионного анализа для проверки половых и возрастных различий по шкалам опросника «Шкала настойчивости для подростков» (N=425)
|
Эффект |
Степени свободы df |
F, эмпирическое значение критерия |
p, уровень статистической значимости |
Частная эта-квадрат |
|
Сравнение мальчиков и девочек по шкалам методики |
||||
|
Пол |
1 |
0,13 |
0,7152 |
0,00 |
|
Ошибка |
423 |
|
|
|
|
Шкала методики |
2 |
63,90 |
<0,0001 |
0,13 |
|
Шкала методики * Пол |
2 |
0,13 |
0,8770 |
0,00 |
|
Ошибка |
846 |
|
|
|
|
Сравнение групп разного возраста по шкалам методики |
||||
|
Возраст (группа) |
2 |
4,58 |
0,0107 |
0,02 |
|
Ошибка |
416 |
|
|
|
|
Шкала методики |
2 |
48,54 |
<0,0001 |
0,10 |
|
Шкала методики * Возраст (группа) |
4 |
2,50 |
0,0412 |
0,01 |
|
Ошибка |
832 |
|
|
|
Главный эффект переменой Возрастная группа и взамодействие переменных Возраст и Шкала методики хотя и статистически значимы, но обладают очень слабой выраженностью (h2=0,01 и 0,02). В это же время главный эффект переменной Шкала методики статистически значим и ярко выражен в обоих случаях (h2=0,13 и h2=0,10). Такие результаты можно интерпретировать как подтверждние усиления настойчивости с возрастом, что согласуется с результатами, полученными на российской выборке [13]. Тем не менее, небольшая выборка (по сравнению с российской) и неравномерное количество участников исследования в разных группах не дают возможности сделать однозначнные выводы.
Нормативные значения по субшкалам методики для двух возрастных групп (12-15 лет и 16-18 лет) представлены в табл. 6 (низкий уровень – значения менее нижнего квартиля по субшкале, высокий уровень – значения более верхнего квартиля по субшкале).
Таблица 6. Нормы по субшкалам Шкалы настойчивости для подростков разного возраста
|
Уровень |
Ш1. Настойчивость в достижении целей |
Ш2. Настойчивость в преодолении трудностей |
Ш3. Неуместная настойчивость |
|
12-15 лет (N=285) |
|||
|
Низкий |
4-15 баллов |
4-15 баллов |
4-15 баллов |
|
Средний |
16-22 баллов |
16-22 баллов |
16-20 баллов |
|
Высокий |
23-28 баллов |
23-28 баллов |
21-28 баллов |
|
16-18 лет (N=134) |
|||
|
Низкий |
4-16 баллов |
4-17 баллов |
4-15 баллов |
|
Средний |
17-23 баллов |
18-24 баллов |
16-20 баллов |
|
Высокий |
24-28 баллов |
25-28 баллов |
21-28 баллов |
Для проверки валидности Шкалы настойчивости для подростков были посчитаны корреляции между субшкалами методики и шкалами методики «Шкала удовлетворенности жизнью» (ШУДЖИ). Предполагается, что настойчивость должна коррелировать с показателями психологического благополучия и удовлетворенности жизнью [8]. Действительно, коррелционные связи Шкалы настойчивости и методики ШУДЖИ показывают, что настойчивость в достижении цели и настойчивость в преодолении трудностей довольно сильно коррелирует с удовлетворенностью подростков разными аспектами их школьной жизни (табл. 7). Особенно сильные связи получились для шкалы «Я сам». Неуместная настойчивость слабее связана со всеми показателиями методики ШУДЖИ. Полученные связи аналогичны результатам, рассчитанным для российской выбоорки, что говорит в пользу валидности методики.
Таблица 7. Корреляции субшкал Шкалы настойчивости и ШУДЖИ (N=425, все коэффициенты корреляции статистически значимы)
|
Шкалы ШУДЖИ |
Шкала настойчивости |
||
|
Настойчивость в достижении цели |
Настойчивость в преодолении трудностей |
Неуместная настойчивость |
|
|
Семья |
0,43 |
0,44 |
0,19 |
|
Школа |
0,32 |
0,34 |
0,19 |
|
Учителя |
0,31 |
0,33 |
0,21 |
|
Я сам |
0,53 |
0,50 |
0,19 |
|
Друзья |
0,35 |
0,37 |
0,12 |
Для проверки взаимосвязи между успеваемостью и настойчивостью был проведен двухфакторный дисперсионный анализ, в котором факторами выступили Успеваемость и Субшкалы Шкалы настойчивости. Сравнивались две контрастные группы – с отличной успеваемостью (большинство отметок 7, 8 и 9) и удовлетворительной успеваемостью (большинство отметок 4, 5 и 6). Взаимодействие первого порядка оказалось статистически значимым, а величина эффекта – существенной: F(2, 422) = 20,96; p<0,0001; h2 = 0,09, следовательно, ученики с разной успеваемостью обладают различной структурой настойчивости. Результаты приведены на рис.
Рис. . Средние значения по субшкалам Шкалы настойчивости для учеников с разной успеваемостью (вертикальные отрезки обозначают 95% доверительный интервал)
У слабоуспевающих учеников все субшкалы методики не различаются между собой и имеют значения, близкие к 16-17 баллам, то есть в среднем на все пункты даются ответы «когда как», что свидетельствует о недостаточной настойчивости (рис.). Хорошо успевающих учеников отличает большой разброс в значениях шкал: наиболее выражены настойчивость в достижении цели и настойчивость в преодолении трудностей, самые низкие значения наблюдаются по шкале неуместной настойчивости. При этом различия между группами статистически значимы по настойчивости в достижении цели (апостериорный критерий Тьюки, р<0,0001) и по настойчивости в преодолении трудностей (апостериорный критерий Тьюки, р<0,0001), а по неуместной настойчивости различий нет (апостериорный критерий Тьюки, р=0,88.)
Заключение
Результаты исследования показывают, что предлагаемая методика (Шкала настойчивости) обладает хорошей внутренней согласованностью и инвариантна относительно пола респондентов, возраста и страны проживания (Российская Федерация / Республика Беларусь). Валидность Шкалы настойчивости подтверждается ожидаемыми корреляционными связями со шкалами методик «Шкала удовлетворенности жизнью» (ШУДЖИ). О валидности Шкалы настойчивости говорят и полученные различия между группами учеников с разной успеваемостью: более высокие показатели настойчивости в достижении цели и настойчивости в преодолении трудностей у хорошо успевающих учеников. Различий по неуместной настойчивости не выявлено. Шкала настойчивости может быть использована для индивидуальных исследований для выстраивания практики психологической помощи.
