Цифровая поддержка процесса обучения в скрипичном образовании
Аннотация
Рассмотрена проблема междисциплинарных связей при обучении игре на скрипке в детской музыкальной школе. Обозначены пути её решения посредством цифрового сопровождения учебного процесса. Представлена методология разработки цифрового образовательного контента в сфере скрипичного образования. Предложен формат онлайн-встреч с великими музыкантами. Перечислены базовые компоненты онлайн-встреч и изложена методология их разработки – приведены соответствующие алгоритмы для флипбуков, навигаторов и видеороликов. Описан опыт внедрения в педагогическую практику. Изложены перспективы распространения на другие предметные области в целях популяризации творчества выдающихся музыкальных деятелей и приобщения обучающихся к мировому культурному наследию. Приведенные в статье разработки предоставляют обучающимся интересные и интерактивные онлайн-инструменты, позволяющие в лаконичной и доступной для современных детей форме культурно развиваться и просвещаться. Область применения: детские музыкальные школы и детские школы искусств. Цель внедрения в образовательный процесс: формирование целостной творческой личности, воспитание музыкального вкуса и пробуждение любви к музыке.
Общая информация
Ключевые слова: музыкальная школа, скрипичное образование, встреча, деятельность онлайн, навигатор по модулю
Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Тюльпинова Г.И. Цифровая поддержка процесса обучения в скрипичном образовании // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 223–231.
Полный текст
Введение
В процессе обучения игре на скрипке в музыкальной школе ученик, помимо учебного предмета «Специальность (Скрипка)», изучает целый комплекс других учебных дисциплин: «Музыкальная литература», «Сольфеджио», «Фортепиано» и т.д. Однако учебные планы этих дисциплин далеко не всегда согласованы со специальностью. Отсутствие методологически выверенной увязки этих предметов со специальностью приводит к тому, что каждый из них становится специализированным, самостоятельным и педагогически полностью оторванным от специальности, что крайне негативно сказывается на образовании юных скрипачей.
Классическим примером несогласованности преподавания учебных предметов и полного отсутствия междпредметных связей является «Музыкальная литература»: складывается абсолютно парадоксальная ситуация – дети, изучая данный предмет на протяжении нескольких лет, абсолютно ничего не знают ни о скрипичном искусстве, ни о скрипичном исполнительстве. Хотя по своей сути «Музыкальная литература» призвана и должна знакомить детей с историей музыки, но сведения по истории струнно-смычковой культуры в этой дисциплине отсутствуют полностью, поскольку курс «Музыкальной литературы» в основном посвящён изучению симфонической, оперной и хоровой музыки, а также фортепианной литературы. В результате на плечи педагога-скрипача (педагога по «Специальности», а не по «Музыкальной литературе») фактически ложатся обязанности ещё и педагога по «Музыкальной литературе»: знакомить детей с педагогическими взглядами выдающихся музыкантов-скрипачей, их творчеством, стилевыми особенностями, поскольку из учебного предмета «Музыкальная литература» они этих сведений не получат. В поле зрения ученика обязательно должны быть элементы методических поисков выдающихся скрипачей. Отсутствие такой работы сразу резко снижает как уровень музыкального интеллекта учащихся, так и степень мотивации их труда. Конечно, для решения обозначенной проблемы можно порекомендовать изучение детьми классических трудов по истории скрипичного искусства и исполнительства, но вряд ли это будет иметь какой-то положительный эффект, так как эти фундаментальные объёмные труды написаны в достаточно серьёзном, научном стиле и рассчитаны на взрослого читателя, а не на детей в возрасте от 6 до 15 лет, составляющих 90% контингента учащихся музыкальной школы. Поэтому перед современным педагогом-скрипачом встаёт задача: как в лаконичной и доступной для современных детей форме познакомить их с историей скрипичного исполнительства? Как пробудить интерес к творчеству великих скрипачей?
В этой связи для решения поставленной задачи весьма актуальной становится разработка цифровых учебных материалов, которые будут интересны юным музыкантам, помогут живее представить образы выдающихся деятелей искусства, понять, что великие скрипачи – тоже люди, и, вдохновившись примером их творчества – поверить в себя. Учитывая статус детских музыкальных школ как первой ступени трехуровневой системы подготовки творческих кадров [6], с одной стороны, и сохраняющийся дефицит современных учебных материалов [4], с другой стороны, цифровое сопровождение музыкального образования сегодня становится особенно значимым.
Методы
Автором настоящей статьи в качестве цифрового инструментария поддержки учебного процесса предлагается формат онлайн-встреч с великими скрипачами. При этом каждый разрабатываемый цикл онлайн-встреч должен включать следующие компоненты: 1) озвученные видеоролики с аудиосопровождением; 2) онлайн-флипбуки с видео- и аудиоэффектом перелистывания страниц; 3) онлайн-навигаторы для доступа к флипбукам; 4) компьютерные онлайн-игры с видео- и аудиоэффектами. Каждой из перечисленных составляющих отводится определённая роль: задача видеороликов заключается в своего рода рекламировании той или иной встречи, флипбуки знакомят читателя со смысловым содержанием, навигаторы позволяют легко перемещаться от флипбука к флипбуку, а обратная связь реализуется в формате компьютерных игр.
Подготовительный этап при разработке онлайн-встреч включает подбор контента (текст, ноты, аудио-, видео- и фотоматериал) и разработку дизайна флипбуков, навигаторов и видеороликов (с учётом эргономических требований и единства стилевого, шрифтового и цветового оформления, с одной стороны, и «клипового» мышления современных детей, с другой стороны) [1-3, 5, 7].
Методология разработки одной онлайн-встречи включает три этапа (рис. 1а): 1) разработка серии флипбуков, объединённых тематикой онлайн-встречи; 2) подготовка навигатора по разработанной серии флипбуков; 3) создание видеоролика.
Рис. 1. Алгоритм разработки онлайн-встречи и её компонентов
Выбор именно формата флипбука обусловлен тем, что он заинтересовывает детей наличием трёхмерного эффекта перелистывания страниц со звуком «шелеста и хруста» переворачивающейся страницы – дети готовы часами перелистывать такого рода публикации. При разработке флипбука особое внимание следует уделить дизайну обложки, дизайну фонового оформления разворотов, а также шрифтовому оформлению.
Методология разработки одного флипбука включает (рис. 1б): 1) подготовку обложки в рисуночном формате с последующей конвертацией в pdf-формат; 2) подготовку контента в текстовом редакторе с последующей конвертацией в pdf-формат; 3) слияние полученных pdf-файлов в единый файл; 4) размещение на облачном сервере www.calameo.com, выполняющем автоматическую онлайн-конвертацию pdf-формата в флипбук.
Методология разработки навигатора по серии флипбуков включает (рис. 1в): 1) подготовку навигатора в рисуночном формате с последующей конвертацией в pdf-формат; 2) размещение на облачном сервере www.calameo.com; 3) добавление на кнопки навигатора гиперссылок, открывающих флипбуки.
Навигатор не предполагает заранее спланированную и запрограммированную последовательность нажатия на кнопки – дети по своему личному выбору нажимают на кнопки (которые можно стилизовать, например, под ноты) и, открывая тот или иной флипбук, сами становятся субъектом познавательного процесса.
Методология разработки видеоролика включает (рис. 1г): 1) подготовку презентации встречи с последующей конвертацией в видеоформат; 2) подготовку закадрового текста с последующим озвучиванием виртуальным диктором (обученным нейросетью и генерирующим речь, которая звучит так, будто говорит реальный человек); 3) наложение получившихся аудио- и видеотреков друг на друга с добавлением музыкального сопровождения; 4) размещение на облачном сервере cloud.mail.ru.
Видеоролик, выполняя роль профайла встречи, должен состоять из трёх частей: вводная часть (титульные открывающие слайды), основная часть (стилизованная, например, для всех встреч, кроме последней, под старинный фотоальбом, а для последней встречи – под фотоплёнку воспоминаний о предыдущих встречах), заключительная часть (навигатор, флипбуки, их развороты, QR-код навигатора).
Методология разработки компьютерных онлайн-игр включает: 1) подготовку вопросов и ответов в текстовом, рисуночном и аудиоформате; 2) конструирование игр на облачном сервере wordwall.net, позволяющем генерировать красочный и динамичный интерактив.
Результаты
В соответствии с предложенной методологией автором настоящей статьи в честь отмечающегося в 2024 году 180-летия скрипача-виртуоза Пабло де Сарасате разработан цикл онлайн-встреч с П. Сарасате (табл. 1):
- встреча первая «Пабло Мартин Мелитон де Сарасате-и-Наваскуэс 1844-1908» включает 6 флипбуков: «Глава I», «Глава II», «Глава III», «Глава IV», «Глава V», «Глава VI»;
- встреча вторая «Испанские танцы opus 21, 22, 23, 26, 1878, 1879, 1880, 1882» включает 8 флипбуков: «Тетрадь первая», «Тетрадь вторая», «Тетрадь третья», «Тетрадь четвёртая», «Четыре тетради», «Хитрость издателя», «Испанские сарсуэлы», «Играет Сарасате»;
- встреча третья «Цыганские напевы Zigeunerweisen opus 20» включает 8 флипбуков: «Шедевр Сарасате», «Zigeunerweisen opus 20», «Фридьеш Сарвади», «Бартгольф Зенфф», «Запутанная история», «Элемер Сентирмай», «Играет Сарасате», «Играет Коган»;
- встреча четвёртая «Наследие Сарасате. Музей дона Пабло. Памятник дону Пабло» включает 8 флипбуков: «Завещание дона Пабло», «Музей дона Пабло», «Памятник дону Пабло», «Наварра дона Пабло», «Памятник фото», «Памятник видео», «Музей фото», «Годы скитаний»;
- встреча пятая «Компьютерные онлайн-игры» включает 4 флипбука: «Угадай мелодию», «Кроссворд», «Волшебный полёт», «Магическая библиотека».
Таблица 1. Цикл онлайн-встреч
Наименование |
Видеоролик + Навигатор |
Встреча первая |
https://cloud.mail.ru/public/mXHs/LhiFmvDjM https://www.calameo.com/read/00720966593b08039e850 |
Встреча вторая |
https://cloud.mail.ru/public/2DcS/4SDdecmxN https://www.calameo.com/read/007209665616f11b7bbd7 |
Встреча третья |
https://cloud.mail.ru/public/3tWF/jf2ugsKeT https://www.calameo.com/read/00720966596feaf814193 |
Встреча четвёртая |
https://cloud.mail.ru/public/9ZRc/K4vDD1y9K https://www.calameo.com/read/007209665d034b4c2ecc2 |
Встреча пятая |
https://cloud.mail.ru/public/m5AY/QyLFHu8Ev https://www.calameo.com/read/007209665bdc164059f33 |
Разработанный цикл был внедрён в педагогическую практику автором настоящей статьи в период с января по май 2024 года в режиме дискретного (дозированного) предъявления обучающимся – одна встреча в месяц (первая – в январе, вторая – в феврале и т.д.). Погружение учеников в атмосферу искусства великого скрипача дало свои плоды: изменилась мотивация, повысился интерес к творческой деятельности, появилась готовность к решению исполнительских задач – дети предложили подготовить концерт скрипичной музыки, который состоялся в нашей школе 23 мая 2024 года и имел большой успех: в программе прозвучало свыше тридцати скрипичных номеров, как сольных, так и в составе ансамбля скрипачей.
Обсуждение
Описанные в днной статье цифровые продукты, разработанные и реализованные автором в педагогической практике, могут быть рекомендованы к внедрению в учебный процесс детских музыкальных школ. Формат онлайн-встреч достаточно универсален и может быть распространён на другие предметные области в целях популяризации творчества выдающихся музыкальных деятелей и приобщения обучающихся к мировому культурному наследию. Предложенный вариант цифрового сопровождения образовательного процесса способствует формированию целостной творческой личности, воспитанию музыкального вкуса и пробуждению любви к музыке. Цифровое сопровождение учебного процесса не должно быть статичным – современные педагоги в непрерывном режиме должны разрабатывать всё новые и новые циклы онлайн-встреч, как можно больше увлекая детей искусством.
Литература
- Бородовская А.Ю. Когнитивный подход к дизайну мультимедийных электронных образовательных ресурсов (теоретический аспект) // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 10–12.
- Новикова Е.Ю. Когнитивные основы дизайна электронных учебных материалов // Научный альманах. 2016. № 3–2 (17). С. 246–250.
- Паралам А.Г., Акимова Л.Н. Анализ классификации и принципы разработки электронных учебных пособий // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2023. № 3 (41). С. 34–40.
- Распоряжение Правительства РФ «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» №678-р от 31.03.2022 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204040022 (дата обращения: 13.09.2024).
- Титовец Т.Е., Поздеева Т.В., Митрош О.И. Эргодизайн электронного учебника // Материалы международного конгресса по культурно-исторической психологии, посвященного памяти Ж.М. Глозман «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках» (г. Новосибирск, 15–17 ноября 2022 года). Новосибирск: НГПУ, 2022. С. 337–343.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201212300007 (дата обращения: 13.09.2024).
- Чмыхова Е.В., Давыдов Д.Г., Качалова Л.М. Когнитивная эргономика электронной образовательной среды // Научные труды Открытого гуманитарно-экономического университета: Сб. статей. М.: АНО ВО «ОГЭУ», 2019. Том 1. С. 194–203.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 84
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 47
Скачиваний
Всего: 73
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 45