Цифровой учет и эффективность льгот и преференций в Узбекистане

3

Аннотация

В статье рассматривается порядок ведения единого учета всех льгот и преференций, предоставленных в различных сферах в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, а также поручениями и решениями Президента или Правительства, и порядок определения необходимости их предоставления или отмены в будущем с использованием автоматизированных систем, технологий искусственного интеллекта и информационных платформ. В данной статье автор, эффективно используя имеющиеся ресурсы и учитывая зарубежный опыт, предлагает вести единый учет всех льгот и преференций, предоставленных в различных сферах в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, а также поручениями и решениями Президента или Правительства, посредством единой автоматизированной информационной системы и реестра, а также прогнозировать необходимость их предоставления или отмены в будущем.

Общая информация

Ключевые слова: социальные льготы, преференция, реестр доказательных практик, искусственный интеллект, Поручение президента, информационная система, цифровая платформа

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: материалы конференции

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-01-00001.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования научного руководителя проекта М.Х. Рустамбоева.

Для цитаты: Анорбоев А.У. Цифровой учет и эффективность льгот и преференций в Узбекистане [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2025): сб. статей VI Международной научно-практической конференции. 13—14 ноября 2025 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2025): Сollection of Articles of the VI International Scientific and Practical Conference. November 13–14, 2025. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2025. С. 29–40. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2025/contents/Anorboev (дата обращения: 05.12.2025)

Полный текст

Следует отметить, что по результатам анализа было установлено наличие прямых льгот в 519 законодательных актах, прямых преференций в 44 законодательных актах, а также положений, предусматривающих различные виды послаблений и льгот, в 4467 законодательных актах.

Однако возможности для полноценного мониторинга эффективности предоставляемых льгот и преференций с использованием цифровых решений пока не созданы.

Вместе с тем порядок предоставления льгот и преференций, установленный постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2018 года № ПП–3756 «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций»1 и другими нормативно-правовыми актами, не подвергается системному контролю, мониторинг в данной сфере не осуществляется.

Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП–158 утверждена Стратегия «Узбекистан – 2030»2, в цели 57 которой поставлена задача превратить страну в региональный «IT-HUB» посредством развития цифровых технологий. Кроме того, в соответствии с Соглашением Всемирной торговой организации о субсидиях и компенсационных мерах (ASCM) определена необходимость обеспечения справедливой конкуренции в международной торговле, устранения незаконных преимуществ за счет субсидий, а также обеспечения прозрачности государственной финансовой поддержки3.

В связи с этим в условиях необходимости удовлетворения неограниченных потребностей при ограниченных ресурсах, обеспечения рационального управления бюджетными средствами, а также для дальнейшего развития проводимых Главой государства реформ, имеет важное значение прекращение предоставления льгот и преференций в неэффективных направлениях, развитие эффективных сфер посредством расширения предоставляемых льгот и преференций, формирование единого реестра таких мер и определение степени их оправданности и эффективности на его основе.

Методы

Известно, что в США, Европейском союзе, Сингапуре, Канаде, Австралии, Бразилии, Норвегии, Эстонии и других странах создана возможность определения эффективности льгот и преференций с использованием технологий искусственного интеллекта.

В частности, в США Бюро правительственной отчетности (US Government Accountability Office — GAO)4 и Административно-бюджетное управление (Office of Management and Budget — OMB)5 с использованием алгоритмов искусственного интеллекта рассчитывают экономическую отдачу (ROI) налоговых льгот и субсидий. Например, проект “Data Analytics for Tax Expenditures” в режиме реального времени анализирует эффективность более чем 150 федеральных льгот6.

В системе GC InfoBase Канады финансовые последствия предоставления льгот и преференций отображаются в виде интерактивного отчёта. Модули искусственного интеллекта рассчитывают сценарии «what-if» и указывают лицам, принимающим решения, наиболее эффективные направления7.

В Сингапуре система «Fiscal AI»8, запущенная Министерством финансов в рамках программы «Smart Nation», автоматически оценивает с помощью искусственного интеллекта экономическое воздействие бюджетных расходов и налоговых льгот, обновляя данные в режиме реального времени9.

В Европейском союзе Европейская счетная палата (European Court of Auditors) и Генеральный директорат по бюджету Европейской комиссии (DG BUDG) используют систему искусственного интеллекта для расчёта отдачи от субсидий и льгот, а также для оценки степени их воздействия по секторам10.

В Австралии с помощью системы «Budget AI Modeller» прогнозируется экономическая эффективность льгот и преференций, а также определяется возврат инвестиций (ROI) по отраслям и регионам11.

Кроме того, для обеспечения точного учета льгот и преференций целесообразно вести их открытый реестр, что уже внедрено в ряде зарубежных стран. В частности,

В США Министерство финансов (US Department of the Treasury) ежегодно публикует полный перечень федеральных налоговых льгот (Tax Expenditures List), в котором для каждой льготы рассчитаны бюджетные потери12.

В Канаде Министерство финансов ведёт интерактивный реестр льгот и преференций (Tax Expenditures and Evaluations), а в ежегодном отчёте отражается их финансовое воздействие13.

В Европейском союзе Европейская комиссия ведёт базу данных обо всей государственной поддержке и преференциях (State Aid Register), где указываются время предоставления льготы, сектор, её стоимость и цель14.

В Бразилии федеральное правительство предоставляет реестр налоговых льгот через открытый портал (Benefícios Tributários da União)15.

В Австралии Министерство финансов ведёт полный отчёт по налоговым и таможенным льготам (Tax Expenditures and Insights)16.

В Южно-Африканской Республике Налоговая служба ежегодно публикует отчёт о льготах и их стоимости (Tax Expenditure Report)17.

В Министерстве финансов Японии ведётся полный реестр льгот, по каждой из которых даётся финансовая оценка18.

Кроме того, в развитых странах и объединениях созданы специализированные реестры для ведения учёта льгот и преференций. В частности: в США — Tax Expenditures List19, в Канаде — Tax Expenditures and Evaluations20, в Европейском союзе — State Aid Register21, в Великобритании — HMRC Tax Reliefs22, в Австралии — Tax Expenditures and Insights23, в Южной Африке — Tax Expenditure Report24, в Японии — Tax Expenditure Report25, в Бразилии — Benefícios Tributários da União26, в Чили — Informe de Gasto Tributario27, в Мексике — Beneficios Fiscales28, в Аргентине — Gasto Tributario29, в Нидерландах — Budget Memorandum Annex30, в Швеции — Tax Expenditures Report31, в Норвегии — Skatteutgifter32, в Финляндии — Tax Expenditure Report33, в Дании — Skatteudgifter34, в Германии — Subventionsbericht35, во Франции — Rapport sur les dépenses fiscales36, в Италии — Catalogo dei Sussidi37, в Республике Корея — Tax Expenditure Report38. Все они представляют собой платформы с открытыми реестрами.

Результаты

В настоящее время в Едином реестре информационных систем и ресурсов цифрового правительства установлено, что предоставление льгот и преференций в соответствующей сфере, отрасли или направлении отражается через 6 информационных систем. В частности, налажен обмен данными посредством следующих систем: «Реестр положительных экспертных заключений по льготируемым товарам» (ААТ)39, «Yashil imtiyoz» (АТ)40, «Agroplatforma» (АТ)41, «MedRefer” (ААТ) 42, база данных сертификатов43, а также «E-Imtiyoz» (ААТ)44.

Например, постановлением Кабинета Министров от 22 сентября 2021 года № 595 «О мерах по дальнейшему совершенствованию постановки на учет налогоплательщиков и упрощению порядка возмещения налога на добавленную стоимость» была внедрена автоматизированная информационная система «E-Imtiyoz». В данной системе создана возможность автоматической привязки налоговых льгот к кодам ТН ВЭД товаров и услуг, организациям и объектам, автоматической проверки, сопоставления и контроля сроков и размеров установленных налоговых льгот, автоматического формирования информации об организациях, воспользовавшихся налоговыми льготами, а также автоматической отправки сведений о действующих льготах в личный кабинет налогоплательщиков45.

Обсуждение

В этой связи следует отметить, что целесообразно осуществлять точный учёт льгот и преференций, предоставляемых законодательными актами, а также документами Президента и Правительства, посредством реестра в единой автоматизированной информационной системе, основанной на технологиях искусственного интеллекта. Ведение такого реестра позволит формировать в режиме реального времени следующую информацию:

  1. получать точную информацию о количестве, наименовании, стоимости (объёме), сроке действия льгот и преференций, а также о том, когда и на основании какого документа, каким категориям субъектов, в какой сфере, отрасли и направлении (секторе), для каких целей они были предоставлены;
  2. на основе точных данных проводить анализ достигнутых результатов (итогов) по каждой предоставленной льготе и преференции, а также определять пользу и ущерб для бюджета, включая бюджетные потери;
  3. проверять соответствие предоставленных льгот или преференций требованиям законодательства о предотвращении конфликта интересов у субъектов, их получивших;
  4. устанавливать, сохраняют ли субъекты, получившие льготу или преференцию, необходимые условия для её использования;
  5. обеспечивать прозрачность путём формирования открытого государственного бюджета;
  6. устанавливать государственный и общественный контроль над предоставляемыми льготами и преференциями;
  7. проверять и прогнозировать целесообразность предоставления дополнительных и новых льгот и преференций.

На основе именно этих данных появляется возможность с помощью технологий искусственного интеллекта вести точный учёт всех предоставленных льгот и преференций, определять степень их оправданности, а также устанавливать, можно или нельзя предоставлять дополнительные и новые льготы и преференции, что позволит систематизировать проводимые Главой государства реформы в данной сфере.

Исходя из этого, предлагается следующее:

  1. создать республиканскую рабочую группу из заинтересованных министерств и ведомств;
  2. после полного формирования состава рабочей группы реализовать следующие мероприятия:
  • в течение одного месяца провести ревизию льгот и преференций, предоставленных законодательными актами, а также актами Президента и Правительства;
  • в течение двух месяцев сформировать окончательный перечень всех выявленных льгот и преференций;
  • в течение трёх месяцев на основе сформированного единого перечня льгот и преференций составить итоговый список информационных систем, обеспечивающих ведение учёта льгот и преференций по соответствующим направлениям;
  • в течение четырёх месяцев представить в Администрацию Президента проект указа Президента Республики Узбекистан о порядке предоставления льгот и преференций и ведении их учёта, включающий:
  • утверждение положения о порядке предоставления льгот и преференций и определения их эффективности с использованием нормативных актов;
  • внедрение единой автоматизированной комплексной информационной системы «Имтиёзлар самарадорлиги», основанной на технологиях искусственного интеллекта и доступной для всех пользователей;
  • утверждение перечня информационных систем, подлежащих интеграции в единую систему «Имтиёзлар самарадорлиги»;
  • поручение заинтересованным министерствам и ведомствам по запросу Агентства статистики в течение двух месяцев после внедрения системы вводить необходимые данные;
  • финансирование системы «Имтиёзлар самарадорлиги» за счёт средств государственного бюджета, назначение Агентства статистики её владельцем, ООО «Uzinfocom» — оператором-единственным интегратором, специальные пользователи — государственные органы и организации, определённые законодательством в соответствующих сферах, отраслевых направлениях, а также широкая общественность и организации в качестве пользователей;
  • обеспечение ввода необходимых данных в систему Агентством статистики в течение 10 дней с даты принятия документа, предоставляющего льготу или преференцию;
  • обеспечение автоматического обновления данных в системе в режиме реального времени на основе информации специальных пользователей и ведения цифровых следов;
  • проведение пилотного определения эффективности льгот и преференций, предоставленных в сфере социальной защиты и банковско-финансовой сферы до 1 января 2026 года;
  • проведение пилотного определения эффективности льгот и преференций, предоставленных в сферах строительства, цифровизации, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения, образования, экономики, а также для молодежи и женщин до 1 марта 2026 года;
  • на основе результатов пилота внедрение цифрового мониторинга эффективности в остальных сферах, отраслях и направлениях;

создание в системе «Имтиёзлар самарадорлиги» следующих возможностей:

  • получение точной информации о количестве, наименовании, стоимости (объёме), сроке действия льгот и преференций, когда и на основании какого документа, каким категориям субъектов, в какой сфере, отрасли и направлении (секторе) и для каких целей они были предоставлены;
  • анализ достигнутых результатов по каждой льготе и преференции и оценка их пользы и ущерба для бюджета, включая бюджетные потери;
  • проверка соответствия субъектов, получивших льготы или преференции, требованиям законодательства о предотвращении конфликта интересов;
  • установление соблюдения субъектами, получившими льготы или преференции, необходимых условий для их использования;
  • обеспечение прозрачности путём формирования открытого государственного бюджета;
  • установление государственного и общественного контроля над предоставляемыми льготами и преференциями;
  • проверка и прогнозирование целесообразности предоставления дополнительных и новых льгот и преференций;
  • определение оправданности и эффективности существующих льгот и преференций;
  • формирование автоматических заключений, на основе выявленных данных с использованием искусственного интеллекта;
  • создание специальных чат-ботов и мобильного приложения системы для того, чтобы общественность могла просматривать, обсуждать и вносить предложения по предоставляемым льготам и преференциям;
  • автоматическая отправка уведомлений физическим и юридическим лицам о предоставленных льготах и преференциях через Единый интерактивный портал государственных услуг и портал электронных государственных услуг налоговых органов;
  • обеспечение информационной и кибербезопасности.

1 Ўзбекистон Республикаси Президентининг “Имтиёзлар ва преференциялар бериш тартибини тубдан такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида” 2018 йил 31 майдаги ПҚ–3756-сон қарори // URL: lex.uz – Ўзбекистон Республикаси Қонунчилик маълумотлари миллий базаси. (Дата обращения: 02.09.2025).

2 Ўзбекистон Республикаси Президентининг 2023 йил 11 сентябрдаги ПФ–158-сон Фармони билан тасдиқланган “Ўзбекистон – 2030” стратегияси // URL: lex.uz – Ўзбекистон Республикаси Қонунчилик маълумотлари миллий базаси. (Дата обращения: 02.09.2025).

3 URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/scm_e/subs_e.htm. (Дата обращения: 02.09.2025).

4 URL: https://www.gao.gov/. (Дата обращения: 02.09.2025).

5 URL: https://www.whitehouse.gov/omb/. (Дата обращения: 02.09.2025).

6 URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-031-63326-3_4. (Дата обращения: 02.09.2025).

7 URL: https://www.statcan.gc.ca/en/transparency-accountability/corporate-management-reporting/departmental-results-report/2023-2024. (Дата обращения: 02.09.2025).

8 URL: https://fiscal.ai/. (Дата обращения: 02.09.2025).

9 URL: https://www.edb.gov.sg/en/business-insights/insights/singapore-budget-2025-more-support-for-singapore-firms-to-tap-ai-solutions-financing.html. (Дата обращения: 02.09.2025).

10 URL: https://eurosai-it.org/news/newsletter/itwg-newsletter-2-2023/updates-from-itwg-members/eca-the-european-court-of-auditors-applies-generative-artificial-intelligence-to-audit. (Дата обращения: 02.09.2025).

11 URL: https://www.warp.dev/?utm_source=google&utm_medium=search&utm_campaign=segment_ai_dev_tools_other&utm_term=top%20ai%20tools&gad_source=1&gad_campaignid=22880547260&gbraid=0AAAAAoTBvvojdgFPOta2A0BzPp9fM86pu&gclid=Cj0KCQjw8KrFBhDUARIsAMvIApYXKYHWDJplu4-Pnh6qM4TTDpaoGCLwwfTW5apcANjQZQe1M34pWmEaAguHEALw_wcB. (Дата обращения: 02.09.2025).

12 URL: https://home.treasury.gov/policy-issues/tax-policy/tax-expenditures. (Дата обращения: 02.09.2025).

13 URL: https://www.canada.ca/en/department-finance/services/publications/federal-tax-expenditures.html. (Дата обращения: 02.09.2025).

14 URL: https://www.eftasurv.int/state-aid/state-aid-register. (Дата обращения: 02.09.2025).

15 URL: https://www.gov.br/receitafederal/pt-br/assuntos/orientacao-tributaria/beneficios-fiscais. (Дата обращения: 02.09.2025).

16 URL: https://treasury.gov.au/publication/p2025-607085. (Дата обращения: 02.09.2025).

17 URL: https://www.tradeint.com/product/countries-covered/?utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=countriescoverage&utm_term=south%20africa%20trade%20data&gad_source=1&gad_campaignid=21329082605&gbraid=0AAAAAqnMqxWzaE3XOrUepHqZ5H17nDWkM&gclid=Cj0KCQjw8KrFBhDUARIsAMvIApbHBaBfLDqrL0tBjjApqJ8edevZSahieaPeyxSJvOyMyiGESOaUuncaAmDeEALw_wcB. (Дата обращения: 02.09.2025).

18 URL: https://www.mof.go.jp/tax_policy/summary/tax_expenditure/index.html. (Дата обращения: 02.09.2025).

19 URL: https://home.treasury.gov/policy-issues/tax-policy/tax-expenditures. (Дата обращения: 02.09.2025).

20 URL: https://www.fin.gc.ca/taxexp-depfisc/ (Дата обращения: 02.09.2025).

21 URL: https://competition-policy.ec.europa.eu/state-aid/state-aid-register_en. (Дата обращения: 02.09.2025).

22 URL: https://www.gov.uk/government/statistics/hmrc-tax-expenditures-and-reliefs. (Дата обращения: 02.09.2025).

23 URL: https://treasury.gov.au/publication/p2022-295873. (Дата обращения: 02.09.2025).

24 URL: https://www.treasury.gov.za/. (Дата обращения: 02.09.2025).

25 URL: https://www.mof.go.jp/. (Дата обращения: 02.09.2025).

26 URL: https://www.gov.br/economia/pt-br. (Дата обращения: 02.09.2025).

27 URL: https://www.dipres.gob.cl. (Дата обращения: 02.09.2025).

28 URL: https://www.shcp.gob.mx/. (Дата обращения: 02.09.2025).

29 URL: https://www.argentina.gob.ar/. (Дата обращения: 02.09.2025).

30 URL: https://www.government.nl/. (Дата обращения: 02.09.2025).

31 URL: https://www.government.se/. (Дата обращения: 02.09.2025).

32 URL: https://www.statsbudsjettet.no/. (Дата обращения: 02.09.2025).

33 URL: https://vm.fi/. (Дата обращения: 02.09.2025).

34 URL: https://fm.dk/. (Дата обращения: 02.09.2025).

35 URL: https://www.bundesfinanzministerium.de/. (Дата обращения: 02.09.2025).

36 URL: https://www.impots.gouv.fr/. (Дата обращения: 02.09.2025).

37 URL: https://www.mef.gov.it/. (Дата обращения: 02.09.2025).

38 URL: https://www.moef.go.kr/. (Дата обращения: 02.09.2025).

39 URL: https://reestr.uz/projects/179?type=passport. (Дата обращения: 02.09.2025).

40 URL: https://reestr.uz/projects/1989?type=passport. (Дата обращения: 02.09.2025).

41 URL: https://reestr.uz/projects/1456?type=passport. (Дата обращения: 02.09.2025).

42 URL: https://reestr.uz/projects/1220?type=passport. (Дата обращения: 02.09.2025).

43 URL: https://reestr.uz/projects/410?type=passport. (Дата обращения: 02.09.2025).

44 URL: https://reestr.uz/projects/152?type=passport. (Дата обращения: 02.09.2025).

45 Вазирлар Маҳкамасининг “Солиқ тўловчиларни ҳисобга олишни янада такомиллаштириш ва қўшилган қиймат солиғининг ўрнини қоплаш тартибини соддалаштириш чора-тадбирлари тўғрисида” 2021 йил 22 сентябрдаги 595-сон қарори // URL:  lex.uz – Ўзбекистон Республикаси Қонунчилик маълумотлари миллий базаси. (Дата обращения: 02.09.2025).

Информация об авторах

Амириддин Улугбек угли Анорбоев, доктор юридических наук, Главный научный сотрудник, Институт законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан, Ташкент, Узбекистан, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-5355-8753, e-mail: a.anorboyev786@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 20
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7

 Скачиваний PDF

За все время: 3
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 23
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 7