Введение
Современный период можно назвать этапом развития креативной экономики, ядром которой являются творческие (креативные) индустрии, к которым относят: индустрии, основанные на историко-культурном наследии; индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства; индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях; индустрии, основанные на прикладном творчестве (Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрии в Российской Федерации», 2024). Особую актуальность развития данных отраслей стоит выделить в контексте сохранения, изучения и развития этнокультурного наследия России, а также привлечения молодежи к данному виду деятельности.
Неотъемлемую роль в происходящих процессах играет система образования, от которой требуется обеспечение подготовки специалистов, способных работать в условиях креативной экономики. Новые тенденции развития открывают возможности для внедрения в процесс подготовки современных специалистов актуальных образовательных стратегий, направленных на развитие творческого и инновационного мышления, предпринимательских навыков, а также формирование высокого уровня цифровой культуры. Во многом это достигается за счет реализации в вузе проектных и исследовательских форм обучения, в том числе с применением современных цифровых технологий.
Марийский язык является одним из миноритарных языков России, с целью сохранения и развития которого, в том числе в цифровом пространстве, предпринимается ряд мер. В данном контексте актуальной является разработка цифровых этнокультурных проектов, которые направлены на создание, внедрение или оптимизацию цифровых продуктов и решений в области марийского языка, литературы и культуры.
В силу того, что цифровые проекты по языку и литературе народа мари могут носить самый разнообразный характер, актуальным при их разработке может быть использование возможностей AI-дизайна на всех этапах проектной деятельности.
Под AI-дизайном будем понимать процесс создания визуального контента, при котором используются алгоритмы машинного обучения и аналитические методы для генерации множества вариантов дизайна на основе заданных ограничений и параметров при создании или редактировании творческих продуктов (ИИ в предметном дизайне, 2025). Важно добавить, что использование возможностей AI-дизайна в ходе проектной деятельности будет также способствовать формированию у обучающихся компетенций в части работы с технологиями искусственного интеллекта, что является одной из основных целей Национальной Стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 (Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490, 2024).
В настоящее время AI-дизайн становится важнейшим инструментом при разработке цифровых этнокультурных проектов благодаря предоставляемым возможностям генерации уникального визуального контента на основе исторических и этнографических данных.
Развитие генеративных моделей и технологий ИИ способствовало появлению сервисов, которые становятся дополнением к существующему инструментарию создания визуального контента в ходе разработки проектов. Технологии ИИ позволяют решать разнообразные практические задачи, например: создание макетов, подбор оптимальных сочетаний цветовых решений, обработка изображений, генерация изображений и т.д.
Технология AI-дизайна в ходе разработки цифровых проектов предоставляет широкие возможности на всех этапах проектной деятельности (Матросова, 2023).
Методы
В работе был использован комплекс методов исследования: теоретические (анализ нормативно-правовой базы, анализ психолого-педагогической и специальной литературы, классификация, обобщение, обоснование, синтез, сравнение); эмпирические (беседа, интервьюирование, наблюдение, экспертная оценка).
Результаты
В ходе разработки этнокультурных проектов технологии AI-дизайна дают возможность создания уникального этнокультурного контента в ходе разработки цифровых проектов (Токтарова и др., 2024).
Первый этап проектной деятельности представляет собой начальную стадию, включающую анализ предметной области, выявление актуальности проекта, формулирование его целей и задач. На данном этапе такие нейросети как QWEN (https://chat.qwen.ai/), Perplexity (https://www.perplexity.ai/), DeepSeek (https://chat.deepseek.com/), GigaChat (https://giga.chat/), YandexGPT (https://a.ya.ru) могут помочь в генерации концептуальных дизайнерских идей с учетом национального колорита, а также конкретизации проектного задания с учетом персонализированных требований определенной аудитории. ИИ может способствовать проведению дизайн-исследований, направленных на анализ современных тенденций и технологий визуализации и уместности их применения в этнокультурных проектах.
На данном этапе ИИ также может помочь в создании и выборе визуальных концепций для стилистического оформления этнокультурных с использованией нейросетей генерации изображений, таких как: QWEN (https://chat.qwen.ai/), Leonardo AI (https://leonardo.ai/), FabulaAI (https://fabula-ai.com/tools/art-generator), Шедеврум (https://shedevrum.ai/), генератор цветов Colormind (http://colormind.io/). На рис. 1 приведены примеры стайлбордов, сгенированных с использованием ИИ, которые могут быть использованы для подбора стилистик оформления будущих цифровых этнокультурных проектов.
Второй этап проектной деятельности включает в себя разработку календарного плана, распределение задач и полномочий между членами проектной группы, определение показателей эффективности реализации проекта, поиск, анализ и структурирование необходимой информации. Возможности AI-дизайна (Meshy AI (www.meshy.ai); Luma AI (https://lumalabs.ai/); Masterpiece Studio (https://masterpiecestudio.com/)) на данном этапе можно использовать в части проведения работ, связанных с эскизированием и моделированием будущих изображений разрабатываемого цифрового проекта, получения креативных сочетаний элементов, которые можно в дальнейшем использовать для создания моделей национальной одежды, локаций, героев и т.д. На рис. 2 приведен фрагмент работы сервиса Artbreeder (https://www.artbreeder.com/) для генерации эскизов национальной одежды для проекта.
Третий этап проектной деятельности характеризуется непосредственной реализацией проекта. В силу того, что цифровые этнокультурные проекты могут иметь различную специфику: иллюстрирование произведений литературы и фольклора, создание видео материалов, в том числе мультфильмов, образовательных платформ, интерактивных карт, интеллектуальных AI-ассистентов и т.д., то каждый тип проекта требует различных подходов в части разработки визуального оформления.
Так, в проектах, ориентированных на создание иллюстраций или видеоматериалов, в первую очередь, актуальным является использование нейросетей генерации и работы с графическим контентом: Кандинский 3.0 (https://www.sberbank.com/promo/kandinsky), Нейрохолст (https://neuro-holst.ru), Writerai (https://writerai.ru/user/dashboard), Limewire (https://limewire.com/), Leonardo AI (https://leonardo.ai/), Bing Image Creator (https://www.bing.com/create), FabulaAI (https://fabula-ai.com/tools/art-generator), Starryai (https://starryai.com/app/create). Их использование дает возможность генерации уникальных изображений этнокультурной направленности, в том числе трудно воспроизводимых вручную, ретуширования и улучшения качества существующих визуальных элементов, а также удаления дефектов на изображениях. На рис. 3 приведены примеры сгененированных изображений для иллюстрирования марийской сказки «Сереброзубая Пампалче» и карело-финского эпоса «Калевала».
Рис. 3. Фрагменты сгенерированных изображений для проектов
Также в ходе разработки визуальных элементов активно используются инструменты генерации видеоконтента, среди которых можно выделить Vidu (https://www.vidu.com/ru), Hailuo (https://hailuoai.video/), HeyGen (https://www.heygen.com), RunWay (https://runwayml.com/), Pika (https://pika.art/). Инструменты ИИ для генерации видео открывают огромные возможности в этнокультурных проектах — от сохранения и реконструкции традиций до создания новых художественных форм и образовательных форматов. Данные сервисы могут использоваться для генерации видеоконтента; создания анимации и моделирования объектов; улучшения качества видеоматериалов и цветокоррекции; восстановления некачественного видео. В проектах по марийскому языку и литературе это дает возможность реконструкции старинных национальных праздников, восстановления старых фотографий и хроники с помощью AI (цветокоррекция, анимация), «оживления» персонажей литературы и фольклора, создания анимаций и клипов по этническим мотивам, субтитров на разных языках малых народов. Сервисы генерации видео открывают возможности создания «национальных» цифровых аватаров, а также создания «живых» цифровых архивов народной культуры. На рис. 4 приведен фрагмент работы сервиса Vidu.
Среди цифровых проектов по марийскому языку и литературе выделяются проекты по созданию цифровых образовательных ресурсов. В связи с этим огромное значение имеют инструменты AI дизайна в веб-разработке. Данные возможности поддерживают такие конструкторы как Tilda AI (https://tilda.cc/ru/lp/ai/), Craftum AI (https://craftum.com/), Leia AI (https://heyleia.com/), Webwave AI (https://webwave.me/ai-website-builder), Redesignr Ai (https://redesignr.ai/), InstaWebAI (https://instawebai.com/), Mixo AI (https://www.mixo.io/) и т.д. Данные инструменты позволяют реализовать принципы UI/UX-дизайна, что особенно важно при разработке этнокультурных ресурсов с целью повышения заинтересованности целевой аудитории.
Четвертый этап проектной деятельности связан с проведением презентационных мероприятий по проекту. На данном этапе огромную роль играет разработка персонализированных рекламных и презентационных материалов. Помимо инструментов генерации графики, большое значение стоит уделить инструментам создания презентаций таким как: Slides all для гугл-презентаций (https://www.slidesai.io/ru), Presentsimple (https://app.presentsimple.ai/), Gamma (https://gamma.app), Prezo (https://prezo.ai/), GptForslides (https://www.gptforslides.app/). Интерес также представляют собой инструменты генерации инфографики, к примеру, Looka (https://looka.com/), Pictochart (https://piktochart.com/), Visme (https://www.visme.co/), Infogram (https://infogram.com/) и т.д. На рис. 5 приведен фрагмент работы сервисы Pictochart по генерации инфографики средствами ИИ.
Пятый этап проектной деятельности подразумевает проведение оценки соответствия созданного цифрового проекта требованиям качества, анктирования целевой аудитории, обработки результатов и формулировки выводов. В связи с этим особенно актуальным будет использование на данном этапе инструментов визуализации данных, к примеру: DataLab (https://www.datacamp.com/), Graphy (https://visualize.graphy), Akkio (https://app.akkio.com/).
Обсуждение
Таким образом, можно сказать, что использование AI-дизайна в цифровых этнокультурных проектах открывает широкие возможности, с одной стороны, для создания уникального визуального контента как в части сопровождения работ по проекту, так и в части содержательного наполнения продукта. С другой стороны, работа с ИИ-инструментами способствует формированию у студентов компетенций в области искусственного интеллекта, развитию креативного мышления и творческого подхода в решении задач.
Огромное значение AI-дизайна следует отметить в части сохранения, документирования и репрезентации этнокультурного наследия, персонализации контента для определенной аудитории. Кроме того, AI-дизайн способствует разработке интерактивных и погружных проектов, что является одним из ключевых факторов повышения мотивации к изучению марийского языка и культуры. Пользователей. Также важно выделить роль AI-дизайна в реализации межкультурного взаимодействия за счет сопоставления различных этнических элементов, выявления общих мотивов и формирования новых визуальных образов.