Платформа «Госуслуги» как цифровой образовательный ресурс в старшей школе на уроках обществознания

5

Аннотация

В статье представлены результаты исследования. База нашего исследования началась с анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, связанных с образованием и цифровыми образовательными ресурсами, а также исследования НАФИ за 2020 год. Нами было проведено исследование в виде анкетирования и решения ситуационных жизненных задач учащихся 10 класса, исходя из их ответов мы сделали вывод о неспособности обучающимися решить многие жизненные задачи. Исходя из этого нами была поставлена цель разработать методику изучения обществознания с использованием платформы “Госуслуги” в старших классах. Примером такого задания стала работа с платформой по теме налоги из курса обществознания за 9 класс.

Общая информация

Ключевые слова: Госуслуги, методика преподавания, обществознание, учитель, цифровые образовательные ресурсы

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Молчанов В.В. Платформа «Госуслуги» как цифровой образовательный ресурс в старшей школе на уроках обществознания [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2025): сб. статей VI Международной научно-практической конференции. 13—14 ноября 2025 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2025): Сollection of Articles of the VI International Scientific and Practical Conference. November 13–14, 2025. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2025. С. 212–221. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2025/contents/Molchanov (дата обращения: 05.12.2025)

Полный текст

В России развивается информационная инфраструктура и вводятся различные цифровые платформы в образовании. ФЗ-273 «Об образовании в РФ» (2012) в статье 18 предусматривает использование электронных образовательных ресурсов для реализации образовательных программ. При этом в перечне рекомендованных цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР) согласно приказу (Приказ Минпросвещения № 499, 2020) не входит платформа «Госуслуги». Однако умение использовать платформу дает возможность обучающимся решать ситуационные жизненные задачи (запись к врачу, подать заявление на смену паспорта и т.д.).

А.С. Коротеева в своей работе «Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности усвоения информации обучающимися» (Коротеева, Челпаченко, 2022) показывает, что использования ЦОР улучшает усвоение материала у учащихся. К такому же выводу приходит Д.А. Поляков в статье «Цифровые образовательные ресурсы в образовании» (Поляков, 2022) при этом, уточняя что не один ресурс, не способен заменить преподавателя и учебники. В разных работах платформу «Госуслуги» не рассматривали как один из видов ЦОР (Башарина, Мазикина, 2013; Понарина, Копченко, 2021; Поладов, 2024).

Практика показывает, что подрастающее поколение и взрослые не умеет пользоваться этой платформой и заказывать нужные услуги. В 2020 году было проведено исследования аналитического центра НАФИ (Треть россиян не умеют …, 2025), где сказано, что 31% населения считают, что их цифровых знаний и навыков недостаточно для работы с платформой «Госуслуги». Доступ школьников к госуслугам осуществляется с 14 лет, им нужно подтвердить аккаунт в центре обслуживания. Исходя из этого, нужно популяризировать платформу и учить пользоваться ею на уроках обществознания в 9 и 10 классах. С помощью платформы «Госуслуги» учащиеся смогут решать ситуационные жизненные проблемы, что будет соответствовать рекомендациям ФГОС. Цель нашего исследования выявить необходимость и возможность использования платформы «Госуслуги» на уроках обществознания в старшей школе. Методы исследования, которые мы использовали: анкета, метод ситуационных задач и мотивационно-диагностическая карта.

Было проведено исследование на базе школы «МАОУ Школа №5» Пермского края, г. Березники. Мы взяли 2 десятых класса. Группа А состоит из 18 человек, где 2 представителей мужского пола и 16 женского пола. В Группе Б 22 человека, 11 представителей мужского пола и 11 женского пола. Учащимся были выданы ситуационные задачи, которые можно решить различными способами. В целях исследования необходимо было выяснить, будут ли они использовать платформу «Госуслуги». Был выбран метод решения ситуационных задач, т.к. благодаря ему можно увидеть, как школьники смогут решить задачи, которые могут появиться у них в будущем. Работа началась с инструктажа. Мы объяснили, для чего работа, как решать задания, как записать ответы, как сдать ответы. Приведем несколько ситуаций.

Ситуация №1. Вызов врача на дом.

Михаилу 16 лет, его родители на работе. Он заболел, у него температура 38,6, болит горло и голова. Ему нужно вызвать врача.

Задание.

  1. Что нужно сделать Михаилу, что вызвать врача на дом? Приведите минимум 3 варианта решение данной проблемы.
  2. Напишите последовательность действий для каждого решения ситуации.

Ситуация №2. Оформление документов.

Виктории 17 лет, в школе у них собирают их данные для документов к ЕГЭ. В день, когда надо было принести документы, Виктория забыла их дома.

Задание.

  1. Как Виктория может сдать документы вовремя?
  2. Что нужно делать, чтоб не попасть в такую же ситуацию, как Виктория?

Ситуация №3. Поступление в ВУЗ.

Елена закончила школу и сдала ЕГЭ. В июле пришли все результаты ЕГЭ. Она набрала 265 баллов из 300. Елене надо подать заявление на поступление в несколько вузов.

Задание.

  1. Каким способом можно подать заявление ВУЗ?
  2. Во сколько вузов можно подать заявление на поступления?

Ситуация №4. Оплата счетов за ЖКУ.

Виталию 24 года. Он недавно приобрел квартиру. Прошло время и надо платить за ЖКУ.

Задание.

  1. Какими способами можно оплатить ЖКУ?
  2. Когда надо платить за ЖКУ?

Ситуация №5. Заказ справки о несудимости.

Дмитрию 18 лет. Он решил поработать вожатым. При этом, он получил уже корочку вожатого. Но, работодатель попросил у него справку о несудимости.

Задание.

  1. Как и где можно получить справку о несудимости?
  2. Какие еще документы могли попросить у Дмитрия?

Из представленных выше ситуаций можно увидеть, что все ситуации могут произойти с обучающимися. В структуре заданий есть определенная логика. Первый вопрос в задании всегда проверяет умение находить решения проблемы. Второй вопрос проверяет эрудированность обучающихся. При проверке ответов, встречаются первые проблемы. Один из учащихся на вопрос: как и где можно получить справку о несудимости ответил, что справку можно получить в суде. Другой ученик, на вопрос: когда надо платить за ЖКУ ответил, когда придут работники ЖКУ. Некоторые пропустили этот вопрос. Еще один интересный ответ был на вопрос: что такое диспансеризация. У некоторых школьников был пропущен. Из этого мы можем сделать вывод, что есть доля учеников старших классов, которые не знают значение слов, не знают где можно заказывать документы, не знают, как оплачивать ЖКУ.

На рис.1 представлены данные, в каких заданиях учащиеся писали одним из вариантов решения проблемы, может быть, платформа «Госуслуги». Мы видим, что в группе А ответов, связанных с платформой меньше, чем в группе Б. Стоит отметить, что группа А является гуманитарным классом. В свою очередь группа Б – инженерный класс.

Рис. 1
Рис.1. Данные об использовании платформы “Госуслуги” при решении ситуационных задач у двух групп

Можно заметить, что ситуация № 3 «Поступление в ВУЗ», ситуация № 5 «Заказ справки о несудимости» имеют равные доли упоминания платформы. Ситуация № 1 «Вызов врача на дом», Ситуация № 4 «Оплата счетов ЖКУ», Ситуация № 6 «Углубленная диспансеризация» показывают большой процент ответов с упоминанием платформы «Госуслуги». Стоит отметить, ситуация № 7 «Регистрация транспортного средства», ситуация № 10 «Выписка из ЕГРН» показывают низкие результаты упоминания платформы «Госуслуги» в обоих группах. Самое важное мы можем увидеть, что в инженерном классе показатели упоминания платформы выше, чем в гуманитарном.

Предполагается, что учащиеся инженерного класса лучше умеют работать с платформой «Госуслуги». Есть вероятность, что мужчины более активно пользуются платформой.

После решения ситуаций, учащихся опросили. Форма опроса – электронное анкетирование. Анкета состоит из 11 основных вопросов и 2 вопросов «паспортички». 1 вопрос дает информацию о том, к кому обращаются учащиеся при решении жизненных ситуаций; 2-4 вопросы – об удовлетворенности/неудовлетворенности использовании платформы «Госуслуги», 5-8 вопросы выявляют позицию обучающегося в использовании платформы «Госуслуги» на уроках обществознания, 9-11 вопросы дают данные о использовании/неиспользованию платформы на уроках обществознания учителем.

Рис. 2
Рис.2. Данные о том, к кому обращаются учащиеся при решении жизненных ситуаций в двух группах

На рис. 2 видно, что чаще всего обучающиеся, при решении жизненных ситуаций, ищут помощь, в первую очередь, у родителей, друзей и знакомых, ищут информацию в интернете. В меньшей степени, самостоятельно принимают решения, обращаются за помощью к учителю и используют законы.

Один из вопросов был, как часто учащиеся пользуются платформой «Госуслуги». 65% ответили раз в месяц и раз в пару месяцев. 20% ответили два раза в месяц, 12.5% ответили, что не пользуются платформой. Из этого следует вывод, что среди обучающихся платформа не востребована. Но, при этом у 97 %, имеется аккаунт. Большинство опрошенных считают, что умеют пользоваться платформой и считают ее удобной.

На вопрос, нужно ли обучающимся знать, как пользоваться платформой «Госуслуги» 39 человек ответили, что нужно. Также был поднят вопрос о том, можно ли использовать платформы в образовании, 33 человека считают, что нужно, 7 человек думают, что в этом нет необходимости. На вопрос, использовал ли учитель на уроках обществознания платформу, 85% опрошенных ответили, что использовал. При этом, только 2 человека ответили, что использовали платформу на теме налоги, 1 человек в теме образования и 1 человек упоминал семейное право. 36 человек же пропустили этот вопрос. Исходя из этого блока вопросов, можно сделать вывод, что учащиеся умеют пользоваться платформой, считают ее удобной, готовы с ней работать на уроках.

Последний вопрос был, какие разделы на платформе «Госуслуги», по вашему мнению, можно использовать при изучении предмета обществознания. Самые популярные ответы были разделы «Штрафы Налоги», «Семья», «Пенсия Пособия». Разделы «Регистрация Паспорт», «Справки Выписки», «Транспорт Права», «Образование Дети» выбирали меньше. Раздел «Здоровье» выбрали несколько человек.

Благодаря этим ответам можно понять, что обучающиеся хотели бы использовать платформу при изучении темы налоги, семья, права гражданина на пенсии и пособия. Также этот вопрос доказывает, что учащиеся хотят использовать платформу, как ЦОР.

Рис. 3
Рис.3. Данные о мнение учащихся использования разделов на платформе “Госуслуги” при изучении предмета обществознания

После проведения исследования можно выявить ряд рекомендаций по использованию платформы «Госуслуги» на уроках обществознания в старших классах. Для проведения такого урока надо определиться с темой. Возьмем на пример тему налоги. Сначала надо провести лекционное занятие. После его проведения можно провести практическое занятие на платформе. Первое, что есть в списке услуг на платформе, это получение налоговых уведомлений на «Госуслугах», благодаря этому разделу можно подключить уведомления и не забывать об уплате налогов. В этом же разделе есть запись на прием в Федеральную налоговую службу (ФНС). Тут же можно рассказать о ФНС, задачи, которые они выполняют и для чего обращаются в ФНС. 2-НДФЛ и 3-НДФЛ находятся в этом разделе, с ними познакомятся обучающиеся смогут на платформе, а также увидеть, как можно отправить декларацию 3-НДФЛ и узнать сведенья о доходах по форме 2-НДФЛ. В конце занятия можно задать фронтальные вопросы, которые могут быть связаны с знанием понятий, как казать услугу на платформе или для чего та или иная услуга. Благодаря такой работе, учащиеся смогут накопить нужный багаж знаний к взрослой жизни, лучше углубятся в тему и, возможно, появиться интерес к работе с платформой.

Стоит отметить, что, используя платформу, учитель может вывести свой аккаунт на экран, для демонстрации определенных разделов, при этом, учащиеся не обязаны показывать свои персональные данные. Учитель же, при демонстрации своего аккаунта, может скрыть свои персональные данные. При этом, основные услуги и разделы можно посмотреть, не входя в аккаунт.

Подводя итог, можно сказать, что платформу «Госуслуги» можно использовать, как цифровой образовательный ресурс на уроках обществознания. Стоит отметить, что для использования платформы, нужна подготовка, правильное использование платформы, техническое оборудование и заинтересованность учителя в подготовке учащихся к взрослой жизни. В свою очередь, именно работа с платформой улучшит функциональную грамотность обучающихся. При этом такие занятия будут соответствовать рекомендациям ФГОС.

Литература

  1. Башарина, О.В., Мазикина, И.В. (2013). Работа с Порталом государственных услуг Российской Федерации: метод. рекомендации. Челябинск: Чел. ИРПО.
  2. Коротеева, А.С., Челпаченко, Т.В. (2022). Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности усвоения информации обучающимися. Историко-педагогический журнал, 3, Статья 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-usvoeniya-informatsii-obuchayuschimisya-1 (Дата обращения: 25.06.2025).
  3. Об внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования: Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 499. (2020). URL: https://минобрнауки.рф/документы/13659 (Дата обращения: 05.04.2025).
  4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. (2012). М.: Официальное издание.
  5. Поладов, Ш. (2024). Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию. Молодой ученый, 506(7), 237—239. URL: https://moluch.ru/archive/506/111371/ (Дата обращения: 26.06.2025).
  6. Поляков, Д.А. (2022). Цифровые образовательные ресурсы в образовании. Scientific Leadership, 72(27), Article 2674. URL: https://scilead.ru/article/2674-tsifrovie-obrazovatelnie-resursi-v-obrazovani (Дата обращения: 26.06.2025).
  7. Понарина, Н.Н., Копченко, И.Е. (2021). Применение современных образовательных технологий в преподавании обществознания. В: Научная мысль: перспективы развития: материалы IX Международной научно-практической конференции и Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения Тамары Константиновны Донской (с. 140—144). Армавир: Армавирский государственный педагогический университет.
  8. Треть россиян не умеют пользоваться порталами госуслуг. (2025). URL: https://nafi.ru/analytics/tret-rossiyan-ne-umeyut-polzovatsya-portalami-gosuslug/ (Дата обращения: 25.06.2025).
    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (2021). М.: Рособрнадзор.

Информация об авторах

Вячеслав Вячеславович Молчанов, Студент Соликамского государственного педагогического института (филиал), Пермский Государственный Национальный Университет, Российская Федерация, e-mail: vvmolchanov.59@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 20
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7

 Скачиваний PDF

За все время: 5
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 25
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 8