МБОУ ОДПО «Центр развития образования» г.о. Самара (далее – Центр), в целях сопровождения работы по повышению эффективности использования сервисов ФГИС «Моя школа» и ИКОП «Сферум», провел в 2025 году 2 анкетирования, направленные на изучение мнений педагогических работников г.о. Самара по использованию цифровых платформ ФГИС «Моя школа» и ИКОП «Сферум»:
- анкетирование № 1 «Использование ФГИС «Моя школа» в учебно-воспитательном процессе» (для муниципальных общеобразовательных организаций г.о. Самара);
- анкетирование № 2 «Использование «ИКОП «Сферум» в учебно-воспитательном процессе (для муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, и организаций дополнительного образования детей г.о. Самара)».
Общая характеристика анкетирования представлена в таблице.
Таблица. Характеристика анкетирования
|
|
Анкета № 1 |
Анкета № 2 |
|
Тема анкетирования |
Использование ФГИС «Моя школа» в учебно-воспитательном процессе (для муниципальных общеобразовательных организаций г.о.Самара) |
Использование «ИКОП «Сферум» в учебно-воспитательном процессе (для муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, и организаций дополнительного образования детей г.о.Самара) |
|
Цель |
Изучение активности и проблемных вопросов в использовании педагогами сервисов «ФГИС «Моя школа» |
Изучение активности и проблемных вопросов в использовании педагогами сервисов «ИКОП «Сферум» |
|
Участники |
Педагогические работники муниципальных общеобразовательных организаций г.о.Самара |
Педагогические работники муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, и организаций дополнительного образования детей г.о.Самара |
|
Способ реализации |
Анонимное анкетирование участников проекта посредством заполнения онлайн-анкеты |
Анонимное анкетирование участников проекта посредством заполнения онлайн-анкеты |
Результаты анкетирования № 1 «Использование ФГИС «Моя школа» в учебно-воспитательном процессе» (для муниципальных общеобразовательных организаций г.о.Самара)
Всего в опросе приняли участие 2387 педагогических работников. Наибольшее число опрошенных – учителя-предметники (62,2%) и учителя начальных классов (29,2%). Из всех педагогов, принявших участие в опросе, указали, что пользуются сервисами ФГИС «Моя школа» в процессе работы – 2214 человек (92,8% от общего числа опрошенных).
Педагоги, использующие сервисы ФГИС «Моя школа» наиболее активно (3-4 раза в неделю и более) составляют 24,2% от общего числа педагогов, использующих данные сервисы. При этом, количество педагогов, которые используют указанные сервисы редко (1-2 раза в учебную четверть и 1-2 в учебном году) в совокупности составляют 21,3%.
Сервисы ФГИС «Моя школа» чаще всего применяются педагогами для организации работы на уроке и для коммуникации с участниками образовательного процесса.
Одним из наиболее наполненных сервисов платформы ФГИС «Моя школа» является сервис «Библиотека», который содержит готовые материалы для проведения уроков и внеурочных занятий. При этом, данным сервисом пользуются только 57,7% педагогов. Среди тех, кто использовал данный сервис, наибольшее число педагогов остались «скорее удовлетворены» им, но только 44,1% опрошенных указали, что никаких затруднений при использовании платформы у них не возникло. Наиболее частыми жалобами стали «нестабильное интернет-соединение» (28,2%) и «не работала / зависала платформа» (20,1%). Всего 48,3% опрошенных указали на данные недостатки. На недостаточную методическую подготовку по использованию материалов платформы обратили внимание только 3,8% опрошенных.
Также в ответе на открытый вопрос педагоги чаще всего отмечали следующие недостатки при работе с платформой: «отсутствие возможности использовать материалы, если возникли проблемы с интернетом. Хотелось бы какой-то кейс материалов для скачивания на этот случай», «в отсутствии технического оснащения в кабинете использование затруднительно», «недостаточный объем материалов по предмету», «затраты времени на изучение некоторых сервисов».
Министерством образования Самарской области поставлена задача «для осуществления коммуникаций между участниками образовательных отношений использовать ИКОП «Сферум», входящий в структуру сервисов ФГИС «Моя школа». Из всех опрошенных 89,7% используют данный сервис в работе.
Среди тех, кто использовал данный сервис, наибольшее число педагогов остались «скорее удовлетворены» им – 78,1%, при этом только 46,6% опрошенных указали, что никаких затруднений при использовании платформы у них не возникло. Наиболее частыми жалобами стали «нестабильное интернет-соединение» и «не работал / зависал мессенджер». В ответе на открытый вопрос чаще всего педагоги отмечали следующие недостатки мессенджера: «неудобно, другие мессенджеры более удобные. Родителям и детям не нравится по этой же причине», «не всегда приходят уведомления о новых сообщениях», «неудобно транслировать информацию в другие мессенджеры».
Педагоги ведут коммуникации с использованием ИКОП «Сферум» со всеми участниками образовательных отношений, чаще всего с коллегами (86,3% опрошенных). Наибольшей популярностью пользуется запись сообщений (в том числе голосовых и видеосообщений) – 95,9% пользователей. 42,5% пользователей работают с каналами ИКОП «Сферум», 37,8% – используют функцию «Сбор файлов».
Из тех, кто не пользуется сервисом ИКОП «Сферум», 60,3% опрошенных назвали причиной «нет необходимости» в использовании данного сервиса, также педагоги отметили «недостаток времени» для использования сервиса.
На вопрос «Проходили ли вы обучение (семинары, вебинары, курсы) по вопросам работы с сервисами ФГИС «Моя школа», в том числе ИКОП «Сферум»?» 60,5% опрошенных ответили утвердительно.
В целом, к процессу цифровизации системы образования, по данным анкетирования, «скорее положительно» относятся 65,4% опрошенных, «скорее отрицательно» - 11,9% и «затруднились ответить» - 22,7%.
Вывод: требуется продолжение проведения просветительской и методической работы по внедрению цифровизации в систему общего образования.
Результаты анкетирования № 2 «Использование «ИКОП «Сферум» в учебно-воспитательном процессе (для муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, и организаций дополнительного образования детей г.о.Самара)»
Всего в опросе приняли участие 3360 педагогических работников. Наибольшее число опрошенных – воспитатели детских садов (61,7%) и педагоги дополнительного образования (12,4%). Из всех педагогов, принявших участие в опросе, указали, что пользуются сервисами ИКОП «Сферум» в процессе работы – 3167 человек (94,3% от общего числа опрошенных).
Из 193 человек, которые не пользуются сервисами ИКОП «Сферум», 48,2% указали причиной ответ: «Нет необходимости, привык(ла) и пользуюсь другим подобным мессенджером (Телеграм, Вотсап др.)» и 53,1% пользователей указали, что кроме ИКОП «Сферум» для коммуникации в рабочих целях также используют и другие мессенджеры.
Педагоги, использующие сервисы ИКОП «Сферум» наиболее активно (3-4 раза в неделю и более), составляют 79,1% от общего числа педагогов, использующих данные сервисы. При этом, количество педагогов, которые используют указанные сервисы редко (1-2 раза в месяц и 1-2 в учебном году), в совокупности составляют 7%.
85% опрошенных используют сервис для коммуникации с участниками образовательного процесса, менее половины – для организации воспитательной работы (43,7%) и для организации работы во время учебного занятия / непосредственно образовательной деятельности (33,5%).
Коммуникации с использованием ИКОП «Сферум» педагоги ДОУ и УДОД ведут преимущественно с коллегами (89,7%) и с родителями (80,9%), а с учениками только 10,1%, что обусловлено спецификой исследуемых учреждений.
Среди педагогов-пользователей платформы только 49,1% опрошенных указали, что при работе с ИКОП «Сферум» «никаких затруднений не возникло». Среди наиболее частых жалоб на работу платформы стали «нестабильное интернет-соединение» – 26,9% и «не работал / зависал мессенджер» – 21,9%. На открытый вопрос о затруднениях в работе с мессенджером педагоги чаще всего давали следующие ответы: «некоторые родители, не смогли зарегистрироваться», «некачественная передача фото и видео файлов», «не приходят уведомления вовремя», «неудобный мессенджер», «работа в Сферум не входит в должностные обязанности», «не обеспечены ТО на рабочих местах, поэтому использовать личные телефоны для работы в мессенджерах считаю неправильным».
74,3% пользователей «скорее удовлетворены» работой платформы.
Педагоги, которые не используют различные функции ИКОП «Сферум» в работе указывают на то, что в этом «нет необходимости» (62,8%). Возможной причиной отказа от использования платформы 53,5% назвали следующую: «другие мессенджеры более удобные и привычные». При ответе на открытый вопрос («Каковы на ваш взгляд причины низкой активности педагогов, родителей и обучающихся в использовании ИКОП «Сферум»?») педагоги дополнительно отмечали чаще всего следующие: «загруженность основными обязанностями», «другие мессенджеры работают лучше и быстрее, не зависают при работе, более удобные», «родители привыкли общаться в других мессенджерах».
Из всех опрошенных 54,6% проходили обучение (семинары, вебинары, курсы) по вопросам работы с ИКОП «Сферум». Темами обучающих мероприятий, которые были бы наиболее интересны педагогам ДОУ и УДОД по вопросам работы с ИКОП «Сферум», являются:
- опыт педагогов-практиков по использованию ИКОП «Сферум»;
- использование сервиса ИКОП «Сферум» в образовательном процессе.
В целом, к процессу цифровизации системы образования «скорее положительно» относятся 68,7% опрошенных.
Вывод: требуется продолжение проведения просветительской работы по внедрению цифровизации в систему дошкольного и дополнительного образования и проведение методических мероприятий с демонстрацией опыта педагогов-практиков.
Планируемые меры методической поддержки
На основании выводов, полученных в результате анкетирования, Центром предлагается осуществить следующие меры методической поддержки:
- Повышение квалификации педагогических работников на базе Центра по программам:
- КПК «Применение цифровых инструментов в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (для педагогов муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования);
- КПК «Применение цифровых инструментов в образовательной деятельности» (для педагогов муниципальных образовательных организаций г.о.Самара).
- Цель: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области применения цифровых инструментов в образовательной деятельности, в том числе по работе с платформами ФГИС «Моя школа» и ИКОП «Сферум».
- Разработка методических рекомендаций по применению платформ ФГИС «Моя школа» и ИКОП «Сферум» с практическими примерами применения указанных ресурсов и их функций в работе педагога.
- Цель: распространение практического опыта по применению ФГИС «Моя школа» и ИКОП «Сферум» и их функций в работе педагога, пополнение методической базы Центра материалами, свободно размещаемыми для ознакомления педагогами г.о. Самара.
- Организация и проведение на цифровых платформах онлайн-активностей для педагогов муниципальных образовательных организаций.
- Цель: расширение и обогащение опыта использования цифровых платформ среди педагогов г.о. Самара в профессиональной деятельности.
- Трансляция эффективных педагогических практик: организация и проведение практико-ориентированных методических мероприятий по использованию сервисов ФГИС «Моя школа» и ИКОП «Сферум» в работе педагога.
- Цель: диссеминация опыта использования сервисов ФГИС «Моя школа» и ИКОП «Сферум» среди педагогов г.о. Самара.