Цифровая трансформация военного образования: инновационные подходы к обучению и сетевым коммуникациям в вузах Росгвардии

18

Аннотация

В современных условиях стремительного развития информационных технологий цифровая трансформация приобретает все большее значение для военных вузов Росгвардии, которые играют ключевую роль в подготовке высококвалифицированных военных специалистов для обеспечения безопасности и правопорядка в стране. Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс военных вузов Росгвардии открывает широкие перспективы для повышения эффективности обучения и подготовки будущих офицеров. Использование интерактивных технологий способствует повышению мотивации обучающихся, делая учебный процесс более увлекательным и интересным. Важным аспектом цифровой трансформации военного образования является формирование у курсантов профессиональных компетенций, соответствующих современным требованиям военной службы. Вместе с тем, цифровая трансформация военного образования сопряжена с определенными вызовами и рисками. Акцент делается на разработке и внедрении инновационных образовательных технологий, формировании у курсантов необходимых профессиональных компетенций и обеспечении информационной безопасности. Данная статья посвящена исследованию актуальных вопросов цифровой трансформации военного образования, выявлению рисков и преимуществ перехода к цифровым формам обучения и коммуникаций в военных вузах Росгвардии. Особое внимание уделено роли сетевых взаимодействий в формировании цифровой грамотности и информационной безопасности курсантов и профессорско-преподавательского состава.

Общая информация

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, военный вуз, курсант

Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети Интернет

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Верхотурцев Ю.Д. Цифровая трансформация военного образования: инновационные подходы к обучению и сетевым коммуникациям в вузах Росгвардии [Электронный ресурс] // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2025): сб. статей VI Международной научно-практической конференции. 13—14 ноября 2025 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2025): Сollection of Articles of the VI International Scientific and Practical Conference. November 13–14, 2025. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2025. С. 459–467. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2025/contents/Verkhoturtsev (дата обращения: 05.12.2025)

Полный текст

Введение

Цифровое преобразование российского общества стало одним из ключевых факторов изменений в системе военного образования. Сегодняшние реалии требуют от выпускников военных вузов владения современными технологиями и умения работать в условиях высокой напряженности при выполнении служебных (боевых, служебно-боевых) задач. Особый акцент в подготовке будущих специалистов делается на роли информационных технологий в формировании компетенций, соответствующих требованиям современного военно-технического прогресса. Однако переход к цифровым методам обучения сопровождается рядом сложностей и рисков, связанных с обеспечением информационной безопасности, защитой персональных данных и предотвращением утечек информации ограниченного использования. Поэтому изучение опыта успешной цифровой трансформации и разработка рекомендаций по ее проведению приобретают особую значимость.

Цифровые технологии, широко используемые в официальных документах и научных публикациях, неотделимы от интернет-технологий, а цифровая компетентность охватывает владение, как компьютерной техникой, так и возможностями интернет-пространства. Выделяют четыре вида цифровой компетентности (Солдатова и др., 2013), такие, как:

  • информационная и медиакомпетентность — знания, навыки, мотивация и чувство ответственности, связанные с поиском, обработкой, хранением и критическим анализом цифровой информации, а также созданием информационных продуктов с использованием цифровых ресурсов;

  • коммуникативная компетентность — компетенции, необходимые для различных видов коммуникации в цифровом пространстве (электронная почта, мессенджеры, соцсети и др.) с разными целями и собеседниками;

  • техническая компетентность — знания, навыки, мотивация и ответственное использование технических и программных средств для решения разнообразных задач, включая работу с сетевыми сервисами и облачными платформами;

  • потребительская компетентность — способность эффективно применять цифровые устройства и интернет-сервисы для решения повседневных задач, удовлетворяющих жизненные потребности и запросы пользователей.

В контексте получения военного образования цифровизация предполагает активное применение информационных технологий в учебном процессе, формирование цифровой инфраструктуры и развитие навыков цифровой грамотности у курсантов и профессорско-преподавательского состава.

Цифровизация образовательной деятельности должна носить комплексный и системный характер, являясь неотъемлемым компонентом общей цифровизации системы военного образования. Процесс информатизации образования, должен охватывать все аспекты образовательной деятельности на всех стадиях реализации образовательной программы (Баданов, 2024).

Как было отмечено на выездном заседании комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи, задачи по цифровизации Росгвардии успешно выполняются. Ведомство активно внедряет современные цифровые технологии, занимает лидирующие позиции среди органов власти в рейтинге Минцифры и участвует в крупных проектах по обеспечению национального технологического суверенитета1.

Таким образом, перед нами встают серьезные вызовы, связанные с адаптацией традиционного образовательного процесса к новым цифровым реалиям. Необходимо разработать эффективные стратегии, позволяющие сохранить качество обучения и подготовить специалистов, способных уверенно ориентироваться в информационно насыщенной среде XXI века.

Еще одной актуальной задачей является повышение уровня информационной культуры профессорско-преподавательского состава и курсантов. Современные специалисты должны владеть инструментами анализа больших объемов данных, уметь работать с онлайн-ресурсами и адаптироваться к быстро меняющимся технологическим условиям. Для этого необходимы специальные курсы повышения квалификации и дополнительные занятия, направленные на освоение новых образовательных технологий и методик.

Кроме того, особое внимание следует уделить вопросам кибербезопасности. В условиях растущего числа угроз в киберпространстве подготовка специалистов, обладающих глубокими знаниями в области защиты информации, приобретает ключевое значение. Военные вузы Росгвардии должны стать центрами формирования и распространения лучших практик в сфере информационной безопасности, обеспечивая подготовку кадров, способных противостоять современным вызовам.

В итоге, можно сказать, что цифровая трансформация военного образования открывает широкие перспективы для улучшения качества подготовки специалистов, однако требует комплексного подхода, включающего разработку новых учебных программ, внедрение инновационных педагогических технологий и обеспечение высокого уровня информационной безопасности. Только таким образом можно обеспечить успешное выполнение задач, стоящих перед Росгвардией в современных условиях глобализации и цифровизации.

Ограничения развития интернет-технологий в военном образовании, так и в войсках Росгвардии в целом, обусловлены несколькими ключевыми факторами. Одним из наиболее значимых аспектов является необходимость строгого соблюдения требований по защите государственной тайны. Режим секретности накладывает жесткие ограничения на использование вычислительной техники и хранение цифровых данных вне территории воинских частей (организаций), что препятствует широкому внедрению современных цифровых решений. Второй фактор, влияющий на ограничение цифровизации, связан с угрозой компрометирующего поведения военнослужащих в социальных сетях. Использование открытых каналов коммуникации может привести к утечке конфиденциальной информации и создать угрозу безопасности государства. Эти обстоятельства значительно усложняют процесс цифровой трансформации в военной сфере (Карлова, 2020).

Однако, несмотря на указанные ограничения, структура военных вузов продолжает активную цифровую трансформацию, направленную на улучшение качества подготовки военных специалистов.

Как отмечал в своих исследованиях П.Н. Осипов, у повсеместного внедрения цифровых технологий есть и скрытые негативные последствия.

Во-первых, свободный доступ к интернет-ресурсам формирует привычку поверхностного чтения и быстрого поиска информации, что негативно сказывается на развитии навыков глубокого понимания и обработки сложных текстов. Вместо самостоятельной проработки материала обучающиеся начинают искать готовые ответы, теряя способность самостоятельно решать поставленные задачи. Таким образом, цифровизация существенно снижает потребность в активной интеллектуальной деятельности, делая ее менее значимой в учебной практике.

Во-вторых, увеличение времени, проводимого перед экранами гаджетов, оказывает негативное влияние на грамотность обучающихся. Постоянное взаимодействие с электронными устройствами создает впечатление постоянного контакта с информацией, но одновременно лишает молодых людей практики живого общения и личного выражения мыслей, что замедляет их личностное и профессиональное развитие.

Еще одна проблема связана с недостаточным развитием навыков письменной речи. Отсутствие регулярного написания рукописных заметок ослабляет когнитивные процессы, формирующие ясность мышления и способность четко выражать свои мысли. Регулярное письмо от руки помогает активизировать мозговые структуры, отвечающие за обработку и систематизацию информации, тогда как работа исключительно на устройствах ввода сокращает подобные активности, приводя к снижению креативности и продуктивности.

Наконец, общение преимущественно через компьютерные интерфейсы уменьшает эффективность устного общения, особенно у молодого поколения. Недостаточная практика разговора лицом к лицу влияет на способность правильно строить диалоги и понимать собеседников, снижая уровень коммуникативных навыков, необходимых в повседневной жизни и профессиональной деятельности (Осипов, 2020).

Несмотря на потенциальные риски, связанные с широким распространением цифровых технологий в обучении и повседневной жизни студентов гражданских вузов, цифровая ограниченность курсантов, напротив, в этом случае, играет позитивную роль. Поскольку войска в своей деятельности сталкиваются с уникальными задачами, решение которых невозможно без эффективного использования цифровых технологий, то в Росгвардии разрабатываются специализированные механизмы и инструменты, обеспечивающие баланс между удобством и безопасностью.

В частности, создание закрытых сегментов передачи данных позволяет минимизировать риск несанкционированного доступа к важным сведениям, сохраняя высокую степень конфиденциальности. Система электронного документооборота и межведомственный портал обеспечивает эффективное управление потоками информации, оптимизирует рабочие процессы и ускоряет доведение приказов и распоряжений. Активное использование видеоконференцсвязи позволяет проводить совещания, коллегии и конференции в режиме реального времени, минуя территориальные границы и временные зоны. Подобные и другие меры обеспечивают безопасность, необходимую для эффективной работы войск правопорядка.

Таким образом, ограниченный доступ к общим ресурсам сети Интернет компенсируется разработкой специализированных локальных систем, позволяющих поддерживать высокое качество подготовки военных кадров и эффективности выполнения поставленных задач. Эти меры помогают предотвратить возможные угрозы и укрепляют потенциал Росгвардии, способствуя формированию высококлассных профессионалов, способных адекватно реагировать на любые вызовы современности.

Практические рекомендации

Учитывая все риски и ограничения от внедрения цифровизации, представляется целесообразным предложить следующий перечень мер, направленных на повышение эффективности цифровой трансформации в военных вузах Росгвардии.

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава стоит во главе угла. Регулярное проведение обучения профессорско-преподавательского состава, направленное на освоение ими современных цифровых технологий и методик их применения в образовательном процессе. Это позволит им более эффективно интегрировать цифровые средства в свою деятельность и повысит общий уровень профессионализма в вузах.

Необходимость своевременного обновления технической оснащенности вузов является основой обеспечения стабильного доступа к скоростному интернету и другим необходимым инструментам цифрового обучения. Современное техническое оснащение способствует повышению интереса и вовлеченности курсантов в учебный процесс.

Проведение регулярных мероприятий по повышению осведомленности в области информационной безопасности и цифровой компетентности. Организация тематических тренингов и семинаров, посвященных вопросам защиты информации, противодействия утечкам данных и безопасным действиям в интернете, поможет сформировать устойчивые навыки безопасной работы с цифровыми ресурсами у курсантов и преподавателей.

Поддержание в рабочем состоянии единого информационного ресурса, содержащего всю необходимую учебно-методическую литературу, законодательные акты и прочие полезные материалы и сервисы, его своевременное обновление, облегчит доступ курсантов и преподавателей к актуальным источникам информации и сократит временные затраты на поиск необходимой документации.

Вывод

Проведенное исследование показало, что цифровая трансформация военного образования представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий учета множества факторов. Несмотря на существующие сложности и риски, преимущества перехода к цифровым формам обучения очевидны.

Дальнейшее направление исследований видится в изучении влияния цифровых технологий на психологическую устойчивость курсантов, разработке методик диагностики уровня цифровой грамотности и создании алгоритмов прогнозирования рисков информационной безопасности.

Таким образом, цифровая трансформация военного образования является неизбежностью, диктуемой требованиями времени. Ее успех зависит от согласованности усилий командования вузов, профессорско-преподавательского состава и курсантов, направленных на достижение общей цели — подготовку квалифицированных специалистов, способных успешно решать задачи в условиях цифровой революции.

1 Выездное заседание комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи. Доклад Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал армии Виктора Золотова. URI https://rosguard.gov.ru/News/Article/rosgvardiya-podelilas-opytom-cifrovoj-transformacii-na-vyezdnom-zasedanii-komiteta-gosudarstvennoj-dumy

Литература

  1. Баданов, А.А. (2024). Вопросы цифровизации военного вуза на современном этапе. В: Информационные технологии и информационная безопасность в профессиональной деятельности: Сборник научных статей III Межвузовской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 06 февраля 2024 года. (с. 9—13). Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
  2. Карлова, Е.Н. (2020). Цифровые технологии в военном образовании: преодоление цифрового неравенства. Информационное общество, 5, 61—69. URL: http:// https://elibrary.ru/item.asp?id=44307860
  3. Солдатова, Г.У., Нестик, Т.А., Рассказова, Е.И., Зотова, Е.Ю. (2013). Цифровая компетентность подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. Фонд Развития Интернет; Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Фонд Развития Интернет.

Информация об авторах

Юрий Дмитриевич Верхотурцев, адъюнкт заочного отделения адъюнктуры, заместитель начальника службы, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии (СВКИ), Саратов, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-5165-4294, e-mail: uryy4891@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 36
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 10

 Скачиваний PDF

За все время: 18
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8

 Всего

За все время: 54
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 18