Решение задач возрастного развития подростков через их волонтерскую деятельность

Аннотация

The voluntary choice as reflection of a personal position is the basic principle of volunteerism. Having given to the young man and the girl the possibility to make socially useful acts, thereby, including in public life, we can create good preconditions for the solution of their problems. Volunteering is relevant in this age needs to be a member of the group, and which purposes the volunteer-teenager can correspond completely. Finding of group identity can become the result of that.

Общая информация

Ключевые слова: волонтер, волонтерство, групповая идентичность, добровольность, развитие, общение, общественно полезная деятельность, подросток

Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Резникова И.С. Решение задач возрастного развития подростков через их волонтерскую деятельность // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегод­ня в обществе, диктуют новые требования как к организации учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия агрессивной рекламы и подмены ценностей подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на имеющемся знании и собственном приобретенном опыте.

Цель развития системы профилактики асоциального поведения – усиление сопротивляемо­сти личности негативным влияниям среды. Важнейшая задача – формирование у подростков навы­ков социальной и личностной компетентности, позволяющих противостоять приобщению к упо­треблению ПАВ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения [3].

В наше время термин «общественно полезная деятельность» несколько утратил свою актуаль­ность. Говоря об этом виде деятельности и подчеркивая аспект ее добровольности и бескорыстия, употребляют термин «волонтерская деятельность» или «волонтерство». Добровольность, добро­вольный выбор как отражение личной позиции (что в большей степени актуально для подростко­вого возраста) – это основополагающий принцип волонтерства. Известно, что человек может мак­симально реализовать себя в каком-либо виде деятельности, работая без принуждения.

Отличительная особенность волонтера – то, что, выполняя работу, он осознанно принимает отсутствие денежного вознаграждения и ее социальную значимость. Под влиянием развивающего­ся мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, ведущее место начинают зани­мать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств лично­сти, определяется ее направленность, что позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять собственную нравственную позицию. В то же время происходит самоопределение подростка, от­личающееся от простого прогнозирования будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим [2].

Предоставив юноше и девушке возможность совершать социально полезные поступки и вклю­чая тем самым в общественную жизнь, взрослые (педагоги, родители) создают хорошие предпо­сылки по разрешению их проблем. Одной из таких является включение подростков в добровольче­скую деятельность. Волонтерство отвечает актуальной в этом возрасте потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер-подросток может соответствовать.

Решающее значение в этом возрасте приобретает стремление найти свое место в обществе. Оно может представлять собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно раз­витие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Это способствует возникновению желания понять, что представляет он сам, пробуждает ответст­венное, критическое отношение к себе и другим людям. Потребность сопоставить качества других людей с чертами своей личности типична для подростков. В процессе волонтерской деятельности раскрывается и осваивается способ общения с другими людьми, в наибольшей степени ориентиро­ванный на личность человека, что реально формирует нравственную основу личности. В волонтер­ской деятельности, по нашему мнению, перестраивается сфера отношений подростка с обществом. При этом расширяющаяся система связей раскрывается как порождающая процесс общественной сущности человека, все более наполненным становится... «внутренний план» личности.

Достаточно длительное время господствовало мнение, что чувство взрослости как важное новообразование самосознания подростка проявляется в основном в желании подражать взрос­лым. Современные исследования [1] показывают, что взрослость подростка субъективно связыва­ется им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства соци­альной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело. «Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в си­туацию взрослого в системе реальных отношений» [2, с. 34]. И именно общественно полезная де­ятельность, как и волонтерская, в равной степени помогает подростку ощутить себя в системе та­ких отношений и говорить о чувстве взрослости именно в современной трактовке.

В исследовании Д. И. Фельдштейна важное место занимает определение взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми в процессе общественно полезной деятельности. В этом плане интерес представляет психологическая значимость таких видов общения, как индивидуально­личное, стихийно-групповое, социально ориентированное. Без этого трудно выявить пути интегри­рования всех видов общения в социально ориентированное. Такое общение предполагает форми­рование интегральной потребности принести пользу другим людям, обществу в целом. Основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости всегда было утверждение себя в обществе, но именно сегодняшняя действительность (активное развитие волонтерской дея­тельности) создала условия для реализации этой потребности через участие в ней подростка [5].

Полученные данные убеждают нас в возможности волонтерской деятельности быть ориен­тированной на решение задач возрастного развития подростка.

Литература

  1. Барябина Е.Н., Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Теория и практика волонтерского движения. Саратов: СГТУ, 2000.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психологии, НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Гурова С.С. Работа волонтерского отряда «Вместе мы сила». URl: http://festival.1september.ru/ articles/553465/.
  4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. М. : Моск. психол.-соц. ин-т, Флинта, 1999.
  5. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. : Ин-т практ. психологии, 1996.

Информация об авторах

Резникова Ирина Сергеевна, педагог-психолог высшей категории лицея № 2 Краснооктябрьского р-на г. Волгограда, e-mail: reznikova-is@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2734
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1