Влияние социальной депривации на внутренний мир подростков-сирот

Аннотация

The paper presents characteristics of the inner world of adolescent orphans in the situation of social deprivation, the results of an empirical research of the inner world of adolescent orphans, brought up in а boarding school, and also disclosed the connection between named mental formation and the peculiarities of their behavior and activity

Общая информация

Ключевые слова: внутренний мир, подростки-сироты, социальная депривация, психосемантика

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Левандовская Е.А. Влияние социальной депривации на внутренний мир подростков-сирот // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Серьезной негативной характеристикой современного общества является рост количества подростков, лишенных родительского попечения и воспитывающихся в условиях учреждений ин­тернатного типа. Данные о выпускниках закрытых детских учреждений свидетельствуют о низком уровне их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе, а также трудностях социализа­ции. Подростки-сироты часто плохо приспособлены к самостоятельной жизни в обществе, у мно­гих оказываются несформированными элементарные социальные навыки, искажены представле­ния о себе, своем будущем и других людях. Особой значимостью для современной психологии об­разования обладает информация об особенностях развития внутреннего мира подростков, воспи­тывающихся в условиях социальной депривации.

Подростковый возраст традиционно считается проблемным и критическим периодом он­тогенеза. Данный период несет с собой специфические проблемы, определяемые особенным со­циальным статусом и состоянием психики подростка. Становление внутреннего мира подростка происходит на основе осознания им самого себя, общения с другими людьми и деятельности [3]. Целью настоящей статьи является выявление особенностей внутреннего мира подростков, воспи­тывающихся в условиях социальной депривации.

В современной психологии феномен «внутренний мир» трактуется в качестве интеграль­ного психического образования, фиксирующего в системе субъективных значений образов само­сознания, общения и деятельности существующую у человека модель действительности, которая определяет специфику проявления его внутренней и внешней активности. Структура внутренне­го мира, формирующаяся на основе отражения человеком объективной действительности, состоит из трех элементов: 1) образ Я (формирующийся на основе самосознания); 2) образ Другого (фор­мирующийся на основе общения человека с другими людьми); 3) обобщенный образ предметного мира (формирующийся на основе деятельности) (Там же).

Внутренний мир подростка – содержательное, когнитивное образование, фиксирующее осо­бенности восприятия подростком самого себя (образ Я), других людей (образ Другого) и предмет­ного мира (обобщенный образ предметного мира), лежащее в основе регуляции им своего поведе­ния и деятельности [1]. Элементы внутреннего мира подростка формируются на основе самосозна­ния, общения и деятельности. Опора на вышеизложенную модель дает возможность системно опи­сать особенности субъективного переживания подростками-сиротами депривирующих условий за­крытых детских учреждений. Для доказательства существования специфики внутреннего мира си­рот подросткового возраста мы сравнили выборки подростков-сирот (11–14 лет) и юношей-сирот (15–17 лет) и получили достоверные различия по t-критерию Стьюдента по большинству пере­менных, относящихся к конструктам их внутреннего мира (выборка исследования составила 120 подростков-сирот и 120 подростков из семей). Главным методом выявления особенностей внутрен­него мира подростков-сирот выступал семантический дифференциал Ч. Осгуда (СД); для определе­ния других психологических особенностей использовался целый ряд методик: шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), многофакторная личностная методика (Р. Кеттелл), методика диа­гностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), определение склонно­сти к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), тест К. Томаса на конфликтность, методика «Цен­ностные ориентации» (М. Рокич). Статистическая обработка данных включала процедуру корре­ляционного анализа, t-критерий Стьюдента для независимых выборок и непараметрический кри­терий U Манна-Уитни.

В научной литературе сложились следующие представления об особенностях самосознания подростков-сирот: а) отсутствие семьи приводит к искаженному представлению о себе, несоот­ветствию самооценки реальным возможностям, что проявляется в нерешительности, неуверенно­сти в незнакомой ситуации, избегании нового, низкой инициативности, стремлении выбирать та­кие жизненные задачи и ситуации, которые гарантировали бы успех; б) неуверенность в своих воз­можностях формирует у подростков-сирот пассивность, лень, стремление избегать любую продук­тивную активность, успех которой не гарантирован; в) не являясь зрелой личностью, воспитанник интерната не может найти опору в собственном внутреннем мире и находит ее в идентификации со сверстниками, имеющими тот же опыт и находящимися в тех же условиях. Таким образом, у детей и подростков в закрытых детских учреждениях формируется особое «чувство Мы» [2; с. 4].

Результаты проведенного исследования показали наличие достоверных различий в конструк­тах образа Я подростков из семей и подростков-сирот: Я («оценка» СД, p<0,001); «активность» СД, p<0,05), Моя внешность («оценка» СД, p<0,01), Мой характер («оценка», «активность» СД, p<0,001), Мой социальный статус («оценка» СД p<0,001; «сила» СД p<0,01; «активность» СД p<0,001). Дан­ные факты свидетельствуют о том, что образ Я подростков-сирот по сравнению с подростками из семей характеризуется негативным отношением к интегральному образу Я, своей внешности, сво­ему характеру, меньшей значимостью своего социального статуса и меньшей стабильностью ин­тегрального образа Я, представлений о собственном характере и социальном статусе. Применение корреляционного анализа позволило выявить связь образа Я подростков-сирот с особенностями их поведения и деятельности (эмоциональная оценка собственного характера связана с уровнем дез­адаптации (r=0,45; p<0,001) и неприятием себя (r=0,44; p<0,001); стабильность социального стату­са связана с фактором «Q Р. Кеттелла «социабельность – самодостаточность» (r=0,47, p<0,001).

Роль другого человека в формировании внутреннего мира подростка очень важна. Раскроем особенности образа Другого у подростков-сирот, воспитывающихся в условиях социальной депри­вации. В силу того, что круг общения подростков-сирот намного уже, чем у их сверстников, вос­питывающихся в семьях, особенности общения социально депривированных подростков выража­ются в большей агрессивности и тревожности. С одной стороны, у подростков-сирот гипертрофи­рованная потребность во внимании и доброжелательности взрослых, с другой – полная неудовлет­воренность этой потребности. Указанные особенности общения детей со взрослыми лишают их, во-первых, важного для психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной лично­сти, а во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к окружающим людям [2].Специфические нарушения процесса взаимодействия подростков-сирот с другими людь­ми могут служить симптомами определенной деформации их внутреннего мира.

Результаты проведенного исследования показали наличие достоверных различий в конструк­тах образа Другого у подростков из семей и подростков-сирот: Взрослый («сила» СД, p<0,05), Учи­тель («сила» СД, p<0,01) и Сверстник противоположного пола («сила», «активность» СД, p<0,01). Данные факты свидетельствуют о большей значимости фигуры взрослого и учителя для подростков­сирот, чем для подростков из семей, и, напротив, меньшей значимости образа сверстника проти­воположного пола при большей его неустойчивости во внутреннем мире подростка-сироты. При­менение корреляционного анализа позволило выявить связь образа Другого со склонностью к де­виантному поведению. Стабильность образа взрослого связана со склонностью к аддиктивному (r=0,35, p<0,001) и делинквентному поведению (r=0,32, p<0,001), стабильность образа сверстника противоположного пола связана со склонностью к делинквентному поведению (r=0,35, p<0,001).

Обобщенный образ предметного мира подростков-сирот, формирующийся на основе деятель­ности, также имеет свои особенности, в частности, выбор деятельности зачастую неадекватен или несамостоятелен, зависит от педагогов. Пассивное отношение к жизни проявляется у подростков­сирот в моральном и материальном иждивенчестве – психологии потребительства, уверенности в том, что общество должно их обеспечивать. Динамика развития мотивации подростков-сирот не вполне благоприятна. Гедонистическая мотивация на протяжении подросткового возраста не толь­ко не ослабляется, как у их сверстников из семей, но усиливается. Мотивы воспитанников интер­ната более однообразны и бедны, чем у обычных подростков [2].

Результаты нашего исследования показали достоверные различия в конструктах обобщенно­го образа предметного мира подростков, воспитывающихся в условиях закрытых детских учрежде­ний, по сравнению с их сверстниками из семей: Мир («оценка» СД, p<0,05; «сила», «активность» СД, p<0,001), Семья («оценка», «сила», «активность» СД, p<0,001), Школа («сила» СД, p<0,01; «активность» СД, p<0,05), Профессия («оценка» СД, p<0,01; «сила» СД, p<0,05; «активность» СД, p<0,001). Полученный результат свидетельствует о меньшей ценности, значимости и стабильно­сти интегрального образа мира, образов семьи и профессии во внутреннем мире подростков-сирот. Образ школы также менее значим и стабилен. Применение корреляционного анализа позволило вы­явить связь обобщенного образа предметного мира с личностными особенностями подростков­сирот. Стабильность образа семьи имеет отрицательную связь с фактором «H» Р. Кеттелла «ро­бость – смелость» (r= –0,38, p<0,001), стабильность интегрального образа мира связана с неприя­тием себя (r=0,34, p<0,001), а неприятие себя – с ценностью профессии (r=0,34, p<0,001).

Таким образом, социальная депривация является важным фактором, обусловливающим специ­фику внутреннего мира подростков-сирот. Подростки-сироты по сравнению со своими сверстни­ками из семей характеризуются негативным отношением к себе и меньшей стабильностью инте­грального образа Я, а также меньшей значимостью и стабильностью своего социального статуса. Образ Другого для подростков-сирот более значим и менее стабилен. Обобщенный образ предмет­ного мира характеризуется более негативной окраской, входящие в него конструкты отличаются меньшей значимостью и стабильностью.

Информация об особенностях развития внутреннего мира подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, может служить основой для организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях интернатного типа. Грамотно организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование адекватного отношения подростков-сирот к самим себе, окружаю­щим людям и к миру в целом, может способствовать их безболезненному вхождению во взрослую жизнь и успешной социализации.

Литература

  1. Гребенникова Е.А. Внутренний мир подростков-сирот, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 328–331.
  2. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Воз­растные особенности психического развития детей. М., 1998.
  3. Медведев Д.А. Развитие внутреннего мира человека в современной социокультурной среде // Пси­хическое развитие человека и социальное влияние : кол. моногр. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 91–106.
  4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб. : Питер, 2007.

Информация об авторах

Левандовская Елена Александровна, аспирант кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: elena.psychology@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5262
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4