Влияние социальной депривации на внутренний мир подростков-сирот
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: внутренний мир, подростки-сироты, социальная депривация, психосемантика
Рубрика издания: Социализация личности в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Левандовская Е.А. Влияние социальной депривации на внутренний мир подростков-сирот // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Серьезной негативной характеристикой современного общества является рост количества подростков, лишенных родительского попечения и воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа. Данные о выпускниках закрытых детских учреждений свидетельствуют о низком уровне их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе, а также трудностях социализации. Подростки-сироты часто плохо приспособлены к самостоятельной жизни в обществе, у многих оказываются несформированными элементарные социальные навыки, искажены представления о себе, своем будущем и других людях. Особой значимостью для современной психологии образования обладает информация об особенностях развития внутреннего мира подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации.
Подростковый возраст традиционно считается проблемным и критическим периодом онтогенеза. Данный период несет с собой специфические проблемы, определяемые особенным социальным статусом и состоянием психики подростка. Становление внутреннего мира подростка происходит на основе осознания им самого себя, общения с другими людьми и деятельности [3]. Целью настоящей статьи является выявление особенностей внутреннего мира подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации.
В современной психологии феномен «внутренний мир» трактуется в качестве интегрального психического образования, фиксирующего в системе субъективных значений образов самосознания, общения и деятельности существующую у человека модель действительности, которая определяет специфику проявления его внутренней и внешней активности. Структура внутреннего мира, формирующаяся на основе отражения человеком объективной действительности, состоит из трех элементов: 1) образ Я (формирующийся на основе самосознания); 2) образ Другого (формирующийся на основе общения человека с другими людьми); 3) обобщенный образ предметного мира (формирующийся на основе деятельности) (Там же).
Внутренний мир подростка – содержательное, когнитивное образование, фиксирующее особенности восприятия подростком самого себя (образ Я), других людей (образ Другого) и предметного мира (обобщенный образ предметного мира), лежащее в основе регуляции им своего поведения и деятельности [1]. Элементы внутреннего мира подростка формируются на основе самосознания, общения и деятельности. Опора на вышеизложенную модель дает возможность системно описать особенности субъективного переживания подростками-сиротами депривирующих условий закрытых детских учреждений. Для доказательства существования специфики внутреннего мира сирот подросткового возраста мы сравнили выборки подростков-сирот (11–14 лет) и юношей-сирот (15–17 лет) и получили достоверные различия по t-критерию Стьюдента по большинству переменных, относящихся к конструктам их внутреннего мира (выборка исследования составила 120 подростков-сирот и 120 подростков из семей). Главным методом выявления особенностей внутреннего мира подростков-сирот выступал семантический дифференциал Ч. Осгуда (СД); для определения других психологических особенностей использовался целый ряд методик: шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), многофакторная личностная методика (Р. Кеттелл), методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), тест К. Томаса на конфликтность, методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). Статистическая обработка данных включала процедуру корреляционного анализа, t-критерий Стьюдента для независимых выборок и непараметрический критерий U Манна-Уитни.
В научной литературе сложились следующие представления об особенностях самосознания подростков-сирот: а) отсутствие семьи приводит к искаженному представлению о себе, несоответствию самооценки реальным возможностям, что проявляется в нерешительности, неуверенности в незнакомой ситуации, избегании нового, низкой инициативности, стремлении выбирать такие жизненные задачи и ситуации, которые гарантировали бы успех; б) неуверенность в своих возможностях формирует у подростков-сирот пассивность, лень, стремление избегать любую продуктивную активность, успех которой не гарантирован; в) не являясь зрелой личностью, воспитанник интерната не может найти опору в собственном внутреннем мире и находит ее в идентификации со сверстниками, имеющими тот же опыт и находящимися в тех же условиях. Таким образом, у детей и подростков в закрытых детских учреждениях формируется особое «чувство Мы» [2; с. 4].
Результаты проведенного исследования показали наличие достоверных различий в конструктах образа Я подростков из семей и подростков-сирот: Я («оценка» СД, p<0,001); «активность» СД, p<0,05), Моя внешность («оценка» СД, p<0,01), Мой характер («оценка», «активность» СД, p<0,001), Мой социальный статус («оценка» СД p<0,001; «сила» СД p<0,01; «активность» СД p<0,001). Данные факты свидетельствуют о том, что образ Я подростков-сирот по сравнению с подростками из семей характеризуется негативным отношением к интегральному образу Я, своей внешности, своему характеру, меньшей значимостью своего социального статуса и меньшей стабильностью интегрального образа Я, представлений о собственном характере и социальном статусе. Применение корреляционного анализа позволило выявить связь образа Я подростков-сирот с особенностями их поведения и деятельности (эмоциональная оценка собственного характера связана с уровнем дезадаптации (r=0,45; p<0,001) и неприятием себя (r=0,44; p<0,001); стабильность социального статуса связана с фактором «Q2» Р. Кеттелла «социабельность – самодостаточность» (r=0,47, p<0,001).
Роль другого человека в формировании внутреннего мира подростка очень важна. Раскроем особенности образа Другого у подростков-сирот, воспитывающихся в условиях социальной депривации. В силу того, что круг общения подростков-сирот намного уже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях, особенности общения социально депривированных подростков выражаются в большей агрессивности и тревожности. С одной стороны, у подростков-сирот гипертрофированная потребность во внимании и доброжелательности взрослых, с другой – полная неудовлетворенность этой потребности. Указанные особенности общения детей со взрослыми лишают их, во-первых, важного для психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности, а во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к окружающим людям [2].Специфические нарушения процесса взаимодействия подростков-сирот с другими людьми могут служить симптомами определенной деформации их внутреннего мира.
Результаты проведенного исследования показали наличие достоверных различий в конструктах образа Другого у подростков из семей и подростков-сирот: Взрослый («сила» СД, p<0,05), Учитель («сила» СД, p<0,01) и Сверстник противоположного пола («сила», «активность» СД, p<0,01). Данные факты свидетельствуют о большей значимости фигуры взрослого и учителя для подростковсирот, чем для подростков из семей, и, напротив, меньшей значимости образа сверстника противоположного пола при большей его неустойчивости во внутреннем мире подростка-сироты. Применение корреляционного анализа позволило выявить связь образа Другого со склонностью к девиантному поведению. Стабильность образа взрослого связана со склонностью к аддиктивному (r=0,35, p<0,001) и делинквентному поведению (r=0,32, p<0,001), стабильность образа сверстника противоположного пола связана со склонностью к делинквентному поведению (r=0,35, p<0,001).
Обобщенный образ предметного мира подростков-сирот, формирующийся на основе деятельности, также имеет свои особенности, в частности, выбор деятельности зачастую неадекватен или несамостоятелен, зависит от педагогов. Пассивное отношение к жизни проявляется у подростковсирот в моральном и материальном иждивенчестве – психологии потребительства, уверенности в том, что общество должно их обеспечивать. Динамика развития мотивации подростков-сирот не вполне благоприятна. Гедонистическая мотивация на протяжении подросткового возраста не только не ослабляется, как у их сверстников из семей, но усиливается. Мотивы воспитанников интерната более однообразны и бедны, чем у обычных подростков [2].
Результаты нашего исследования показали достоверные различия в конструктах обобщенного образа предметного мира подростков, воспитывающихся в условиях закрытых детских учреждений, по сравнению с их сверстниками из семей: Мир («оценка» СД, p<0,05; «сила», «активность» СД, p<0,001), Семья («оценка», «сила», «активность» СД, p<0,001), Школа («сила» СД, p<0,01; «активность» СД, p<0,05), Профессия («оценка» СД, p<0,01; «сила» СД, p<0,05; «активность» СД, p<0,001). Полученный результат свидетельствует о меньшей ценности, значимости и стабильности интегрального образа мира, образов семьи и профессии во внутреннем мире подростков-сирот. Образ школы также менее значим и стабилен. Применение корреляционного анализа позволило выявить связь обобщенного образа предметного мира с личностными особенностями подростковсирот. Стабильность образа семьи имеет отрицательную связь с фактором «H» Р. Кеттелла «робость – смелость» (r= –0,38, p<0,001), стабильность интегрального образа мира связана с неприятием себя (r=0,34, p<0,001), а неприятие себя – с ценностью профессии (r=0,34, p<0,001).
Таким образом, социальная депривация является важным фактором, обусловливающим специфику внутреннего мира подростков-сирот. Подростки-сироты по сравнению со своими сверстниками из семей характеризуются негативным отношением к себе и меньшей стабильностью интегрального образа Я, а также меньшей значимостью и стабильностью своего социального статуса. Образ Другого для подростков-сирот более значим и менее стабилен. Обобщенный образ предметного мира характеризуется более негативной окраской, входящие в него конструкты отличаются меньшей значимостью и стабильностью.
Информация об особенностях развития внутреннего мира подростков, воспитывающихся в условиях социальной депривации, может служить основой для организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях интернатного типа. Грамотно организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование адекватного отношения подростков-сирот к самим себе, окружающим людям и к миру в целом, может способствовать их безболезненному вхождению во взрослую жизнь и успешной социализации.
Литература
- Гребенникова Е.А. Внутренний мир подростков-сирот, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 328–331.
- Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1998.
- Медведев Д.А. Развитие внутреннего мира человека в современной социокультурной среде // Психическое развитие человека и социальное влияние : кол. моногр. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 91–106.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб. : Питер, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5299
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5