К вопросу создания «ситуации успеха» в образовательном пространстве
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, мотивационно-потребностное соответствие, конкурентоспособная личность
Рубрика издания: Социализация личности в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Рахманкулова С.А. К вопросу создания «ситуации успеха» в образовательном пространстве // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Первоочередной задачей системы образования в вузе становится обеспечение полноценного развития человека как личности, стремящейся к реализации социально значимых ценностей и идеалов, на основе высокого интеллектуального уровня и инициативного творческого потенциала. Система образования не просто транслирует набор знаний и формирует личность, определяя социальные качества гражданина, а решающим образом воздействует на облик общества в целом.
Носителем конкурентоспособности выступает человек, для которого характерны наличие социально позитивных ценностных ориентаций, независимость и самостоятельность в суждениях, эмоциональная устойчивость, способность к непрерывному саморазвитию, умение противостоять косным традициям, склонность к творчеству [3]. Мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности – непременное условие формирования творчески активной, социально зрелой личности [2].
Становление высоквалифицированного специалиста в современных динамичных условиях требует активного привлечения всей системы профессиональной подготовки с первых дней учебной деятельности студента. Проблема создания условий образовательного пространства, помогающего начинающему специалисту занимать управленческую позицию по отношению к собственной деятельности, состояться личностно и профессионально,– жизненно важный вопрос сегодняшнего дня [1].
Надо полагать, что для успешного обучения необходимы формирование устойчивой положительной мотивации к данному виду деятельности и высокий уровень личностной конкурентоспособности учащегося. Для достижения успехов в профессиональном и личностном плане молодым людям нужно конкурировать и быть настроенными на достижение успеха, поэтому целью нашего исследования является изучение взаимосвязи учебной мотивации и личностной конкурентоспособности студентов в период обучения [4; 5].
Методологической основой исследования стали положения следующих психологических концепций: мотивации учебной деятельности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.А. Петровский, В.Г. Чайка и др.), мотивационной сферы конкурентоспособной личности (Л.М. Митина, Л.А. журина, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного педагогического университета и Оренбургского филиала Московского института бизнеса и политики. Выборка исследования представлена студентами третьего курса, т.к. именно к третьему курсу мотив учебной деятельности в большей степени сформирован. В процессе пилотажного исследования из 109 человек были отобраны 60 человек с различными уровнями личностной конкурентоспособности (высоким, средним и низким), на основании чего сформированы три равнозначные по количеству группы с различными уровнями личностной конкурентоспобности. Основная выборка представлена 60 респондентами, возрастной состав которых составляет 19–20 лет. Аппарат эмпирического исследования представлен следующими методикам: «Изучение мотивации обучения в вузе» (Т.И. Ильина); экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности, предложенная Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым и Г.М. Мануйловым; проективная методика «Вселенная моего Я», разработанная и адаптированная Н.Е. Водопьяновой и Н.В. Лик.
В результате анализа взаимосвязи уровня конкурентоспобности и мотивации учебной деятельности можно сделать следующие выводы.
Ведущими учебными мотивами высококонкурентных студентов являются «приобретение знаний», «овладение профессией», при этом «получение диплома» – не прерогатива. Возможно, это объясняется тем, что для данной группы факт получения диплома о высшем образовании не вызывает сомнений и сам собой подразумевается. В общей картине выраженности мотивов характерным является приоритет «профессиональных», что объясняется настроенностью на достижение успеха в профессии.
У студентов со средним уровнем личностной конкурентоспособности преобладают шкалы «приобретение знаний» и «овладение профессией», но при этом наблюдается тенденция к увеличению по шкале «получение диплома», которая является преобладающей для студентов с низким уровнем личностной конкурентоспособности. Это может быть объяснено тем, что процесс учения не воспринимается ими как путь к личному благополучию, средство продвижения по жизненной лестнице, поэтому наиболее ценным для них являются не профессиональные знания, а документ. Другими словами, обучение в вузе для многих из них – формальный процесс, главная цель которого – получение диплома о высшем образовании.
В общей выборке отмечены некоторые тенденции распределения личностных качеств в зависимости от уровня конкурентоспобности респондентов: высококонкурентные студенты ценят прежде всего такие качества личности, как целенаправленность, целеустремленность, настойчивость, ответственность, честолюбие, волю и др.; студенты со средним уровнем личностной конкурентоспособности выделяют следующие качества: неординарность, честность, терпение, эмпатию, решительность, доброжелательность и др.; низкоконкурентные студенты отмечают спокойствие, жизнерадостность, доброту, ответственность, преданность, честность, усидчивость и др.
Интерпретация полученных данных позволяет сделать вывод о том, что у участников данного исследования существует взаимосвязь между показателями основных характеристик мотивации учебной деятельности и личностной конкурентоспобностью студентов, а именно: у высококонкурентных студентов более значимой является группа мотивов, отвечающих за эффективность профессионализации, также существенно значимыми выступают не просто мотивы прочных и глубоких знаний, а интеллектуальное удовлетворение при их получении, в то время как у студентов с низким уровнем личностной конкурентоспобности ведущие мотивы отвечают за конечный результат обучения в вузе – получение диплома. Установлена корреляционная взаимосвязь (коэффицент Спирмена) уровня мотивации учебной деятельности и уровня личностной конкурентоспособности студентов по шкалам «приобретение знаний», «овладение профессией».
Проблема формирования активности личности в образовательном процессе, принятие студентом на себя роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, роста профессионализма и конкурентоспособности будущих специалистов. Создание «ситуации успеха» в образовательном пространстве является одним из конструктивных решений обеспечения условий развития личности. Умение найти в личности каждого обучаемого сильные стороны, на которые можно и нужно опереться, должно стать одной из приоритетных задач современного образования.
Литература
- Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала : моногр. М. : Изд-во ПЕР СЭ, 2006.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд., стер. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЕК», 2003.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 1996.
- Чайка В.Г. Структура учебной мотивации студентов вузов и особенности ее развития во внеаудиторных формах работы // Психол. журнал. 2003. Т. 26. №4. С. 36–41.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2935
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3