К вопросу создания «ситуации успеха» в образовательном пространстве

Аннотация

The article presents the correlation between the indices of the basic characteristics of educational activity motivation and personal competitiveness of students.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация учебной деятельности, мотивационно-потребностное соответствие, конкурентоспособная личность

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Рахманкулова С.А. К вопросу создания «ситуации успеха» в образовательном пространстве // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Первоочередной задачей системы образования в вузе становится обеспечение полноценно­го развития человека как личности, стремящейся к реализации социально значимых ценностей и идеалов, на основе высокого интеллектуального уровня и инициативного творческого потенциа­ла. Система образования не просто транслирует набор знаний и формирует личность, определяя социальные качества гражданина, а решающим образом воздействует на облик общества в целом.

Носителем конкурентоспособности выступает человек, для которого характерны наличие социально позитивных ценностных ориентаций, независимость и самостоятельность в суждени­ях, эмоциональная устойчивость, способность к непрерывному саморазвитию, умение противосто­ять косным традициям, склонность к творчеству [3]. Мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности – непременное условие формирования творчески активной, социально зре­лой личности [2].

Становление высоквалифицированного специалиста в современных динамичных условиях требует активного привлечения всей системы профессиональной подготовки с первых дней учеб­ной деятельности студента. Проблема создания условий образовательного пространства, помога­ющего начинающему специалисту занимать управленческую позицию по отношению к собствен­ной деятельности, состояться личностно и профессионально,– жизненно важный вопрос сегод­няшнего дня [1].

Надо полагать, что для успешного обучения необходимы формирование устойчивой поло­жительной мотивации к данному виду деятельности и высокий уровень личностной конкуренто­способности учащегося. Для достижения успехов в профессиональном и личностном плане моло­дым людям нужно конкурировать и быть настроенными на достижение успеха, поэтому целью на­шего исследования является изучение взаимосвязи учебной мотивации и личностной конкуренто­способности студентов в период обучения [4; 5].

Методологической основой исследования стали положения следующих психологических концепций: мотивации учебной деятельности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.А. Петровский, В.Г. Чайка и др.), мотивационной сферы конкурентоспособной личности (Л.М. Митина, Л.А. жу­рина, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Исследование проводилось на базе Оренбургского государственного педагогического уни­верситета и Оренбургского филиала Московского института бизнеса и политики. Выборка иссле­дования представлена студентами третьего курса, т.к. именно к третьему курсу мотив учебной дея­тельности в большей степени сформирован. В процессе пилотажного исследования из 109 человек были отобраны 60 человек с различными уровнями личностной конкурентоспособности (высоким, средним и низким), на основании чего сформированы три равнозначные по количеству группы с различными уровнями личностной конкурентоспобности. Основная выборка представлена 60 ре­спондентами, возрастной состав которых составляет 19–20 лет. Аппарат эмпирического исследо­вания представлен следующими методикам: «Изучение мотивации обучения в вузе» (Т.И. Ильи­на); экспресс-диагностика личностной конкурентоспособности, предложенная Н.П. Фетискиным, В.В. Козловым и Г.М. Мануйловым; проективная методика «Вселенная моего Я», разработанная и адаптированная Н.Е. Водопьяновой и Н.В. Лик.

В результате анализа взаимосвязи уровня конкурентоспобности и мотивации учебной дея­тельности можно сделать следующие выводы.

Ведущими учебными мотивами высококонкурентных студентов являются «приобретение знаний», «овладение профессией», при этом «получение диплома» – не прерогатива. Возможно, это объясняется тем, что для данной группы факт получения диплома о высшем образовании не вызывает сомнений и сам собой подразумевается. В общей картине выраженности мотивов харак­терным является приоритет «профессиональных», что объясняется настроенностью на достиже­ние успеха в профессии.

У студентов со средним уровнем личностной конкурентоспособности преобладают шкалы «приобретение знаний» и «овладение профессией», но при этом наблюдается тенденция к увели­чению по шкале «получение диплома», которая является преобладающей для студентов с низким уровнем личностной конкурентоспособности. Это может быть объяснено тем, что процесс учения не воспринимается ими как путь к личному благополучию, средство продвижения по жизненной лестнице, поэтому наиболее ценным для них являются не профессиональные знания, а документ. Другими словами, обучение в вузе для многих из них – формальный процесс, главная цель которо­го – получение диплома о высшем образовании.

В общей выборке отмечены некоторые тенденции распределения личностных качеств в зави­симости от уровня конкурентоспобности респондентов: высококонкурентные студенты ценят преж­де всего такие качества личности, как целенаправленность, целеустремленность, настойчивость, ответственность, честолюбие, волю и др.; студенты со средним уровнем личностной конкуренто­способности выделяют следующие качества: неординарность, честность, терпение, эмпатию, ре­шительность, доброжелательность и др.; низкоконкурентные студенты отмечают спокойствие, жиз­нерадостность, доброту, ответственность, преданность, честность, усидчивость и др.

Интерпретация полученных данных позволяет сделать вывод о том, что у участников данно­го исследования существует взаимосвязь между показателями основных характеристик мотивации учебной деятельности и личностной конкурентоспобностью студентов, а именно: у высококонку­рентных студентов более значимой является группа мотивов, отвечающих за эффективность про­фессионализации, также существенно значимыми выступают не просто мотивы прочных и глубо­ких знаний, а интеллектуальное удовлетворение при их получении, в то время как у студентов с низким уровнем личностной конкурентоспобности ведущие мотивы отвечают за конечный резуль­тат обучения в вузе – получение диплома. Установлена корреляционная взаимосвязь (коэффицент Спирмена) уровня мотивации учебной деятельности и уровня личностной конкурентоспособности студентов по шкалам «приобретение знаний», «овладение профессией».

Проблема формирования активности личности в образовательном процессе, принятие студен­том на себя роли заинтересованного лица в учебно-познавательной деятельности – залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня интеллектуального развития, роста про­фессионализма и конкурентоспособности будущих специалистов. Создание «ситуации успеха» в образовательном пространстве является одним из конструктивных решений обеспечения условий развития личности. Умение найти в личности каждого обучаемого сильные стороны, на которые можно и нужно опереться, должно стать одной из приоритетных задач современного образования.

Литература

  1. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала : моногр. М. : Изд-во ПЕР СЭ, 2006.
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд., стер. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЕК», 2003.
  4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 1996.
  5. Чайка В.Г. Структура учебной мотивации студентов вузов и особенности ее развития во внеаудитор­ных формах работы // Психол. журнал. 2003. Т. 26. №4. С. 36–41.

Информация об авторах

Рахманкулова Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, доц., зав. каф. практ. психологии Оренб. филиала Ин-та бизнеса и политики, e-mail: rsa21@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2905
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2