Коррекция взаимоотношений детей дошкольного возраста

Аннотация

The article is about the stages in the formation of influence of family upbringing style on interpersonal relationships of preschool children with their peers, the article analyzes the situation and ways of improvement of the socialization process.

Общая информация

Ключевые слова: стиль воспитания, статусная группа, психология дошкольника, камнетерапия

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Черняева А.В. Коррекция взаимоотношений детей дошкольного возраста // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

В современном реформирующемся российском обществе наряду с позитивными тенденци­ями имеют место многочисленные противоречия и трудности, в том числе гармоничного разви­тия личности и продуктивной ее социально-ценностной самореализации на всех этапах жизненно­го пути. Особенно остро они проявляются в поведении формирующегося поколения (в частности, рост агрессивных и конфликтных тенденций в дошкольной среде). Семья как первичный институт социализации может выступать в качестве меры профилактики отклоняющихся деяний и способ­ствовать подобному поведению.

Многие современные исследования доказывают взаимосвязь процессов, происходящих в се­мье, и нарушений поведения у детей. А.И. Захаровым была показана взаимосвязь семейного вос­питания и невротизации у детей. А.Е. Личко и Э.Г.Эйдемиллером было установлено, что внутри­семейные отношения в семьях детей с высокой общей физической и вербальной агрессивностью, негативизмом характеризуются нарушением воспитательно-развивающих, хозяйственно-бытовых, супружеских аспектов внутрисемейных отношений.

Однако данная проблематика психологическими исследованиями исчерпана не полностью и остается актуальной в настоящее время. Поэтому в качестве цели психологического исследования, проведенного в 2009–2011 гг. на базе МОУ «Детский сад №244 г. Волгограда», было решено разра­ботать и апробировать коррекционную программу, направленную на улучшение взаимоотношений детей старшего возраста МОУ с ровесниками через оптимизацию детско-родительских отношений.

Для выполнения поставленных задач был проведен ряд наблюдений и психологическое ис­следование в 2009–2011 гг. Респондентами выступили дети подготовительной группы в возрасте от 6 лет 2 мес. до 6 лет 7 мес. и родители.

В исследовании использовались методики диагностики семей: «Родительское сочинение» В.В. Столина (адаптация Ф.И.Тащёвой); опросник «АСВ для родителей детей в возрасте 3–10 лет» А.Г. Эйдемиллера; «Социометрия» Я.Л. Коломинского; схема наблюдения за особенностями вза­имодействия и общения детей в группе (Т.А. Репина); беседа с родителями; анализ журнала реги­страции консультативной и диагностической работы психолога д/с №244. Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием метода ранговой корреляции Спирмена метода,парного t-критерия Стъюдента, критерия Фишера.

Проведя анализ результатов диагностики, обобщив все полученные в ходе исследования данные, мы пришли к выводу, что детско-родительские отношения сказываются как на уровне благополучия старших дошкольников, так и на их отношении к сверстникам. Это подтверждает статистическая проверка гипотезы о влиянии стиля семейного воспитания в формировании меж­личностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками.

Результаты проведенного исследования показывают, что для воспитания ребенка, имеющего неблагоприятный статус в группе, характерно недостаточное использование требований, санкций, запретов, предъявляемых ребенку, и предпочтение в нем детских качеств. Стиль воспитания опре­деляется высоким удовлетворением потребностей ребенка и воспитательной неуверенностью роди­теля. Данные исследования показали, что родители детей из статусной группы «пренебрегаемых» сверстниками в большей степени проецируют на него собственные нежелательные качества. При­чиной такого воспитания ребенка нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характе­ра, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность ко лжи, негативизм, различные протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же ис­тинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель извлекает из этого эмоциональную выго­ду для себя. Это может быть следствием неразвитости родительских чувств, которое также более характерно для воспитания ребенка из статусной группы «пренебрегаемых».

При воспитании детей из статусной группы «звезд» родители удовлетворяют потребности ребенка, применяют достаточное количество запретов при минимальных санкциях. Стиль воспи­тания «звезд» характеризуется гармоничностью: устойчивостью, умеренным удовлетворением по­требностей ребенка при предъявлении определенных требований, запретов, санкций, предпочтени­ем в ребенке качеств, характерных для его возраста.

Воспитательный процесс детей из статусной группы «предпочитаемых» может сопровож­даться расширением сферы родительских чувств и неустойчивостью стиля воспитания. Это мо­жет проявляться в том, что родители такого ребенка стремятся к максимальному и некритическо­му удовлетворению любых потребностей. Они балуют, стремятся избегать наказаний за проступ­ки, т. к. не верят в их эффективность. Воспитательная неуверенность родителя проявляется в пе­рераспределении власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Девочки спо­собны в большей степени, чем мальчики, в такой ситуации добиться для себя больших прав и мень­ших обязанностей.

Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволил сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно по­мочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Коррекция основывалась на предположении о том, что межличностные взаимоотношения до­школьников находятся в зависимости от особенностей стиля семейного воспитания. Цель коррек­ции – расширение знаний родителей и детей и организация определенной деятельности, где воз­можно формирование тех или иных умений и навыков.

В родительских группах практиковались разнообразные вспомогательные методы психокор­рекции: дискуссия, анализ семейных ситуаций в решении проблем, проба на совместную деятель­ность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения. Основную задачу психоло­гической коррекции в родительских группах составили изменение неадекватных родительских по­зиций, улучшение стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, опти­мизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

В детских группах использовалась авторская программа «Семь Я». Цель программы – раз­витие доброжелательного отношения к окружающим, эмоционального благополучия ребенка через прочувствование эмоциональных и физических состояний людей и своего поведения. На заняти­ях с детьми использовались специально разработанные приемы и методы игровых занятий камне­терапии и арт-терапии, в ходе которых реализован прием, содействующий достижению эмоцио­нальной децентрации, активизирующий ресурсы и принадлежность к базовой группе «семья». Ре­зультатом коррекции стала позитивная динамика соотношения статусного положения ребенка в группе: количество «предпочитаемых» увеличилось на 20% , снизилось количество «пренебрега­емых» и «отверженных». Родители, принявшие участие в совместных занятиях со своими детьми, при ответах на вопросы опросника «АСВ для родителей детей в возрасте 3–10 лет» менее критич­но оценили ребенка.

Можно сделать вывод, что межличностные отношения старших дошкольников связаны со стилем семейного воспитания, а именно: негармоничный тип воспитания детей статусных групп «пренебрегаемые» и «отверженные» предполагает использование недостаточного количества тре­бований, запретов, санкций. Такое воспитание может сопровождаться неразвитостью родитель­ских чувств, проекцией на ребенка нежелательных качеств самого ребенка и воспитательной не­уверенностью родителя. Для воспитания детей-«звезд» родители применяют гармоничный стиль семейного воспитания.

Коррекционная программа по результатам внедрения оказалась достаточно эффективной. Од­нако коррекционная работа должна быть рассчитана на продолжительный срок, ее качество зави­сит от подбора программного материала, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, предметно-развивающей среды, тесного взаимодействия воспитательного учреждения с семьей.

Литература

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2008.

Информация об авторах

Черняева Анна Валерьевна, педагог-психолог д/с № 244 г. Волгограда, e-mail: AMBA81@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4510
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5