Формирование у школьника когнитивного компонента позиции субъекта учения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: когнитивный компонент, позиция субъекта учения, смысловые опоры в тексте физической задачи, компьютерная обучающая программа
Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Вайзер Г.А., Зиновьев А.А. Формирование у школьника когнитивного компонента позиции субъекта учения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В психолого-педагогических исследованиях поставлена проблема развития у школьников позиции субъекта учения, в структуре которой выделены три компонента: когнитивный, регуляторный и личностно-смысловой [1]. Когнитивный компонент – «компетенция ученика, включающая систему предметных знаний и умений; метазнания, т.е. “надпредметные” знания о знаниях, приемах и средствах переработки информации, данной в разных знаковых формах; “открытие” собственных способов учебной работы» [1, с. 27]. Исследования показали, что становление когнитивного компонента позиции субъекта учения предполагает движение от накопления и успешного использования предметных и надпредметных знаний в стандартных ситуациях к их реализации в новых условиях, в частности в процессе усложнения задач.
При разработке проблемы формирования этого компонента существенным является следующее положение когнитивной психологии: «человек активно “перерабатывает информацию”, строя внутренние модели (репрезентации) окружения» [5, с. 109]. Чтобы решить учебную задачу, ученик должен переработать информацию, содержащуюся в тексте, построить собственную модель, используя резервы своей семантической памяти, того «субъективного тезауруса», который содержит организованное знание субъекта как о словах и других символах, их значениях и отношениях между ними, так и о правилах, формулах, алгоритмах, необходимых для использования этих символов, понятий и отношений. Формируемый у школьника когнитивный компонент позиции субъекта учения при решении задач включает предметные знания и знания о структуре задачи и процессе ее решения. Так, в ходе обучения вводится понятие о том, что в задаче имеются следующие компоненты: условие, требование, искомое, которое «имплицитно» содержится в формулировке задачи. «Оно не дано, а лишь задано этой формулировкой», при этом «искомое – в отличие от данного извне требования задачи – возникает и формируется лишь у того человека, который сам решает задачу или проблему» [3, с. 178].
Наши исследования проводились на материале решения физических задач (стандартных и нестандартных). Исследования показали, что физическая задача может быть сформулирована как на научном (физическом, математическом и т.д.), так и на житейском языке. Тогда переработка информации происходит на основе извлечения из семантической памяти необходимых знаний и переформулирования текста с житейского языка на научный, а затем путем оперирования теоретическими положениями на физическом языке. Процесс построения собственной модели задачи начинается с поиска в тексте смысловых опор, т.е. слов или словосочетаний, анализ которых позволяет найти искомое, поскольку они содержат определенную информацию о теоретических положениях или практико-ориентированных знаниях, которые надо применить в ходе рассуждения [3]. В качестве смысловых опор могут выступать физические термины, содержание которых необходимо раскрыть, или житейские понятия, за которыми «скрыты» представления о физической ситуации. Так, в задаче, сформулированной только на физическом языке (см. ниже), смысловыми опорами могут быть физические термины «колебательный контур», «идеальный колебательный контур», «амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности», «амплитуда колебаний заряда конденсатора», «сила тока в катушке», «момент времени», «заряд конденсатора». В ходе пошагового анализа смысловых опор из семантической памяти извлекается все то, что позволяет раскрыть содержание каждого понятия, выделить новую ситуацию и переформулировать задачу. Поэтапно строится собственная модель задачи, в которой физическая ситуация отражена по-новому в системе предметного знания в разных знаковых формах (в частности, словесно, с использованием формул), что позволяет применить актуализированные теоретические положения к конкретным данным и ответить на вопрос задачи (найти требуемое).
Опыт показывает, что у школьников возникают трудности в построении собственной модели задачи, связанные с особенностями семантической памяти, полнотой извлечения необходимой информации. В ходе обучения необходима внешняя помощь, которую может оказать учитель или обучающее устройство. В настоящей статье представлен опыт разработки компьютерной развивающей программы. Готовность к работе с такого рода программой (при наличии предметных знаний) создается путем формирования в качестве составляющих когнитивного компонента позиции субъекта учения следующих знаний: о компонентах задачи (условиях, требовании, искомом); об особенностях формулирования текста физической задачи; смысловых опорах, их анализе и переформулировании текста на основе извлечения необходимой информации из семантической памяти; возможности использования внешней помощи, содержащейся в гиперссылках для коррекции полноты анализа каждой смысловой опоры. Эксперименты показали, что при всей трудоемкости процесса обучения школьников поиску и анализу смысловых опор в текстах физических задач этому можно учить не только в рамках коллективной работы на уроке, но и с помощью компьютера [4].
Ниже представлена обучающая компьютерная программа на примере решения только одной задачи. При создании программы составители сначала определяли все те знания по физике, которые требовалось применить в ходе решения задачи. В соответствии с этими знаниями авторы выделяли в тексте задачи смысловые опоры и строили в программе адекватную последовательность шагов. В каждом кадре пошагового обучения особенно выделялась смысловая опора для физического анализа. Направление рассуждения задавалось в форме незаконченного предложения. Чтобы осуществить пошаговый самоконтроль, ученик использовал свое умение обращаться к гиперссылке, где содержались сведения, подтверждающие, дополняющие или корректирующие результативность анализа смысловых опор. В последнем кадре ученику предлагалось завершить решение и сформулировать ответ. В представленной ниже программе использована задача уровня С из контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ [6].
Обучающая программа для школьника
З а д а ч а . В идеальном колебательном контуре амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности 5 мА, а амплитуда колебаний заряда конденсатора 2,5 нКл. В момент времени t сила тока в катушке равна 3 мА. Найдите заряд конденсатора в этот момент.
Прочитайте задачу.
Перескажите содержание своими словами. Попытайтесь ответить быстро.
Решите задачу путем выделения в тексте смысловых опор, их анализа и пошагового самоконтроля.
1. (1-й шаг) «…колебательном контуре…»* (Что собой представляет колебательный контур и какие процессы там можно наблюдать). Раскройте физический смысл данной опоры.
Ситуация 1. Колебательный контур ....
(Проверьте полноту своего ответа.)
Гиперссылка. Ситуация 1. Колебательный контур – это установка, состоящая из конденсатора и катушки. Если заряженный конденсатор замкнуть на катушку, то по этому контуру будет протекать ток. При этом наблюдаются периодическое изменение заряда на обкладках конденсатора и изменение электрического поля конденсатора, а также периодическое изменение тока в катушке и изменение магнитного поля катушки. Этот процесс называется электромагнитными колебаниями.
Ситуация 2 (какими уравнениями можно описать эти процессы). Заряд на обкладках конденсатора…
(Проверьте полноту своего ответа.)
Гиперссылка. Ситуация 2. Заряд на обкладках конденсатора можно вычислить по формуле q=qocosωt, а ток в катушке с помощью уравнения i=Iosinωt.
2. (2-й шаг) «В идеальном…». Раскройте физический смысл данной опоры.
Ситуация 3. В идеальном колебательном контуре ....
(Проверьте полноту своего ответа.)
Гиперссылка. Ситуация 3. В идеальном колебательном контуре сопротивление проводников мало и излучение отсутствует, следовательно, полная энергия колебательного контура достаточно долгое время считается неизменной.
* жирным шрифтом здесь и далее по шагам в тексте выделены смысловые опоры для поиска решения.
W=const. (1) Ситуация 4. Энергию колебательного контура можно…
(Проверьте полноту своего ответа.)
Гиперссылка. Ситуация 4. Энергию колебательного контура в любой момент времени можно вычислить по формуле W= Wc+WL= q2/2C+Li2/2, где С – электроемкость конденсатора, а L – индуктивность катушки.
3. (3-й шаг) «амплитуда колебаний силы тока в катушке индуктивности 5 мА…». (Раскройте физический смысл данной опоры.)
Ситуация 5. Когда сила тока в катушке имеет амплитудное или максимальное значение…
(Проверьте полноту своего ответа).
Гиперссылка. Ситуация 5. Когда сила тока в катушке имеет амплитудное или максимальное значение i=Io, то полную энергию колебательного контура можно вычислить по формуле W1=WL=L Io2/2, (2) т. к. заряд qo в это время равен нулю.
4. (4-й шаг) «амплитуда колебаний заряда конденсатора 2,5 нКл». (Раскройте физический смысл данной опоры.)
Ситуация 6. Когда заряд на обкладках конденсатора имеет амплитудное или максимальное значение…
(Проверьте полноту своего ответа.)
Гиперссылка. Ситуация 6. Когда заряд на обкладках конденсатора имеет амплитудное или максимальное значение q=qo , ток в катушке i равен нулю. Полную энергию контура можно вычислить по формуле
W2=W= q2/2C. (3)c
5. (5-й шаг) «В момент времени t сила тока в катушке равна 3 мА». (Раскройте физический смысл данной опоры.)
Ситуация 7. В момент времени t сила тока в катушке равна 3 мА, следовательно, энергия колебательного контура…
(Проверьте полноту своего ответа.)
Гиперссылка. Ситуация 7. В момент времени t сила тока в катушке равна 3 мА, следовательно, энергия колебательного контура в этот момент времени складывается из энергии электрического поля конденсатора и энергии магнитного поля катушки
Wt =WL,t + Wc,t =Li2t/2+ q2t/2C. (4)
6. (6-й шаг). Найдите заряд конденсатора в этот момент. (Раскройте физический смысл данной опоры.)
Ситуация 8. Заряд конденсатора в этот момент qt можно найти…
(Проверьте полноту своего ответа.)
Гиперссылка. Ситуация 8. Заряд конденсатора в этот момент qt можно найти из последнего уравнения, используя выводы из анализа предыдущих ситуаций.
7. (7-й шаг). Решите задачу самостоятельно. Запишите условие задачи в краткой форме, сде
лайте чертеж. Опишите проанализированные процессы соответствующими уравнениями. (Проверьте ваше решение задачи.) Гиперссылка. Проверка решения задачи (в статье представлена в сокращенном виде). Дано: Io=5 мА, qo=2,5 нКл, It=3 мА. Найти qt . Решение задачи. Из вывода Ситуации 3 мы получили уравнение W=const. (1) Из вывода Ситуации 5 мы получили уравнение W1=WL=L Io2/2. (2). Из вывода Ситуации 6 мы получили уравнение W2=Wc=qо2/2C. (3). Из выводов Ситуаций 7 и 8 мы выяснили, что в момент времени t, заданный по условию задачи, полная энергия колебательного контура может быть вычислена по Wt=Li2t/2+ q2t/2C (4). Решая систему уравнений, получим q2t = qo2 (1 – i2t/ Io2). Отсюда можем найти qt (вопрос нашей задачи), и после подстановки значений из условия задачи получим qt = 2 нКл.
В экспериментах, проведенных на материале решения физических задач с использованием разработанных нами обучающих компьютерных программ, подтверждена эффективность формирования у школьников когнитивного компонента позиции субъекта учения.
Литература
- Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М. : Мысль, 1979.
- Вайзер Г.А. Формирование у школьников способов самостоятельной работы над задачей. (В помощь учителю физики). М. : ЗАО «Социум – К», 2001.
- Вайзер Г.А., Зиновьев А.А. Формирование у школьников физических понятий при решении сложных задач // Усовские чтения. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов : материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конференции, г. Челябинск, 14–15 апр. 2011 г. Челябинск : «Край Ра», 2011. Ч. 1. С. 167–171.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания : в 2 т. М. : Смысл: «Академия», 2006. Т. 1.
- ЕГЭ по физике 2010. Демонстрационный вариант №С5. URl : http: //WWW.examen.ru/add/ege/egepo-fizike.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7745
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 7