Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога

Аннотация

The author reviews the problem of the development of the future teachers emotional intellect. The urgency of the issue is explained by the fact that the level of emotional development determines people's life and professional success. In the article the author offers possible variants of the development of theachers' emotional competence. The article is addressed to teachers and students, interested in the problem of emotional intellect development.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, методы развития эмоционального интеллекта

Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Симонова Л.Б. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Педагогическая деятельность насыщена напряженными ситуациями, связанными с возмож­ностью повышенного эмоционального реагирования. Каждая напряженная ситуация вызывает у пе­дагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной или агрессив­ной форме. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на молодых педагогов. Так, Н.И. Андреева предполагает, что синдром эмоционального выгорания начинает складываться у бу­дущих педагогов еще в период обучения в вузе, если нет систематической работы по его профилак­тике [1, с. 5–7]. К сожалению, существующие формы академического обучения в педагогическом вузе не имеют специфической направленности на формирование эмоционально-коммуникативных и регуляторных способностей, качеств, составляющих эмоциональную сферу личности. Тенденция к технократическому, информационному развитию общества негативно влияет на развитие эмоцио­нальности молодых людей. Мы видим возможность решения данной проблемы в целенаправлен­ном развитии эмоционального интеллекта будущих педагогов.

В психологической литературе освещаются вопросы, связанные с изучением отдельных про­фессионально значимых личностных свойств и способностей, которые входят в структуру эмо­ционального интеллекта. Эмоциональный интеллект, по определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, – это группа ментальных способностей, которые побуждают к осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих [3]. Выделяют четыре главных составляющих эмо­ционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатию, навыки отношений. Д. Гоулман выделяет наряду с ними еще и пятую составляющую – мотивацию. В структуре эмоционального интеллекта есть два аспекта: внутриличностный и межличностный. Первый образуют следующие компоненты: осознание своих чувств, самооценка, уверенность в себе, ответственность, терпи­мость, самоконтроль, активность, гибкость, заинтересованность, открытость новому опыту, моти­вация достижения, оптимизм; во второй входят такие компоненты, как коммуникабельность, аль­труизм, открытость, эмпатия, способность учитывать и развивать интересы другого человека, ува­жение к людям, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, умение работать в команде. Эмоциональный интеллект выступает как системообразующий фактор продуктивности педагогической деятельности.

Д. Гоулман в своих исследованиях эмоционального интеллекта показал, что жизненный успех человека определяется не столько общим уровнем умственного развития, сколько теми особенно­стями его разума, которые определяют способность к самопознанию и эмоциональной саморегу­ляции, умение выражать свои чувства, понимать состояния других людей и тонко реагировать на них. Именно уровень эмоционального развития, по мысли автора, определяет жизненную и про­фессиональную успешность людей.

На наш взгляд, эмоциональный интеллект педагога опосредует гуманистическую направлен­ность во взаимодействии с учениками и другими субъектами образовательного пространства, спо­собствует реализации индивидуального подхода в развитии личности и обучении, показывает уро­вень личностной зрелости педагогов. Эмоциональный интеллект – неотъемлемая личностная со­ставляющая педагогического мастерства, поскольку только состоявшаяся, зрелая личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность. Основной педагогической задачей учителя яв­ляется не столько передача знаний, формирование умений и навыков, сколько пробуждение позна­вательной активности детей, организация учебной и познавательной деятельности через педагоги­ческое общение и диалог с учащимися.

Правильно организованное педагогическое общение формирует позитивный эмоциональный опыт, приобретаемый учащимися в школе. Детство и отрочество представляют собой «окна воз­можностей», необходимые для закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые в дальнейшем будут управлять жизнью ребенка (Там же, с. 13). Низкий уровень эмоцио­нального интеллекта способен привести к затруднению в осознании и определении собственных эмоций, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Недостаток эмоцио­нального интеллекта расширяет диапазон рисков – от депрессии или склонности к насилию до на­рушений питания и злоупотребления наркотиками. Таким образом, умение разбираться в собствен­ных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ученика и учителя.

Формирование качественных психических новообразований ученика достигается только че­рез эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с учащимися, опосредованное един­ством воли мышления и эмоций – эмоциональным интеллектом педагога.

Поскольку ведущим видом деятельности в студенческом возрасте является овладение про­фессией, то развитие эмоционального интеллекта в этом возрасте в целом осуществляется через профессиональное развитие и саморазвитие. По поводу возможности развития эмоционального ин­теллекта в психологической науке существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень эмоционального интеллек­та (ЭИ) невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмо­циональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Го­улман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

И.Н. Андреева выделяет следующие методы развития эмоционального интеллекта: групповой тренинг, индивидуальный тренинг, коучинг [1]. Разработанные в последнее время вузовские про­граммы, реализуемые в учебной практике чаще всего как курсы по выбору, включают развитие эмо­циональной компетентности будущих педагогов. Занятия, сочетающие проблемно-ориентированные и активные социально-психологические методы обучения, являются эффективным средством раз­вития психологической культуры будущих педагогов. Данные курсы оказывают позитивное влия­ние на развитие внутриличностного и межличностного аспектов эмоционального интеллекта и мо­гут быть использованы в обучении как эффективное средство формирования эмоционального ин­теллекта студентов педагогических учебных заведений. Вышесказанное подтверждает необходи­мость развития эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений в про­цессе их профессиональной подготовки.

Литература

  1. Андреева И.Н. Синдром эмоционального выгорания у студентов педагогических и юридических специальностей // Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике : материа­лы I Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2003. С. 5–7.
  2. Андреева И.Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия // Психология и со­временное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 13–14 апр. 2007 г. СПб., 2007. Ч. 1. С. 12–15.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М. : АСТ, 2010.
  4. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М. : Альпина, Паблишерз, 2010.
  5. Кетс де Врис М. Мистика лидерства : развитие эмоционального интеллекта. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.
  6. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков : ПГПИ, 2004.

Информация об авторах

Симонова Любовь Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета, e-mail: irina.simonova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 8125
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 9