Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, методы развития эмоционального интеллекта
Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Симонова Л.Б. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Педагогическая деятельность насыщена напряженными ситуациями, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной или агрессивной форме. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на молодых педагогов. Так, Н.И. Андреева предполагает, что синдром эмоционального выгорания начинает складываться у будущих педагогов еще в период обучения в вузе, если нет систематической работы по его профилактике [1, с. 5–7]. К сожалению, существующие формы академического обучения в педагогическом вузе не имеют специфической направленности на формирование эмоционально-коммуникативных и регуляторных способностей, качеств, составляющих эмоциональную сферу личности. Тенденция к технократическому, информационному развитию общества негативно влияет на развитие эмоциональности молодых людей. Мы видим возможность решения данной проблемы в целенаправленном развитии эмоционального интеллекта будущих педагогов.
В психологической литературе освещаются вопросы, связанные с изучением отдельных профессионально значимых личностных свойств и способностей, которые входят в структуру эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект, по определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, – это группа ментальных способностей, которые побуждают к осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих [3]. Выделяют четыре главных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатию, навыки отношений. Д. Гоулман выделяет наряду с ними еще и пятую составляющую – мотивацию. В структуре эмоционального интеллекта есть два аспекта: внутриличностный и межличностный. Первый образуют следующие компоненты: осознание своих чувств, самооценка, уверенность в себе, ответственность, терпимость, самоконтроль, активность, гибкость, заинтересованность, открытость новому опыту, мотивация достижения, оптимизм; во второй входят такие компоненты, как коммуникабельность, альтруизм, открытость, эмпатия, способность учитывать и развивать интересы другого человека, уважение к людям, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, умение работать в команде. Эмоциональный интеллект выступает как системообразующий фактор продуктивности педагогической деятельности.
Д. Гоулман в своих исследованиях эмоционального интеллекта показал, что жизненный успех человека определяется не столько общим уровнем умственного развития, сколько теми особенностями его разума, которые определяют способность к самопознанию и эмоциональной саморегуляции, умение выражать свои чувства, понимать состояния других людей и тонко реагировать на них. Именно уровень эмоционального развития, по мысли автора, определяет жизненную и профессиональную успешность людей.
На наш взгляд, эмоциональный интеллект педагога опосредует гуманистическую направленность во взаимодействии с учениками и другими субъектами образовательного пространства, способствует реализации индивидуального подхода в развитии личности и обучении, показывает уровень личностной зрелости педагогов. Эмоциональный интеллект – неотъемлемая личностная составляющая педагогического мастерства, поскольку только состоявшаяся, зрелая личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность. Основной педагогической задачей учителя является не столько передача знаний, формирование умений и навыков, сколько пробуждение познавательной активности детей, организация учебной и познавательной деятельности через педагогическое общение и диалог с учащимися.
Правильно организованное педагогическое общение формирует позитивный эмоциональный опыт, приобретаемый учащимися в школе. Детство и отрочество представляют собой «окна возможностей», необходимые для закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые в дальнейшем будут управлять жизнью ребенка (Там же, с. 13). Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднению в осознании и определении собственных эмоций, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Недостаток эмоционального интеллекта расширяет диапазон рисков – от депрессии или склонности к насилию до нарушений питания и злоупотребления наркотиками. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ученика и учителя.
Формирование качественных психических новообразований ученика достигается только через эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с учащимися, опосредованное единством воли мышления и эмоций – эмоциональным интеллектом педагога.
Поскольку ведущим видом деятельности в студенческом возрасте является овладение профессией, то развитие эмоционального интеллекта в этом возрасте в целом осуществляется через профессиональное развитие и саморазвитие. По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологической науке существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта (ЭИ) невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.
И.Н. Андреева выделяет следующие методы развития эмоционального интеллекта: групповой тренинг, индивидуальный тренинг, коучинг [1]. Разработанные в последнее время вузовские программы, реализуемые в учебной практике чаще всего как курсы по выбору, включают развитие эмоциональной компетентности будущих педагогов. Занятия, сочетающие проблемно-ориентированные и активные социально-психологические методы обучения, являются эффективным средством развития психологической культуры будущих педагогов. Данные курсы оказывают позитивное влияние на развитие внутриличностного и межличностного аспектов эмоционального интеллекта и могут быть использованы в обучении как эффективное средство формирования эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений. Вышесказанное подтверждает необходимость развития эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений в процессе их профессиональной подготовки.
Литература
- Андреева И.Н. Синдром эмоционального выгорания у студентов педагогических и юридических специальностей // Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2003. С. 5–7.
- Андреева И.Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 13–14 апр. 2007 г. СПб., 2007. Ч. 1. С. 12–15.
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М. : АСТ, 2010.
- Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М. : Альпина, Паблишерз, 2010.
- Кетс де Врис М. Мистика лидерства : развитие эмоционального интеллекта. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.
- Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков : ПГПИ, 2004.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8104
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 23