Экспертиза психологической безопасности образовательной среды
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: гуманитарная экспертиза, образовательная среда, психологическая безопасность
Рубрика издания: Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Гуманистическая психология как основа превращения образования в развивающую личность систему определяет главным источником развития человека. Движущая сила находится в самом человеке. Однако для того, чтобы включились внутренние механизмы личностного роста, необходимы определенные условия. На начальных этапах развития ведущее место занимают условия социальные, содержащиеся во взаимодействии участников образовательной среды.
Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер. Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
При разработке методики оценки психологической безопасности образовательной среды мы исходили из основных принципов гуманитарной экспертизы образования, когда самым важным становится не столько понимание неких фактов и влияние на них тех или иных факторов, условий механизмов и т.п., сколько отношение человека к этим фактам и воздействиям, смысл, который они для него приобретают. Психологическая безопасность образовательной среды из всего многообразия функций, выполняемых гуманитарной экспертизой образования, на первый план выводит две – защитную (отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии здоровья и т.п.) и развивающую.
Содержательное основание экспертизы составили разработанные нами концепция, определение психологической безопасности и технологическая модель психологически безопасной образовательной среды [1; 2]. Предлагаемая методика психологической экспертизы безопасности образовательной среды адресована «включенным экспертам», т. е. всем участникам учебно-воспитательного процесса: ученикам, учителям, родителям (текст методики и ее обработку см. : [2, с. 179–193]).
Эмпирическим критерием психологической безопасности образовательной среды может выступать отношение к ней (позитивное, нейтральное или отрицательное), замеряемое системой шкал, содержащих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты данного отношения. Интегральный показатель отношения к образовательной среде является своеобразным индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, учеников, родителей).
Еще одним значимым критерием психологической безопасности образовательной среды может выступать удовлетворенность ее субъектов основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде. Эмпирическим показателем является индекс удовлетворенности школьной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной среды школы. Проведенный нами анализ категории психологического насилия в межличностном взаимодействии позволяет определить критерием психологической безопасности образовательной среды оценку уровня защищенности от психологического насилия, даваемую всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный, негативный), уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды, уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляются обучение и воспитание.
Таким образом, выделены три основных системных базисных фактора: человек в образовании, содержание образования и педагогическое взаимодействие. Своеобразное сочетание этих факторов задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными развивающими возможностями. Критериальной базой оценки психологической безопасности образовательной среды выступают особенности субъектов образовательного процесса (детей, их родителей, педагогов, администраторов образования), содержание образования (как совокупная целостность знаний умений и навыков, а также способов их получения), особенности взаимоотношений в диадах: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, взрослый – взрослый. Интегральными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают показатели удовлетворенности, референтности и защищенности.
Представляется необходимым сформулировать ряд задач, необходимых для решения вопросов экспертизы психологической безопасности образовательной среды.
Во-первых, основной объект экспертизы (процессы взаимодействия участников образовательного процесса) имеет сложную природу и весьма изменчив. Его оценка носит условный и ситуативный характер, поэтому проведение экспертизы без разработки и введения в действие системы мониторинга психологической безопасности образовательной среды нецелесообразно.
Во-вторых, любая экспертная деятельность характеризуется низким уровнем алгоритмизации и требует наличия опыта, высокой профессиональной компетентности, сформировавшейся на их основе специализированной интуиции экспертов, а также независимости суждений и системности мышления. Эти требования делают первостепенной задачу обучения специалистов системы образования основам экспертизы психологической безопасности образовательной среды.
В-третьих, любая экспертиза в значительной степени обусловлена субъективными взглядами и позициями эксперта, что на практике может быть преодолено за счет предварительного выделения понятных и принимаемых всеми участниками экспертизы показателей и критериев оценивания.
В-четвертых, объективность экспертного заключения обеспечивается созданием экспертной группы, члены которой в ходе обсуждения согласовывают индивидуальные экспертные оценки и формируют единое групповое заключение. Включение в экспертную группу специалистов, имеющих различный статус в образовательном учреждении (педагоги, психологи, администрация, социальные педагоги и др.), а также независимых экспертов увеличивает объективность экспертного заключения. Необходимым организационным условием деятельности группы экспертов является наличие протокола совместных действий.
В-пятых, экспертиза позволяет работать с проблемой, критической ситуацией, с дилеммой, неразрешимой прежними (стандартными) способами и средствами, предлагает альтернативные решения и сценарии выхода из кризиса. Экспертное заключение об актуальном состоянии образовательной среды представляет собой основу для проектирования психологически безопасной образовательной среды и разработки адекватного плана мероприятий.Литература
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002.
- Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. И.А.Баевой. М.: Экон-Информ, 2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 19457
В прошлом месяце: 135
В текущем месяце: 41