Экспертиза психологической безопасности образовательной среды

Аннотация

The method of an expert estimation of psychological safety of the educational environment is considered in the article. The substantial bases of creation of an expert estimation and its empirical reviewers are described.

Общая информация

Ключевые слова: гуманитарная экспертиза, образовательная среда, психологическая безопасность

Рубрика издания: Психологические проблемы экспертизы и проектирования образовательных сред

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертиза психологической безопасности образовательной среды // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Гуманистическая психология как основа превращения образования в развивающую личность систему определяет главным источником развития человека. Движущая сила находится в самом че­ловеке. Однако для того, чтобы включились внутренние механизмы личностного роста, необходи­мы определенные условия. На начальных этапах развития ведущее место занимают условия соци­альные, содержащиеся во взаимодействии участников образовательной среды.

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер. Под психологиче­ской безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечива­ющее психическое здоровье включенных в нее участников.

При разработке методики оценки психологической безопасности образовательной среды мы исходили из основных принципов гуманитарной экспертизы образования, когда самым важным становится не столько понимание неких фактов и влияние на них тех или иных факторов, усло­вий механизмов и т.п., сколько отношение человека к этим фактам и воздействиям, смысл, кото­рый они для него приобретают. Психологическая безопасность образовательной среды из всего мно­гообразия функций, выполняемых гуманитарной экспертизой образования, на первый план выводит две – защитную (отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитар­ными критериями, требованиями психологии здоровья и т.п.) и развивающую.

Содержательное основание экспертизы составили разработанные нами концепция, определе­ние психологической безопасности и технологическая модель психологически безопасной образова­тельной среды [1; 2]. Предлагаемая методика психологической экспертизы безопасности образова­тельной среды адресована «включенным экспертам», т. е. всем участникам учебно-воспитательного процесса: ученикам, учителям, родителям (текст методики и ее обработку см. : [2, с. 179–193]).

Эмпирическим критерием психологической безопасности образовательной среды может вы­ступать отношение к ней (позитивное, нейтральное или отрицательное), замеряемое системой шкал, содержащих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты данного отношения. Ин­тегральный показатель отношения к образовательной среде является своеобразным индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, учеников, родителей).

Еще одним значимым критерием психологической безопасности образовательной среды мо­жет выступать удовлетворенность ее субъектов основными характеристиками взаимодействия в образовательной среде. Эмпирическим показателем является индекс удовлетворенности школь­ной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной сре­ды школы. Проведенный нами анализ категории психологического насилия в межличностном вза­имодействии позволяет определить критерием психологической безопасности образовательной среды оценку уровня защищенности от психологического насилия, даваемую всеми субъектами учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, диагностическими показателями психологической безопасности образова­тельной среды являются уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный, негативный), уро­вень удовлетворенности характеристиками образовательной среды, уровень защищенности от пси­хологического насилия во взаимодействии. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Постоянный мониторинг психологической безопас­ности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качест­во психологических условий, в которых осуществляются обучение и воспитание.

Таким образом, выделены три основных системных базисных фактора: человек в образо­вании, содержание образования и педагогическое взаимодействие. Своеобразное сочетание этих факторов задает образовательную среду с определенными характеристиками и с различными раз­вивающими возможностями. Критериальной базой оценки психологической безопасности образо­вательной среды выступают особенности субъектов образовательного процесса (детей, их родите­лей, педагогов, администраторов образования), содержание образования (как совокупная целост­ность знаний умений и навыков, а также способов их получения), особенности взаимоотношений в диадах: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, взрослый – взрослый. Интегральными показате­лями психологической безопасности образовательной среды выступают показатели удовлетворен­ности, референтности и защищенности.

Представляется необходимым сформулировать ряд задач, необходимых для решения вопро­сов экспертизы психологической безопасности образовательной среды.

Во-первых, основной объект экспертизы (процессы взаимодействия участников образова­тельного процесса) имеет сложную природу и весьма изменчив. Его оценка носит условный и си­туативный характер, поэтому проведение экспертизы без разработки и введения в действие систе­мы мониторинга психологической безопасности образовательной среды нецелесообразно.

Во-вторых, любая экспертная деятельность характеризуется низким уровнем алгоритмиза­ции и требует наличия опыта, высокой профессиональной компетентности, сформировавшейся на их основе специализированной интуиции экспертов, а также независимости суждений и систем­ности мышления. Эти требования делают первостепенной задачу обучения специалистов системы образования основам экспертизы психологической безопасности образовательной среды.

В-третьих, любая экспертиза в значительной степени обусловлена субъективными взглядами и позициями эксперта, что на практике может быть преодолено за счет предварительного выделе­ния понятных и принимаемых всеми участниками экспертизы показателей и критериев оценивания.

В-четвертых, объективность экспертного заключения обеспечивается созданием экспертной группы, члены которой в ходе обсуждения согласовывают индивидуальные экспертные оценки и формируют единое групповое заключение. Включение в экспертную группу специалистов, имею­щих различный статус в образовательном учреждении (педагоги, психологи, администрация, со­циальные педагоги и др.), а также независимых экспертов увеличивает объективность экспертно­го заключения. Необходимым организационным условием деятельности группы экспертов являет­ся наличие протокола совместных действий.

В-пятых, экспертиза позволяет работать с проблемой, критической ситуацией, с дилеммой, неразрешимой прежними (стандартными) способами и средствами, предлагает альтернативные ре­шения и сценарии выхода из кризиса. Экспертное заключение об актуальном состоянии образова­тельной среды представляет собой основу для проектирования психологически безопасной обра­зовательной среды и разработки адекватного плана мероприятий.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002.
  2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. И.А.Баевой. М.: Экон-Информ, 2009.

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Лактионова Елена Борисовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (ФГБОУ ВО «РГПУ имени А.И. Герцена»), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7863-1414, e-mail: lena_laktionova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 18820
В прошлом месяце: 95
В текущем месяце: 76