Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: индивидуальность, индивидуально-типологические особенности, успешность учебной деятельности, психологическая структура учебной деятельности
Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ледовская Т.В. Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Переход к личностно ориентированному и компетентностному подходу предполагает обучение в вузе с учетом всех особенностей индивидуальности студента. В научных исследованиях психологии высшей школы немало работ, направленных на изучение индивидуальных, возрастных особенностей студенчества (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон, И.В Кузнецова, Н.В. Кузьмина, В.Т. Лисовский, Н.В. Нижегородцева, И.М. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.). Однако проблема проявления индивидуально-типологических особенностей в учебной деятельности студентов разработана недостаточно, в частности, в литературе существуют противоречивые сведения о том, как вообще индивидуальные особенности связаны с успешностью учебной деятельности.
Исходя из концепции Б.Г. Ананьева, в качестве конструктов, входящих в понятие «индивидуально-типологические особенности», мы видим индивидные характеристики, т. к. они «являются первичными и существуют на всех уровнях индивидуальности» [1, с. 209]: психодинамические особенности (экстраверсия–интроверсия, эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и функциональную асимметрию мозга.
В результате теоретического исследования проблемы было конкретизировано понятие индивидуально-типологических особенностей, которые определены как первичные (индивидные) характеристики индивидуальности, формирующиеся на основе природных свойств, отражающие общее, особенное и единичное в человеке и имеющие разную меру выраженности, определяющую уникальность и неповторимость каждого конкретного человека и его принадлежность к определенному типу людей. Свойства индивидуальности могут быть определены количественно через показатели эффективности деятельности (производительность, качество, надежность) [2, с. 27]. Учитывая специфику учебной деятельности, мы использовали только показатель качества (успешность учебной деятельности), выраженный результативно (академическая успеваемость) и структурно-организационно (уровень развития психологической структуры учебной деятельности).
Для оценки результативного качества учебной деятельности использовались показатели академической успеваемости (АУ) по профильным дисциплинам и успеваемости по непрофильным дисциплинам. АУ представлена в виде среднего значения отметок, полученных студентами в период промежуточных аттестаций и экзаменационной сессии. Общий показатель АУ студентов – средняя сумма оценок по профильным и непрофильным предметам.
Были использованы теоретическая модель и комплекс методических приемов и методов исследования психологической структуры учебной деятельности, разработанный и апробированный в рамках системогенетической концепции учебной деятельности студентов Н.В. Нижегородцевой. Содержание (компонентный состав) психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) определяется спецификой учебной деятельности и содержанием образования на конкретном этапе обучения. Основу ПСДу составляет структура (система) учебно важных качеств (УВК), обеспечивающих реализацию учебной деятельности [2].
В ходе теоретического анализа проблемы сформирована общая стратегия исследования: определение влияния индивидуально-типологических особенностей студентов на показатели успешности учебной деятельности через анализ взаимосвязи двух уровней индивидуальности (по Б.Г. Ананьеву): индивидного и субъектного. Индивидный уровень представляют индивидуально-типологические особенности, а субъектный – уровень развития учебно важных качеств, входящих в состав психологической структуры учебной деятельности (ПСДу).
В результате эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь индивидуальнотипологических особенностей с результативным и структурным показателями успешности учебной деятельности. Студенты с разными индивидуально-типологическими особенностями имеют различный уровень результативного показателя (РП) успешности учебной деятельности: интроверты успешнее экстравертов; эмоциональная устойчивость/неустойчивость не определяет РП успешности учебной деятельности; тип функциональной асимметрии мозга (ФАМ) на уровне тенденции связан с РП.
Установлена зависимость структурного показателя успешности учебной деятельности и качественной специфики ПСДу от меры выраженности индивидуально-типологических особенностей. ПСДу интровертов менее развита, в ней проявляется эффект мнимой дезинтеграции, причиной которого являются значительные индивидуальные различия в организации индивидуальной ПСДу. ПСДу эмоционально-неустойчивых студентов характеризуется избыточным набором связей компонентов, более высоким уровнем развития УВК. ПСДу «правополушарных» и «левополушарных» студентов качественно гомогенны. ПСДу «правополушарных» и «амбидекстров» менее развиты, в отличие от ПСДу «левополушарных». Возможная причина выявленных особенностей – наличие индивидуальных ПСДу в группах «правополушарных» студентов и «амбидекстров», обусловленное присутствием индивидуального стиля деятельности, периодом активной перестройки ПСДу.
Также были определены типы студентов с разным уровнем и сочетанием показателей успешности учебной деятельности, характеризующиеся следующей спецификой индивидуальнотипологических особенностей:
- «низкоуспешные» студенты преимущественно экстраверты, тип ФАМ характеризуется тенденцией к доминированию левого полушария головного мозга;
- «среднеуспешные» студенты преимущественно экстраверты, тип ФАМ характеризуется тенденцией к доминированию правого полушария головного мозга и к отсутствию асимметрии (амбидекстрия);
- «высокоуспешные» студенты преимущественно интроверты, тип ФАМ характеризуется тенденцией к доминированию правого полушария головного мозга и к отсутствию асимметрии (амбидекстрия);
- «дисгармоничный» тип студентов представлен преимущественно экстравертами, «левополушарным» типом ФАМ. Данный тип студентов характеризуется существенной внутренней неоднородностью.
Таким образом, полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей с успешностью учебной деятельности на начальном этапе обучения студентов вуза. Результаты исследования будут полезны для выделения психологических типов студентов с целью индивидуализации и дифференциации высшего профессионального образования.
Литература
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. : Наука, 1977. 380 с.
- Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению: моногр. Ярославль: Аверс Пресс, 2004.
- Нижегородцева Н.В. Проблемы системогенеза учебной деятельности: моногр. / под ред. чл.-кор. РАО, д-ра психол. наук, проф. А.В. Карпова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Логос, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5428
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 9