Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности

Аннотация

The article deals with explanation of term «individually-typological features», success of educational activity, the basic components of research of psychology’s structure of students educational activity and success of educational activity of students with individually-typological features.

Общая информация

Ключевые слова: индивидуальность, индивидуально-типологические особенности, успешность учебной деятельности, психологическая структура учебной деятельности

Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ледовская Т.В. Индивидуально-типологические особенности студентов вуза с разными показателями успешности учебной деятельности // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Переход к личностно ориентированному и компетентностному подходу предполагает обу­чение в вузе с учетом всех особенностей индивидуальности студента. В научных исследованиях психологии высшей школы немало работ, направленных на изучение индивидуальных, возрастных особенностей студенчества (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон, И.В Кузнецова, Н.В. Кузьми­на, В.Т. Лисовский, Н.В. Нижегородцева, И.М. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.). Однако пробле­ма проявления индивидуально-типологических особенностей в учебной деятельности студентов разработана недостаточно, в частности, в литературе существуют противоречивые сведения о том, как вообще индивидуальные особенности связаны с успешностью учебной деятельности.

Исходя из концепции Б.Г. Ананьева, в качестве конструктов, входящих в понятие «индиви­дуально-типологические особенности», мы видим индивидные характеристики, т. к. они «являют­ся первичными и существуют на всех уровнях индивидуальности» [1, с. 209]: психодинамические особенности (экстраверсия–интроверсия, эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустой­чивость) и функциональную асимметрию мозга.

В результате теоретического исследования проблемы было конкретизировано понятие индивидуально-типологических особенностей, которые определены как первичные (индивид­ные) характеристики индивидуальности, формирующиеся на основе природных свойств, отража­ющие общее, особенное и единичное в человеке и имеющие разную меру выраженности, опреде­ляющую уникальность и неповторимость каждого конкретного человека и его принадлежность к определенному типу людей. Свойства индивидуальности могут быть определены количествен­но через показатели эффективности деятельности (производительность, качество, надежность) [2, с. 27]. Учитывая специфику учебной деятельности, мы использовали только показатель качества (успешность учебной деятельности), выраженный результативно (академическая успеваемость) и структурно-организационно (уровень развития психологической структуры учебной деятельности).

Для оценки результативного качества учебной деятельности использовались показатели ака­демической успеваемости (АУ) по профильным дисциплинам и успеваемости по непрофильным дисциплинам. АУ представлена в виде среднего значения отметок, полученных студентами в пери­од промежуточных аттестаций и экзаменационной сессии. Общий показатель АУ студентов – сред­няя сумма оценок по профильным и непрофильным предметам.

Были использованы теоретическая модель и комплекс методических приемов и методов ис­следования психологической структуры учебной деятельности, разработанный и апробированный в рамках системогенетической концепции учебной деятельности студентов Н.В. Нижегородцевой. Содержание (компонентный состав) психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) определяется спецификой учебной деятельности и содержанием образования на конкретном этапе обучения. Основу ПСДу составляет структура (система) учебно важных качеств (УВК), обеспечи­вающих реализацию учебной деятельности [2].

В ходе теоретического анализа проблемы сформирована общая стратегия исследования: опре­деление влияния индивидуально-типологических особенностей студентов на показатели успешности учебной деятельности через анализ взаимосвязи двух уровней индивидуальности (по Б.Г. Ананьеву): индивидного и субъектного. Индивидный уровень представляют индивидуально-типологические особенности, а субъектный – уровень развития учебно важных качеств, входящих в состав психо­логической структуры учебной деятельности (ПСДу).

В результате эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь индивидуально­типологических особенностей с результативным и структурным показателями успешности учеб­ной деятельности. Студенты с разными индивидуально-типологическими особенностями имеют различный уровень результативного показателя (РП) успешности учебной деятельности: инт­роверты успешнее экстравертов; эмоциональная устойчивость/неустойчивость не определяет РП успешности учебной деятельности; тип функциональной асимметрии мозга (ФАМ) на уровне тен­денции связан с РП.

Установлена зависимость структурного показателя успешности учебной деятельности и качест­венной специфики ПСДу от меры выраженности индивидуально-типологических особенностей. ПСДу интровертов менее развита, в ней проявляется эффект мнимой дезинтеграции, причиной ко­торого являются значительные индивидуальные различия в организации индивидуальной ПСДу. ПСДу эмоционально-неустойчивых студентов характеризуется избыточным набором связей ком­понентов, более высоким уровнем развития УВК. ПСДу «правополушарных» и «левополушарных» студентов качественно гомогенны. ПСДу «правополушарных» и «амбидекстров» менее развиты, в отличие от ПСДу «левополушарных». Возможная причина выявленных особенностей – наличие индивидуальных ПСДу в группах «правополушарных» студентов и «амбидекстров», обусловлен­ное присутствием индивидуального стиля деятельности, периодом активной перестройки ПСДу.

Также были определены типы студентов с разным уровнем и сочетанием показателей успешности учебной деятельности, характеризующиеся следующей спецификой индивидуально­типологических особенностей:

  • «низкоуспешные» студенты преимущественно экстраверты, тип ФАМ характеризуется тен­денцией к доминированию левого полушария головного мозга;
  • «среднеуспешные» студенты преимущественно экстраверты, тип ФАМ характеризуется тенденцией к доминированию правого полушария головного мозга и к отсутствию асимметрии (амбидекстрия);
  • «высокоуспешные» студенты преимущественно интроверты, тип ФАМ характеризуется тенденцией к доминированию правого полушария головного мозга и к отсутствию асимметрии (амбидекстрия);
  • «дисгармоничный» тип студентов представлен преимущественно экстравертами, «лево­полушарным» типом ФАМ. Данный тип студентов характеризуется существенной внутренней не­однородностью.

 

Таким образом, полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи индиви­дуально-типологических особенностей с успешностью учебной деятельности на начальном эта­пе обучения студентов вуза. Результаты исследования будут полезны для выделения психологиче­ских типов студентов с целью индивидуализации и дифференциации высшего профессионально­го образования.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. : Наука, 1977. 380 с.
  2. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению: моногр. Ярославль: Аверс Пресс, 2004.
  3. Нижегородцева Н.В. Проблемы системогенеза учебной деятельности: моногр. / под ред. чл.-кор. РАО, д-ра психол. наук, проф. А.В. Карпова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.
  4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М. : Логос, 2007.

Информация об авторах

Ледовская Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3134-1436, e-mail: karmennnn@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5441
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9