Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации

58

Аннотация

Выделены основные направления работы по обеспечению доступности качественного высшего образования для лиц с инвалидностью. Раскрыты специальные образовательные условия, необходимые для обучения и сопровождения студентов с инвалидностью, предполагающие в том числе: разработку и реализацию программ профессиональной ориентации, адаптированных образовательных программ, программ социально-психологического сопровождения студентов, программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения. Утверждается, что механизмы адаптации образовательных программ предполагают не только формирование единых требований к приспособлению образовательного процесса к обучению лиц с инвалидностью с учетом особенности нозологии, но и разработку единых подходов и требований к обеспечению специальных условий для организации обучения лиц с инвалидностью. Подчеркивается необходимость комплекса условий: физическая (архитектурная), информационная, учебно-методическая доступность услуг для студентов различных нозологических групп, наличие у персонала образовательной организации специальных компетенций по работе с лицами с инвалидностью различных нозологических групп. Особое внимание уделяется актуальности разработки и внедрения эффективной модели трансляции передового опыта ряда вузов, успешно обучающих студентов с инвалидностью, на всю систему высшего образования. Раскрыты механизмы реализации этого масштабного проекта за счет создания сети ресурсных учебно-методических центров в регионах.

Общая информация

Ключевые слова: студенты с инвалидностью, высшее образование, доступность среды, специальные условия, адаптированные образовательные программы, ресурсные учебно-методические центры

Рубрика издания: Сетевое взаимодействие в высшем инклюзивном образовании

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. — М.: МГППУ, 2018. — (Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»).. С. 64–71.

Фрагмент статьи

Получение высшего образования лицами с инвалидностью является важным ресурсом их реабилитации и социализации. Как показывают результаты многочисленных зарубежных исследований, шансы на успешное трудоустройство лиц с инвалидностью, завершивших высшее образование, оказываются значительно выше, чем у лиц, завершивших только программу общего образования.

Литература

  1. OECD Inclusion of Students with Disabilities in Tertiary Education and Employment, Education and Training Policy, OECD Publishing. 2011.
  2. Ebersold S. et al. Inclusive Education for Young Disabled People in Europe: Trends, Issues and Challenges. University of Leeds, Research Report, 2011.
  3. Sweet R. et al. Special Needs Students and Transitions to Postsecondary Education. Toronto: Higher Education Quality Council of Ontario, 2012.

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Серебрянникова Ольга Анатольевна, советник первого проректора, ФГБОУ ВО НГТУ, Россия, e-mail: olga.serebryannikova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 636
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 58
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0