Двухкомпонентная инклюзивная модель обеспечения прав на образование детей с различным уровнем психофизического развития
Общая информация
Ключевые слова: проблемы и возможности внедрения
Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Екжанова Е.А. Двухкомпонентная инклюзивная модель обеспечения прав на образование детей с различным уровнем психофизического развития // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклоняющимся развитием. И если раньше в наших образовательных учреждениях преобладала спонтанная (неконтролируемая) интеграция детей, затем интеграция на уровне одного образовательного учреждения, то сейчас мы вплотную подошли к организации различных моделей интегрированного или инклюзивного обучения, функционирующих на муниципальном, окружном, городском и/или региональном уровне.
Полный текст
Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклоняющимся развитием. И если раньше в наших образовательных учреждениях преобладала спонтанная (неконтролируемая) интеграция детей, затем интеграция на уровне одного образовательного учреждения, то сейчас мы вплотную подошли к организации различных моделей интегрированного или инклюзивного обучения, функционирующих на муниципальном, окружном, городском и/или региональном уровне.
При этом под социально-образовательной интеграцией мы понимаем особую педагогическую систему, характеризующуюся всеми свойствами этих систем (открытость, гибкость, динамичность и др.), которая:
- принимает на себя ответственность за процесс и результаты совместного обучения, воспитания и развития детей с разным уровнем и темпом психофизического развития;
- имеет адекватную потребностям, возможностям и способностям воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предметно-развивающую, материально-техническую и образовательно-воспитательную среду;
- обеспечивается совместной мультидисциплинар-ной деятельностью команды специалистов, тесно взаимодействующих как с родителями, так и со специалистами иного профиля, заинтересованными в максимально эффективной социальной и образовательной адаптации воспитанников и обучающихся;
- имеет мощную организационную и методическую поддержку со стороны органов образования и структур, отвечающих за профессиональное становление и повышение квалификации специалистов, включенных в интеграционные процессы, и тех, кто контактирует с интегрированными детьми и их семьями.
Ребенок, проживающий на территории конкретного образовательного пространства, должен иметь возможность получить разноплановые образовательные услуги по своему месту жительства, а с другой стороны, перечень этих услуг должен быть четко определен и согласован на межведомственном уровне. На законодательном уровне важно закрепить технологию следования этих услуг за ребенком, независимо от типа и вида образовательного или иного учреждения, выбранного родителями ребенка.
Теория и практика позволяют выделить специфичные этапы, учет которых значим для организации социально-образовательной интеграции: период раннего детства, дошкольное образование, школьное обучение и профессионально-трудовая адаптация. Эти этапы различаются между собой целями, задачами, приоритетами совместной деятельности родителей и специалистов, изменением функционала ведущих специалистов, являющихся кураторами социально-образовательной интеграции, требованиями к организации охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, особенностями необходимых и достаточных социальных «сетей взаимодействия».
Основными принципами функционирования окружной модели инклюзивного/интегрированного образования являются:
- приоритет интересов ребенка с ОВЗ во всех сферах его жизнедеятельности и социального взаимодействия;
- учет запросов и потребностей детей с различным темпом психофизического развития;
- соблюдение прав на образование детей с нормативным темпом развития;
- преемственность в образовательной вертикали и горизонтали;
- системный подход в содержательном, методическом и административном обеспечении инклюзив-ных/интегративных процессов в округе;
- выстраивание системы обучения и воспитания ребенка с ОВЗ с учетом преемственных образовательных маршрутов;
- «открытость» и проницаемость границ разных систем обучения и воспитания (общеобразовательная модель, специальное образование, инклюзивное/интегрированное образование, социальная реабилитация, реабилитация средствами дополнительного образования, комбинированные модели и т.д.);
- муниципальная либо территориальная общность преемственных образовательных маршрутов с перспективой создания учреждений «шаговой доступности» для детей с ОВЗ;
- выработка единых методологических подходов к созданию и функционированию реабилитационного пространства округа;
- постоянный контроль за возникающими рисками личной или социальной дезадаптации и дисгармонии в детской и взрослой среде.
Концепция инклюзивного/интегрированного образования в округе базируется на двухмерной модели с учетом потребностей и специфики детского контингента. С одной стороны, во всех ОУ создаются условия, разрабатывается содержание и методика психолого-педагогического сопровождения детей с неярко выраженными отклонениями развития (дети с дефицитом внимания и гиперактивностью, легкие сенсорные расстройства, недостатки в речевой и когнитивной сфере, эмоционально-волевая лабильность). С другой стороны, планируется взращивать и совершенствовать «точки бифуркации» для детей с умственной недостаточностью, тяжелыми нарушениями речи, выраженными двигательными и сенсорными нарушениями, со сложной структурой дефекта, которым необходимы особые условия материально-технического, педагогического, методического и кадрового обеспечения. Эти условия будут созданы в многоуровневых педагогических комплексах, приближенных территориально и взаимодействующих вертикально, включающих службы ранней помощи, ле-котеки, группы кратковременного пребывания, дошкольные и школьные учреждения, ППМС-центры. Тесная взаимосвязь в деятельности этих учреждений позволит обучать и воспитывать ребенка, сопровождая его на всем протяжении образовательной вертикали.
Основными условиями функционирования окружной модели инклюзивного образования являются:
- внесение обоснованных изменений в организацию учебно- воспитательного процесса образовательных учреждений (ОУ), реализующих различные модели инклюзивного/интегрированного образования;
- разработка вариативных методик и технологий, обеспечивающих усвоение программного материала, адекватного возможностям и потребностям детей с разным темпом психофизического развития;
- создание условий для обновления программно-методических и дидактических материалов, используемых в работе с детьми с ОВЗ, выстроенных с учетом личностно-ориентированных подходов и перспектив последующей социализации детей в обществе;
- улучшение и адаптация имеющегося материально-технического, коррекционно-развивающего, социокультурного, кадрового обеспечения в учреждениях, которые входят в преемственную вертикаль для детей с выраженными отклонениями в развитии;
- системная профилактическая и психологическая работа с нормально развивающимися детьми и их семьями;
- целенаправленная подготовка и переподготовка педагогических кадров и специалистов, контактирующих с детьми;
- внесение изменений в нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений, функционирующих в инклюзивном режиме.
В завершение остановимся на критериях эффективности интегрированного обучения для детей с ОВЗ, которые необходимо четко отслеживать и учитывать. Среди них отметим:
- успешность овладения рекомендованной образовательной программой;
- отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;
- заметную динамику в психическом развитии и обучаемости;
-
участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ;
- участие детей и подростков в коллективных видах деятельности.
Системные изменения ожидают все учреждения образования: адресный анализ родительского запроса и социального заказа, активизация деятельности консилиумов, внесение в учебно-воспитательный процесс новых форм и видов работы, овладение коррекцион-ными технологиями, повышение общего культурного и этико-нравственного фона существования учреждений, большая открытость и гибкость их функционирования.
Чтобы разрабатываемая модель начала активно функционировать, необходимо внести системные изменения в деятельность окружной методической службы, особенно в координацию работы школьных психологов и логопедов, отладить взаимодействие с педиатрической сетью детских поликлиник и роддомов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3121
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 120
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1