Когнитивная психотерапия детей с дислексией
Общая информация
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение
Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Дымникова М.В. Когнитивная психотерапия детей с дислексией // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Когнитивистика является научным направлением, объединяющим когнитивную психологию, нейробио-логию, нейрофизиологию, нейропсихологию, теорию познания, когнитивную лингвистику, а также теорию искусственного интеллекта. В ней используются модели, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных методов воздействия на человеческий мозг.
Когнитивная психотерапия является одним из современных направлений в психотерапии, разработанный А. Беком и А. Эллисом. Неверный способ восприятия и интерпретации полученной информации ведет к неадаптационному поведению человека. Когнитивная терапия, называемая также педагогической, нацелена на психологическую помощь в преодолении нарушений познавательных процессов [1]. Прежде всего это касается дислексии, вписанной в международной классификации болезней (ICD — 10, DSM — IV) как нарушения в учебе (Neurotic Mental Disorders, Cognitive Learning Disorders) под номером 315. Она вызвана нарушением основных когнитивных функций и результатом нейробиологических особенностей человека.
Полный текст
Когнитивистика является научным направлением, объединяющим когнитивную психологию, нейробио-логию, нейрофизиологию, нейропсихологию, теорию познания, когнитивную лингвистику, а также теорию искусственного интеллекта. В ней используются модели, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных методов воздействия на человеческий мозг.
Когнитивная психотерапия является одним из современных направлений в психотерапии, разработанный А. Беком и А. Эллисом. Неверный способ восприятия и интерпретации полученной информации ведет к неадаптационному поведению человека. Когнитивная терапия, называемая также педагогической, нацелена на психологическую помощь в преодолении нарушений познавательных процессов [1]. Прежде всего это касается дислексии, вписанной в международной классификации болезней (ICD — 10, DSM — IV) как нарушения в учебе (Neurotic Mental Disorders, Cognitive Learning Disorders) под номером 315. Она вызвана нарушением основных когнитивных функций и результатом нейробиологических особенностей человека.
Дислексия является избирательной неспособностью овладения навыком чтения, писания, вычисления и понимания, несмотря на сохранение общей способности к обучению, достаточный для этого уровень интеллектуального развития, а также отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие социально-полноценных условий обучения. Это также недостаточное понимание прочитанного текста из-за неспособности овладения слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами. Дислексия является видом нарушения обучения неврологической и конституциональной природы. Она проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. В классификацию ее видов входят: дисграфия, дисор-фография, дисфония, дискалькулия, дислексия слуховая, зрительная, интеграционная, смешанная [2].
В дислексии могут проявиться нарушения речи, внимания, концентрации и памяти, а также сенсорной интеграции и рецепторных моторных функцияй анализаторов. Многие специалисты первичную причину дислексии находят в нарушениях функ.ц. ий ЦНС. Согласно исследованиям Gerd Schulze-Korne дислексия является наследственной и вызывает 6-й ген как DCDC2 [3]. Также задняя часть левой средней височной извилины у людей с дислексией функционально менее активна, чем в норме, с отличием от нормы структуры мозговой ткани [4]. Ирландские ученые утверждают, что за причины дислексии отвечает мозжечок, т. е. часть мозга, отвечающая за координацию движений и обработку информации, связанной с приобретением знаний и умений. Они исследовали 9—10-летних дислексиков, у которых обнаружили удержанное присутствие первичного раннего рефлекса как следование асимметричных движений рук и ног за движением головы, свидетельствующего о нарушении дальнейшего развития мозга [1]. Показатель наследуемости трудностей в чтении оценивается на 60 %, в вычислении на 65 %, в писании и орфографических проблемах на 70—80 %, в речи на 25—30 %. Симптомы дислексии проявляются приблизительно в 10—20 % популяции в разных странах [3].
Дети с дислексией проявляют также выборочную дезориентацию в пространстве, трудности с восприятием информации, нарушение координации: синдром дефицита внимания может сопровождаться гиперактивностью. У них часто школьные трудности приводят к фрустрации, так как значительные усилия, вложенные в учебу, приносят малые результаты с точки зрения школьной успеваемости. Они могут иметь сниженное чувство ценности и веры в свои возможности по сравнению с ровесниками. Это ведет к углублению трудностей, которые приводят к негативной оценке со стороны учителей и самих детей. Когнитивная терапия имеет стимулирующее влияние на интеллектуальное и познавательное развитие ребенка. Известный терапевт Рональд Давес [5] обнаружил положительные качества дислектиков, которые стали настоящей помощью в коррекции процесса учебы детей. К ним относятся:
-
более высокая чувствительность на окружение;
-
более высокоразвитая любознательность и целеустремленность;
-
мышление образами, а не словами (во время одной секунды ребенок, вербально мыслящий, может создать от 2 до 5 единичных слов, а ребенок, невербально мыслящий — 32 мыслительных образа);
-
более развитая интуиция;
-
полисенсорное и полимодальное мышление и восприятие;
-
реалистическое переживание собственных мыслей,
-
более живое и творческое воображение с латеральным мышлением.
В результате эти качества могут приводить к показателям интеллекта выше среднего и незаурядным творческим способностям.
Основные принципы когнитивной (педагогической) терапии дислектиков:
-
необходимо помочь ребенку понять, в чем конкретно заключаются и проявляются у него трудности в учебе, и подчеркнуть, что они не имеют ничего общего с его интеллектом;
-
никогда не поздно помочь ребенку с дислексией;
-
надо обеспечить ребенку помощь в школе и на дому;
-
надо стараться понять индивидуальные потребности, возможности и ограничения каждого дислексика;
-
надо быть терпеливым и доброжелательным учителем своего ребенка в его преодолении школьных сложностей в присвоении знаний;
-
необходимо хвалить и награждать дислексика за его труд, вложенный в учебу, с целью поддержания и сохранения мотивации к учебе на оптимальном уровне;
-
необходимо работать над увеличением способности концентрации дислексика;
-
необходимо регулярно и достаточно глубоко стимулировать когнитивные умения, связанные с нарушениями данного вида дислексии, с целенаправленной коррекцией в восприятии и когнитивной обработке информации, с возможностью тренинга когнитивных функций как на более легком, уже пройденном материале, так и на новом или ожидающим прохождения в школе в недалеком будущем;
-
необходимо проводить отдельные упражнения на развитие восприятия, памяти, познавательного интеллекта, мышления;
-
необходимо учитывать координирование коррекции нарушений с успешными когнитивными навыками с целью интеграции их в новые объединенные укрепленные операции в процессе присвоения новых знаний;
-
надо научить ребенка выявлять собственные ошибки в обработке информации конкретным рецептором;
-
необходимо организовывать вместе с дислекси-ком его время (план дня, план учебы и домашней работы, план изложения или решения задачи);
-
необходимо беречь дислексика от давления временем в ежедневном обучении, с сохранением достаточно длительного периода для отдыха и любознательных развлечений;
-
необходимо соблюдать более частые кратковременные перерывы у дислексиков в приготовлении уроков из-за общеизвестной ускоренной умственной усталости у них, повышенной напряженности в процессе обработки информации.
Как мобилизовать дислексика к учебе?
-
говори ребенку, что он такой же интеллектуальный, как остальные, если не более одаренный в выбранных направлениях;
-
покажи ребенку, что его проблемы не изолированные, расскажи ему про «славных дислексиков»;
-
помоги осознать ребенку, что систематической работой под опекой терапевта он в состоянии преодолеть свои трудности;
-
предостереги ребенка, что его работа будет длительная, с отдаленными во времени эффектами, поддерживай чувство веры и ценности дислексика;
-
оценивай высоко и позитивно любой успех дис-лексика и его труд;
-
слушай терпеливо и детально.
Главные правила когнитивной педагогической терапии:
-
Целенаправленность и индивидуализация
средств и методов коррекционного воздействия. -
Постепенное усложнение уровня трудности в обучении чтению, письму, вычислению.
-
Коррекция функций наиболее нарушенных и наиболее слабо освоенных умений.
-
Компенсация нарушений: соединения упражнений на нарушенные функции с упражнениями на ненарушенные функции.
-
Систематичность психотерапевтического воздействия.
-
Соблюдение педагогического психологического оптимизма, доброжелательной и сердечной атмосферы во взаимодействии с ребенком на протяжении всего периода терапии, с сохранением его заинтересованности учебой.
-
Сотрудничество семьи со школой, сохранение успеха ребенка с самого начала терапии.
Диагноз дислексии несет необходимость в приспособлении образовательных требований школы к возможностям ребенка, в том числе, употребления специальных показателей оценок в верификации школьных знаний каждого класса, особенно на ЕГЭ. Дислексики не должны расцениваться как дети с отклонениями в учебе, но как дети, имеющие дифференцированные способности и методы учебы, которых надо обеспечить специализированной помощью, иным пониманием и поддержкой со стороны учителей.
Дислексию в юности имели актеры Том Круз, Сусанна Хемпшир, Каин Ривз, Кира Найтли, Энтони Хопкинс, Белла Торн, британский миллиардер Ричард Брэнсон, ученые Томас Эдисон и Альберт Энштейн, писатели Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, художники Леонардо Да Винчи, Уолт Дисней, а также Уинстон Черчилль. Это доказывает, что с дислексией вполне можно жить, если принять вовремя правильные меры. Она не является болезнью и не исключает возможности достижения успеха, а временами может даже способствовать профессиональной карьере.
Литература
-
Beck А. Cognitive Therapy: Basics and Beyond. Ed. Williams, 2006.
-
Bogdanowicz M. O dysleksji, czyli specyficznych trudnosciach w czytaniu i.p. isaniu. MEN, Warszawa, 1999.
-
Gerd Schulze — Korne. Lese — Rechtschreib-sto -rung und Sprachwahrnehmung. Munster, Waxmann, 2001.
-
Silani G., Frith U., Demonet J. F. Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a vocal based morphometry study. Brain 2005, Vol. 128, P. 2453—2461.
-
Ronald D. Davis, Eldon M. Braun. Dar dysleksji. Poznan, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3159
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 193
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0