Введение
Реализация принципа инклюзии в образовании, закрепленного в новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 2022), направлена не только на обеспечение доступа к получению образования лицам с особыми образовательными потребностями, но и на создание адаптивной образовательной среды для воспитания и обучения на всех уровнях и в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования.
В Республике Беларусь отмечается тенденция увеличения числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): по данным на 15.09.2024 г., в республиканском банке данных насчитывалось 5517 детей с РАС, что составляет 3,07% от общего числа детей с особенностями психофизического развития (Основные показатели развития системы специального образования…, 2025). Для сравнения, в 2023 году число детей с РАС составляло 3378 человек (1,9% от всех детей с особенностями психофизического развития). Около 80% детей с РАС имеют инвалидность. Следовательно, вопросы совершенствования образовательного процесса для обучающихся с РАС, разработки его научно-методического обеспечения являются чрезвычайно актуальными.
Материалы и методы
- возможности получения образования и коррекционной помощи обучающимися с РАС на всех уровнях;
- организация тьюторского сопровождения детей с РАС в учреждениях образования;
- проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС;
- обучение педагогов работе с детьми с РАС;
- формирование толерантного отношения к лицам с РАС у участников образовательного процесса.
Результаты
Возможности получения образования и коррекционной помощи обучающимся с РАС на различных уровнях
В Республике Беларусь в настоящее время информация о детях РАС включена в Банк данных. При этом отдельный мониторинг системы оказания помощи обучающимся с РАС не проводится, что не позволяет в полной мере оценить включение их в образовательный процесс на всех уровнях получения образования, как, например, это делается в Российской Федерации (Хаустов, Шумских, 2022). Однако анализ представленных данных позволил в целом определить возможности получения образования обучающимися с РАС.
Система оказания помощи детям с РАС в Республике Беларусь действует, начиная с раннего возраста ребенка. Приоритет ранней комплексной помощи для детей с РАС подчеркивается многими авторами (Морозов, Морозова С., Морозова Т., 2017; Никольская, 2022; Роджерс, Доусон, 2019; Daniolou, Pandis, Znoj, 2022; Franz, Goodwin, 2022; Fuller et al., 2020;). Ранняя комплексная помощь детям с РАС может оказываться в центрах (кабинетах) раннего вмешательства при детских поликлиниках и в центрах коррекционно-развивающего обучения и воспитания: в стране функционирует 141 центр. Однако, по информации Банка данных, в Республике Беларусь в сентябре 2024 года на учете состояли только 27 детей с РАС в возрасте от 0 до 2-х лет, имеющие официальное заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Это может свидетельствовать о следующих проблемах в области ранней диагностики расстройств аутистического спектра: выявлении таких детей, направлении их на психолого-медико-педагогическую комиссию и постановке диагноза.
Анализ статистических данных (Основные показатели развития системы специального образования…, 2025) показал, что в 2024 году число детей дошкольного возраста с РАС составляло 1932 человека, школьного возраста — 3550, что соответствует 35% и 64% соответственно от общего числа детей с РАС; включены в систему ранней помощи только 1% детей с РАС.
На уровне дошкольного и среднего образования дети с РАС, в зависимости от образовательной программы, могут обучаться в специальных группах и классах, группах и классах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего образования, а также в специальных учреждениях образования: в специальных детских садах, специальных школах и центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Корме того, с учетом медицинских показаний дети с РАС могут обучаться и на дому.
-
в специальных группах воспитываются и обучаются 482 ребенка с РАС (9% от общего числа детей с РАС);
-
в специальных классах обучаются только 60 учащихся с РАС (1%), что объясняется требованиями к комплектованию (необходимо наличие 6-ти учащихся с РАС);
-
получают образование в центрах коррекционноразвивающего обучения и реабилитации 891 ребенок с РАС (16%), чаще всего это дети с РАС, имеющие умеренную интеллектуальную недостаточность или множественные нарушения психофизического развития.
Также отсутствует информация о числе детей с РАС, обучающихся на дому, однако в целом, только 9% детей с особенностями психофизического развития, получающих помощь в центрах коррекционно-развивающего обучения и воспитания, обучаются на дому, что может свидетельствовать о том, что большинство детей с РАС обучаются в учреждениях образования, включены в полноценный образовательный процесс.
Представленных данных достаточно, чтобы сделать выводы о том, что около 70% детей с РАС дошкольного и школьного возраста получают образование в учреждениях общего образования в условиях интегрированного обучения и воспитания совместно с нормтивно развивающимися сверстниками. С одной стороны, это свидетельствует о реализации принципа инклюзии в образовании, создает условия для полноценной социализации обучающихся с РАС; с другой, — может вызывать значительные трудности, так как именно данная категория детей с особенностями психофизического развития нуждается в создании специальных условий с учетом их особых образовательных потребностей.
В учреждениях среднего специального образования (техникумах, колледжах) Республики Беларусь получают образование только 6 обучающихся с РАС. Отсутствуют статистические данные об обучении лиц с РАС в учреждениях профессионально-технического и высшего образования. Возможно, закончив обучение на уровне общего среднего образования, обучающиеся с РАС при поступлении в учреждения профессионального, среднего специального и высшего образования не предоставляют заключение центра коррекционно-развивающего обучения и воспитания о наличии у них нарушения развития. Далее они обучаются на общих основаниях, без учета особых образовательных потребностей, что может вызывать значительные трудности в освоении содержания учебных программ, включении в коллектив и др. Возможно также, что часть обучающихся с РАС из-за социальных, поведенческих или интеллектуальных нарушений не могут включиться в систему профессионально-технического и высшего образования.
Организация тьюторского сопровождения детей с РАС в учреждениях образования
Наличие дополнительного педагога — тьютора, оказывающего помощь и поддержку детям с РАС, является одним из ключевых условий, необходимых для успешного включения детей в образовательный процесс (Хаустов, 2016; Хитрюк, 2021). В Республике Беларусь должность воспитателя дошкольного образования или воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС (воспитателя сопровождения), в учреждениях образования введена с 2016 года. Сопровождение обучающихся с РАС организуется в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования при наличии показаний и по результатам заключения психолого-медико-педагогической комиссии и не зависит от программы обучения. Определены следующие направления деятельности воспитателя сопровождения детей с РАС: информационно-разъяснительная работа с детьми, родителями, с другими педагогами; адаптация в пространстве учреждения образования; включение в детский коллектив; коррекция поведенческих нарушений; развитие коммуникативных навыков; адаптация среды и учебного материала; организация учебной (игровой и досуговой) деятельности; помощь в выполнении санитарно-бытовых действий и требований.
В проведенном в Беларуси в 2021 г. опросе воспитателей сопровождения участвовали 258 респондентов. Выявлен ряд проблем: недостаточный опыт воспитателей во взаимодействии с детьми с РАС (98% опрошенных педагогов указали, что работают в должности менее 5-ти лет); слабая подготовка к работе с детьми с РАС (тематические курсы повышения квалификации прошли только 52% воспитателей сопровождения); трудности в планировании и реализации своей деятельности отметили более 70% участников опроса (Навицкая-Гаврилко, Светлакова, 2022а).
В Республике Беларусь с 2022 г. с целью организации качественного сопровождения в нескольких педагогических колледжах организовано обучение по специальности «педагогическое сопровождение» для подготовки к работе с детьми с особенностями психофизического развития, в том числе с РАС.
Еще одним фактором повышения профессиональной компетентности воспитателей сопровождения является разработка научно-методического обеспечения их деятельности. «В 2022 году преподавателями кафедры специальной педагогики Института образования БГПУ реализовывалась научно-исследовательская работа по теме “Разработка научно-методического обеспечения деятельности воспитателя дошкольного образования, воспитателя, обеспечивающих персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования”» (Лемех, Светлакова, 2023, с. 48). В результате были разработаны: теоретико-методологические основы и организационно-содержательная модель деятельности воспитателя сопровождения детей с РАС, макетный образец учебной программы повышения квалификации для воспитателей сопровождения, макетные образцы примерного планирования содержания деятельности и макетный образец методических рекомендаций по организации деятельности воспитателя сопровождения (Навицкая-Гаврилко, Светлакова, 2022б). Затем в 2023— 2024 и 2024—2025 учебных годах в рамках республиканского экспериментального проекта «Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС в учреждениях образования» (руководитель: О.Ю. Светлакова, Институт инклюзивного образования БГПУ), в 12-ти учреждениях образования Республики Беларусь проводилась апробация разработанных методических материалов. В реализации проекта, кроме воспитателей сопровождения, участвовали представители администрации, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. По результатам обратной связи, полученной от участников экспериментальной деятельности, были дополнены и в марте 2025 года утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь «Методические рекомендации по организации деятельности воспитателя дошкольного образования, воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение обучающихся с РАС» (Методические рекомендации…, 2025).
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС
С учетом структуры аутистических расстройств в учебных планах специального образования для обучающихся с РАС дошкольного и школьного возраста предусмотрены виды коррекционных занятий: «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия» и «Формирование социального поведения», которые проводит учитель-дефектолог. Для разработки содержания коррекционных занятий в 2022 г. по заданию Министерства образования Республики Беларусь осуществлялась реализация научно-исследовательской темы «Определение направлений и разработка содержания коррекционных занятий для учащихся с расстройствами аутистического спектра на первой ступени общего среднего образования» (руководитель: А.С. Брыкова, Институт инклюзивного образования БГПУ). Были созданы проекты программ коррекционных занятий по формированию социального поведения, навыков коммуникации и взаимодействия у обучающихся с РАС. В 2023— 2024 учебном году разработанные методические материалы были апробированы в рамках экспериментального проекта.
Обучение педагогов работе с детьми с РАС
Широкий спектр поведенческих и коммуникативных проблем, затрудняющих включение обучающихся с РАС в образовательный процесс, обуславливает необходимость специального образования учителей-дефектологов. Однако традиционно подготовка специальных педагогов (дефектологов) к работе с детьми с РАС проводится в рамках отдельных учебных дисциплин, переподготовки или курсов повышения квалификации. С 2022 года в Институте инклюзивного образования БГПУ реализуется магистерская программа «Психолого-педагогическая поддержка обучающихся с расстройствами аутистического спектра». С 2023 года открыта подготовка специальных педагогов с присвоением степени магистра по специальности «Специальное и инклюзивное образование» с профилизацией «Образование лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)». Осуществляется набор на дневную и заочную формы получения образования на бюджетной и платной основе.
Кроме того, для повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с обучающимися с РАС, на базе Республиканского центра развития инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ проводятся обучающие курсы: в рамках проблематики РАС разработаны и реализуются более 10-ти обучающих программ. Также программы курсов повышения квалификации, направленные на подготовку педагогов к работе с детьми с РАС, реализуются в региональных Институтах развития образования.
Формирование толерантного отношения к лицам с РАС у участников образовательного процесса Успешность включения обучающихся с РАС в образовательное пространство учреждения общего образования в условиях инклюзии зависит во многом от отношения к ним других субъектов образовательного процесса. К сожалению, именно о лицах с РАС как в обществе в целом, так и среди педагогов и родителей, особенно часто встречаются стереотипные суждения и предубежденная позиция, непринятие и негативное отношение. Исследования показывают широкий спектр отношения к детям с РАС у педагогов и у родителей нормотипичных сверстников: от непринятия и избегания взаимодействия до эмпатии, поддержки и готовности к взаимодействию и обучению (Айсина и др., 2019; Зангиева, Лесных, 2020; Темнова, Рожнова, 2022; Хитрюк и др., 2020; Ahlers et al., 2023; Holmes, 2022; Wittwer et al., 2024). С целью разработки целостной системы, включающей не только диагностический инструментарий для выявления особенностей отношения к лицам с РАС, но и содержание деятельности по преодолению негативных установок, формированию готовности к взаимодействию, в 2019—2020 гг. сотрудниками Института инклюзивного образования БГПУ при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований была реализована научно-исследовательская работа «Психосоциальная модель и механизмы преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра» (руководитель: В.В. Хитрюк, Институт инклюзивного образования БГПУ). Результаты исследования отражены в монографии (Хитрюк и др., 2020).
Выводы
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы об особенностях организации образования и оказания помощи детям с РАС в Республике Беларусь:
- Выявлен ряд позитивных тенденций:
- в Республике Беларусь имеются возможности для получения ранней комплексной помощи детьми с РАС;
- более половины детей с РАС обучаются и воспитываются в условиях интегрированного обучения и воспитания;
- имеются возможности для реализации тьюторского сопровождения обучающихся с РАС;
- разработано научно-методическое обеспечение, направленное на повышение эффективности включения обучающихся с РАС в образовательный процесс.
- В качестве основных проблем можно выделить:
- отсутствие банка данных, отражающего полную информацию о включении лиц с РАС в образовательный процесс на всех уровнях;
- недостаточный охват образовательной помощью детей с РАС раннего возраста;
- риск получения профессионального, среднего специального и высшего образования лицами с РАС без учета их особых образовательных потребностей.
-
разработка и внедрение мониторинга реализации образования для лиц с РАС,
-
совершенствование системы ранней диагностики РАС,
-
создание условий для получения профессионального, среднего специального и высшего образования лицами с РАС с учетом их особых образовательных потребностей.