Образование детей с расстройствами аутистического спектра в Республике Беларусь: проблемы и опыт решения

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 14 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) обуславливает необходимость совершенствования образовательного процесса. Цель. Определение специфики системы образования и воспитания детей с РАС в Республике Беларусь, анализ результатов деятельности Института инклюзивного образования по разработке научно-методического обеспечения образовательного процесса обучающихся с РАС для предоставления качественного образования. Методы и материалы. Проведен анализ статистических материалов, научных исследований, информации с сайтов учреждений образования Республики Беларусь. Изучались вопросы образования лиц с РАС, тьюторского сопровождения и коррекционноразвивающей работы, обучения педагогов работе с детьми с РАС. Результаты. Выявлен ряд позитивных тенденций: обеспечивается доступ к ранней помощи, тьюторскому сопровождению, инклюзивному образованию и к получению профессионального образования детей и молодежи с РАС. Система образования обеспечена научно-методическим инструментарием. Составленные с учетом результатов исследования «Методические рекомендации по организации деятельности воспитателя дошкольного образования, воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение обучающихся с РАС» используются педагогами в работе. Определены проблемы: отсутствие системного банка данных, недостаточный охват ранней помощью, трудности в получении профессионального образования. Выводы. В Республике Беларусь проводится активная работа по обеспечению детей и молодежи с РАС возможностями получения образования и комплексной помощи, начиная с раннего возраста. Педагоги, обучающие детей с РАС, получают специальное образование; разрабатывается научно-методическое обеспечение деятельности в области образования. Определены перспективные направления развития системы образования для лиц РАС: расширение доступа к комплексной помощи, получению профессионального, среднего специального и высшего образования. Планируется организация систематического мониторинга состояния образования.

Общая информация

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), обучение детей с РАС, научно-методическое обеспечение, воспитатель, обучение педагогов

Рубрика издания: Модели организации комплексной помощи

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2025230204

Поступила в редакцию 30.04.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Светлакова, О.Ю. (2025). Образование детей с расстройствами аутистического спектра в Республике Беларусь: проблемы и опыт решения. Аутизм и нарушения развития, 23(2), 35–41. https://doi.org/10.17759/autdd.2025230204

© Светлакова О.Ю., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Реализация принципа инклюзии в образовании, закрепленного в новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 2022), направлена не только на обеспечение доступа к получению образования лицам с особыми образовательными потребностями, но и на создание адаптивной образовательной среды для воспитания и обучения на всех уровнях и в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования.

В Республике Беларусь отмечается тенденция увеличения числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): по данным на 15.09.2024 г., в республиканском банке данных насчитывалось 5517 детей с РАС, что составляет 3,07% от общего числа детей с особенностями психофизического развития (Основные показатели развития системы специального образования…, 2025). Для сравнения, в 2023 году число детей с РАС составляло 3378 человек (1,9% от всех детей с особенностями психофизического развития). Около 80% детей с РАС имеют инвалидность. Следовательно, вопросы совершенствования образовательного процесса для обучающихся с РАС, разработки его научно-методического обеспечения являются чрезвычайно актуальными.

Материалы и методы

С целью выявления актуальных проблем в области обучения и воспитания детей с РАС и расширения опыта их решения в Республике Беларусь было проведено исследование, включающее анализ статистических материалов Республиканского банка данных о детях с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи (Банк данных) на 15.09.2024 года; данных научных публикаций и исследований, выполненных сотрудниками Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ) за последние 5 лет; анализ информации с сайтов учреждений образования республики. Были определены следующие параметры для анализа:
  • возможности получения образования и коррекционной помощи обучающимися с РАС на всех уровнях;
  • организация тьюторского сопровождения детей с РАС в учреждениях образования;
  • проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС;
  • обучение педагогов работе с детьми с РАС;
  • формирование толерантного отношения к лицам с РАС у участников образовательного процесса.

Результаты

Возможности получения образования и коррекционной помощи обучающимся с РАС на различных уровнях

В Республике Беларусь в настоящее время информация о детях РАС включена в Банк данных. При этом отдельный мониторинг системы оказания помощи обучающимся с РАС не проводится, что не позволяет в полной мере оценить включение их в образовательный процесс на всех уровнях получения образования, как, например, это делается в Российской Федерации (Хаустов, Шумских, 2022). Однако анализ представленных данных позволил в целом определить возможности получения образования обучающимися с РАС.

Система оказания помощи детям с РАС в Республике Беларусь действует, начиная с раннего возраста ребенка. Приоритет ранней комплексной помощи для детей с РАС подчеркивается многими авторами (Морозов, Морозова С., Морозова Т., 2017; Никольская, 2022; Роджерс, Доусон, 2019; Daniolou, Pandis, Znoj, 2022; Franz, Goodwin, 2022; Fuller et al., 2020;). Ранняя комплексная помощь детям с РАС может оказываться в центрах (кабинетах) раннего вмешательства при детских поликлиниках и в центрах коррекционно-развивающего обучения и воспитания: в стране функционирует 141 центр. Однако, по информации Банка данных, в Республике Беларусь в сентябре 2024 года на учете состояли только 27 детей с РАС в возрасте от 0 до 2-х лет, имеющие официальное заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Это может свидетельствовать о следующих проблемах в области ранней диагностики расстройств аутистического спектра: выявлении таких детей, направлении их на психолого-медико-педагогическую комиссию и постановке диагноза.

Анализ статистических данных (Основные показатели развития системы специального образования…, 2025) показал, что в 2024 году число детей дошкольного возраста с РАС составляло 1932 человека, школьного возраста — 3550, что соответствует 35% и 64% соответственно от общего числа детей с РАС; включены в систему ранней помощи только 1% детей с РАС.

На уровне дошкольного и среднего образования дети с РАС, в зависимости от образовательной программы, могут обучаться в специальных группах и классах, группах и классах интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего образования, а также в специальных учреждениях образования: в специальных детских садах, специальных школах и центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Корме того, с учетом медицинских показаний дети с РАС могут обучаться и на дому.

К сожалению, имеющиеся в Банке данных сведения не позволяют сделать полностью обоснованные выводы о числе детей с РАС, включенных в различные формы организации образовательного процесса. Представлена только следующая информация (на сентябрь 2024 года):
  • в специальных группах воспитываются и обучаются 482 ребенка с РАС (9% от общего числа детей с РАС);
  • в специальных классах обучаются только 60 учащихся с РАС (1%), что объясняется требованиями к комплектованию (необходимо наличие 6-ти учащихся с РАС);
  • получают образование в центрах коррекционноразвивающего обучения и реабилитации 891 ребенок с РАС (16%), чаще всего это дети с РАС, имеющие умеренную интеллектуальную недостаточность или множественные нарушения психофизического развития.

Также отсутствует информация о числе детей с РАС, обучающихся на дому, однако в целом, только 9% детей с особенностями психофизического развития, получающих помощь в центрах коррекционно-развивающего обучения и воспитания, обучаются на дому, что может свидетельствовать о том, что большинство детей с РАС обучаются в учреждениях образования, включены в полноценный образовательный процесс.

Представленных данных достаточно, чтобы сделать выводы о том, что около 70% детей с РАС дошкольного и школьного возраста получают образование в учреждениях общего образования в условиях интегрированного обучения и воспитания совместно с нормтивно развивающимися сверстниками. С одной стороны, это свидетельствует о реализации принципа инклюзии в образовании, создает условия для полноценной социализации обучающихся с РАС; с другой, — может вызывать значительные трудности, так как именно данная категория детей с особенностями психофизического развития нуждается в создании специальных условий с учетом их особых образовательных потребностей.

В учреждениях среднего специального образования (техникумах, колледжах) Республики Беларусь получают образование только 6 обучающихся с РАС. Отсутствуют статистические данные об обучении лиц с РАС в учреждениях профессионально-технического и высшего образования. Возможно, закончив обучение на уровне общего среднего образования, обучающиеся с РАС при поступлении в учреждения профессионального, среднего специального и высшего образования не предоставляют заключение центра коррекционно-развивающего обучения и воспитания о наличии у них нарушения развития. Далее они обучаются на общих основаниях, без учета особых образовательных потребностей, что может вызывать значительные трудности в освоении содержания учебных программ, включении в коллектив и др. Возможно также, что часть обучающихся с РАС из-за социальных, поведенческих или интеллектуальных нарушений не могут включиться в систему профессионально-технического и высшего образования.

Организация тьюторского сопровождения детей с РАС в учреждениях образования

Наличие дополнительного педагога — тьютора, оказывающего помощь и поддержку детям с РАС, является одним из ключевых условий, необходимых для успешного включения детей в образовательный процесс (Хаустов, 2016; Хитрюк, 2021). В Республике Беларусь должность воспитателя дошкольного образования или воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС (воспитателя сопровождения), в учреждениях образования введена с 2016 года. Сопровождение обучающихся с РАС организуется в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования при наличии показаний и по результатам заключения психолого-медико-педагогической комиссии и не зависит от программы обучения. Определены следующие направления деятельности воспитателя сопровождения детей с РАС: информационно-разъяснительная работа с детьми, родителями, с другими педагогами; адаптация в пространстве учреждения образования; включение в детский коллектив; коррекция поведенческих нарушений; развитие коммуникативных навыков; адаптация среды и учебного материала; организация учебной (игровой и досуговой) деятельности; помощь в выполнении санитарно-бытовых действий и требований.

В проведенном в Беларуси в 2021 г. опросе воспитателей сопровождения участвовали 258 респондентов. Выявлен ряд проблем: недостаточный опыт воспитателей во взаимодействии с детьми с РАС (98% опрошенных педагогов указали, что работают в должности менее 5-ти лет); слабая подготовка к работе с детьми с РАС (тематические курсы повышения квалификации прошли только 52% воспитателей сопровождения); трудности в планировании и реализации своей деятельности отметили более 70% участников опроса (Навицкая-Гаврилко, Светлакова, 2022а).

В Республике Беларусь с 2022 г. с целью организации качественного сопровождения в нескольких педагогических колледжах организовано обучение по специальности «педагогическое сопровождение» для подготовки к работе с детьми с особенностями психофизического развития, в том числе с РАС.

Еще одним фактором повышения профессиональной компетентности воспитателей сопровождения является разработка научно-методического обеспечения их деятельности. «В 2022 году преподавателями кафедры специальной педагогики Института образования БГПУ реализовывалась научно-исследовательская работа по теме “Разработка научно-методического обеспечения деятельности воспитателя дошкольного образования, воспитателя, обеспечивающих персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования”» (Лемех, Светлакова, 2023, с. 48). В результате были разработаны: теоретико-методологические основы и организационно-содержательная модель деятельности воспитателя сопровождения детей с РАС, макетный образец учебной программы повышения квалификации для воспитателей сопровождения, макетные образцы примерного планирования содержания деятельности и макетный образец методических рекомендаций по организации деятельности воспитателя сопровождения (Навицкая-Гаврилко, Светлакова, 2022б). Затем в 2023— 2024 и 2024—2025 учебных годах в рамках республиканского экспериментального проекта «Апробация модели деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с РАС в учреждениях образования» (руководитель: О.Ю. Светлакова, Институт инклюзивного образования БГПУ), в 12-ти учреждениях образования Республики Беларусь проводилась апробация разработанных методических материалов. В реализации проекта, кроме воспитателей сопровождения, участвовали представители администрации, учителя-дефектологи, педагоги-психологи. По результатам обратной связи, полученной от участников экспериментальной деятельности, были дополнены и в марте 2025 года утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь «Методические рекомендации по организации деятельности воспитателя дошкольного образования, воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение обучающихся с РАС» (Методические рекомендации…, 2025).

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС

С учетом структуры аутистических расстройств в учебных планах специального образования для обучающихся с РАС дошкольного и школьного возраста предусмотрены виды коррекционных занятий: «Формирование навыков коммуникации и взаимодействия» и «Формирование социального поведения», которые проводит учитель-дефектолог. Для разработки содержания коррекционных занятий в 2022 г. по заданию Министерства образования Республики Беларусь осуществлялась реализация научно-исследовательской темы «Определение направлений и разработка содержания коррекционных занятий для учащихся с расстройствами аутистического спектра на первой ступени общего среднего образования» (руководитель: А.С. Брыкова, Институт инклюзивного образования БГПУ). Были созданы проекты программ коррекционных занятий по формированию социального поведения, навыков коммуникации и взаимодействия у обучающихся с РАС. В 2023— 2024 учебном году разработанные методические материалы были апробированы в рамках экспериментального проекта.

Обучение педагогов работе с детьми с РАС

Широкий спектр поведенческих и коммуникативных проблем, затрудняющих включение обучающихся с РАС в образовательный процесс, обуславливает необходимость специального образования учителей-дефектологов. Однако традиционно подготовка специальных педагогов (дефектологов) к работе с детьми с РАС проводится в рамках отдельных учебных дисциплин, переподготовки или курсов повышения квалификации. С 2022 года в Институте инклюзивного образования БГПУ реализуется магистерская программа «Психолого-педагогическая поддержка обучающихся с расстройствами аутистического спектра». С 2023 года открыта подготовка специальных педагогов с присвоением степени магистра по специальности «Специальное и инклюзивное образование» с профилизацией «Образование лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС)». Осуществляется набор на дневную и заочную формы получения образования на бюджетной и платной основе.

Кроме того, для повышения профессиональной компетентности педагогов, работающих с обучающимися с РАС, на базе Республиканского центра развития инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ проводятся обучающие курсы: в рамках проблематики РАС разработаны и реализуются более 10-ти обучающих программ. Также программы курсов повышения квалификации, направленные на подготовку педагогов к работе с детьми с РАС, реализуются в региональных Институтах развития образования.

Формирование толерантного отношения к лицам с РАС у участников образовательного процесса Успешность включения обучающихся с РАС в образовательное пространство учреждения общего образования в условиях инклюзии зависит во многом от отношения к ним других субъектов образовательного процесса. К сожалению, именно о лицах с РАС как в обществе в целом, так и среди педагогов и родителей, особенно часто встречаются стереотипные суждения и предубежденная позиция, непринятие и негативное отношение. Исследования показывают широкий спектр отношения к детям с РАС у педагогов и у родителей нормотипичных сверстников: от непринятия и избегания взаимодействия до эмпатии, поддержки и готовности к взаимодействию и обучению (Айсина и др., 2019; Зангиева, Лесных, 2020; Темнова, Рожнова, 2022; Хитрюк и др., 2020; Ahlers et al., 2023; Holmes, 2022; Wittwer et al., 2024). С целью разработки целостной системы, включающей не только диагностический инструментарий для выявления особенностей отношения к лицам с РАС, но и содержание деятельности по преодолению негативных установок, формированию готовности к взаимодействию, в 2019—2020 гг. сотрудниками Института инклюзивного образования БГПУ при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований была реализована научно-исследовательская работа «Психосоциальная модель и механизмы преодоления стигматизации и негативных установок у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра» (руководитель: В.В. Хитрюк, Институт инклюзивного образования БГПУ). Результаты исследования отражены в монографии (Хитрюк и др., 2020).

Выводы

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы об особенностях организации образования и оказания помощи детям с РАС в Республике Беларусь:

  1. Выявлен ряд позитивных тенденций:
    • в Республике Беларусь имеются возможности для получения ранней комплексной помощи детьми с РАС;
    • более половины детей с РАС обучаются и воспитываются в условиях интегрированного обучения и воспитания;
    • имеются возможности для реализации тьюторского сопровождения обучающихся с РАС;
    • разработано научно-методическое обеспечение, направленное на повышение эффективности включения обучающихся с РАС в образовательный процесс.
  2. В качестве основных проблем можно выделить:
    • отсутствие банка данных, отражающего полную информацию о включении лиц с РАС в образовательный процесс на всех уровнях;
    • недостаточный охват образовательной помощью детей с РАС раннего возраста;
    • риск получения профессионального, среднего специального и высшего образования лицами с РАС без учета их особых образовательных потребностей.
Специалистами определены перспективы дальнейших научно-методических исследований, направленных на развитие системы образования для лиц с РАС в Республике Беларусь:
  • разработка и внедрение мониторинга реализации образования для лиц с РАС,
  • совершенствование системы ранней диагностики РАС,
  • создание условий для получения профессионального, среднего специального и высшего образования лицами с РАС с учетом их особых образовательных потребностей.

Литература

  1. Айсина, Р.М., Нестерова, А.А., Суслова, Т.Ф., Хитрюк, В.В. (2019). Аттитюды педагогов в отношении инклюзивного образования детей с РАС: обзор отечественных и зарубежных исследований. Образование и наука, 21(10), 189—210. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10
    Aysina, R.M., Nesterova, A.A., Suslova, T.F., Khitryuk, V.V. (2019) Attitudes of teachers in relation to inclusive education of children with ASD: a review of domestic and foreign research. Education and science, 21(10), 189—210. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10
  2. Зангиева, И.К., Лесных, К.А. (2020). Межгрупповые различия в установках к людям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 5, 559—577. https://doi.org/10.14515/ monitoring.2020.5.1579
    Zangieva, I.K., Lesnykh, K.A. (2020). Intergroup Differences in Attitudes Towards People with ASD (Autism Spectrum Disorder). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 5, 559—577. (In Russ.). https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.5.1579
  3. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 14.01.2022 № 154-З: ред. от 14.01.2022. Минск. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=H12200154 (дата обращения: 29.04.2025).
    The Code of the Republic of Belarus on Education from14.01.2022. N 154-Z: ed. from 14.01.2022. Minsk. (In Russ.). URL: https://etalonline.by/document/?regnum=H12200154 (viewed: 29.04.2025).
  4. Лемех, Е.А., Светлакова, О.Ю. (2023). Актуальные вопросы организации деятельности воспитателя, обеспечивающего сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. В сб.: Специальное образование XXI века. С. 46—51.
    Lemekh, E.A., Svetlakova, O.Yu. (2023). Current issues of organizing the activities of a caregiver providing support for a child with autism spectrum disorders. In col.: Special education of the XXI century. pp. 46—51. (In Russ.).
  5. Методические рекомендации по организации деятельности воспитателя дошкольного образования, воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение обучающихся с РАС. Утв. Зам. Министра образования Республики Беларусь 21.03.2025. (2025). Минск. URL: https://rc.bspu.by/wp-content/uploads/2025/04/Методические-рекомендации.pdf.
    Methodological recommendations on the organization of the activities of a preschool educator, an educator providing personal support to students from ASD. App. by the Deputy Minister of Education of the Republic of Belarus on 03/21/2025 (2025). Minsk. (In Russ.). URL: https://rc.bspu.by/wp-content/uploads/2025/04/Методические-рекомендации.pdf.
  6. Морозов, С.А., Морозова, С.С., Морозова, Т.И. (2017). Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития, 15(2), 19—31. https://doi.org/10.17759/autdd.2017150202
    Morozov, S.A., Morozova, S.S., Morozova, T.I. (2017). Some of the early help features for children with autism spectrum disorders. Autism and Developmental Disorders, 15(2), 19—31. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/autdd.2017150202
  7. Навицкая-Гаврилко, В.М., Светлакова, О.Ю. (2022а). Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в Республике Беларусь. Педагогическая наука и образование, 4, 94—98.
    Navitskaya-Gavrilko, V.M., Svetlakova, O.Y. (2022а). Actual problems of teaching and education of children with autism spectrum disorders in the Republic of Belarus. Pedagogical Science and Education, 4, 94—98. (In Russ.).
  8. Навицкая-Гаврилко, В.М., Светлакова, О.Ю. (2022б). Организация деятельности воспитателя, обеспечивающего персональное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в учреждениях образования. Спецыяльная адукацыя, 6, 3—11.
    Navitskaya-Gavrilko, V.M., Svetlakova, O.Y. (2022b). Organization of the activities of an educator who provides personal support for children with autism spectrum disorders in educational institutions. Speziyalnaja adukazija, 6, 3—11. (In Russ.).
  9. Никольская, О.С. (2022). Взгляд на расстройства аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи. Дефектология, 5, 3—16.
    Nikolskaya, O.S. (2022). A look at autism spectrum disorders from the standpoint of domestic defectology: the logic of dysontogenesis and the basics of correctional assistance. Defectology, 5, 3—16. (In Russ.).
  10. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь (2025). Информационный бюллетень. Вып. № 25, Минск.
    Main indicators of the development of the system of special education in the Republic of Belarus, Newsletter. Issue 25, (In Russ.). Minsk.
  11. Роджерс, С., Доусон, Дж. (2019). Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. М.: ИП Толкачев, 432 с.
    Rogers, S., Dawson, G. (2019). A textbook on the Denver Model of Early Intervention for Children with Autism. We develop speech, learning skills and motivation. Moscow: IP Tolkachev. 432 p. (In Russ.).
  12. Темнова, Л.В., Рожнова, Е.С. (2022) Особенности социализации лиц с расстройствами аутистического спектра и членов их семей. Перспективы науки и образования, 6 (60). 352—366. https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.20
    Temnova, L.V., Rozhnova, E.S. (2022). Features of socialization of persons with autism spectrum disorders and members of their families. Prospects for science and education, 6 (60), 352—366. (In Russ.). https://doi.org/10.32744/pse.2022.6.20
  13. Хаустов, А.В. (2016). Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития, 14(2), 3—12. https://doi.org/10.17759/autdd.2016140201
    Khaustov, A.V. (2016) Special educational needs of students with autism spectrum disorders. Autism and Developmental Disorders, 14(2), 3—12. (In Russ., abstr. in Engl.). https://doi.org/10.17759/autdd.2022200301
  14. Хаустов, А.В., Шумских, М.А. (2022). Динамика в развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2021 года. Аутизм и нарушения развития, 20(3), 6—14. https://doi.org/10.17759/autdd.202220030
    Khaustov A.V., Schumskih M.A. (2022). Dynamics in the Development of the Education System for Children with Autism Spectrum Disorders in Russia: Results of the 2021 National Monitoring. Autism and Developmental Disorders, 20(3), 6—14. (In Russ., abstr. in Engl.). https://doi.org/10.17759/autdd.2022200301
  15. Хитрюк, В.В. (2021). Обучение и помощь детям с расстройствами аутистического спектра: опыт Республики Беларусь. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 202, 45—51.
    Khitryuk, V.V. (2021). Teaching and assistance to children with autism spectrum disorders: the experience of the Republic of Belarus. Isvestija RSPU af. A.I. Gerzena, 202, 45—51.
  16. Хитрюк, В.В., Нестерова, А.А., Айсина, Р.М., Брыкова, А.С., Жмачинская, Н.Л., Светлакова, О.Ю., Суслова, Т.Ф. (2020). Преодоление стигматизации и формирование инклюзивной культуры у педагогов и родителей в процессе образовательной инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра. (В.В. Хитрюк, А.А. Нестерова, науч. ред.). Минск: БГПУ. 208 c.
    Khitryuk, V.V., Nesterova, A.A., Aysina, R.M., Brykova, A.S., Zhmachinskaya, N.L., Svetlakova, O.Yu., Suslova, T.F. (2020). Overcoming stigmatization and forming an inclusive culture among teachers and parents in the process of educational inclusion of children with autism spectrum disorders. (V.V. Khitryuk, A.A. Nesterova, ed.). Minsk: BSPU. 208 p. (In Russ.).
  17. Ahlers, K., Hugh, M.L., Tagavi, D., Eayrs, C., Hernandez, A.M., Ho, T., Locke, J. (2023). “On an island by myself”: implications for the inclusion of autistic students in self-contained classrooms in public elementary schools. Front Psychiatry. Sep. 26;14:1241892. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2023.1241892
  18. Daniolou, S., Pandis, N., Znoj, H. (2022). The Efficacy of Early Interventions for Children with Autism Spectrum Disorders: A Systematic Review and Meta-Analysis. Journal of clinical medicine. Aug. 30:11(17):5100. https://doi.org/10.3390/jcm11175100
  19. Franz, L., Goodwin, C.D., Rieder, A., Matheis, M., Damiano, D.L. (2022). Early intervention for very young children with or at high likelihood for autism spectrum disorder: An overview of reviews. Developmental medicine and child neurology. Sep. 64(9):1063-1076. https://doi.org/10.1111/dmcn.15258
  20. Fuller, E.A., Oliver, K., Vejnoska, S.F. et al. (2020). The Effects of the Early Start Denver Model for Children With Autism Spectrum Disorder: A Meta-Analysis. Brain Sciences, 6, Art. 368, 17 p. https://doi.org/10.3390/brainsci10060368
  21. Holmes, S.C. (2022). Inclusion, autism spectrum, students’ experiences. International Journal of Developmental Disabilities, 70(1), 59—73. https://doi.org/10.1080/20473869.2022.2056403
  22. Wittwer, J., Hans, S., Voss, T. (2024). Inclusion of autistic students in schools: Knowledge, self-efficacy, and attitude of teachers in Germany. Autism. Aug. 28(8):2040-2052. https://doi.org/10.1177/13623613231220210

Информация об авторах

Ольга Юрьевна Светлакова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой коррекционно-развивающих технологий, Институт инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-8691, e-mail: olgiza923@gmail.com

Метрики

 Просмотров web

За все время: 324
В прошлом месяце: 75
В текущем месяце: 12

 Скачиваний PDF

За все время: 90
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 414
В прошлом месяце: 98
В текущем месяце: 12