Компьютерные логопедические игры как средство коррекции речевых нарушений у детей
Общая информация
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение
Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Куликовская Н.Э. Компьютерные логопедические игры как средство коррекции речевых нарушений у детей // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Инклюзивное образование как одно из приоритетных направлений системы образования предусматривает решение вопросов, связанных с обучением, воспитанием, психолого-педагогической поддержкой и социальной адаптацией к условиям жизни современного общества детей с особыми образовательными потребностями.
Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко отмечают, что «все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь» [4, с. 86]. Крайне важным для данной категории детей является и оказание логопедической помощи.
Полный текст
Инклюзивное образование как одно из приоритетных направлений системы образования предусматривает решение вопросов, связанных с обучением, воспитанием, психолого-педагогической поддержкой и социальной адаптацией к условиям жизни современного общества детей с особыми образовательными потребностями.
Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко отмечают, что «все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь» [4, с. 86]. Крайне важным для данной категории детей является и оказание логопедической помощи.
Немалую роль в повышении эффективности и сокращении сроков логопедического воздействия оказывают компьютерные средства обучения [1; 3]. Психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи рассмотрены в работах Ю. Б. Зеленской, Т. К. Королевской, О. И. Кукушкиной, Л. Р. Лизуновой, И. А. Филатовой и др.
Анализ литературы показывает, что на сегодняшний день изучены лишь некоторые стороны внедрения компьютерных технологий в коррекционный процесс, недостаточно разработаны теоретические основы, раскрывающие психолого-педагогические положения построения компьютерных игр, предназначенных для детей с различными речевыми нарушениями.
В рамках исследования нами выделены педагогические, психолого-эргономические, физиолого-гигие-нические, технические, программно-методические условия построения компьютерных логопедических игр [2], определена система психолого-педагогических принципов (М. М. Алексеева, Л. С. Выготский, Г. А. Каше, Я. А. Коменский, Р. Е. Левина, Л. Р. Лизу-нова, В. Окунь, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов,
Н. А. Стародубова, В. И. Яшина и др.), на основе которых и разработан комплекс компьютерных логопедических игр для детей дошкольного возраста.
Нарушения звукопроизношения у детей имеют различную степень выраженности и находятся в определенной зависимости от фонетических условий реализации звуков в речи. Поэтому при построении содержания компьютерных игр по формированию зву-копроизношения речевой материал подобран с учетом фонетических условий, определяющих уровни сложности в зависимости от типов слогов (прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных), позиции закрепляемого звука в словах, сложности слоговой структуры.
Развитие речи не является процессом последовательного и изолированного формирования отдельных ее структурных компонентов (фонетики, грамматики, словаря). Это процесс поэтапного развития всей системы средств общения, так как на каждом этапе речевого развития имеются свой звуковой строй, грамматика и словарный запас, реализуемые в высказываниях той или иной степени сложности, с той или иной коммуникативной или познавательной целью. Поэтому процесс коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы. В связи с этим содержание компьютерных логопедических игр направлено не только на формирование звукопроизношения, но и на развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, коррекцию слоговой структуры слов, расширение и уточнение словаря, развитие связной грамматически правильной речи на том же звуковом материале.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает определить пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Компьютерные логопедические игры построены таким образом, что при устранении речевых нарушений оказывают параллельное воздействие на восприятие, внимание, память, воображение, сенсорную, эмоциональную и коммуникативную сферы, познавательную деятельность ребенка, способствуют обогащению сознания детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивают речь на основе развития содержательной стороны мышления. Усвоение речевого материала происходит как путем простого воспроизведения, так и в условиях решения мыслительных задач.
Содержание компьютерных логопедических игр направлено не только на формирование знаний, умений и дальнейшее их наращивание, но и на развитие важных для становления личности ребенка качеств: целеустремленности, самостоятельности, усидчивости, умения организовывать и оценивать свою деятельность, на обогащение гуманных эмоций и настроения, на воспитание определенных морально-нравственных, волевых и эстетических качеств.
Компьютерная программа предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров в зависимости от состояния фонетической стороны речи ребенка. Имеющийся арсенал игр в компьютерной программе позволяет выбрать соответствующую уровню развития ребенка, его речевым возможностям и способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей.
Объем учебного материала, сюжетная линия компьютерных логопедических игр соответствуют особенностям развития дошкольников, их возможностям. Игры оформлены в виде занимательного сюжета, имеют элементы сюрпризности, случайности. Текстовая информация ограничена, представлена короткими строками. Ход игры осуществляется в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку. Соблюдены временные параметры: быстрота реакции программы на выполненные действия ребенка, продолжительность игры. Компьютерная программа доступна для использования, проста в управлении, что позволяет перенести акцент с освоения пользовательскими действиями на содержание игры, решение поставленных в ней задач.
От мотива как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности зависит качество речевой деятельности и в итоге мера успешности обучения. Положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Поэтому сюжет компьютерных логопедических игр способствует созданию положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, вызывает потребность в общении, стимулирует речевую активность, способствует развитию творческих речевых умений.
Дружественность программы, тактичное обращение к ребенку при неправильном выполнении задания обеспечивают стремление ребенка добиться результата. Использование приятных ответных сигналов программы (цветовых, звуковых, графических) на совершение действий ребенка способствует созданию атмосферы эмоционального подъема, положительной мотивации к выполняемой деятельности.
Принцип диалогового построения компьютерных логопедических игр дает возможность ребенку сразу оценить результат выполнения задания по ответной реакции компьютера в виде какого-либо символа, мелодии или звука, выяснить, в чем заключаются ошибки, направиться к поиску новых способов решения задачи и стремиться к качеству воспроизведения речевого материала. Ребенок учится выявлять и осознавать причины успеха и неудач, осознавать способы своей деятельности, что содействует развитию самостоятельности мышления и осуществлению различных видов деятельности в жизни.
Компьютерные игры применяются не только на индивидуальных занятиях, но и предлагаются родителям для работы с детьми по закреплению речевых навыков в домашних условиях.
Разработанный комплекс компьютерных логопедических игр предоставляет специалистам более широкие возможности в повышении эффективности кор-рекционно-педагогического процесса, способствует полноценному развитию речи детей, что является важным условием их успешной социализации.
Литература
-
Кукушкина О. И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии// Дефектология. 2003. № 6. С. 67—69.
-
Куликовская Н. Э. Условия построения компьютерных логопедических игр// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 9. С. 96—103.
-
Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — Пермь: ПКИПКРО, 2007. 60 с.
-
Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86—94.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5291
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 147
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1