Компьютерные логопедические игры как средство коррекции речевых нарушений у детей

147

Общая информация

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение

Рубрика издания: Инклюзивная практика: среда и обеспечение

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Куликовская Н.Э. Компьютерные логопедические игры как средство коррекции речевых нарушений у детей // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Инклюзивное образование как одно из приоритет­ных направлений системы образования предусматри­вает решение вопросов, связанных с обучением, вос­питанием, психолого-педагогической поддержкой и социальной адаптацией к условиям жизни современ­ного общества детей с особыми образовательными по­требностями.

Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко отмечают, что «все дети с ограниченными возможностями здоровья нуж­даются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающими­ся сверстниками, но каждому ребенку необходимо по­добрать доступную и полезную для его развития мо­дель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психоло­го-педагогическую помощь» [4, с. 86]. Крайне важным для данной категории детей является и оказание лого­педической помощи.

Полный текст

Инклюзивное образование как одно из приоритет­ных направлений системы образования предусматри­вает решение вопросов, связанных с обучением, вос­питанием, психолого-педагогической поддержкой и социальной адаптацией к условиям жизни современ­ного общества детей с особыми образовательными по­требностями.

Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко отмечают, что «все дети с ограниченными возможностями здоровья нуж­даются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающими­ся сверстниками, но каждому ребенку необходимо по­добрать доступную и полезную для его развития мо­дель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психоло­го-педагогическую помощь» [4, с. 86]. Крайне важным для данной категории детей является и оказание лого­педической помощи.

Немалую роль в повышении эффективности и сокра­щении сроков логопедического воздействия оказывают компьютерные средства обучения [1; 3]. Психолого-педа­гогические аспекты применения компьютерных техноло­гий в процессе коррекции нарушений речи рассмотрены в работах Ю. Б. Зеленской, Т. К. Королевской, О. И. Кукуш­киной, Л. Р. Лизуновой, И. А. Филатовой и др.

Анализ литературы показывает, что на сегодняш­ний день изучены лишь некоторые стороны внедрения компьютерных технологий в коррекционный процесс, недостаточно разработаны теоретические основы, рас­крывающие психолого-педагогические положения по­строения компьютерных игр, предназначенных для де­тей с различными речевыми нарушениями.

В рамках исследования нами выделены педагоги­ческие, психолого-эргономические, физиолого-гигие-нические, технические, программно-методические ус­ловия построения компьютерных логопедических игр [2], определена система психолого-педагогических принципов (М. М. Алексеева, Л. С. Выготский, Г. А. Каше, Я. А. Коменский, Р. Е. Левина, Л. Р. Лизу-нова, В. Окунь, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов,

Н. А. Стародубова, В. И. Яшина и др.), на основе кото­рых и разработан комплекс компьютерных логопеди­ческих игр для детей дошкольного возраста.

Нарушения звукопроизношения у детей имеют различную степень выраженности и находятся в опре­деленной зависимости от фонетических условий реа­лизации звуков в речи. Поэтому при построении со­держания компьютерных игр по формированию зву-копроизношения речевой материал подобран с учетом фонетических условий, определяющих уровни слож­ности в зависимости от типов слогов (прямые, обрат­ные, закрытые, со стечением согласных), позиции за­крепляемого звука в словах, сложности слоговой структуры.

Развитие речи не является процессом последова­тельного и изолированного формирования отдельных ее структурных компонентов (фонетики, грамматики, словаря). Это процесс поэтапного развития всей сис­темы средств общения, так как на каждом этапе рече­вого развития имеются свой звуковой строй, грамма­тика и словарный запас, реализуемые в высказывани­ях той или иной степени сложности, с той или иной коммуникативной или познавательной целью. Поэто­му процесс коррекции нарушений предполагает воз­действие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы. В связи с этим содержание компьютерных логопедических игр направлено не только на формирование звукопроизношения, но и на развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, коррекцию слоговой структуры слов, расширение и уточнение словаря, развитие связной грамматически правильной речи на том же звуковом материале.

Речевая деятельность формируется и функциониру­ет в тесной связи со всей психикой ребенка, с различны­ми ее процессами, протекающими в сенсорной, интел­лектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномаль­ном развитии. Раскрытие связей между речевыми нару­шениями и другими сторонами психической деятельно­сти помогает определить пути воздействия на психичес­кие процессы, участвующие в образовании речевого де­фекта. Компьютерные логопедические игры построены таким образом, что при устранении речевых нарушений оказывают параллельное воздействие на восприятие, внимание, память, воображение, сенсорную, эмоцио­нальную и коммуникативную сферы, познавательную деятельность ребенка, способствуют обогащению созна­ния детей представлениями и понятиями об окружаю­щем мире, развивают речь на основе развития содержа­тельной стороны мышления. Усвоение речевого матери­ала происходит как путем простого воспроизведения, так и в условиях решения мыслительных задач.

Содержание компьютерных логопедических игр направлено не только на формирование знаний, уме­ний и дальнейшее их наращивание, но и на развитие важных для становления личности ребенка качеств: целеустремленности, самостоятельности, усидчивос­ти, умения организовывать и оценивать свою деятель­ность, на обогащение гуманных эмоций и настроения, на воспитание определенных морально-нравственных, волевых и эстетических качеств.

Компьютерная программа предусматривает воз­можность индивидуальной настройки параметров в зависимости от состояния фонетической стороны ре­чи ребенка. Имеющийся арсенал игр в компьютерной программе позволяет выбрать соответствующую уров­ню развития ребенка, его речевым возможностям и способствует удовлетворению индивидуальных обра­зовательных потребностей.

Объем учебного материала, сюжетная линия ком­пьютерных логопедических игр соответствуют особен­ностям развития дошкольников, их возможностям. Иг­ры оформлены в виде занимательного сюжета, имеют элементы сюрпризности, случайности. Текстовая ин­формация ограничена, представлена короткими строка­ми. Ход игры осуществляется в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осо­знанно исправить ошибку. Соблюдены временные па­раметры: быстрота реакции программы на выполнен­ные действия ребенка, продолжительность игры. Ком­пьютерная программа доступна для использования, проста в управлении, что позволяет перенести акцент с освоения пользовательскими действиями на содержа­ние игры, решение поставленных в ней задач.

От мотива как важнейшего компонента в структу­ре речевой деятельности зависит качество речевой де­ятельности и в итоге мера успешности обучения. По­ложительная мотивация речи повышает результатив­ность занятий. Поэтому сюжет компьютерных логопе­дических игр способствует созданию положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, вызывает потребность в общении, стимули­рует речевую активность, способствует развитию творческих речевых умений.

Дружественность программы, тактичное обраще­ние к ребенку при неправильном выполнении задания обеспечивают стремление ребенка добиться результа­та. Использование приятных ответных сигналов про­граммы (цветовых, звуковых, графических) на совер­шение действий ребенка способствует созданию атмо­сферы эмоционального подъема, положительной мо­тивации к выполняемой деятельности.

Принцип диалогового построения компьютерных ло­гопедических игр дает возможность ребенку сразу оце­нить результат выполнения задания по ответной реакции компьютера в виде какого-либо символа, мелодии или звука, выяснить, в чем заключаются ошибки, направить­ся к поиску новых способов решения задачи и стремить­ся к качеству воспроизведения речевого материала. Ребе­нок учится выявлять и осознавать причины успеха и не­удач, осознавать способы своей деятельности, что содей­ствует развитию самостоятельности мышления и осуще­ствлению различных видов деятельности в жизни.

Компьютерные игры применяются не только на индивидуальных занятиях, но и предлагаются родите­лям для работы с детьми по закреплению речевых на­выков в домашних условиях.

Разработанный комплекс компьютерных логопе­дических игр предоставляет специалистам более ши­рокие возможности в повышении эффективности кор-рекционно-педагогического процесса, способствует полноценному развитию речи детей, что является важ­ным условием их успешной социализации.

Литература

  1. Кукушкина О. И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии// Дефектология. 2003. № 6. С. 67—69.
  2. Куликовская Н. Э. Условия построения компью­терных логопедических игр// Научные проблемы гума­нитарных исследований. 2010. № 9. С. 96—103.
  3. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология кор­рекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое посо­бие. — Пермь: ПКИПКРО, 2007. 60 с.
  4. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и спе­циальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86—94.

Информация об авторах

Куликовская Наталья Эдуардовна, старший преподаватель кафедры педагогики дошкольного воспитания Педагогического института ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5291
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 147
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1