Проблема отношения родителей к детям с ОВЗ, посещающим инклюзивный детский сад

155

Общая информация

Ключевые слова: диалог родителей и специалистов

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Граматкина И.Р. Проблема отношения родителей к детям с ОВЗ, посещающим инклюзивный детский сад // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В последние десятилетия отмечается рост заин­тересованности специалистов в изучении родитель­ского отношения к ребенку с ограниченными воз­можностями здоровья. Активное включение семьи особого ребенка в систему психолого-педагогичес­кой помощи, поиск форм психологической помощи самим родителям, создание моделей комплексного психокоррекционного воздействия на детско-роди-тельские отношения стали в настоящее время акту­альными задачами для специалистов, работающих с данной категорией детей в условиях инклюзивного образования.

Гипотеза исследования. В семьях, имеющих де­тей в дошкольном возрасте с ОВЗ, имеется рассо­гласование, в первую очередь, между тем, что декла­рируется на вербальном уровне, и тем, что сущест­вует на уровне непосредственного эмоционального переживания.

Полный текст

В последние десятилетия отмечается рост заин­тересованности специалистов в изучении родитель­ского отношения к ребенку с ограниченными воз­можностями здоровья. Активное включение семьи особого ребенка в систему психолого-педагогичес­кой помощи, поиск форм психологической помощи самим родителям, создание моделей комплексного психокоррекционного воздействия на детско-роди-тельские отношения стали в настоящее время акту­альными задачами для специалистов, работающих с данной категорией детей в условиях инклюзивного образования.

Гипотеза исследования. В семьях, имеющих де­тей в дошкольном возрасте с ОВЗ, имеется рассо­гласование, в первую очередь, между тем, что декла­рируется на вербальном уровне, и тем, что сущест­вует на уровне непосредственного эмоционального переживания.

В нашем исследовании принимали участие 19 ро­дителей, имеющих детей с ОВЗ, посещающих инклю­зивный детский сад Москвы.

Для решения поставленных задач и проверки ис­ходного положения использовался комплекс взаимо­связанных и взаимодополняющих друг друга верба-лизированных и проективных методик. Это, во-пер­вых, методики, позволяющие охарактеризовать отно­шение родителей к особому ребенку; тест-опросник родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина [4], «Цветовой Тест Отношений» А. М. Эткинда [6], проективная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой [1]. Во-вторых, — методы, направ­ленные на выявление личностных особенностей и ак­туального эмоционального состояния родителей осо­бого ребенка: «Диагностика родительской тревожно­сти» А. М. Прихожан [3], «Цветовой Тест» М. Люше-ра [2; 5].

Вербальное поведение родителей в момент тести­рования принимается как показатель «их фактичес­кого поведения, отношений и мнений в реальных жизненных ситуациях». Суждения родителей рас­сматриваются как результат рациональной мысли­тельной деятельности, как проявление более общих социальных представлений и зависят от принятых в конкретной среде социально одобряемых норм. При этом они могут искажаться защитными механизма­ми. Проективные методики обладают возможностью выявить невербализуемые и/или чувственные нео­сознаваемые состояния, мотивы, потребности, ценно­сти, особенности личности, «обходя» при этом за­щитные механизмы вербальной системы сознания. Расхождение между вербальными и чувственными компонентами отношений определяет неадекватное осознание этих отношений, что негативно сказывает­ся на всей семейной системе, так как, с одной сторо­ны, семья выступает единым организмом, который развивается и постоянно адаптируется к изменяю­щимся условиям окружающей среды, а с другой, се­мья — важный средовой фактор, влияющий на спо­собность особого ребенка к успешной адаптации в со­циуме.

Проведенное исследование показало, что отноше­ние родителей к особым детям имеет противоречи­вую структуру: во-первых, выражено рассогласова­ние между желаемым образом родителя (как прини­мающего и любящего своего ребенка) на вербальном уровне и реальными чувствами по отношению к ре­бенку на эмоциональном уровне (эмоциональное от­ношение остается нейтральным или негативным). Во-вторых, можно отметить тенденцию в изменении родительского отношения к особым детям при по­ступлении в детский сад и через полгода его посеще­ния ребенком, которая выражается в снижении тре­бований и контроля со стороны родителей к ребенку, увеличении межличностной дистанции во взаимо­действии, идеализации, заключающейся в преувели­чении детских успехов и возможностей при оценке их реальных качеств. Родители, использующие стра­тегию дистантных отношений с ребенком, сознатель­но отгораживаются от него, предоставляя ему воз­можность быть самостоятельным, при этом происхо­дит недооценка родителями возможностей и пер­спектив особых детей.

Возможно, инклюзивное образование, создавая особую социальную ситуацию, когда дети с ОВЗ вос­питываются вместе с детьми возрастной нормы, вли­яет на недостаточно адекватное восприятие родите­лями перспектив развития ребенка. Родители не ста­раются соотносить реальные возможности особого ребенка и перспективы его развития, перекладывая ответственность на специалистов. Вопрос о принятии ответственности родителями за воспитание ребенка, разделение ее со специалистами является проблемой и задачей при выстраивании взаимодействия специа­листов детского сада и родителей детей с ОВЗ.

Личностные особенности родителя, влияющие на его отношение к ребенку, рассматриваются в качест­ве главных детерминант формирования психики ре­бенка. Паттерн личностных особенностей родителей особых детей по результатам исследования характе­ризуется средним или низким уровнем энергозатрат; снижением удовлетворенности от работы и возраста­нием сомнений в целесообразности и эффективности действий; стрессом от неудовлетворенности эмоцио­нальными отношениями со значимыми людьми; ком-пульсивностью в плане энергичной защиты своих по­зиций; демонстрацией оптимизма, инициативности и упорства в достижении целей в состоянии перевоз­буждения; выраженным проявлением различных компенсаций, таких как неучастие, социальная отго­роженность, дискомфорт общесоматического плана; повышенной чувствительностью к социальным кри­териям и оценкам. Большинство родителей имеют неадекватно завышенную самооценку. Их внимание вследствие этого сосредоточено больше на себе как родителе, а не на ребенке как воспитуемом. Выявлен­ные дисфункции являются чаще всего причиной не­эффективных взаимоотношений между родителями и детьми.

Таким образом, психологическое изучение лично­стных особенностей родителей детей с ОВЗ позволяет установить те слабые зоны в области детско-родитель-ских отношений и межличностных контактов с ребен­ком, которые нуждаются в психотерапевтическом воз­действии. Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей такого ребенка. Именно личностные характеристики родите­лей во многом предопределяют степень его социализа­ции и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Очевид­ным оказывается тот факт, что для коррекции психи­ческого развития особых детей, их социальной адапта­ции необходимо изменить отношение находящегося рядом взрослого.

Литература

  1. Карабанова О. А. Проективная методика «Роди­тельское сочинение» в практике психологического консультирования // Семейная психология и семей­ная терапия. 1998. № 1. С. 59—73.
  2. Карманов А. А. Методика диагностики основных параметров психического состояния тестом Люшера — URL: http://psyberia.ru/work/diagnos (дата обраще­ния: 23.10.2008).
  3. Прихожан А. М. Роль детско-родительских отно­шений в становлении тревожности как личностного образования [Электронный ресурс] // Психологичес­кие исследования: электрон. науч. журн. 2008. №2(2).— URL: http://psystudy.ru. (дата обращения:14.10.2010).
  4. Тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. Столин) // Психологические тесты / Ред. А. А. Карелин. М., 2001. Т. 2. C. 144—152.
  5. Собчик Л. Н. Метод Цветовых Выборов. Моди­фицированный восьмицветовой тест Люшера. Прак­тическое руководство / Собчик Л. Н. — СПб.: Изд-во
  6. «Речь», 2001. 112 с.
  7. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Об­щая психодиагностика / Эткинд А. М. — М., 1987. 221—227.

Информация об авторах

Граматкина Инна Рейнгольдовна, научный сотрудник, Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, Московский городской психолого-педагогический университет, педагог-психолог СП Лекотека ГБОУ ДС №1921, Москва, Россия, e-mail: gramatkina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6032
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 155
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2