Проблема отношения родителей к детям с ОВЗ, посещающим инклюзивный детский сад
Общая информация
Ключевые слова: диалог родителей и специалистов
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Граматкина И.Р. Проблема отношения родителей к детям с ОВЗ, посещающим инклюзивный детский сад // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В последние десятилетия отмечается рост заинтересованности специалистов в изучении родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Активное включение семьи особого ребенка в систему психолого-педагогической помощи, поиск форм психологической помощи самим родителям, создание моделей комплексного психокоррекционного воздействия на детско-роди-тельские отношения стали в настоящее время актуальными задачами для специалистов, работающих с данной категорией детей в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования. В семьях, имеющих детей в дошкольном возрасте с ОВЗ, имеется рассогласование, в первую очередь, между тем, что декларируется на вербальном уровне, и тем, что существует на уровне непосредственного эмоционального переживания.
Полный текст
В последние десятилетия отмечается рост заинтересованности специалистов в изучении родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Активное включение семьи особого ребенка в систему психолого-педагогической помощи, поиск форм психологической помощи самим родителям, создание моделей комплексного психокоррекционного воздействия на детско-роди-тельские отношения стали в настоящее время актуальными задачами для специалистов, работающих с данной категорией детей в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования. В семьях, имеющих детей в дошкольном возрасте с ОВЗ, имеется рассогласование, в первую очередь, между тем, что декларируется на вербальном уровне, и тем, что существует на уровне непосредственного эмоционального переживания.
В нашем исследовании принимали участие 19 родителей, имеющих детей с ОВЗ, посещающих инклюзивный детский сад Москвы.
Для решения поставленных задач и проверки исходного положения использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга верба-лизированных и проективных методик. Это, во-первых, методики, позволяющие охарактеризовать отношение родителей к особому ребенку; тест-опросник родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина [4], «Цветовой Тест Отношений» А. М. Эткинда [6], проективная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой [1]. Во-вторых, — методы, направленные на выявление личностных особенностей и актуального эмоционального состояния родителей особого ребенка: «Диагностика родительской тревожности» А. М. Прихожан [3], «Цветовой Тест» М. Люше-ра [2; 5].
Вербальное поведение родителей в момент тестирования принимается как показатель «их фактического поведения, отношений и мнений в реальных жизненных ситуациях». Суждения родителей рассматриваются как результат рациональной мыслительной деятельности, как проявление более общих социальных представлений и зависят от принятых в конкретной среде социально одобряемых норм. При этом они могут искажаться защитными механизмами. Проективные методики обладают возможностью выявить невербализуемые и/или чувственные неосознаваемые состояния, мотивы, потребности, ценности, особенности личности, «обходя» при этом защитные механизмы вербальной системы сознания. Расхождение между вербальными и чувственными компонентами отношений определяет неадекватное осознание этих отношений, что негативно сказывается на всей семейной системе, так как, с одной стороны, семья выступает единым организмом, который развивается и постоянно адаптируется к изменяющимся условиям окружающей среды, а с другой, семья — важный средовой фактор, влияющий на способность особого ребенка к успешной адаптации в социуме.
Проведенное исследование показало, что отношение родителей к особым детям имеет противоречивую структуру: во-первых, выражено рассогласование между желаемым образом родителя (как принимающего и любящего своего ребенка) на вербальном уровне и реальными чувствами по отношению к ребенку на эмоциональном уровне (эмоциональное отношение остается нейтральным или негативным). Во-вторых, можно отметить тенденцию в изменении родительского отношения к особым детям при поступлении в детский сад и через полгода его посещения ребенком, которая выражается в снижении требований и контроля со стороны родителей к ребенку, увеличении межличностной дистанции во взаимодействии, идеализации, заключающейся в преувеличении детских успехов и возможностей при оценке их реальных качеств. Родители, использующие стратегию дистантных отношений с ребенком, сознательно отгораживаются от него, предоставляя ему возможность быть самостоятельным, при этом происходит недооценка родителями возможностей и перспектив особых детей.
Возможно, инклюзивное образование, создавая особую социальную ситуацию, когда дети с ОВЗ воспитываются вместе с детьми возрастной нормы, влияет на недостаточно адекватное восприятие родителями перспектив развития ребенка. Родители не стараются соотносить реальные возможности особого ребенка и перспективы его развития, перекладывая ответственность на специалистов. Вопрос о принятии ответственности родителями за воспитание ребенка, разделение ее со специалистами является проблемой и задачей при выстраивании взаимодействия специалистов детского сада и родителей детей с ОВЗ.
Личностные особенности родителя, влияющие на его отношение к ребенку, рассматриваются в качестве главных детерминант формирования психики ребенка. Паттерн личностных особенностей родителей особых детей по результатам исследования характеризуется средним или низким уровнем энергозатрат; снижением удовлетворенности от работы и возрастанием сомнений в целесообразности и эффективности действий; стрессом от неудовлетворенности эмоциональными отношениями со значимыми людьми; ком-пульсивностью в плане энергичной защиты своих позиций; демонстрацией оптимизма, инициативности и упорства в достижении целей в состоянии перевозбуждения; выраженным проявлением различных компенсаций, таких как неучастие, социальная отгороженность, дискомфорт общесоматического плана; повышенной чувствительностью к социальным критериям и оценкам. Большинство родителей имеют неадекватно завышенную самооценку. Их внимание вследствие этого сосредоточено больше на себе как родителе, а не на ребенке как воспитуемом. Выявленные дисфункции являются чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми.
Таким образом, психологическое изучение личностных особенностей родителей детей с ОВЗ позволяет установить те слабые зоны в области детско-родитель-ских отношений и межличностных контактов с ребенком, которые нуждаются в психотерапевтическом воздействии. Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей такого ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Очевидным оказывается тот факт, что для коррекции психического развития особых детей, их социальной адаптации необходимо изменить отношение находящегося рядом взрослого.
Литература
-
Карабанова О. А. Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1. С. 59—73.
-
Карманов А. А. Методика диагностики основных параметров психического состояния тестом Люшера — URL: http://psyberia.ru/work/diagnos (дата обращения: 23.10.2008).
-
Прихожан А. М. Роль детско-родительских отношений в становлении тревожности как личностного образования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. №2(2).— URL: http://psystudy.ru. (дата обращения:14.10.2010).
-
Тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. Столин) // Психологические тесты / Ред. А. А. Карелин. М., 2001. Т. 2. C. 144—152.
-
Собчик Л. Н. Метод Цветовых Выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство / Собчик Л. Н. — СПб.: Изд-во
-
«Речь», 2001. 112 с.
-
Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Эткинд А. М. — М., 1987. 221—227.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6082
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 183
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0