Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Общая информация
Ключевые слова: диалог родителей и специалистов
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Яковенко Т.Д. Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В условиях инклюзивного образования одной из самых актуальных задач является задача вовлечения родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении (ОУ) и требующую продолжения в условиях семейного воспитания. Очевидно, нет необходимости подробно говорить о значимости семьи как института социализации, поскольку данный тезис убедительно раскрыт в многочисленных работах психологов и педагогов. Подчеркнем лишь, что в развитии ребенка с ограниченными возможностями семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль. Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение создать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу ребенка [3; 7; 8]. Осознают ли это сами родители?
Полный текст
В условиях инклюзивного образования одной из самых актуальных задач является задача вовлечения родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении (ОУ) и требующую продолжения в условиях семейного воспитания. Очевидно, нет необходимости подробно говорить о значимости семьи как института социализации, поскольку данный тезис убедительно раскрыт в многочисленных работах психологов и педагогов. Подчеркнем лишь, что в развитии ребенка с ограниченными возможностями семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль. Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение создать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу ребенка [3; 7; 8]. Осознают ли это сами родители?
Как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики, наши собственные наблюдения — приблизительно две трети родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания и, как следствие, либо уповают на чудо («ребенок подрастет, и проблемы исчезнут»), либо, расписавшись в собственной беспомощности, надеются только на специалистов, на то, что детский сад или школа справятся со всеми проблемами в развитии ребенка самостоятельно.
Ошибочность такой установки многократно анализировалась в научной литературе [2; 3; 5; 8; 9]. Авторитетными учеными [5—8] убедительно показано, что только при условии своевременного включения родителей в коррекционно-развивающий процесс можно и скорректировать и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, и, тем самым, достичь максимально возможного уровня личностного развития ребенка с ОВЗ с целью интеграции его в общество.
Эта задача непосредственно сопрягается, на наш взгляд, с задачей повышения эффективности психологического консультирования родителей в условиях инклюзивного образования.
Что предполагает оптимизация психологического консультирования родителей? Во-первых, осуществление психоконсультирования на основе материалов углубленной диагностики; во-вторых, целенаправленную работу по организации ранней консультативной помощи (лучше до поступления ребенка в детский сад, т. е. в первый год жизни); в-третьих, выделение в качестве приоритетной в консультировании задачи формирования у взрослых адекватного родительского поведения, основанного на умении выстраивать педагогически целесообразные отношения с ребенком и активно участвовать в совместной со специалистами коррекционно-развивающей работе; в-четвертых, ориентацию специалистов на работу с семьей проблемного ребенка как с целостной системой; в пятых, специальные усилия коллектива сотрудников ОУ по поддержанию благоприятного психологического настроя родителя и семьи в целом.
Формат небольшой статьи не позволяет рассмотреть все пять условий оптимизации работы с родителями, воспитывающими проблемных детей, поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Оптимизация консультативного процесса возможна только в том случае, если специалисты ОУ хорошо знают, что собой представляет каждый проблемный ребенок и что собой представляет его семья. Понимая это, мы предусматриваем проведение и первичной, и углубленной диагностики детей, проводим обследование детей и на начальном этапе работы, и на завершающем, составляем психологическое заключение по результатам диагностики.
Не менее важным считаем изучение конкретных семей, поскольку материалы научных исследований позволяют, на наш взгляд, составить лишь некоторый обобщенный «психологический портрет» семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. А для оказания адресной помощи ребенку, для обеспечения взаимопонимания с родителями необходимо увидеть «неповторимое лицо», особый микромир каждой конкретной семьи.
Так как изучение научной литературы [7—9] позволило выявить особую значимость для развития и воспитания ребенка с ОВЗ типа отношения родителей к нему и самочувствия родителей, преобладающего настроения, степени их удовлетворенности жизнью, то именно эти параметры мы и стремимся исследовать в первую очередь. Для изучения типа отношения родителей к ребенку используются методы наблюдения, беседы и тестирования родителей. Тестирование осуществляется с применением валидной и надежной методики PARI (parental attitude research instrument -методика изучения родительских установок), разработанной американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл и в нашей стране адаптированной Т. В. Не-щерет. Самочувствие родителей, преобладающее настроение, степень их удовлетворенности жизнью выявляются в ходе специальной диагностической беседы, являющейся частью консультативной встречи. При необходимости беседа дополняется тестированием с помощью теста «Индекс жизненной удовлетворенности», разработанного американскими учеными, впервые опубликованного в 1961 г. и адаптированного Н. В. Паниной в 1993 г.
Представим в свернутом виде результаты изучения 18 семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с проблемами в развитии, посещающих массовые группы детского сада № 306 Новосибирска. Для большинства таких семей характерны неконструктивные типы отношения к проблемному ребенку: чаще -эмоциональная отстраненность от ребенка; реже — самоотдача, излишняя концентрация на ребенке. Эмоциональная отстраненность от ребенка представлена в двух вариантах. Первый вариант — излишняя строгость и требовательность; второй вариант — предоставление ребенку фактически полной свободы в действиях, бесконтрольность, попустительство. Во всех названных случаях ребенок с ОВЗ оказывается в неблагоприятных условиях семейного воспитания.
Так, например, такой тип отношения к проблемному ребенку, как излишняя концентрация на нем, приводит к тому, что к 5—6 годам ребенок теряет и без того слабую способность к мобилизации своих ресурсов в трудных ситуациях, он постоянно ждет помощи от взрослых: дома — от родителей, в детском саду — от педагогов. Следствие такого типа отношения к ребенку — трудности социализации, неизбежное усугубление вторичного дефекта. Убеждены, что родители, склонные к гиперопеке, объективно нуждаются в психологической помощи. Важно помочь им понять, что чрезмерная концентрация на ребенке лишает нормальной жизни их самих и блокирует процессы саморазвития ребенка.
Исследование «индекса жизненной удовлетворенности» позволило обнаружить, что ни один из родителей трудных детей, посещающих ДОУ, не удовлетворен своей жизнью в полной мере. Средняя степень удовлетворенности своей жизнью наблюдается у 4-х родителей. У остальных участников проведенного исследования, т. е. у 14 человек, зафиксирован низкий индекс жизненной удовлетворенности. Эти родители считают, что жизнь несет им больше разочарований, чем большинству людей, с которыми они знакомы. Они убеждены в том, что многое упустили в своей жизни; отмечают, что с годами ощущают все большую усталость от жизни. Заметим, что возраст участников обследования находится в интервале от 24 до 43 лет. 10 мам из 13, составивших данную группу, переживают чувство вины, считают, что совершили в своей жизни много ошибок, за которые приходится расплачиваться. Для всех 14 респондентов данной группы характерны пессимистический взгляд на жизнь, на свое будущее, подавленное состояние.
Результаты данного исследования представляют не столько теоретический, сколько практический интерес: 77 % родителей, принявших участие в нашем обследовании, объективно нуждаются в психоконсультировании и по поводу своего состояния, и по поводу семейного воспитания проблемного ребенка. Заметим, что работать с родителями проблемных детей еще сложнее, чем с самими детьми, поскольку многие проблемы оказываются запущенными, а неэффективные способы взаимодействия с ребенком — усвоенными на уровне автоматизированных действий. Это обстоятельство побудило нас начать искать разнообразные варианты выхода на родителей, имеющих особых детей, задолго до поступления ребенка в детский сад. Этот подход дает хорошие результаты: в тех случаях где удается провести раннюю психодиагностику детей (например, в 8—14 месяцев) и оказать своевременную помощь родителям, направленную на повышение их родительской компетентности, там впоследствии особому ребенку легче адаптироваться в инклюзивной группе детского сада.
Психоконсультирование родителей проблемных детей, посещающих массовые группы детского сада (детей с задержанным развитием различного генеза, с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и т. д.), выстраивается нами как непосредственная работа с родителями, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в супружеских и детско-родитель-ских отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа [1; 4; 8]. Перед каждой встречей тщательно продумываются все этапы консультирования, а именно: конкретные приемы установления контакта; получение информации о психологическом климате в семье; особенности развития ребенка на ранних этапах и его поведение в разные периоды жизни и в разных ситуациях и т. д.
Во время консультирования считаем особо важным помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспечить «запуск» рефлексивного мышления, что позволяет понять причины трудностей в развитии и поведении ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент собственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как нерефлексивное и активное выслушивание, информирование, перефразирование, резюмирование, отражение чувств. Свою сверхзадачу мы видим в реализации системного подхода, а именно в том, чтобы помочь родителям восстановить или преобразовать связи между членами семьи, найти наиболее оптимальные способы воспитания ребенка, опирающиеся на его личностные и познавательные ресурсы.
Наиболее актуальными вопросами практики психоконсультирования родителей являются, на наш взгляд, следующие:
-
Как вовлечь родителей, имеющих ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (пусть даже незначительными), в консультативный процесс и через него — в активную коррекционную работу в условиях семейного воспитания?
-
Как правильно строить консультативный процесс, чтобы добиться желаемого результата в работе с немотивированными родителями?
-
Как удержать родителей от преждевременного прерывания консультативного процесса?
-
Как преодолеть известный феномен «хождения по кругу врачей», характерный для многих родителей проблемных детей?
-
Как вовлечь в консультативный процесс не одного родителя, а всю семью, в которой воспитывается ребенок с нарушениями в развитии?
-
Как работать с родителями, отвергающими своего ребенка?
-
Может ли специалист повлиять на «индекс жизненной удовлетворенности» родителей, воспитывающих детей с нарушениями, который имеет, как правило, низкие показатели?
-
Какие техники консультативной работы эффективны для преодоления установки, характерной для части родителей, на симбиотические отношения с ребенком?
Нами найдены способы решения некоторых из этих проблем, и мы рассчитываем на продуктивный диалог с заинтересованными коллегами (специалистами в области инклюзивного образования).
Литература
- Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. 2-е изд. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 208 с.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М.: МГУ, 1990. 136 с.
- Валиева С. Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 122—123.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999. 240 с.
- Малофеев Н. Н. Ранняя помощь — приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. — 2003. № 4. С. 7—11.
- Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии. — СПб., 2001.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Уч. пособие для студ. высш. уч.. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. Под. ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
- Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
- Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 14489
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 350
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4