Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

350

Общая информация

Ключевые слова: диалог родителей и специалистов

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Яковенко Т.Д. Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В условиях инклюзивного образования одной из самых актуальных задач является задача вовлечения родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении (ОУ) и требующую продолжения в условиях семейного воспитания. Очевидно, нет необходимости подробно говорить о значимости семьи как института социа­лизации, поскольку данный тезис убедительно рас­крыт в многочисленных работах психологов и педа­гогов. Подчеркнем лишь, что в развитии ребенка с ограниченными возможностями семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль. Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение со­здать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу ребенка [3; 7; 8]. Осознают ли это сами родители?

Полный текст

В условиях инклюзивного образования одной из самых актуальных задач является задача вовлечения родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении (ОУ) и требующую продолжения в условиях семейного воспитания. Очевидно, нет необходимости подробно говорить о значимости семьи как института социа­лизации, поскольку данный тезис убедительно рас­крыт в многочисленных работах психологов и педа­гогов. Подчеркнем лишь, что в развитии ребенка с ограниченными возможностями семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль. Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение со­здать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу ребенка [3; 7; 8]. Осознают ли это сами родители?

Как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики, наши соб­ственные наблюдения — приблизительно две тре­ти родителей, воспитывающих детей с ограничен­ными возможностями здоровья (ОВЗ), не осозна­ют определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вто­ричных дефектов в его развитии с неблагополуч­ными отношениями в семье, с неоптимальным сти­лем родительского воспитания и, как следствие, либо уповают на чудо («ребенок подрастет, и про­блемы исчезнут»), либо, расписавшись в собствен­ной беспомощности, надеются только на специа­листов, на то, что детский сад или школа справят­ся со всеми проблемами в развитии ребенка само­стоятельно.

Ошибочность такой установки многократно анали­зировалась в научной литературе [2; 3; 5; 8; 9]. Автори­тетными учеными [5—8] убедительно показано, что только при условии своевременного включения роди­телей в коррекционно-развивающий процесс можно и скорректировать и предупредить появление вторич­ных отклонений в развитии, и, тем самым, достичь максимально возможного уровня личностного разви­тия ребенка с ОВЗ с целью интеграции его в общество.

Эта задача непосредственно сопрягается, на наш взгляд, с задачей повышения эффективности психоло­гического консультирования родителей в условиях ин­клюзивного образования.

Что предполагает оптимизация психологического консультирования родителей? Во-первых, осуществ­ление психоконсультирования на основе материалов углубленной диагностики; во-вторых, целенаправлен­ную работу по организации ранней консультативной помощи (лучше до поступления ребенка в детский сад, т. е. в первый год жизни); в-третьих, выделение в каче­стве приоритетной в консультировании задачи фор­мирования у взрослых адекватного родительского по­ведения, основанного на умении выстраивать педаго­гически целесообразные отношения с ребенком и ак­тивно участвовать в совместной со специалистами коррекционно-развивающей работе; в-четвертых, ори­ентацию специалистов на работу с семьей проблемно­го ребенка как с целостной системой; в пятых, специ­альные усилия коллектива сотрудников ОУ по под­держанию благоприятного психологического настроя родителя и семьи в целом.

Формат небольшой статьи не позволяет рассмот­реть все пять условий оптимизации работы с родите­лями, воспитывающими проблемных детей, поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Оптимизация консультативного процесса возможна только в том случае, если специалисты ОУ хорошо знают, что собой представляет каждый проблемный ребенок и что со­бой представляет его семья. Понимая это, мы предус­матриваем проведение и первичной, и углубленной диагностики детей, проводим обследование детей и на начальном этапе работы, и на завершающем, составля­ем психологическое заключение по результатам диа­гностики.

Не менее важным считаем изучение конкретных семей, поскольку материалы научных исследований позволяют, на наш взгляд, составить лишь некоторый обобщенный «психологический портрет» семьи, воспи­тывающей ребенка с ограниченными возможностями. А для оказания адресной помощи ребенку, для обеспе­чения взаимопонимания с родителями необходимо увидеть «неповторимое лицо», особый микромир каждой конкретной семьи.

Так как изучение научной литературы [7—9] поз­волило выявить особую значимость для развития и воспитания ребенка с ОВЗ типа отношения родителей к нему и самочувствия родителей, преобладающего настроения, степени их удовлетворенности жизнью, то именно эти параметры мы и стремимся исследовать в первую очередь. Для изучения типа отношения роди­телей к ребенку используются методы наблюдения, беседы и тестирования родителей. Тестирование осу­ществляется с применением валидной и надежной ме­тодики PARI (parental attitude research instrument -ме­тодика изучения родительских установок), разрабо­танной американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл и в нашей стране адаптированной Т. В. Не-щерет. Самочувствие родителей, преобладающее наст­роение, степень их удовлетворенности жизнью выяв­ляются в ходе специальной диагностической беседы, являющейся частью консультативной встречи. При необходимости беседа дополняется тестированием с помощью теста «Индекс жизненной удовлетвореннос­ти», разработанного американскими учеными, впер­вые опубликованного в 1961 г. и адаптированного Н. В. Паниной в 1993 г.

Представим в свернутом виде результаты изучения 18 семей, воспитывающих детей дошкольного возрас­та с проблемами в развитии, посещающих массовые группы детского сада № 306 Новосибирска. Для боль­шинства таких семей характерны неконструктивные типы отношения к проблемному ребенку: чаще -эмо­циональная отстраненность от ребенка; реже — само­отдача, излишняя концентрация на ребенке. Эмоцио­нальная отстраненность от ребенка представлена в двух вариантах. Первый вариант — излишняя стро­гость и требовательность; второй вариант — предо­ставление ребенку фактически полной свободы в дей­ствиях, бесконтрольность, попустительство. Во всех названных случаях ребенок с ОВЗ оказывается в не­благоприятных условиях семейного воспитания.

Так, например, такой тип отношения к проблемно­му ребенку, как излишняя концентрация на нем, при­водит к тому, что к 5—6 годам ребенок теряет и без то­го слабую способность к мобилизации своих ресурсов в трудных ситуациях, он постоянно ждет помощи от взрослых: дома — от родителей, в детском саду — от педагогов. Следствие такого типа отношения к ребен­ку — трудности социализации, неизбежное усугубле­ние вторичного дефекта. Убеждены, что родители, склонные к гиперопеке, объективно нуждаются в пси­хологической помощи. Важно помочь им понять, что чрезмерная концентрация на ребенке лишает нор­мальной жизни их самих и блокирует процессы само­развития ребенка.

Исследование «индекса жизненной удовлетво­ренности» позволило обнаружить, что ни один из родителей трудных детей, посещающих ДОУ, не удовлетворен своей жизнью в полной мере. Средняя степень удовлетворенности своей жизнью наблюда­ется у 4-х родителей. У остальных участников про­веденного исследования, т. е. у 14 человек, зафикси­рован низкий индекс жизненной удовлетвореннос­ти. Эти родители считают, что жизнь несет им боль­ше разочарований, чем большинству людей, с кото­рыми они знакомы. Они убеждены в том, что многое упустили в своей жизни; отмечают, что с годами ощущают все большую усталость от жизни. Заме­тим, что возраст участников обследования находит­ся в интервале от 24 до 43 лет. 10 мам из 13, соста­вивших данную группу, переживают чувство вины, считают, что совершили в своей жизни много оши­бок, за которые приходится расплачиваться. Для всех 14 респондентов данной группы характерны пессимистический взгляд на жизнь, на свое буду­щее, подавленное состояние.

Результаты данного исследования представляют не столько теоретический, сколько практический ин­терес: 77 % родителей, принявших участие в нашем об­следовании, объективно нуждаются в психоконсуль­тировании и по поводу своего состояния, и по поводу семейного воспитания проблемного ребенка. Заметим, что работать с родителями проблемных детей еще сложнее, чем с самими детьми, поскольку многие про­блемы оказываются запущенными, а неэффективные способы взаимодействия с ребенком — усвоенными на уровне автоматизированных действий. Это обстоя­тельство побудило нас начать искать разнообразные варианты выхода на родителей, имеющих особых де­тей, задолго до поступления ребенка в детский сад. Этот подход дает хорошие результаты: в тех случаях где удается провести раннюю психодиагностику детей (например, в 8—14 месяцев) и оказать своевременную помощь родителям, направленную на повышение их родительской компетентности, там впоследствии осо­бому ребенку легче адаптироваться в инклюзивной группе детского сада.

Психоконсультирование родителей проблемных детей, посещающих массовые группы детского сада (детей с задержанным развитием различного генеза, с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и т. д.), выстраивается нами как непосредственная работа с родителями, направленная на решение раз­личного рода психологических проблем, связанных с трудностями в супружеских и детско-родитель-ских отношениях, где основным средством воздей­ствия является определенным образом построенная беседа [1; 4; 8]. Перед каждой встречей тщательно продумываются все этапы консультирования, а именно: конкретные приемы установления контак­та; получение информации о психологическом кли­мате в семье; особенности развития ребенка на ран­них этапах и его поведение в разные периоды жизни и в разных ситуациях и т. д.

Во время консультирования считаем особо важ­ным помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспе­чить «запуск» рефлексивного мышления, что позволя­ет понять причины трудностей в развитии и поведе­нии ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент соб­ственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как не­рефлексивное и активное выслушивание, информиро­вание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств. Свою сверхзадачу мы видим в реализации сис­темного подхода, а именно в том, чтобы помочь роди­телям восстановить или преобразовать связи между членами семьи, найти наиболее оптимальные способы воспитания ребенка, опирающиеся на его личностные и познавательные ресурсы.

Наиболее актуальными вопросами практики пси­хоконсультирования родителей являются, на наш взгляд, следующие:

  1. Как вовлечь родителей, имеющих ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (пусть даже незначительными), в кон­сультативный процесс и через него — в активную коррекционную работу в условиях семейного вос­питания?
  2. Как правильно строить консультативный про­цесс, чтобы добиться желаемого результата в работе с немотивированными родителями?
  3. Как удержать родителей от преждевременного прерывания консультативного процесса?
  4. Как преодолеть известный феномен «хождения по кругу врачей», характерный для многих родителей проблемных детей?
  5. Как вовлечь в консультативный процесс не одно­го родителя, а всю семью, в которой воспитывается ре­бенок с нарушениями в развитии?
  6. Как работать с родителями, отвергающими свое­го ребенка?
  7. Может ли специалист повлиять на «индекс жиз­ненной удовлетворенности» родителей, воспитываю­щих детей с нарушениями, который имеет, как прави­ло, низкие показатели?
  8. Какие техники консультативной работы эффек­тивны для преодоления установки, характерной для части родителей, на симбиотические отношения с ре­бенком?

Нами найдены способы решения некоторых из этих проблем, и мы рассчитываем на продуктивный диалог с заинтересованными коллегами (специалиста­ми в области инклюзивного образования).

Литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное пси­хологическое консультирование. 2-е изд. — М.: Неза­висимая фирма «Класс», 2000. 208 с.
  2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Про­блемы психического развития детей. — М.: МГУ, 1990. 136 с.
  3. Валиева С. Ф. Роль семьи в процессе социализа­ции ребенка // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 122—123.
  4. Кочюнас Р. Основы психологического консуль­тирования. — М., 1999. 240 с.
  5. Малофеев Н. Н. Ранняя помощь — приоритет со­временной коррекционной педагогики // Дефектоло­гия. — 2003. № 4. С. 7—11.
  6. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии. — СПб., 2001.
  7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Уч. пособие для студ. высш. уч.. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. Под. ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2002. 192 с.
  8. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содер­жание деятельности психолога специального образо­вания. Методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
  9. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, вос­питывающих детей с отклонениями в развитии // Де­фектология. 1998. № 1.

Информация об авторах

Яковенко Татьяна Дмитриевна, ст. преподаватель ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», заведующая лабораторией здоровья и развития дошкольников МБОУ ДОДиВ «Городской центр образования и здоровья «Магистр», Новосибирск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 14489
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 350
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4