Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская программа

72

Общая информация

Ключевые слова: диалог родителей и специалистов

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Юдин М.Г. Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская программа // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Программа деятельности клуба общения «Ульт­рамарин» [2] разработана, апробирована и адаптиро­вана автором данной статьи в течении 2007—2010 гг. на базе ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва» г. Москвы и является частью комплексной программы по коррек­ции и развитию детей, проблемами которых занима­ется ЦЛП и ДО. В 2010 году программа стала победи­телем 1-го открытого Всероссийского конкурса на лучшее социально-психолого-педагогическое сопро­вождение детско-юношеских общественных органи­заций/объединений «Общественные организации обучающихся и воспитанников в системе российско­го образования». в номинации «Специальные (кор-рекционные) образовательные учреждения для обу­чающихся, воспитанников с ограниченными возмож­ностями здоровья».

Полный текст

Программа деятельности клуба общения «Ульт­рамарин» [2] разработана, апробирована и адаптиро­вана автором данной статьи в течении 2007—2010 гг. на базе ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва» г. Москвы и является частью комплексной программы по коррек­ции и развитию детей, проблемами которых занима­ется ЦЛП и ДО. В 2010 году программа стала победи­телем 1-го открытого Всероссийского конкурса на лучшее социально-психолого-педагогическое сопро­вождение детско-юношеских общественных органи­заций/объединений «Общественные организации обучающихся и воспитанников в системе российско­го образования». в номинации «Специальные (кор-рекционные) образовательные учреждения для обу­чающихся, воспитанников с ограниченными возмож­ностями здоровья».

Цели работы клуба:

  • интеграция детей-инвалидов и их семей в общество;
  • реализация комплексного подхода в оказании по­мощи детям-инвалидам и их семьям, детям с особен­ностями в развитии, их социальная адаптация, форми­рование системы целей и ценностей, способствующих самореализации личности;
  • формирование толерантного отношения у обще­ства к детям и подросткам с особенностями разви­тия.

Задачи: развитие коммуникативных навыков и творческих способностей участников; формирова­ние активной жизненной позиции; оказание помо­щи детям и подросткам с явлениями психолого-пе­дагогической и социальной дезадаптации, обус­ловленной наличием у них различных заболева­ний или отклонений в развитии; обучение знани­ям, умениям и навыкам адаптивных коммуника­ций; создание ситуации успеха; развитие толе­рантности у здоровых детей и подростков к детям с особенностями развития; расширение границ об­щения и взаимодействия у всех групп детей и под­ростков.

У детей и взрослых, посещающих заседания клуба общения «Ультрамарин», наблюдается рост коммуни­кативной открытости и качества общения, они овладе­вают навыками конструктивного социального взаимо­действия, у родителей обычных детей постепенно ме­няется отношение к своему окружению. Они начина­ют больше ценить простые человеческие отношения, становятся внимательней и заботливей к окружаю­щим.

Инновационные подходы определяются следую­щим:

  • создана практическая модель клуба общения [2];
  • разработана структура прохождения заседаний, учитывающая психофизиологические особенности протекания высших психических функций;
  • впервые в психолого-социальной реабилитации инвалидов внедрен и адаптирован принцип секто-ральности в структуре кадрового взаимодействия Клуба общения, разработанный ГУ ЦЭПП МЧС России для оказания помощи в экстренных ситуаци­ях [1]; [4];
  • впервые в социально-психологической реабилита­ции уделено такое важное значение темпу и ритму де­ятельности в проведении занятий [2];
  • закреплена традиция завершать заседания клуба общения песней в кругу под гитару по тематике заня­тия [там же].

Участники клуба

Занятия клуба посещают дети и подростки с огра­ниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 18 лет и их семьи. Цель занятий для данной кате­гории участников — самоактуализация, самораскры­тие, личностный рост и интеграция в общество. Вто­рой группой участников являются обычные дети и подростки, а также так называемые «гости» (педаго­ги, психологи, руководители, журналисты и т. д.). Гости взяты в кавычки, поскольку на заседаниях клу­ба общения все являются участниками, зрителей не бывает. Это — одна из основных идей нашего клуба, так как такой подход позволяет максимально при­близить занятия к главной цели существования Клу­ба общения — интеграции инвалидов в общество. Обычные дети и подростки и так называемые «гос­ти» являются для инвалидов опорой и помощниками во время занятий, одновременно становясь участни­ками процесса общения, учатся проявлять, пережи­вать чувства, и, как результат, — изменяется их отно­шение к своему окружению, формируется толерант­ность к детям-инвалидам. Таким образом, происхо­дит оздоровление, пусть не большой, но части всего общества.

В зависимости от уровня развития и состояния де­тей и подростков с ОВЗ — участников клуба, занятия проходят в малых или больших группах. Это позволи­ло выделить среди основных форм работ с малыми и с большими группами. Продолжительность занятия от 30 минут до 1 часа.

В качестве примера занятия Клуба приведем про­грамму тренинга «Вместе дружная семья!» (Автор-составитель педагог-психолог М. Г. Юдин)

Тренинг проводится в группах, созданных по за­просу для корректирования детско-родительских от­ношений, семейных отношений. Рекомендованное число участников 15—20 человек.

Организация пространства

Пространство делится на секторы (например, четыре). В центре каждого сектора стол. Вокруг стола стулья для участников и место для инвалид­ной коляски. Столы располагаются по кругу. За каждым сектором закрепляется соведущий (глав­ная задача которого — организация активной дея­тельности своего сектора) и несколько волонтеров (их задача — совместная деятельность с детьми с особенностями здоровья); помощники, отвечаю­щие за раздаточный материал. В центре — главный ведущий.

Тема, цель, задачи (1—3 мин) (Слово ведущего)

Приветствую всех собравшихся на открытом засе­дании клуба общения. Тема сегодняшней встречи: «Вместе дружная семья».

Цель: развитие коммуникативных навыков и се­мейного взаимодействия.

Задачи: приобретение навыков межличностного взаимодействия; развитие воображения; повышение самооценки; совместномое семейное изготовление тряпичной куклы-оберега.

Правила проведения тренинга (1—2 мин) [1].

Цель: создание рабочей и безопасной атмосфе­ры.

  1. Конфиденциальность. Обеспечение чувства бе­зопасности.
  2. Обращение по имени на Вы (все участники обращаются друг к другу по имени и на Вы), это со­здает доверительную комфортную атмосферу тре­нинга.
  3. Правило одного микрофона (один говорит, а ос­тальные слушают). Это правило организует и обеспе­чивает качество взаимодействия участников тренин­га.
  4. Правило обязательного участия. Это помогает стеснительным и замкнутым участникам настроить себя на работу.

Процедура знакомства

Цель — установление доверительных отношений. Снятие напряжения. Создание ощущения единства, принадлежности к группе.

Упражнение «круг знакомств»: все подбрасывают мяч с помощью круга из ткани (одновременно растя­гивая круг) вверх и называя имя одного из участников. И так далее по кругу, пока все не познакомятся (2 мин).

Упражнение «комплимент».

Дополнительная цель — приобретение навыков межличностного взаимодействия. На спину участни­кам, стоящим спиной друг к другу, закрепляется одно­разовая бумажная тарелка. Каждый участник пишет не тарелке комплимент (3—5 мин).

Творческая мастерская (Время проведения 20 ми­нут)

Изготовление куклы-закрутки «Нянюшка» [3] Цель — прививать уважение к культуре своего на­рода, к традициям семьи, через знакомство родителей и детей с народной игрушкой.

Задачи: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы, выделить ее достоинства, научив из­готовлять традиционную куклу-закрутку.

Материал и оборудование — белая ткань размером 60 на 60 см (1 шт.) и 30 на 30 (1 шт.) на каждого участ­ника. Хлопчатобумажные или шерстяные нитки, лос­кут цветной ткани для одежды, косынка. Отделочный материал: декоративная тесьма (2—4 шт. по 10 см), уз­кие ленты (2 шт. по 20 см), кружева.

Ход занятия

Рассказ ведущего: «А теперь я хочу познакомить вас с историей и техникой изготовления куклы-за­крутки «Нянюшка». Исторически изготовление рус­ских обрядовых кукол всегда была делом семейным. Папа и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, точили игрушки, привлекая к делу своих де­тей, с ранних лет приучая их к рукоделию, усердию и терпению. В играх с куклами дети учатся общаться, творить, фантазировать; учатся быть внимательными и добрыми. Ведь куклы — не только игрушки, но и близкие друзья. Известны народные куклы трех ви­дов: обереговая, обрядовая, игровая.

Отличительная особенность обереговой и обря­довой кукол — отсутствие лица; они изго­тавливаются без помощи иглы и ножниц (жизнь ре­бенка должна быть без разрезов и проколов, цель­ной и счастливой). Кукла без лица считалась недо­ступной для вселения в нее злых, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Она должна бы­ла принести ребенку благополучие, здоровье и ра­дость. Тщательно подбирались ткани и нитки для будущей куклы. Первую куклу ласково называли «Нянюшка». Давайте и мы с вами попробуем ее сде­лать. У всех на столах есть необходимый материал для изготовления этой куклы».

Технология изготовления

  1. Берем льняную ткань 60 на 60 (1 шт.) и сворачи­ваем в плотную трубочку, закрепляем нитками.
  2. 2Кладем трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани 30 на 30, лежащую по диагонали. Пере­гибаем по диагонали ткань и закрепляем голову, пере­вязывая ниткой. Ручки и талию также перевязываем ниткой. Получилась белая кофточка, которую можно украсить ленточками или тесьмой.
  3. Наряжаем куклу: закручиваем вокруг талии де­коративную тряпочку-юбку и завязываем ее ниткой, можно дополнить наряд фартуком и поясом из декора­тивной тесьмы.
  4. На голову повязываем ленточку или платок.

Ведущий: «Вот и у нас получилась кукла «Нянюш­ка». Какие они все разные. Ведь каждый из Вас вло­жил в куклу частичку себя. А сейчас я попрошу Вас подумать и ответить, почему кукла называется кукла-закрутка «Нянюшка»?»

Упражнение: работа с куклой (5—10 мин) [2] Цель — развитие навыков межличностного и груп­пового общения, развитие воображения.

  1. Знакомство с куклой. Каждый дает своей кукле Имя.
  2. История куклы — возраст, где и как живет, чем занимается.
  3. Знакомство кукол разных семей между собой. Необходимо, чтобы познакомились как можно больше кукол. Каждый стол приветствует другие («Здравствуйте/Привет! Нас зовут............ »). Пожелание от каждого стола другим («Мы Вам желаем........... »).
  4. Куклы рассказывают стихотворение. Каждая группа кукол говорит строчку, в итоге получается це­лое стихотворение.

(Текст стихотворения)

Немало в жизни предстоит пройти путей-дорог,

Но сердце бережно хранит заветный огонек.

Он согревает душу мне, и знаю, верю я -

Не одинок я на земле, со мной моя СЕМЬЯ!

Исполнение песни (2—3 мин)

Цель — закрепление чувства единения, чувства плеча, позитивного эмоционального настроя. Веду­щий: «Сейчас, по сложившейся традиции нашего клу­ба, мы исполним песню. Попрошу всех собраться в круг. В правую руку возьмите слова, а левой приобни­мите соседнего участника» (под гитару всеми испол­няется песня «Ты да я да мы с тобой».

Подведение итогов (3—5 мин)

Цель — закрепление и осознание полученного опы­та.

Участники высказываются о своих впечатлениях (по желанию).

Ритуал прощания (1мин)

Ведущий протягивает свою руку ладонью вниз, в центр круга следующий участник кладет свою руку сверху на руку ведущего и т. д. После, одновременно раскачивая руки, все по слогам говорят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я»!

В заключение хотим сказать читателям, кото­рые ищут возможные формы работы с детьми и подростками с ОВЗ и их семьями. Даже если Вы не сможете организовать систему таких занятий, но сможете организовать только несколько занятий или хотя бы одно — это станет памятным событи­ем для ребенка-инвалида! Ведь для большинства из них мир ограничивается их семьей, проблемами и видом из окна их жилища. Так подарите им возмож­ность узнать больше! Подарите им частичку Боль­шого Мира!

Литература

  1. Матафонова Т. Ю. Тренинги детско-родитель-ских отношений. ГУ ЦЭПП МЧС России. — М., 2006.
  2. Юдин М. Г. Рабочая программа практического ре­шения социально-психолого-педагогического сопро­вождения реабилитации детей с особенностями разви­тия, проблемами здоровья, детей-инвалидов и их се­мей педагога-психолога Юдина М. Г. Клуб общения «Ультрамарин». — М.: ГОУ ЦЛП и ДО «На Королё­ва», 2008.
  3. Юзбашева Р. Н. Мастер класс «Кукла закрутка "Нянюшка" ГОУ Д/С №1851 — М., 2009.
  4. Психологическая реабилитация инвалидов в комплексном подходе к социально-психологической реабилитации инвалидов. Методическое пособие для центров социальной реабилитации инвалидов / Под ред. Т. Ю.  Матафоновой. — М., 2005.

Информация об авторах

Юдин Максим Геннадьевич, педагог-психолог ГОУ д/с комбинированного вида №1851, педагог-психолог ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3090
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 72
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1