Ранняя специальная помощь в инклюзивном образовательном процессе
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Антонова Е.А. Ранняя специальная помощь в инклюзивном образовательном процессе // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Опыт зарубежных и российских специалистов показывает, что грамотно организованная ранняя диагностика, комплексная коррекция и реабилитация открывают для значительной части детей возможности включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития. Комплексная реабилитация в раннем возрасте способна предупредить появление новых специальных образовательных потребностей, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка. Система ранней помощи обеспечивает максимально возможный охват детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, формируя базу для своевременной профилактики вторичных по своей природе нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром и для оптимального включения родителей в коррекци-онную работу.
Полный текст
Опыт зарубежных и российских специалистов показывает, что грамотно организованная ранняя диагностика, комплексная коррекция и реабилитация открывают для значительной части детей возможности включения в общий образовательный поток на более раннем этапе возрастного развития. Комплексная реабилитация в раннем возрасте способна предупредить появление новых специальных образовательных потребностей, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка. Система ранней помощи обеспечивает максимально возможный охват детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, формируя базу для своевременной профилактики вторичных по своей природе нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром и для оптимального включения родителей в коррекци-онную работу.
Создание, развитие и совершенствование системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии позволяет минимизировать в дошкольной популяции долю детей, которые к моменту обучения в начальной школе испытывают трудности, не позволяющие им обучаться в массовой школе или в условиях интеграции. При этом обеспечиваются условия для выбора адекватного для них образовательного маршрута, и компетентность родителей в преддверии обучения ребенка в начальной школе качественно повышается.
Для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) раннего возраста и их семьям в России создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их семьям. В Самарской области система ранней специальной помощи начала свое формирование в 2002 году. В настоящий момент она включает областную лабораторию специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста, которая находится в центре специального образования Самарской области, и 14 территориальных служб.
Службы ранней помощи детям с ОВЗ помогают родителям получить знания и умения, необходимые для выявления и развития способностей ребенка и предупреждения возможных осложнений, а также оказывают практическую помощь детям и семьям.
Основные задачи служб.
-
выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи;
-
своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребенка раннего возраста;
-
квалифицированная помощь семье ребенка с ОВЗ раннего возраста;
-
методическая помощь педагогам МДОУ в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми раннего возраста, имеющими ОВЗ.
В территориальных округах комплексное углубленное изучение общего развития ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особенностей и потенциальных способностей в процессе развития осуществляется различными способами:
-
скрининг-диагностика детей до трех лет в ясельных группах ДОУ (г. о. Новокуйбышевск);
-
диагностика развития детей по индивидуальному запросу родителей и направлениям медицинских работников в СРД, в консультационном пункте детской поликлиники и в выездных консультационных пунктах по округу (г. о. Чапаевск);
-
мотивирование родителей на оказание помощи детям в преодолении отставания в развитии (г. о. Тольятти);
-
выявление, обследование детей с подозрением на снижение слуха (г. о. Новокуйбышевск);
-
сопровождение семьи, имеющей ребенка с синдромом Дауна с первого месяца жизни ребенка (г. о. Самара).
Комплексное воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, осуществляемое на основе совместной деятельности психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников, родителей, основывается на разработке и реализации развивающих и коррекционных программ.
По данному направлению во всех службах осуществляются следующие виды работ:
-
составление индивидуальных программ развития ребенка для реализации в семье и в ДОУ;
-
проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми;
-
проведение групповых занятий;
-
домашнее визитирование;
-
обучение родителей практическим коррекцион-ным приемам на занятиях с детьми.
Оказание комплексной помощи родителям, имеющим детей с ОВЗ раннего возраста, в вопросах воспитания и обучения ребенка осуществляется всеми специалистами службы ранней помощи (СРП). Родители в ходе коррекционной работы с ребенком под руководством специалистов осваивают основные элементы коррекци-онных занятий на определенный период, получая четкие и подробные инструкции для занятий с детьми на дому. Также специалисты работают над выстраиванием взаимоотношений взрослых с детьми, раскрывая особенности развития в зависимости от диагноза и индивидуальных особенностей самого ребенка.
Специалисты СРП для повышения педагогической компетентности родителей используют разнообразные формы работы:
-
групповые консультации на темы: «Помогите малышу заговорить»; «Кризис трех лет»; «Ознакомление с окружающим детей с ЗПР раннего возраста» (г. о. Тольятти);
-
круглые столы для родителей и специалистов на темы: «Активизация речевого подражания у неговорящих детей», «Коррекционная работа с детьми раннего возраста с ДЦП» (г. о. Сызрань);
-
консультирование родителей через интернет: страницы консультаций и рекомендаций (г. о. Сызрань и Новокуйбышевск).
-
практические психолого-педагогические тренинги по программам, разработанным специалистами СРП: «Игры для развития речевого дыхания», «Игры для развития речевого слуха» (г. о. Тольятти), «Тренинг родительской эффективности» (г. о. Чапаевск);
-
анкетирование: «Потребности родителей в образовательных услугах СРП», «Мой ребенок — кто он?» (г. о. Новокуйбышевск);
-
родительские клубы: «Аистенок» (г. о. Чапаевск), «Мамина школа» (г. о. Новокуйбышевск), «Сударушка» (г. о. Тольятти), «Ступеньки к успеху» (г. о. По-хвистнево).
Специалисты СРП осуществляют взаимодействие со специалистами других ведомств по вопросам работы с детьми с ОВЗ. Ведется планомерная работа по взаимодействию с органами и учреждениями здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства, другими социальными партнерами. На основании договоров о взаимодействии СРП с учреждениями, работающими с детьми раннего возраста, выстроена следующая работа со специалистами поликлиник, центров диагностики и консультирования, центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров:
-
консультирование воспитателей, психологов и логопедов ДОУ по вопросам развития детей раннего возраста (г. о. Тольятти);
-
проведение совместных семинаров с врачами-педиатрами, неонатологами (г. о. Новокуйбышевск);
-
участие в работе совещаний медицинских работников детской поликлиники (г. о. Чапаевск);
-
проведение совещаний, курсовой подготовки, семинаров-практикумов для специалистов (Центр специального образования г. о. Самара).
Ведется работа с педагогическими работниками учреждений дошкольного образования во всех территориальных образовательных округах Самарской области. Проводятся семинары и консультации для специалистов учреждений, разработаны методические пособия по работе с детьми с ОВЗ, которые распространяются в образовательных учреждениях.
По полученным данным на 31 мая 2010 года из СРП Самарской области было выпущено 690 детей, 200 семей продолжат посещать специалистов в 2010— 2011 учебном году.
356 (51,5 %) детей, получивших раннюю помощь, приобрели возможность посещать массовые дошкольные образовательные учреждения. Таким образом, либо были компенсированы полностью имеющиеся у них отклонения в развитии, либо имеющиеся нарушения не помешали посещать интегрированную группу. Посещение специальных МДОУ было рекомендовано 32 (4,6 %) семьям исходя из уровня выраженности имеющихся у детей нарушений развития. 48 (6,9 %) семей были направлены в специальные группы комбинированных ДОУ. После выпуска из службы 226 (32,7 %) дети воспитываются в семье.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4137
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 81
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0