Социальное партнерство на рынке дошкольного образования
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Гориненко Е.Н. Социальное партнерство на рынке дошкольного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Сегодня детский сад является участником общего рынка: труда, образования, сферы услуг. Детский сад продает именно услуги, и в этой ситуации учитывается потребительская ценность услуг и потребительская удовлетворенность родителей.
Спрос определяется уровнем рождаемости и качеством образовательных услуг. Рождаемость, сколько бы нас ни убеждали, не связана с национальными проектами. Дания тратит на эти цели 4 % от ВВП, Франция 3 % уже более 25 лет. Посчитано, что Россия должна потратить на увеличение уровня рождаемости не менее 30 триллионов долларов без всякой гарантии на прирост населения. Рождаемость в России будет колебаться и, может быть, повышаться.
Полный текст
Сегодня детский сад является участником общего рынка: труда, образования, сферы услуг. Детский сад продает именно услуги, и в этой ситуации учитывается потребительская ценность услуг и потребительская удовлетворенность родителей.
Спрос определяется уровнем рождаемости и качеством образовательных услуг. Рождаемость, сколько бы нас ни убеждали, не связана с национальными проектами. Дания тратит на эти цели 4 % от ВВП, Франция 3 % уже более 25 лет. Посчитано, что Россия должна потратить на увеличение уровня рождаемости не менее 30 триллионов долларов без всякой гарантии на прирост населения. Рождаемость в России будет колебаться и, может быть, повышаться.
Известно также, что сегодня родителями становятся чаще к 30 годам. У современных родителей появляется разумный подход к выбору образовательного учреждения. Обычно решение принимает мама, платит папа. Необходимо учитывать, что люди разных возрастных групп по-разному воспринимают информацию: выбирая дошкольное образовательное учреждение, они оценивают качество услуг конкретного детского сада. На рынке образования каждое ДОУ имеет свою специфику:
-
услуги ДОУ можно узнать, только их получив;
-
услуга одновременно и поставляется и потребляется;
-
качество услуги непостоянно;
-
услугу нельзя вернуть.
Участников рынка образования может ожидать ловушка. Рекламируя услуги, детский сад невольно формирует иллюзию. Родитель, ожидавший большего, психологически чувствует, что его обманули. Неумение и незнание предъявить качество услуг (бесплатных и платных) может повлечь за собой жалобы родителей.
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. По ФЗ «Об образовании» социальным заказчиком декларированы родители, но выполнение заказа финансирует учредитель. На фоне общего диссонанса детский сад комбинированного вида должен сохранить конкурентоспособность на рынке образования и организовать интегрированное (инклюзивное) воспитание и обучение в предлагаемых обстоятельствах хронического недофинансирования.
Социологи уже несколько лет прогнозируют рост бюрократического давления и уменьшение реальной поддержки учредителя. Сегодня мы наблюдаем появление частных детских садов, и, вероятно, будет и впредь происходить размежевание потоков и конкуренция. Выиграют те детские сады, которые, оставаясь формально государственными, смогут приспособиться к индивидуальным запросам заказчика, т. е. развиваться в сторону улучшения качества предоставляемых услуг. И рассчитывать ДОУ все чаще приходится на себя, а значит, на поддержку родителей.
Как убедить родителей прийти именно в наш детский сад и затем активно участвовать в решении проблем не только педагогических, но и хозяйственных?
Наш детский сад был построен 25 лет назад, причем возводили здание наспех. Огрехи скоростного строительства постоянно напоминают о себе. Финансируется наш сад, как и все дошкольные учреждения: бюджетных денег едва хватает на ликвидацию аварийных ситуаций, текущий ремонт и приобретение необходимого оборудования.
В 2000 году родители решили создать общественную организацию НП «Радуга», чтобы ежегодно организовывать летний оздоровительный лагерь для младших школьников с нарушением зрения на базе нашего ДОУ. Уставные задачи НП определены так:
-
социальная поддержка материнства и детства;
-
создание условий для эффективного использования потенциала ДОУ № 167.
Члены организации проводят благотворительные акции, привлекают спонсорскую помощь для расширения оздоровительных услуг детского сада и улучшения их качества. Поскольку деятельность НП проводится на общественных началах, то спонсорская помощь поступает периодически, и в смете доходов ее планировать проблематично.
В 2006 году детский сад заключил договор о благотворительной помощи с БОФ «Российский фонд милосердия и здоровья». Фонд является членом Европейского союза обществ милосердия. Уставные задачи фонда по социальной поддержке и защите прав инвалидов, по содействию программам их реабилитации совпадают с целями нашего учреждения по апробации разного уровня образовательных и реабилитационных программ. Учет благотворительных поступлений и их расходования ведет бухгалтер фонда. Детский сад использует финансовые средства строго по назначению в соответствии с Указом Президента РФ № 1134 от 31.08.1999 г. «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений РФ», с договором и предоставляет необходимую документацию родительскому комитету и правлению фонда. Доля спонсорской помощи в обновлении материально-технической базы детского сада ежегодно составляет от 25 до 58 %.
Это результаты социального сотрудничества в, так сказать, денежном исчислении. Не менее значимо активное долговременное сотрудничество с родителями, общественными и другими организациями в повышении качества кадрового обеспечения. В 2009 году в целях подготовки квалифицированных кадров специалистов по работе с детьми с нарушением аутистического спектра ВРОО «Искра надежды» провела на базе ДОУ № 167 обучающий семинар. В 2007 г. НП «Радуга» выступила инициатором проекта «Детский сад для всех». Цели проекта:
-
Включение родителей особых детей в процесс социальной интеграции, обучение родителей адекватному восприятию дефекта, активная помощь в развитии потенциала ребенка;
-
Планомерное формирование отношения общества к детям с ОВЗ как к полноценным и равноправным гражданам страны.
Воронежская областная библиотека для слепых проводит информационные дни с обзором новинок специальной литературы и благотворительные акции «Иллюстрированные книжки для слепых детей». Наш детский сад активно сотрудничает с общественными организациями и государственными учреждениями, создавая все условия для того, чтобы каждый ребенок нашел свой оптимальный путь развития.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1860
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 34
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0