Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения

288

Общая информация

Ключевые слова: диалог родителей и специалистов

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ремезова Л.А., Курицина О.В. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возмож­ностями здоровья (ОВЗ) — требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образо­вания таких детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получе­ние образования в любом типе образовательного уч­реждения и получать при этом необходимую ему спе­циализированную помощь.

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеоб­разовательного стандарта в те же сроки, что и нор­мально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Как указывает Н. Н. Малофеев [1], организа­ция интегрированного образования, инклюзии наибо­лее перспективна в период дошкольного детства.

Полный текст

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возмож­ностями здоровья (ОВЗ) — требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образо­вания таких детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получе­ние образования в любом типе образовательного уч­реждения и получать при этом необходимую ему спе­циализированную помощь.

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеоб­разовательного стандарта в те же сроки, что и нор­мально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Как указывает Н. Н. Малофеев [1], организа­ция интегрированного образования, инклюзии наибо­лее перспективна в период дошкольного детства.

Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из инновационных направле­ний в деятельности ДОУ № 119 ОАО РЖД. Для этого в образовательном учреждении созданы необходимые условия. Специально оборудованы кабинеты врача-офтальмолога, психолога, тифлопедагога, учителя-ло­гопеда. В них имеются научно-методические материа­лы для проведения коррекционной работы с целью преодоления недостатков в физическом и психичес­ком развитии детей с нарушением зрения, оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного общего об­разования.

Реализация этой цели становится возможной при условии профессиональной подготовки педагогов в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Для этого в учреждении организованы постоянно действующие семинары для воспитателей массовых групп, в которых воспитываются дети с на­рушением зрения. Занятия с воспитателями и родите­лями проводят специалисты ДОУ. Тематика семинар­ских занятий тщательно планируется.

В образовательном учреждении создан банк дан­ных о коррекционно-развивающих программах, ис­пользуемых в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения, учебно-методических пособиях, методических рекомендациях.

Работа с детьми, интегрированными в общеобразо­вательные группы, ведется в соответствии с выявлен­ными особыми образовательными потребностями. Прежде всего, устанавливается совпадение начала це­ленаправленного обучения с моментом определения нарушения зрения у ребенка. У большинства детей, поступающих в наше образовательное учреждение, на­рушение зрения имело место с рождения или диагнос­тировалось на ранних этапах развития. Однако ранней профессиональной коррекционной помощи, как пра­вило, дети не получали. По результатам психолого-пе­дагогической диагностики для этих детей разрабаты­ваются индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения, предусматривающие, в том числе, восполнение пробелов в оказании коррек-ционной помощи.

В содержание образования включаются пропедев­тические курсы. Это важное условие для введения ре­бенка с нарушением зрения в различные виды детской деятельности: игру, занятия, труд и др. Пропедевтичес­кая роль коррекционной работы проявляется в сбли­жении ребенка с нарушением зрения с окружающим миром, в подготовке к обучению, воспитанию у него специальных социально-адаптивных способов ориен­тации при овладении теми или иными знаниями, навы­ками и умениями [2]. Без пропедевтической работы де­тям с нарушением зрения невозможно в полном объе­ме сообразно возрастным возможностям овладевать знаниями, войти в общеобразовательный процесс.

Особое внимание уделяется обеспечению коррек-ционной направленности разных форм образователь­ной работы, осуществляемой в соответствии с феде­ральными государственными требованиями к струк­туре основной общеобразовательной программы до­школьного образования. Для этого разработаны схемы анализа педагогической деятельности с учетом оценки процесса коррекционного воздействия.

Относительно детей данной категории обеспечива­ется более дифференцированное по сравнению с нор­мально развивающимися сверстниками, «пошаговое» обучение.

Огромное внимание уделяется обеспечению каче­ственной индивидуализации обучения, особой прост­ранственной и временной организации образователь­ной среды.

Известно, что результаты коррекционной работы зависят от согласованного участия специалистов раз­ных профилей в образовательном процессе, включе­ния родителей ребенка с нарушением зрения в про­цесс его реабилитации средствами образования, со­зданными специалистами. В настоящее время в обра­зовательном учреждении проводится эксперименталь­ная работа с целью разработки модели взаимодейст­вия специалистов, которые обеспечивают сопровожде­ние детей с нарушением зрения, воспитывающихся интегрированно.

Большое внимание уделяется определению и раз­работке содержания программы коррекционной рабо­ты. Определяется перечень необходимых индивиду­ально ориентированных коррекционных мероприя­тий, их содержание, план реализации. Разрабатывает­ся система комплексного медико-психолого-педагоги­ческого сопровождения детей с нарушением зрения в условиях образовательного процесса. Она включает диагностику особых образовательных потребностей по отношению к разным этапам развития ребенка и индивидуальным образовательным маршрутам, мони­торинг динамики развития детей, их успешности в ос­воении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, корректировку коррекци-онных мероприятий, планируемые результаты кор-рекционной работы и др.

В настоящее время определены этапы по разработ­ке программы коррекционной работы. На первом эта­пе проводится комплексное медико-психолого-педа­гогическое обследование ребенка, целью которого яв­ляется составление экспертного заключения со сторо­ны всех специалистов, участвующих в образователь­ном процессе, с рекомендациями по поддержке и по­мощи детям с нарушением зрения.

Второй этап предназначен для определения приори­тетных задач индивидуальной программы развития и обучения ребенка. При организации научнообоснован-ного образовательного процесса необходимо учитывать целый ряд особенностей психического и физического развития каждого интегрированного ребенка.

На третьем этапе проводится специальная диагно­стика по каждой из взятых для углубленного исследо­вания проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей.

Четвертый этап связан с выделением и определе­нием последовательности структурных компонентов индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Каждая образовательная область программы до­школьного образования содержит коррекционный ма­териал, и педагог должен уметь его вычленить. Перед педагогом встает необходимость проанализировать те­му каждого воспитательного мероприятия и опреде­лить, какие виды коррекционной работы можно мето­дически увязать с изучаемым программным материа­лом. Такой анализ поможет выделить наиболее рацио­нальные приемы коррекции психического и физичес­кого развития детей с нарушениями зрения. Этому же способствует коррекционный подход к образователь­ной программе, основанной на комплексно-тематичес­ком принципе построения образовательного процесса. Сам процесс должен быть доступен детям и должен вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации.

Пятый этап определяет задачи сопровождения конкретного ребенка на каждом этапе коррекционно-педагогической работы со стороны каждого специали­ста, участвующего в образовательном процессе. Инди­видуальные аспекты организации сопровождения де­тей с отклонениями в развитии целесообразно рассма­тривать в контексте деятельности специалистов раз­ного профиля.

На шестом этапе предстоит осуществить деление каждого умения на составляющие его действия с уче­том соблюдения правильной последовательности ра­боты, обеспечивающей достижение совпадения в ша­гах в методике обучения с шагами в развитии ребенка в адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. При этом основ­ной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе за­дается взрослым.

На этом этапе педагоги испытывают сложности в установлении причин трудностей усвоения программ­ного материала. Для их преодоления необходимо ока­зание помощи в определении педагогической симпто­матики трудностей, психологических причин, вызыва­ющих трудности, способов выявления причин трудно­стей, способов коррекции выявленных нарушений, ус­транения имеющихся недостатков. Для этого необхо­димо создание удобного для использования методиче­ского инструментария.

Седьмой этап связан с анализом успешности реа­лизации задач программы, внесение в нее изменений и дополнений по мере необходимости.

Индивидуальная программа составляется сроком на три месяца или полугодие. Далее ее содержание до­полняется или изменяется.

Качественно разработанная индивидуальная про­грамма развития ребенка поможет педагогу макси­мально эффективно реализовать программное содер­жание, защитит специалиста от односторонности в ра­боте и возможных упущений, поможет разумно ис­пользовать рабочее время, обеспечить успешную соци­ализацию детей с нарушением зрения.

Литература

  1. Малофеев Н. Н. Образование как институт соци­ализации лиц с ОВЗ в современном обществе. — М., 010.
  2. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекци-онной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. — М., 1998.

Информация об авторах

Ремезова Лариса Асхатовна, кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра специальной педагогики и специальной психологии, факультет психологии и специального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия, e-mail: remezowa@mail.ru

Курицина О.В., детский сад № 119 ОАО «РЖД», Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 11650
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 288
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4