Преодоление нарушений личностного развития и социализация детей с задержкой психического развития в результате инклюзивного обучения
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Барбарян Э.Г. Преодоление нарушений личностного развития и социализация детей с задержкой психического развития в результате инклюзивного обучения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Данная статья посвящена возможностям психо-коррекционных занятий, построенных на основе инклюзивного (интегративного) подхода, в содействии развитию дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
Наше практическое исследование проводилось на базе детского сада комбинированного вида № 2506. В детском саду всего 11 групп. Из них две — коррекци-онные (старшая и подготовительная) для детей с задержкой психического развития.
В основу практической работы в ходе исследования легла временная частичная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми своего возраста для проведения совместных занятий.
Полный текст
Данная статья посвящена возможностям психо-коррекционных занятий, построенных на основе инклюзивного (интегративного) подхода, в содействии развитию дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
Наше практическое исследование проводилось на базе детского сада комбинированного вида № 2506. В детском саду всего 11 групп. Из них две — коррекци-онные (старшая и подготовительная) для детей с задержкой психического развития.
В основу практической работы в ходе исследования легла временная частичная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми своего возраста для проведения совместных занятий.
В результате первичного обследования были выявлены общие психологические особенности детей с задержкой психического развития. Познавательная деятельность этих детей характеризовалась неустойчивостью внимания: отмечались периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Во время обследования трудно было собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать его в процессе той или иной деятельности. Была очевидна недостаточная целенаправленность деятельности. Дети в основном действовали импульсивно, часто отвлекались, у них отмечалась низкая произвольная регуляция поведения. Наблюдалось снижение скорости выполнения перцептивных операций, ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имела более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития, дети в основном прибегали к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Также у детей с задержкой психического развития отмечались: замедленный процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности; ограничение объема памяти и снижение прочности запоминания. В процессе обследования у детей возникали сложности с созданием целого из частей и выделением частей из целого. Также было выявлено замедление процесса формирования мыслительных операций, затруднение процесса восприятия и осмысления содержания рассказов. Отмечались существенные проблемы формирования связной речи, незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень коммуникативной деятельности, проблемы в сфере социальных эмоций, отсутствие «эмоционально теплых» отношений со сверстниками, неспособность ориентироваться в нравственно-этических нормах поведения.
Названные особенности наиболее ярко проявлялись в игровой деятельности: отмечалось снижение интереса к игре и игрушке, с трудом возникал замысел игры, сюжеты игр тяготели к стереотипам, преимущественно затрагивали бытовую тематику. Ролевое поведение отличалось импульсивностью, игра как самостоятельная деятельность не была сформирована, дети мало общались между собой в игре, часто между ними возникали конфликты, коллективная игра не складывалась.
Как известно, психологические проблемы ребенка, имеющего отклонения в развитии, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками. Поэтому в результате взаимодействия специалистов был разработан цикл психокоррекционных занятий в рамках инклюзивного (интегративного) подхода, направленных на преодоление нарушений личностного развития и социализацию детей с ЗПР.
Цикл состоял из 8 занятий по 30—35 минут каждое. Занятия проводились 2 раза в неделю в игровой форме в подгруппах по 6 детей. В каждую подгруппу вошли три ребенка с задержкой психического развития и три — без задержки; в остальном группы формировались в случайном порядке. В период исследования занятия были проведены в 5 таких подгруппах, и, таким образом, общее число детей с ЗПР, прошедших занятия, составило 15 человек.
Основными задачами данных психокоррекцион-ных занятий являлись:
-
отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
-
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
-
коррекция агрессивных проявлений, препятствующих общению;
-
организация эмоционального поведения детей, т. е. создание эмоционального настроя в группе;
-
обучение способам регуляции эмоциональных состояний и анализу внутреннего состояния (своего и других людей).
В отношении детей без задержки ставились задачи общего эмоционального и коммуникативного развития, и для них данные занятия стали своеобразным психологическим тренингом, в котором создавались условия для самораскрытия участников, а также для формирования толерантного отношения к сверстникам.
Независимо от содержания, все психокоррекцион-ные занятия имели единую структуру, которая определялась последовательностью этапов:
-
Ориентировочный этап. Задачи: сплочение группы; раскрепощение участников; установление доверительных отношений между детьми и психологом; снятие негативного настроения.
-
Коррекционный: развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии; разрядка агрессивных импульсов; коррекция страхов и негативных черт характера; развитие психических процессов.
-
Релаксационный: снятие мышечных зажимов; снижение психоэмоционального напряжения; развитие воображения, чувственного восприятия.
-
Заключительный: подведение итогов; закрепление полученных навыков.
Известно, что эффективность усвоения навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь. Поэтому наша работа осуществлялась при тесной взаимосвязи специалистов с воспитателями и родителями детей.
Уровень познавательной деятельности детей с задержкой психического развития в результате таких инклюзивных занятий особых изменений не претерпел. Однако некоторые улучшения показателей наблюдались: внимание стало более устойчивым, значительно улучшилось восприятие, повысилась работоспособность, увеличился объем памяти.
Что же касается основных задач данных психокор-рекционных занятий, то здесь можно наблюдать более заметную положительную динамику. Цель, ради которой был разработан цикл занятий, в целом достигнута. У детей с ЗПР были развиты навыки сотрудничества, значительно улучшился уровень коммуникативной деятельности, появилось внеситуативно-личностное общение. Кроме того, у них наблюдалось снижение психоэмоционального напряжения, тревожности и агрессивных проявлений.
Условием социализации ребенка является развитие созидательного потенциала личности, а ее практическими критериями — эмоциональное благополучие и социальная компетентность как готовность ре-ализовывать поведение в соответствии с присвоенными социальными нормами. Таким образом, успешность социализации определяется степенью усвоения и принятия ценностей, норм, правил существования данного общества и степенью активности личности, ее самореализации и успешности в деятельности и общении.
В ходе инклюзивных занятий взаимоотношения специалиста со здоровыми детьми выступили для детей с задержкой психического развития моделью социально нормируемых отношений со взрослым как представителем общества. Неотъемлемым содержанием этих отношений является регуляция поведения ребенка. Спустя несколько занятий дети с задержкой психического развития, испытывая потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, стали больше стремиться к внеситуативно-личностному общению, охотно воспринимать опосредованно транслируемые через поведение здоровых сверстников нормы поведения. Они начали проявлять больший интерес к сюжетно-ролевой игре, к действиям других детей в игре, воспринимали игру как совместную деятельность. Поведение у большинства детей стало более произвольным. В ходе наблюдения за поведением детей отмечался рост показателей саморегуляции, а также значимости внешнего контроля, то есть появилась ориентация на сверстников и их замечания.
Произошедшие изменения в эмоциональном развитии дошкольников с ЗПР подтверждают актуальность целенаправленной и систематической развивающей и коррекционной работы в рамках инклюзивного (интегративного) подхода, а также необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к каждому конкретному ребенку. Результаты нашего исследования показывают потенциал инклюзивного обучения для преодоления нарушений развития и социализации дошкольников с ЗПР и ставят задачу продолжения практических исследований в этом направлении.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5335
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 119
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2