Жестово-двигательные игры в работе с детьми, имеющими грубые нарушения коммуникативного поведения, в инклюзивных группах ДОУ

56

Общая информация

Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Панкратова М.В. Жестово-двигательные игры в работе с детьми, имеющими грубые нарушения коммуникативного поведения, в инклюзивных группах ДОУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В настоящее время в связи с интенсивным развити­ем системы инклюзивного образования в России зна­чительно увеличилось количество дошкольных уч­реждений, имеющих группы данной направленности. Развитие таких садов обеспечивает повышение до­ступности и качества образовательных услуг для детей с различными нарушениями в развитии как раннего, так и дошкольного возраста. Между тем, введение ин­клюзивной практики требует внедрения новых педа­гогических технологий, отвечающих образовательным потребностям детей различных категорий.

Полный текст

В настоящее время в связи с интенсивным развити­ем системы инклюзивного образования в России зна­чительно увеличилось количество дошкольных уч­реждений, имеющих группы данной направленности. Развитие таких садов обеспечивает повышение до­ступности и качества образовательных услуг для детей с различными нарушениями в развитии как раннего, так и дошкольного возраста. Между тем, введение ин­клюзивной практики требует внедрения новых педа­гогических технологий, отвечающих образовательным потребностям детей различных категорий.

Особую сложность составляет включение в группу ДОУ детей с аутизмом или нарушениями аутистичес-кого спектра. Данная категория детей имеет грубые нарушения коммуникативного поведения, что значи­тельно затрудняет процесс адаптации и интеграции их в коллектив сверстников.

Основными механизмами, формирующими сам син­дром аутизма, являются исходно низкий психический тонус и искажение сенсорных порогов, что обеспечивает следующие трудности в развитии аутичного ребенка [2]:

  • трудности взаимодействия с близкими взрослыми (отсутствие или задержка фиксации взгляда на лице близ­кого взрослого, задержка в появлении комплекса оживле­ния или его редуцированность, трудности принятия анти­ципирующей позы, трудности в различении эмоций, гру­бые нарушения формирования привязанности);
  • трудности взаимодействия с окружающими, кото­рые проявляются в недифференцированности обра­щений ребенка к другим;
  • трудности произвольной организации (отсутствие или непостоянство отклика на собственное имя; отсут­ствие или недоразвитие навыков совместного внима­ния; отсутствие или задержка в формировании подра­жания; зависимость ребенка от окружающего сенсор­ного поля).

Все вышеперечисленное создает особые сложности в организации педагогической работы с аутичным ре­бенком. Специалисты инклюзивных групп испытыва­ют значительные трудности в выборе педагогических техник и методов при организации занятий с такими детьми, часто не знают, с чего начать коррекционно-развивающую работу. При этом, безусловно, началь­ные этапы работы являются самыми тяжелыми и тре­буют от педагога максимального внимания и сосредо­точения на ребенке и его особенностях.

Наша практика работы с глубокоаутичными деть­ми раннего и дошкольного возраста показывает значи­тельную эффективность использования на начальных этапах работы именно жестово-двигательных игр. Эти игры родители используют с самых давних времен, с самых первых дней жизни ребенка, когда он еще не умеет говорить, ходить, общаться. Они способствуют установлению эмоционального контакта, развитию первых навыков взаимодействия и общения, форми­рованию «Я-позиции», выстраиванию границ «Я и другой». Именно такие игры позволяют ребенку пере­живать свое движение и тактильные ощущения, осо­знавать себя в границах собственного тела [1].

Жестово-двигательные игры представляют собой синтез ритма, движения, слова, голоса, мелодии. Именно это сочетание объясняет их особую эффек­тивность в работе с глубокоаутичными детьми. Такие игры позволяют включать ребенка в ситуацию заня­тия максимально безболезненно как для него, так и для педагога. Это обеспечивается разнообразными формами их проведения и разнообразной степенью участия в них самого ребенка. На первых этапах он мо­жет просто сидеть на руках у взрослого и наблюдать за действиями всех остальных участников, затем взрос­лый может проделывать определенные действия на ре­бенке (стучать по ножке, ритмично гладить по спин­ке). В дальнейшем педагог переходит к совмещенным действиям, а потом к совместно-разделенным и само­стоятельным. Такие игры могут проводиться в группе, в малой подгруппе и один на один с ребенком. Их со­держание изменяется от простого к сложному.

Что позволяют корректировать жестово-двига-тельные игры?

  1. Значение таких игр для поднятия психического тонуса неоднократно подчеркивалось многочисленны­ми исследователями раннего детского аутизма. Рит­мическая структура, заложенная в игре, позволяет максимально эффективно повысить низкий психичес­кий тонус ребенка с аутизмом. Мама или педагог мо­жет посадить ребенка на колени и, ритмично раскачи­вая его, похлопывая по спине, проводить игру-попевку, используя в игре сюрпризные моменты, приятные для ребенка. Примером может служить игра «Поеха­ли-поехали, в ямку бух», где на последних словах ребе­нок как бы проваливается вниз, а мама или педагог его ловят.
  2. Данный вид игр в сочетании с элементами хол­динга (удержания) позволяет работать над развитием непосредственного взаимодействия ребенка и взрос­лого: развитием зрительного контакта, внимания к действиям взрослого, позволяет преодолевать страх тактильного взаимодействия.
  3. Жестово-двигательные игры позволяют разви­вать представления о собственном физическом Я, что является крайне актуальным для ребенка с аутизмом. Они помогают ему переживать свои действия и движе­ния, осознавать их и придавать им социальное значе­ние. Такие игры способствуют осознанию ребенка в границах собственного тела, что помогает выстраива­нию ситуации «Я и другой». Овладение собственным телом является основополагающим навыком для даль­нейшего развития произвольности, самоконтроля, внимания и пространственной ориентировки.

Примером такого использования игр может быть упражнение «Потягушеньки-потянушеньки»: Потягу-у-ушеньки-порастушеньки Руки медленно тянем кистями вверх, а пяточки впе­ред-вниз. Вдоль растушеньки. Ладонями оглаживаем тело плотно и ласково от ма­кушки книзу до самых кончиков ног. А поперек толстушеньки. Потягиваемся руками широко в стороны И крепко обнимаем тело ребенка.

От пяточек Крепко сжимаем пяточки ребенка До макушеньки. Гладим по голове. На следующем этапе работы, когда у ребенка уже есть некоторые представления о схеме собственного тела, можно использовать более сложные игры, кото­рые требуют от него самого большего участия.

4. Жестово-двигательные игры позволяют работать педагогам над развитием навыков подражания. Подражание является базовым механизмом для развития всех детских видов деятельностей, тем не менее, как говорилось выше, данный навык не развит у детей с аутизмом совсем либо находится на крайне низком уровне. Изначально ребенок может просто наблюдать за действиями педагога и других детей, затем возможен переход к совместным и совместно-разделенным действиям. Такие игры облегчают развитие подражания благодаря их ритмичности, сочетанию движения и слова. Каждое действие, совершаемое участником игры, наделено смыслом, особым социальным значением. Если ребенок может подражать взрослому, его можно постепенно учить наблюдению и подражанию действиям сверстника.

5.  Игры позволяют ввести ребенка в коллектив сверстников. Степень его участия на первых этапах может быть минимальна. Основным условием включения ребенка в такие игры является возможность его спокойного пребывания среди остальных детей, поведение, которое не мешает остальным и самой ситуации занятия. Возможно, сначала такой ребенок будет просто наблюдать за остальными, затем захочет делать все вместе с тьютором, а затем участвовать самостоятельно. Опыт проведения игровых занятий показывает, что дети включаются легче в групповые игры, если эти игры имеют четкую, хорошо знакомую структуру проведения:

  • в группе один ведущий, который ориентирует всю группу и является центром ее внимания;
  • в группе есть определенные ритуалы, такие как обозначение начала и конца занятия;
  • занятие имеет определенную ритмичность, т. е. чередуются игры, которые требуют то большей кон­центрации внимания от ребенка, то меньшей, подвиж­ные игры и игры, направленные на расслабление и ус­покоение детей;
  • речь ведущего группу всегда опережает движе­ние;
  • речь ведущего эмоциональна, а движения кон­трастны.

Таким образом, жестово-двигательные игры позволяют не только эффективно работать с деть­ми, имеющими самые разнообразные нарушения, но и делать развитие их нормально развивающих­ся сверстников более гармоничным, полным и здо­ровым. Это значит, что они отвечают основному условию инклюзивного образования — комфорт­ному и безопасному состоянию всех его участни­ков.

Литература

  1. Абдулаева Е. А. Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста // Журн. Дошкольное воспитание. 2010. № 8.
  2. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с осо­бым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: Теревинф, 2007.

Информация об авторах

Панкратова Мария Владимировна, н.с. лаборатории «Психология аномального развития» ИПИО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2767
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 56
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1