Интегративный детский сад: пути помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья

56

Общая информация

Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Цырульникова Е.Л. Интегративный детский сад: пути помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Наш детский сад существует уже двадцать лет. Первые две группы интегрированного типа, которые стали основой сада, начали работать осенью 1991 года.

Для специалистов, работающих с проблемными де­тьми, было очевидно, что во многих случаях наиболее приемлемой для дальнейшего развития ребенка явля­ется среда здоровых детей, а семье, в которой растет «особый» ребенок, необходима помощь в его развитии, обучении, социализации. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть изолирован от общества, и его включение в социум должно прохо­дить в тех же возрастных рамках, в которых это проис­ходит у других детей.

Полный текст

Наш детский сад существует уже двадцать лет. Первые две группы интегрированного типа, которые стали основой сада, начали работать осенью 1991 года.

Для специалистов, работающих с проблемными де­тьми, было очевидно, что во многих случаях наиболее приемлемой для дальнейшего развития ребенка явля­ется среда здоровых детей, а семье, в которой растет «особый» ребенок, необходима помощь в его развитии, обучении, социализации. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть изолирован от общества, и его включение в социум должно прохо­дить в тех же возрастных рамках, в которых это проис­ходит у других детей.

Кроме того, необходима ранняя и эффективная си­стема его реабилитации — от ранней помощи до его включения в жизнь общества. Родители должны ви­деть и понимать, что у их ребенка будет как можно бо­лее полноценная жизнь, что он (да и они сами) не бу­дет изолирован от общества, что для него будут воз­можны обучение, посильная работа, разнообразные формы досуга. Включать ребенка в социум нужно именно в дошкольном возрасте, когда не так значимы различия между детьми. К тому же мы знаем, что для развития многих навыков ребенка (в том числе обще­ния и речи) есть свой, наиболее благоприятный сензи-тивный период, и упущенное время далеко не всегда удается «отыграть».

Дети в интегративной группе не ставят друг другу диагнозов, и активные, эмоциональные малыши «вы­тягивают» «особого» ребенка на контакт, на игру, на взаимодействие. Дети легко мирятся с тем, что их ро­весник чего-то не умеет делать. Ведь они сами так не­давно этому научились. «Наверно, он еще маленький», — говорят они и пытаются помочь, научить.

Нам часто задают вопрос, не вредно ли детям без выраженных особенностей развития общество детей с ограниченными возможностями. Для родителей, кото­рые приводят детей в «Наш Дом», ответ очевиден. На сегодня очередь здоровых детей, желающих посещать наш сад, значительно больше, чем мы может вместить.

Чем же он привлекает «обычных» родителей? Воз­можно, тем, что здесь учитываются особенности всех детей. Ведь и «норма» бывает разной: кто-то очень за­стенчив и ему трудно общаться, кто-то быстро истоща­ется, кто-то медлителен, а кто-то, наоборот, гиперакти-вен. Для любого ребенка (и для его родителей) важно, чтобы его особенности были понятны взрослому, что­бы его любили и принимали таким, какой он есть, не пытаясь подогнать к какому-то усредненному эталону, удобному для взрослых. И интегративная группа дает такую возможность. Здесь учитывают особенности каждого ребенка, стараются понять, какая помощь нужна именно в данном конкретном случае.

Важным нам представляется и то, что обычные де­ти учатся толерантности, принятию факта, что все лю­ди разные. В «принимающей» атмосфере интегратив-ной группы дети учатся лучше осознавать собствен­ные возможности. Это прибавляет им креативности, уверенности в себе. Мы знаем, что этот опыт приго­дится им в школьной, а затем и взрослой жизни.

Работу с детьми и родителями мы начинаем с груп­пы раннего развития. Дети приходят туда вместе с ма­мами два раза в неделю. Занятия в группе включают игры в кругу, музыку, ритмику или театр, ручную дея­тельность и направлены на развитие подражания, включение телесного и эмоционального взаимодейст­вия малышей и родителей. Дети, которым это необхо­димо, получают индивидуальные занятия. После заня­тий все участники группы — дети, родители и педаго­ги — вместе пьют чай.

Семьи нормально развивающихся детей и семьи детей с особыми потребностями должны научиться быть вместе, принимать друг друга, относиться терпи­мо и с уважением к своим и чужим детям. Это обяза­тельное условие нашей работы, иначе невозможно со­здать полноценную интегративную среду.

Систему взаимоотношений в саду мы считаем очень важным компонентом интеграции. «Наш дом» — это не просто название, мы стараемся, чтобы отноше­ния внутри сада между детьми и педагогами, в группах детей были похожи на отношения в семье, строились на доверии, заинтересованности, взаимопомощи. Рабо­та с ребенком должна быть не просто работой различ­ных специалистов, а единым системным воздействием. Здесь важен принцип командной работы, включающий четкое распределение обязанностей между специалис­тами и особую систему межпрофессиональных отно­шений не только педагогов, но и врачей.

Основной комплекс задач, связанных с развитием ребенка, решается на ежедневных занятиях: индиви­дуальных, подгрупповых и групповых. На занятиях мы учитываем индивидуальные особенности ребенка, стараемся создавать атмосферу успешности, поддер­живаем взаимопомощь, интерес детей к предложен­ным заданиям. Вопрос включения детей с высоким об­разовательным потенциалом и тех, чьи возможности ограничены, в единое образовательное пространство решается включением в занятие педагога сопровожде­ния и разработкой заданий различного уровня слож­ности.

Многие дети получают индивидуальные занятия, в том числе с нейропсихологом, игровым психологом, педагогами дополнительного образования. Наши ма­лыши работают в керамической и столярной мастер­ских, шьют.

Для детей, посещающих сад, и их родителей рабо­тают детско-родительские группы. Здесь родители могут обсудить с психологом волнующие их вопросы взаимоотношений с ребенком, ближе познакомиться с другими детьми, посещающими группу, и их семь­ями.

Праздники — важная часть нашей работы. У нас праздник — не показательное выступление, это игра — спектакль, сказка, в которых участвует ребенок вместе с педагогами, а иногда и с родителями. Готовимся мы к ним все вместе и потом чай пьем все вместе за одним столом — дети, их братья и сестры, педагоги и родители.

Детям комфортно в нашем саду, они охотно прихо­дят к нам. Но наш комфорт — это подготовка к реаль­ной жизни, а не особые тепличные условия. В этой жизни, хочется надеяться, наши дети смогут легче на­ходить общий язык с самыми разными людьми, пони­мать и принимать их. И в этом мы видим одну из ос­новных задач нашего сада.

Информация об авторах

Цырульникова Елена Леонидовна, учитель-дефектолог, руководитель отделения, ГБОУ «Школа No 1206 "Наш дом"», Москва, Россия, e-mail: le-lur@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2088
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 56
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0