Интегративный детский сад: пути помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Цырульникова Е.Л. Интегративный детский сад: пути помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Наш детский сад существует уже двадцать лет. Первые две группы интегрированного типа, которые стали основой сада, начали работать осенью 1991 года.
Для специалистов, работающих с проблемными детьми, было очевидно, что во многих случаях наиболее приемлемой для дальнейшего развития ребенка является среда здоровых детей, а семье, в которой растет «особый» ребенок, необходима помощь в его развитии, обучении, социализации. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть изолирован от общества, и его включение в социум должно проходить в тех же возрастных рамках, в которых это происходит у других детей.
Полный текст
Наш детский сад существует уже двадцать лет. Первые две группы интегрированного типа, которые стали основой сада, начали работать осенью 1991 года.
Для специалистов, работающих с проблемными детьми, было очевидно, что во многих случаях наиболее приемлемой для дальнейшего развития ребенка является среда здоровых детей, а семье, в которой растет «особый» ребенок, необходима помощь в его развитии, обучении, социализации. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть изолирован от общества, и его включение в социум должно проходить в тех же возрастных рамках, в которых это происходит у других детей.
Кроме того, необходима ранняя и эффективная система его реабилитации — от ранней помощи до его включения в жизнь общества. Родители должны видеть и понимать, что у их ребенка будет как можно более полноценная жизнь, что он (да и они сами) не будет изолирован от общества, что для него будут возможны обучение, посильная работа, разнообразные формы досуга. Включать ребенка в социум нужно именно в дошкольном возрасте, когда не так значимы различия между детьми. К тому же мы знаем, что для развития многих навыков ребенка (в том числе общения и речи) есть свой, наиболее благоприятный сензи-тивный период, и упущенное время далеко не всегда удается «отыграть».
Дети в интегративной группе не ставят друг другу диагнозов, и активные, эмоциональные малыши «вытягивают» «особого» ребенка на контакт, на игру, на взаимодействие. Дети легко мирятся с тем, что их ровесник чего-то не умеет делать. Ведь они сами так недавно этому научились. «Наверно, он еще маленький», — говорят они и пытаются помочь, научить.
Нам часто задают вопрос, не вредно ли детям без выраженных особенностей развития общество детей с ограниченными возможностями. Для родителей, которые приводят детей в «Наш Дом», ответ очевиден. На сегодня очередь здоровых детей, желающих посещать наш сад, значительно больше, чем мы может вместить.
Чем же он привлекает «обычных» родителей? Возможно, тем, что здесь учитываются особенности всех детей. Ведь и «норма» бывает разной: кто-то очень застенчив и ему трудно общаться, кто-то быстро истощается, кто-то медлителен, а кто-то, наоборот, гиперакти-вен. Для любого ребенка (и для его родителей) важно, чтобы его особенности были понятны взрослому, чтобы его любили и принимали таким, какой он есть, не пытаясь подогнать к какому-то усредненному эталону, удобному для взрослых. И интегративная группа дает такую возможность. Здесь учитывают особенности каждого ребенка, стараются понять, какая помощь нужна именно в данном конкретном случае.
Важным нам представляется и то, что обычные дети учатся толерантности, принятию факта, что все люди разные. В «принимающей» атмосфере интегратив-ной группы дети учатся лучше осознавать собственные возможности. Это прибавляет им креативности, уверенности в себе. Мы знаем, что этот опыт пригодится им в школьной, а затем и взрослой жизни.
Работу с детьми и родителями мы начинаем с группы раннего развития. Дети приходят туда вместе с мамами два раза в неделю. Занятия в группе включают игры в кругу, музыку, ритмику или театр, ручную деятельность и направлены на развитие подражания, включение телесного и эмоционального взаимодействия малышей и родителей. Дети, которым это необходимо, получают индивидуальные занятия. После занятий все участники группы — дети, родители и педагоги — вместе пьют чай.
Семьи нормально развивающихся детей и семьи детей с особыми потребностями должны научиться быть вместе, принимать друг друга, относиться терпимо и с уважением к своим и чужим детям. Это обязательное условие нашей работы, иначе невозможно создать полноценную интегративную среду.
Систему взаимоотношений в саду мы считаем очень важным компонентом интеграции. «Наш дом» — это не просто название, мы стараемся, чтобы отношения внутри сада между детьми и педагогами, в группах детей были похожи на отношения в семье, строились на доверии, заинтересованности, взаимопомощи. Работа с ребенком должна быть не просто работой различных специалистов, а единым системным воздействием. Здесь важен принцип командной работы, включающий четкое распределение обязанностей между специалистами и особую систему межпрофессиональных отношений не только педагогов, но и врачей.
Основной комплекс задач, связанных с развитием ребенка, решается на ежедневных занятиях: индивидуальных, подгрупповых и групповых. На занятиях мы учитываем индивидуальные особенности ребенка, стараемся создавать атмосферу успешности, поддерживаем взаимопомощь, интерес детей к предложенным заданиям. Вопрос включения детей с высоким образовательным потенциалом и тех, чьи возможности ограничены, в единое образовательное пространство решается включением в занятие педагога сопровождения и разработкой заданий различного уровня сложности.
Многие дети получают индивидуальные занятия, в том числе с нейропсихологом, игровым психологом, педагогами дополнительного образования. Наши малыши работают в керамической и столярной мастерских, шьют.
Для детей, посещающих сад, и их родителей работают детско-родительские группы. Здесь родители могут обсудить с психологом волнующие их вопросы взаимоотношений с ребенком, ближе познакомиться с другими детьми, посещающими группу, и их семьями.
Праздники — важная часть нашей работы. У нас праздник — не показательное выступление, это игра — спектакль, сказка, в которых участвует ребенок вместе с педагогами, а иногда и с родителями. Готовимся мы к ним все вместе и потом чай пьем все вместе за одним столом — дети, их братья и сестры, педагоги и родители.
Детям комфортно в нашем саду, они охотно приходят к нам. Но наш комфорт — это подготовка к реальной жизни, а не особые тепличные условия. В этой жизни, хочется надеяться, наши дети смогут легче находить общий язык с самыми разными людьми, понимать и принимать их. И в этом мы видим одну из основных задач нашего сада.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2113
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 64
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0