Проблемы внедрения инклюзивного образования в Ярославской области

151

Общая информация

Ключевые слова: организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бучина О.В. Проблемы внедрения инклюзивного образования в Ярославской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В настоящее время в стране функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с огра­ниченными возможностями здоровья должны обеспе­чиваться медико-социальным сопровождением и спе­циальными условиями для обучения в общеобразова­тельной школе по месту жительства».

Полный текст

В настоящее время в стране функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с огра­ниченными возможностями здоровья должны обеспе­чиваться медико-социальным сопровождением и спе­циальными условиями для обучения в общеобразова­тельной школе по месту жительства».

Интегрированное обучение детей с ОВЗ может быть организовано двумя путями:

  • посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном уч­реждении;
  • путем совместного обучения детей с ОВЗ и де­тей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения.

Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:

  • наличие в школьной среде стереотипов и пред­рассудков по отношению к инвалидности;
  • недостаток информации у школьников об инва­лидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательны­ми потребностями;
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образова­тельного учреждения по месту жительства;
  • неготовность широкой общественности призна­вать право ребенка с особыми образовательными по­требностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
  • полное отсутствие или формальный характер ин­дивидуальной программы реабилитации ребенка, на­правленной на получение полноценного образования.

Анализируя мнение работников образования, можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы.

  1. Регламентация инклюзивного обучения норма­тивно-правовыми документами. Сегодня на федераль­ном уровне не принят закон «Об образовании лиц с ог­раниченными возможностями здоровья», нет положе­ния об инклюзивном обучении, где мог быть опреде­лен статус ребенка с ОВЗ, права и обязанности образо­вательного учреждения (ОУ) и родителей (законных представителей).
  2. Финансовое обеспечение процесса инклюзии. Пока финансирование школ, реализующих инклюзивное обучение, осуществляется так же, как и массового обучения. Однако затраты школы, взявшей на себя миссию по обучению детей с ОВЗ, гораздо выше данного норматива. Поэтому необходимо финансировать инклюзивное обучение детей по той же схеме, что и специализированной коррекционной школы. Также необходимо в каждом ОУ, реализующем инклюзивное обучение, пересмотреть критерии эффективности деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, продумать систему их стимулирования, внести дополнения в положения об оплате труда.
  3. Современные практикоориентированные программы и технологии по обучению детей с ОВЗ. В общеобразовательной школе их недостаточно. Интегрированные уроки требуют серьезного методического осмысления и обобщения имеющегося опыта.
  4. Новые подходы к проведению методической рабо­ты с учителями. Для изменения стереотипов и про­фессиональной позиции учителей, работающих в ин­клюзивном пространстве, необходимы тренинги, меж­дисциплинарные консилиумы, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Проведение открытых мероприятий педагогами инклюзивных ОУ, конференций позволило бы продемонстрировать про­фессиональный рост, наметить дальнейшие цели соб­ственной и командной деятельности.
  5. Психолого-медико-педагогическое сопровождение. Без его организации образовательный процесс детей с ОВЗ не может быть осуществлен в полной мере. Важ­ным условием для этого является наличие высококва­лифицированных специалистов сопровождения — специальных психологов и педагогов, учителей-лого­педов, дефектологов. Но зачастую таких специалистов нет в ОУ. Одним из решений проблемы является вне­сение изменений в статус специальных (коррекцион-ных) учреждений за счет дополнения его функциями оказания коррекционной помощи таким детям, их ро­дителям и учителям. Эти школы могли бы стать ре­сурсными центрами по инклюзивному образованию, владеющими различными технологиями обучения де­тей с ОВЗ.
  6. Материально-техническое обеспечение и безба­рьерная среда. Для создания в массовых общеобразо­вательных учреждениях надлежащих условий для вос­питания и обучения детей с ОВЗ предстоит внесение существенных изменений. В школах должны быть по­мещения для логопедических и коррекционных заня­тий с дефектологами и психологами, кабинет лечеб­ной физкультуры, медицинский кабинет. Кроме того, определенную трудность вызывает создание в ОУ ус­ловий для трудовой подготовки и СБО. Необходимо максимально использовать возможности окружающе­го социума (возможно заключение договоров с други­ми ОУ, предприятиями).
  7. Принятие человека с ограниченными возможнос­тями. Родители нормально развивающихся детей не хотят, чтобы их дети обучались в интегрированных классах совместно с детьми с тяжелыми дефектами. Поэтому для решения этой проблемы и реализации интегрированного обучения требуется принять ценно­сти инклюзивного обучения и в каждом ОУ, районе выстраивать системную работу с общественностью по подготовке к принятию таких детей.

Таким образом, для образовательного учреждения проблемы развития инклюзивного обучения очень ак­туальны, особенно для сельских территорий. И спра­виться с этими проблемами в одиночку школам доста­точно тяжело. Поэтому необходимо принять на регио­нальном уровне комплексную программу по развитию инклюзивного обучения.

Информация об авторах

Бучина О.В., муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 им. В. В. Терешковой, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4179
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 151
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1