Технологическая модель реализации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы

82

Общая информация

Ключевые слова: организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Наумов А.А. Технологическая модель реализации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивиду­альных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономичес­кого статуса родителей, психических и физических возможностей. Поэтому нами рассматривается инклю­зивный класс в общеобразовательной школе как фор­ма организации образовательного процесса, при кото­рой дети с отклонениями в развитии обучаются по со­ответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Дан­ная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к интегриро­ванному классу и индивидуальному обучению.

Полный текст

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивиду­альных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономичес­кого статуса родителей, психических и физических возможностей. Поэтому нами рассматривается инклю­зивный класс в общеобразовательной школе как фор­ма организации образовательного процесса, при кото­рой дети с отклонениями в развитии обучаются по со­ответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Дан­ная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к интегриро­ванному классу и индивидуальному обучению.

Предлагаемая нами модель предполагает организа­цию системы обучения и комплексного сопровожде­ния в образовательном процессе детей с ограниченны­ми возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с нор­мально развивающимися сверстниками в условиях об­щеобразовательной школы. Исходя из вышесказанно­го, целью такого образовательного учреждения будет создание системы инклюзивного образования; систе­мы программно-методического, нормативного и ин­формационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации; развитие различных форм альтернативного обучения, ком­плексного сопровождения всех учащихся.

Зачисление в класс инклюзивного обучения произ­водится только с согласия родителей (законных пред­ставителей) на основании их заявления, а для детей с ОВЗ необходима рекомендация ГПМПК.

Для работы инклюзивных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и коррекционно-раз-вивающей работы. Предельная наполняемость класса 25 человек. Число детей с отклонениями в развитии в инклюзивном классе не должно превышать 4 человек. При комплектовании инклюзивных классов необхо­димо, по возможности, объединять в одном классе де­тей с отклонениями в развитии, имеющих рекоменда­ции ПМПК на обучение по одной и той же общеобра­зовательной программе.

На основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, с обяза­тельным учетом мнения родителей (законных предста­вителей), разрабатывается и утверждается ПМПк об­щеобразовательного учреждения индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательны­ми потребностями (ООП). Он может разрабатываться на учебный год, на полгода либо на каждую четверть. ПМПк вправе в любое время вносить в индивидуаль­ный учебный план изменения по ходатайству педаго­гов, родителей (законных представителей), членов ГПМПк. Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развива-ющих занятий для детей с ООП и введении дополни­тельных образовательных услуг для детей со стандарт­ными образовательными потребностями.

Для учащихся с ОВЗ в учебном плане необходимо предусмотреть:

  • 3 часа занятий с дефектологом + 1 час в неделю обязательных консультаций для педагогов и родителей;
  • 2 часа занятий с логопедом + 1 час в неделю обя­зательных консультаций для педагогов и родителей;
  • 1 час ЛФК;
  • 1 час коррекционной ритмики.

В содержание образования необходимо ввести ин­дивидуальные листы обучения. Суть метода в том, что учащиеся до изучения темы получают так называе­мые индивидуальные листы обучения (ИЛО), в кото­рых напечатаны вопросы по теме (параграфу учебни­ка) и оставлены места для ответов. Учащиеся дома са­мостоятельно изучают материал параграфа, заполня­ют ИЛО, становясь активно обучающимися. На уроке задания обсуждаются, ликвидируются пробелы в зна­ниях.

Педагог, работающий в инклюзивном классе, дол­жен обладать специальной профессиональной подго­товкой, личностной готовностью к работе в инклюзив­ном классе. В его функционал входят контроль за реа­лизацией индивидуальных образовательных маршру­тов, разработка и ведение обучения по индивидуаль­ным листам обучения (ИЛО), применение ассистив-ных технологий в обучении, оценивание достижений учащихся на основе полученных знаний и сформиро-ванности общеучебных навыков, мониторинг резуль­татов обучения.

Для сопровождения ребенка-инвалида в штат вво­дится ставка тьютора. Обязательно обеспечивается комплексное сопровождение учащихся инклюзивного класса (клиническое, логопедическое, педагогическое, психологическое); тесное взаимодействие в рамках ре­ализации индивидуальных образовательных маршру­тов; педагогически обоснованное совмещение образо­вательных программ и участие во внеклассных меро­приятиях инклюзивного класса. Здесь необходимо подчеркивать индивидуальность и самостоятельность каждого ребенка, «вписывая» его в образовательный процесс.

Исходя из рекомендаций по организации образова­тельного процесса в классе инклюзивного обучения нами предлагается следующая концепция психологи­ческого сопровождения учащихся.

В основе данной концепции лежит субъектный подход, определяемый рядом исследователей как новая схема анализа, обращенного к «изучению ре­альной личности и созданию таких моделей, в кото­рых воплощались бы особенности данного общества в данный период времени» (С .Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыферова и др.). Поскольку в классе ин­клюзивного обучения одной из основных форм яв­ляется самостоятельная работа, необходимо доби­ваться, чтобы учебная деятельность стала личност-но-значимой для ребенка. Поэтому требуется разви­тие субъектности у учащихся инклюзивного класса в учебной деятельности.

В определении механизмов субъектности О. А. Ко-нопкиным выделяются:

  • принятая субъектом цель деятельности. То есть учащийся должен осознать и принять цель как свою личную. Отсюда необходимо будет в качестве форми­рования общеучебных навыков работать над развити­ем таких компонентов, как целепринятие и целеудер-жание;
  • субъективная модель значимых условий. Здесь необходимо формирование у ребенка ориентировоч­ной основы деятельности. при выполнении учебных заданий;
  • программа исполнительских действий. Данный этап развития субъектности предполагает развитие у ребенка функций планирования. Этого можно до­стигать комментированием действий, устным плани­рованием или раскладыванием по порядку пикто­грамм, символизирующих этапы выполнения дейст­вий;
  • система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности). Данный этап очень ва­жен. В ходе деятельности у ребенка необходимо уточ­нять, к какой цели он идет, как эта цель воплотится и какой будет шаг дальше. Все это способствует целеудержанию;
  • контроль и оценка реальных результатов. На ос­нове принятой цели ребенок проводит сравнение пла­нируемого и достигнутого в ходе деятельности, благо­даря чему и происходит оценка собственной деятель­ности;
  • решения о коррекции системы саморегулирова­ния. Специфика реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно ис­полнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное ребенком по ходу деятельности в любое другое звено регуля-торного процесса, например, коррекция модели зна­чимых условий, уточнение критериев успешности
  • и др.

Также следует особо сказать о роли администра­ции школы, которая является организатором всей ра­боты, в частности, необходимо найти нормативно-пра­вовое обоснование происходящих в образовательном учреждении процессов и наладить сотрудничество с научными учреждениями для сопровождения экспе­риментальной работы в школе и сотрудничество с раз­личными учреждениями микрорайона.

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе:

  • компонент академической компетенции — ребе­нок сможет выбирать из накопленного необходимые ему ЗУНы для личного и социального развития;
  • компонент жизненной компетенции — развитие (динамика) отношений в социуме с социальным окру­жением, расширение социальных контактов.

Таким образом, нами выявлены следующие пре­имущества инклюзивной школы:

  • получение статуса экспериментальной площадки;
  • возможность проводить курсы повышения ква­лификации;
  • сотрудничество с различными научными и обще­ственными организациями;
  • формирование у учащихся субъектной позиции в образовательном процессе, что, в свою очередь, будет основой для дальнейшего успешного обучения в стар­ших классах и вузах;
  • дополнительное финансирование школы и со-финансирование отдельных мероприятий школы;
  • интерес массовой школы к процессам, проводи­мым в коррекционной школе.

Информация об авторах

Наумов Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный педагогический университет, Пермь, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 12520
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 82
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0