Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы

239

Общая информация

Ключевые слова: организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Гончаренко М.С. Индивидуализация подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной программы // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Она обеспечивает равное отношение ко всем де­тям и создает особые условия для детей, имеющих осо­бые образовательные потребности.

Опыт сопровождения специалистами центра пси­холого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка» образовательного процесса детей с ограничен­ными возможностями здоровья (ОВЗ), включенных в массовую школу, показывает, что в настоящее время большинство из них испытывают трудности при обу­чении по общеобразовательной программе. Педагоги общеобразовательных школ подчеркивают, что дети терпят неудачу потому, что методы преподавания не учитывают индивидуальные потребности ребенка и не дают возможности успешного усвоения материала.

Полный текст

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Она обеспечивает равное отношение ко всем де­тям и создает особые условия для детей, имеющих осо­бые образовательные потребности.

Опыт сопровождения специалистами центра пси­холого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка» образовательного процесса детей с ограничен­ными возможностями здоровья (ОВЗ), включенных в массовую школу, показывает, что в настоящее время большинство из них испытывают трудности при обу­чении по общеобразовательной программе. Педагоги общеобразовательных школ подчеркивают, что дети терпят неудачу потому, что методы преподавания не учитывают индивидуальные потребности ребенка и не дают возможности успешного усвоения материала.

Для успешного освоения общеобразовательной про­граммы учащимся с ОВЗ необходимо предоставление особых условий. В первую очередь, речь идет об индиви­дуализации подходов к обучению, в частности, о подбо­ре условий организации обучения, об индивидуализа­ции формы выполнения заданий, о выборе оптималь­ных способов и сроков представления результатов, о ка­чественном подходе при оценивании результатов.

Отметим, что любое изменение подходов к обуче­нию не должно отрицательно влиять на его уровень. Любая индивидуализация подходов происходит в рамках общеобразовательной программы и не влияет на качество и количество получаемых знаний. Необхо­димые изменения могут быть включены в индивиду­альный образовательный план учащегося.

Остановимся подробнее на возможных изменени­ях подходов к обучению.

Подбор условий организации обучения

При выборе места в классе традиционно принято обра­щать внимание на состояние слуха и зрения ученика, а также на его двигательные особенности. Однако важно учитывать и особенности развития внимания и восприя­тия. Так, например, часть детей вследствие особенности сформировавшихся пространственных преставлений пло­хо воспринимают информацию, располагаясь сбоку от до­ски. Ученику с левосторонним латеральным предпочте­нием, наоборот, комфортнее сидеть слева от доски.

В ситуациях, требующих наибольшей концентра­ции внимания, например, при самостоятельном вы­полнении заданий на карточке, необходимо дополни­тельное поддержание тишины. С этой целью рекомен­довано использование наушников.

Детей, страдающих трудностями переключения внимания и расстройствами аутистического спектра, необходимо заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания. При этом ребенку тре­буется разъяснить, в какое время он сможет закончить начатое. В качестве альтернативы можно разрешить закончить задание дома или после уроков.

Предоставление дополнительного времени напря­мую зависит от цели выполнения задания. Если для получения полноценного результата требуется закон­чить задание, необходимо предоставить ребенку дан­ную возможность, переориентировав других учеников класса на новый вид деятельности.

При использовании стандартных учебных пособий необходимо маркирование заданий для самостоятель­ной работы.

Предоставление возможности уединиться в «безо­пасном месте» позволяет детям не находиться в клас­се на протяжении всего дня или сидеть за партой на протяжении всего урока. Это предоставляет возмож­ность переключиться на другой вид деятельности, от­дохнуть, посидеть в тишине.

На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных для де­тей с различными трудностями обучения. При двига­тельных нарушениях рекомендуется использовать спе­циальные насадки на ручку, трафареты и ограничители. Для детей с ослабленным зрением или трудностями обучения письму возможно использование дополни­тельной разлиновки тетрадей: более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополни­тельных наклонных линий, а также использование тет­радей большого формата. Для учеников с трудностями усвоения математики возможно разрешить использова­ние визуального ряда чисел, прикрепленного на парту, а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметичес­ких действий. Рекомендовано научить ребенка самосто­ятельному использованию визуальных пособий (схем, графиков, таблиц справочной информации).

В ряде случаев для обеспечения успешности обуче­ния рекомендовано использование специализирован­ных учебников. Большинство тем в таких учебниках совпадает с общеобразовательной программой, что да­ет возможность выполнять задания одновременно со всеми детьми класса.

Для оценки понимания задания требуется получение обратной связи от ученика. При преподнесении нового материала или сложного задания необходимо удостове­риться, что каждый ребенок правильно понял задание и готов к самостоятельному его выполнению. Для этого рекомендуется использовать уточняющие вопросы: «Что ты сделаешь, после того как прочитаешь?» и т. п.

Детям, имеющим трудности в быстром письмен­ном фиксировании устного материала, соответство­вать поможет использование диктофона для записи лекционного материала.

Индивидуализация формы выполнения заданий

Среди детей с нарушением слуха и детей с расст­ройствами аутистического спектра встречаются те, чье понимание прочитанного текста на порядок выше, чем понимание устной информации. Поэтому необходимо использовать письменную инструкцию, дублируя ее на доске или на индивидуальной карточке.

Детям с трудностями понимания речи и удержания инструкции необходимо поэтапное ее разъяснение: рас­членение задания на этапы, прописывание алгоритма дея­тельности, повторение инструкции в упрощенном виде.

Для детей с трудностями понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции.

Для повышения продуктивности деятельности не­которых детей необходимо дополнительное акценти­рование внимания на цели задания. Ребенку важно чет­ко осознавать, что он должен узнать из прочитанного текста, на что обратить внимание. При этом целесооб­разно постепенно научить самостоятельно выделять маркером важные факты в параграфе.

Для обеспечения успешности детей, чьи особенно­сти зрительного восприятия или внимания не позво­ляют выполнять задания на списывание или восприя­тие информации с доски, рекомендуется использовать печатные копии заданий, написанных на доске.

При работе с детьми со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями, требующими минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.

Адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений поможет детям с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успеш­но работать на уроке. Рекомендуется также дополни­тельный разбор сложных слов и морфологических обо­ротов. В то же время в классе могут находиться рано-обученные чтению дети с нарушением слуха или расст­ройствами аутистического спектра, которым, наоборот, необходим подбор текстов более высокого уровня.

Предоставление краткого содержания параграфа поможет детям с трудностями концентрации внима­ния и низкой скоростью чтения успешно усвоить учеб­ный материал. Всю дополнительную информацию возможно преподносить в виде подготовки докладов, проектов и презентаций.

Очень часто для обеспечения успешности ученика необходимо заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.

Выбор оптимальных способов и сроков пред­ставления результатов

Предоставление возможности альтернативного от­вета способствует успешности детей с ОВЗ. Детям с мо­торными трудностями и особенностями письменной ре­чи целесообразно предоставить возможность устного сообщения. В тех же случаях когда ребенку трудно отве­чать перед всем классом или при своеобразии произно­шения рекомендованы письменные ответы.

Очень часто при выполнении тестовых заданий на­ибольшую сложность представляет не сам тест, а за­полнение оценочных бланков. Нам кажется возможным оказание помощи на этом этапе.

В ряде случаев предоставление неограниченного вре­мени для выполнения работы повышает ее качество. На наш взгляд, необходимо сделать акцент на достижении результата, а не на тренировке быстроты выполнения.

Встречаются ситуации, при которых для достижения оптимального результата необходимо предоставить воз­можность выполнения работы дома или индивидуально в специально отведенное время. Также рекомендовано предоставить ребенку возможность переделать работу.

Качественный подход при оценивании результатов

В первую очередь хочется сказать, что похвала как положительная оценка учителя может являться более мотивирующей, чем полученная отметка в дневник.

Для повышения самооценки и создания ситуации успеха рекомендуется использовать индивидуальную шкалу оценок, ориентированную не только на непо­средственный результат, но и на уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный «рост» ребенка.

С целью выведения более объективной итоговой отметки необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того чтобы единичная отметка за итого­вый тест не стала решающей.

На наш взгляд, возможно использование меньшего количества заданий для получения оценки.

При оценивании прочитанного материала реко­мендуется обращать особое внимание на понимание прочитанного, не делая акцент на выразительности и скорости чтения.

В ситуациях когда целью выполнения работы не является проверка грамотности, рекомендуется оцени­вать правописание отдельно от содержания работы или исключить ее оценивание вообще.

Индивидуализируя подходы к обучению, необхо­димо помнить, что любые изменения следует вводить так, чтобы они отражали индивидуальные нужды уче­ника с особыми потребностями, а не являлись универ­сальными для всех «включенных» учеников.

Опыт взаимодействия специалистов центра психо­лого-медико-социального сопровождения «Зеленая ветка» с учителями общеобразовательных школ пока­зал, что работа над индивидуализацией подходов к обучению требует от педагога наблюдательности, тер­пения и внимания к ребенку с особыми образователь­ными потребностями. Однако единожды собранная «копилка» способов и методов индивидуализации обучения позволит с успешностью обучать любого ре­бенка в условиях общеобразовательной школы.

Информация об авторах

Гончаренко Мария Сергеевна, педагог-дефектолог, Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 9615
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 239
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0