Формирование здоровьесберегающего поведения у школьников с нормальным и сниженным интеллектом в условиях инклюзивного образования

89

Общая информация

Ключевые слова: организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Летуновская С.В. Формирование здоровьесберегающего поведения у школьников с нормальным и сниженным интеллектом в условиях инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Ухудшение в последние десятилетия здоровья на­селения нашей страны, отмечаемое в разнообразных исследованиях и государственных документах, делает задачу формирования у школьников специальных воз­можностей в плане его сохранения и укрепления в об­разовательных учреждениях еще более значимой. В первую очередь, речь идет о развитии здоровьесбе-регающего поведения, поскольку, как показывают дан­ные, собранные по всему миру, основные причины ухудшения здоровья и смерти в большей степени обусловлены неправильным, непродуманным поведе­нием по отношению к нему.

Полный текст

Ухудшение в последние десятилетия здоровья на­селения нашей страны, отмечаемое в разнообразных исследованиях и государственных документах, делает задачу формирования у школьников специальных воз­можностей в плане его сохранения и укрепления в об­разовательных учреждениях еще более значимой. В первую очередь, речь идет о развитии здоровьесбе-регающего поведения, поскольку, как показывают дан­ные, собранные по всему миру, основные причины ухудшения здоровья и смерти в большей степени обусловлены неправильным, непродуманным поведе­нием по отношению к нему.

Учителю, решающему данную задачу в классе, где обучаются дети как с нормальным, так и сниженным интеллектом, важно знать, по каким основным направ­лениям работать со всем классом и на какие из них об­ращать более пристальное внимание, обучая ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

В своем понимании здоровьесберегающего поведе­ния мы исходим из современных моделей социального поведения и здоровья человека. Так, отечественные ис­следователи под социальным поведением понимают «особую форму существования активности человека в обществе, социальных группах, направленную на под­держание и развитие этого общества, групп и самой личности» [1, с. 82]. Его структура включает в себя по­веденческий акт, действие, поступок, деяние. Согласно современной модели здоровья, оно представляет собой категорию, в значительной степени связанную с благо­получием, с состоянием гармонии. При этом выделяют его следующие аспекты: соматическое и физическое, психическое и нравственное. Достижение благополу­чия, гармонии именно в этих сферах дает возможность индивиду ощущать себя здоровым [2; 5; 6]. Таким обра­зом, здоровьесберегающее поведение представляет со­бой акты, действия, поступки и деяния, позволяющие человеку жить в гармонии с собой, природой и други­ми людьми, не нарушая общечеловеческих норм и пра­вил поведения, полноценно функционировать его ор­ганам и системам, развиваться самому и способство­вать развитию общества, в котором он живет.

Анализ исследований по социологии, философии, медицине, педагогике, психологии и экономике дает возможность также увидеть механизм и основные ус­ловия функционирования рассматриваемого поведе­ния. Поскольку основным источником поведения яв­ляются различные потребности, можно говорить о том, что для развертывания здоровьесберегающих ак­тов, действий, поступков и деяний необходимо нали­чие желания в его восстановлении (при возникнове­нии проблем) или укреплении (когда речь идет о про­филактическом варианте). Необходимыми условиями возникновения такой потребности являются осозна­ние значимости здоровья, а также адекватность само­оценки его состояния.

Следующим важным этапом для развертывания здоровьесберегающего поведения становится, исходя из концепции функциональной системы П. К. Анохи­на [3], анализ ситуации, в результате которого осуще­ствляется выбор наиболее эффективного варианта по­ведения и планирование его реализации, что требует наличия у человека определенных валеоустановок (о способах решения данных ситуаций, субъектах по­мощи, возможных способах получения недостающей информации и др.). И, наконец, при выполнении ак­тов, действий и т. д., направленных на восстановление либо профилактику отклонений в здоровье, большое значение приобретает присутствие у индивида необхо­димых знаний и умений для их реализации, способ­ность контролировать получаемый результат при не­обходимости корректировать свое поведение.

Эффективность протекания практически всех эта­пов требует волевой регуляции, адекватных эмоцио­нальных переживаний. Кроме того, важным условием полноценного функционирования механизма здоровь-есберегающего поведения становится сформирован-ность у человека ряда персональных ресурсов. Так, на­пример, стремлению решить возникшую проблему в здоровье будет способствовать инструментализм (против фатализма) и самостоятельность (против на­ученной беспомощности). В ходе последующих этапов особое значение приобретает развитость определен­ных общих жизненных навыков («life skills»): межлич­ностного общения, ведения переговоров/отказа, эмпа-тии, принятия решений, управления стрессом и др. [4].

Основываясь на вышеизложенных данных, можно говорить о том, что основными направлениями по раз­витию у учащихся здоровьесберегающего поведения должны стать: 1) формирование потребности в восста­новлении своего здоровья (соматического, физическо­го, психологического и нравственного), в случае воз­никновения проблем в нем, а также профилактики от­клонений, осознания его ценности, адекватной само­оценки состояния; 2) валеоустановок; 3) персональ­ных ресурсов, позволяющих преодолевать отрица­тельное воздействие факторов на здоровье, 4) форми­рование знаний, умений и навыков в области различ­ных видов здоровья, возможностях их приобретения, 5) физиологических механизмов поведения в целом.

Работая над развитием у школьников поведения по сохранению и укреплению ими своего здоровья, учи­телю важно помнить и о том, что на его становление у детей в школьном возрасте существенное влияние оказывают сверстники, кумиры, СМИ (воздействие которых, в ряде случаев, может быть отрицательным, что важно вовремя предупредить), родители, различ­ные службы (психологической помощи, здравоохране­ния и т. д.), с которыми следует взаимодействовать.

Планируя свою деятельность по формированию здоровьесберегающего поведения у умственно отста­лого ребенка, педагогу важно осознавать, что станов­ление у него рассматриваемого поведения весьма за­труднено и имеет качественное своеобразие вследст­вие имеющегося дефекта развития.

Из-за сложностей в оценивании состояния собст­венного здоровья, понимания его ценности с трудом формируется потребность в восстанавливающих и, тем более, в профилактических действиях. К концу обучения в школе она развивается, как показали наши исследования, лишь у половины воспитанников, и при этом чаще всего необходимые действия вызываются внешней мотивацией.

Из-за недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы таким детям сложно осуществлять прием и переработку информации, что мешает им верно решать возникшие в плане здоровья проблемы. Кроме того, учащимся с интеллектуальной недостаточностью сложно искать новую информацию и, следовательно, важно предоставлять им больше го­товых вариантов решения.

Особого внимания заслуживает и развитие у них персональных ресурсов. В частности, согласно полу­ченным нами результатам, наличие фатализма наблю­дается у 29 % учащихся с интеллектуальной недоста­точностью, а наученной беспомощности — у 28 %. При развитии общих жизненных навыков наибольшие сложности возникают в ходе формирования навыков управления стрессом, критического мышления, про­паганды/защиты интересов (развито на достаточном уровне для решения проблем, связанным со здоровь­ем, примерно у 15 % старшеклассников с умственной отсталостью), сопереживания/эмпатии, ведения пере­говоров/отказа (у 28 % и 26 % соответственно).

Учителю также важно помнить, что проблемы се­мей, воспитывающих детей со сниженным интеллек­том, сложности восприятия ими государственных до­кументов, сведений, предоставляемых в СМИ, а также недостаточная компетентность различных служб в во­просах своеобразия работы с такой категорией граж­дан позволяют говорить о том, что основным источни­ком формирования здоровьесберегающего поведения у такого ребенка является школа.

Литература

  1. Белинская Е. П. Социальная психология личнос­ти / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: Академия, 2009.
  2. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  3. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной де­ятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. — М.: Учебная литература, 1997.
  4. Навыки, необходимые для здоровья. Всемирная организация здравоохранения. Информационные се­рии по школьному здравоохранению (документ 9). — Алматы, 2003.
  5. Науменко Ю. В. Здоровьеформирующая функ­ция образовательного процесса в школе: монография / Ю. В. Науменко. — Волгоград: ВГИПК РО, 2008.
  6. Петленко В. П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность / В. П. Петленко, Д. Н. Давыден-ко. — СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998.

Информация об авторах

Летуновская Светлана Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент, н.с. лаборатории «Психология аномального развития» ИПИО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: let7777@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2358
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 89
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1