Технология «Портфолио» как эффективная форма повышения качества социогуманитарного знания в инклюзивном образовании
Общая информация
Ключевые слова: опыт внедрения инклюзивного обучения в школе
Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Кудряшова И.Ю. Технология «Портфолио» как эффективная форма повышения качества социогуманитарного знания в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 года, особое место отведено вопросу доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации этой концепции разработана и утверждена программа конкретных мероприятий на 2010—2015 гг., в которой предусматривается возможность получения образования для лиц с ОВЗ в любом из выбранных ими образовательных учреждений. Не будем останавливаться на технических возможностях последних — проблем действительно много и не только материально-технического характера. На наш взгляд, гораздо более серьезная проблема — готовность педагогического состава школ к подобным изменениям.
Полный текст
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 года, особое место отведено вопросу доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках реализации этой концепции разработана и утверждена программа конкретных мероприятий на 2010—2015 гг., в которой предусматривается возможность получения образования для лиц с ОВЗ в любом из выбранных ими образовательных учреждений. Не будем останавливаться на технических возможностях последних — проблем действительно много и не только материально-технического характера. На наш взгляд, гораздо более серьезная проблема — готовность педагогического состава школ к подобным изменениям.
Следует признать, что в нашей стране уже можно говорить о формировании системы дошкольного и начального школьного инклюзивного образования. Однако такой системы пока не существует в средней и старшей школе. Нам, учителям-предметникам, приходится всерьез готовиться к тому, что в классы придут дети с ОВЗ. Безусловно, определенный опыт работы с такими детьми есть практически у каждого педагога, но сейчас мы говорим о системе. Каждый учитель понимает, что для качественной результативной работы в новых условиях от него потребуется, прежде всего, овладение новыми образовательными технологиями. Хочу остановиться на опыте использования одной из таких инновационных технологий — «портфолио». Практика показала, что данная технология может рассматриваться и в инклюзивном образовании в качестве достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом. С ее помощью складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования по предмету (отдельным модулям, темам). Технология «портфолио» позволяет качественно и тактично реа-лизовывать дифференцированный подход, осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учетом не только умственных, но и физических данных учеников, не акцентируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности». Еще раз хочу подчеркнуть — тактично, так как данный аспект, на наш взгляд, является важным в инклюзивном образовании.
Цель применения данной технологии — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей, развития личностных компетенций в процессе освоения содержания образования. В современных условиях модернизации образования, перехода к новым образовательным стандартам одним из основных аспектов изменений является переход от системы «мне дали знания» к системе «я хочу получить их сам», а технология «портфолио» предоставляет для этого широкие возможности как учителю, так и самому ученику. Речь идет о новом понимании учебного процесса как стимулирующего саморазвитие школьника путем повышения его самооценки, свободы выбора им видов, способов, средств деятельности. Возможность выбора не только создает условия для развития индивидуальности, но и учит самостоятельности, способствует качественной социализации ребенка. Роль учителя в этом случае, по мнению специалистов, заключается в «создании необходимых условий для становления учащегося как свободного и самостоятельного субъекта деятельности. Другими словами, он должен организовать такое взаимодействие в системе «учитель-ученик», в котором школьник осуществлял бы самоуправление учением» [2, с. 41].
Что же такое технология «портфолио»? В научной литературе мы встречаем различные подходы к определению самого понятия «портфолио». Принято считать, что оно появилось еще в эпоху Возрождения в творческой среде художников и архитекторов, которые систематизировали работы в специальных папках. В ХХ веке портфолио прочно закрепилось в политической, финансовой и культурной сферах. Идея создания и использования его в образовании возникла в середине 80-х годов в США, в начале XXI века портфо-лио получило широкое распространение и в России. Однако до недавнего времени в российском образовании оно рассматривалось преимущественно как «папка индивидуальных достижений», простой набор материалов, документов, свидетельствующих о позитивных результатах деятельности субъекта.
Сформировавшийся в современном российском образовании технологический подход позволяет рассматривать «портфолио» как одну из успешных инновационных педагогических технологий, включающую в себя не только простой набор работ учащегося, свидетельств его достижений за определенный период обучения, но и динамику результатов самостоятельной деятельности, прогрессирующей непрерывной системы самооценки и самоконтроля. Иными словами, «портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности» [1, с. 40]. Таким образом, при применении технологии «портфолио», акцент смещается с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку. В этом, по мнению большинства специалистов, состоит главное преимущество технологии «портфолио», и с этим нельзя не согласиться. Однако в данном контексте необходимо рассматривать эту инновационную технологию с точки зрения ее преимуществ для применения в инклюзивном образовании.
«Портфолио» — качественно новый подход, направленный не просто на получение знаний, но и на развитие творческой, исследовательской, проектной деятельности учащегося, развитие его критического отношения к своей деятельности, повышение самооценки на основе свободы выбора видов деятельности, форм ее реализации с учетом собственных возможностей и доступности средств достижения поставленных познавательных задач. Ученик в данной технологии рассматривается как субъект познавательной деятельности, он овладевает умением учиться и критически оценивать ее результаты. Именно в свободе выбора состоит главное преимущество технологии «портфолио» в инклюзивном образовании (безусловно, при наличии иных составляющих, среди которых едва ли не главное — профессионализм педагога).
Хочу остановиться более подробно на примере применения технологии «портфолио» в процессе преподавания курса «История России». Как и любая инновационная технология, технология «портфолио» неотделима от иных современных технологий, большинство из которых используется комплексно, в неразрывной связи. В данном конкретном случае речь идет о первом модуле в курсе отечественной истории «Восточные славяне в древности». Он рассчитан на 6 уроков. В структуру модуля входят уроки различного типа. Первый урок — ознакомительная лекция по теме «Восточные славяне в древности» с широким использованием мультимедийных пособий, позволяющих сделать урок более увлекательным и продуктивным. Модуль включает урок — практикум работы с исторической картой и анализом исторических источников; интегрированный урок истории, музыки и рисования по теме «Материальная и духовная культура восточных славян в VI—VIII вв.»; обобщающий урок с элементами игровой деятельности. Уже на первом уроке учащиеся получают рабочие листы со структурой модуля, основными направлениями предстоящей работы. Это позволяет ученикам осознать круг изучаемых вопросов и определить свои основные действия. При подобном построении изучения темы технология «портфолио» оказывается незаменима. Она учитывает все стадии и формы обучения, дает свободу выбора средств и форм выполнения заданий, подразумевает взаимопомощь и поддержку одноклассников, включение в процесс обучения родителей как полноправных участников процесса. К концу изучения темы в порт-фолио ученика по модулю накоплен материал, позволяющий ему на последнем уроке самостоятельно определить уровень и качество освоения материала, выявить пробелы и определить достоинства. Домашнее задание по результатам изучения темы состоит в рефлексивном комментарии — анализе не изученного материала, а самого хода работы над темой: что понравилось, что особенно удалось, что не получилось, как можно улучшить свои результаты при изучении следующего модуля.
При построении рабочих листов для портфолио ученика в инклюзивном классе учитель должен учитывать многие факторы. Среди них — четкость поставленных перед учащимися целей и задач; условия, повышающие их мотивацию; структура будущего порт-фолио (планирование этапов работы, возможное содержание). Но особое внимание педагог должен обратить на доступность и альтернативность источников и средств обучения, продумывание системы ученического самоконтроля, творческий характер заданий. При правильном учете последних к концу изучения темы у ребенка формируется комплект материалов различного характера — исторический словарь персоналий, терминов и понятий; творческие рисунки и (или) презентации; выполненная контурная карта; список использованных источников и интернет-ресурсов; листы, отражающие работу с историческими документами; полезные материалы одноклассников и пр.
Технология «портфолио» позволяет индивидуально решать многие проблемы инклюзивного образования. Для некоторых учеников с особо ограниченными двигательными функциями подобное портфо-лио — возможность полноценно реализовать свои способности (в электронном виде с помощью простейших компьютерных программ). Роль учителя при создании модульного портфолио — научить ученика уже на этом этапе всесторонне использовать интернет-ресурсы (интернет как поисковая система, как электронная библиотека, как исторический архив, как средство связи и электронной почты, как виртуальный музей и др.).
Таким образом, опыт работы с технологией «порт-фолио» в инклюзивном образовании позволяет к числу его достоинств отнести следующее:
— возможность для учителя дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья учеников, практически не акцентируя на этом внимания самих обучающихся;
— важность не столько результата, сколько самого процесса создания портфолио, развивающего индивидуальность обучающегося и его творческие личностные компетенции;
— возможность для ученика осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее в процессе создания портфолио, работы с ним, обмена опытом с одноклассниками, родителями и учителем.
Литература
- Сапегин К. В. Образовательная технология «Портфолио» // Директор сельской школы. 2010. № 3. С. 40—59.
- Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5172
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 121
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0