Расширение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности и школьного телевидения

64

Общая информация

Ключевые слова: опыт внедрения инклюзивного обучения в школе

Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Батшева Л.В., Бутова О.И., Тарасова Г.В. Расширение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности и школьного телевидения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Дети с ограниченными возможностями здоровья — одна из наиболее незащищенных категорий населения России. Важное место занимает проблема их социали­зации и интеграции в общество.

Принимая в школу детей, мы думаем о том, какой путь, какую траекторию развития пройдет каждый ре­бенок, находясь в стенах нашего учреждения. Очень важно, чтобы ребенок, попав в новую среду, смог что-то преодолеть, чего не мог преодолеть раньше. А ре­бенку с ограниченными возможностями здоровья пре­одолевать приходится очень многое в своей жизни, на­чиная с преград физических и заканчивая отношением окружающих. И если ребенок имеет такую возмож­ность в наших условиях, которые создаются специали­стами, значит, у него открывается дальнейшая пер­спектива развития.

Полный текст

Дети с ограниченными возможностями здоровья — одна из наиболее незащищенных категорий населения России. Важное место занимает проблема их социали­зации и интеграции в общество.

Принимая в школу детей, мы думаем о том, какой путь, какую траекторию развития пройдет каждый ре­бенок, находясь в стенах нашего учреждения. Очень важно, чтобы ребенок, попав в новую среду, смог что-то преодолеть, чего не мог преодолеть раньше. А ре­бенку с ограниченными возможностями здоровья пре­одолевать приходится очень многое в своей жизни, на­чиная с преград физических и заканчивая отношением окружающих. И если ребенок имеет такую возмож­ность в наших условиях, которые создаются специали­стами, значит, у него открывается дальнейшая пер­спектива развития.

Кроме того, в процессе движения по своей траекто­рии ребенок обязательно что-то должен приобрести: знания, друзей, опыт социального общения, коммуни­кативного общения, информационного общения, дол­жен сделать элемент среды своим. И, наконец, приоб­ретая что-то, ребенок обязательно должен попадать в ситуацию успеха. Этот успех может быть с виду ма­леньким: ребенок просто выезжает на коляске к доске и сам пишет мелом. Но это потрясающее открытие для самого ребенка: он такой же, как все. С ним разговари­вают, с ним общаются, с ним интересно. То есть не просто что-то делают, чтобы создать какие-то блага, а общаются именно ради общения, потому что ребенок интересен как личность. Это очень важно для ребенка. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха.

Мы очень внимательно относимся к такому поня­тию, как избыточность среды. Это качество среды, в нашем понимании, заключается, прежде всего, в том, что она должна быть комфортно насыщенной. Мы, взрослые, не должны искусственно ограничивать воз­можности: это должно быть, а это не должно, это важ­но, а это нет. То есть, среда должна быть профессио­нальной, избыточной, чтобы ребенок мог выбрать то, что ему надо в данный момент времени. Это мотивиру­ет и стимулирует его деятельность.

В нашей школе функционирует тридцать кружков дополнительного образования, такие как тестопласти-ка, хореографический кружок, клуб коневода, шахма­ты и шашки, клуб любителей караоке, боевые искусст­ва, выжигание, флористика, интерактивные занятия по английскому языку, настольный теннис, резьба по дереву, поделки из бересты, витражная живопись, вол­шебная нить, глиняные фантазии и многие другие.

На занятиях кружковой деятельности в первую очередь мы налаживаем с каждым ребенком эмоцио­нальный контакт, на основе которого затем строится взаимодействие между педагогом и ребенком и между детьми. Важно привить ребенку умение взаимодейст­вовать с окружающими, принимать поставленную за­дачу, положительно относиться к заданию.

Особые дети очень тонко чувствуют оценку собст­венного труда со стороны окружающих. В этот момент необходимо адекватно проанализировать успех и не­удачи, подбодрить, похвалить, поддержать стремление делать и дальше самому, и находить собственные воз­можности делать еще лучше.

Учащиеся нашей школы с огромным удовольстви­ем посещают кружок «Бумагопластика». Бумага — один из первых материалов, из которого дети начина­ют мастерить. Бумажный лист помогает ребенку ощу­тить себя художником, дизайнером, конструктором. Создавая свои поделки из бумаги, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои лич­ные свойства, чувство прекрасного.

Кружковые занятия совместно посещают как дети с ограниченными возможностями здоровья, так и не имеющие их. Присутствие в группе особых детей не оказывает негативного воздействия на других. Наобо­рот, появляется желание помочь отстающим детям ос­воить действия, поддержать их, что создает в группе атмосферу доброжелательности.

Возможность реализовать свой творческий потен­циал особенно важна для ребенка с нарушениями раз­вития, и если это удается, меняется его мировоззрение, мироощущение. Он видит результат своего труда и, кроме того, этот результат видят окружающие его сверстники.

Восемнадцатого апреля 2009 года свой первый ин­формационный ролик «Лесных новостей» выпустило наше школьное телевидение — УниТВ. Проект «Школьное телевидение» дает возможность увидеть и раскрыть в полной мере тот творческий потенциал, ко­торый заложен в каждом ученике. Работа над создани­ем телевизионных программ позволяет учащимся про­явить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности — от гуманитарно­го до технического. Создание школьного телевидения с возможностью видеомонтажа на компьютере помога­ет воплощать творческую энергию учащихся в кон­кретные видеофильмы. И, главное, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное зна­чение и для самих учащихся.

Школьное телевидение — это реальная возмож­ность совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, взглянуть на деятельность в сфере телеве­щания как на одно из возможных направлений своего профессионального выбора, расширить границы по­знанной действительности.

Так, например, Ольгой Фроловой (ученица 10 клас­са, диагноз — ДЦП) создано пять слайдшоу. Для созда­ния своих роликов она использует собственный отсня­тый фотоматериал, в программе PINAKL монтирует слайды. А ученики 6 и 10 классов — В. Ермолович, О. Фролова, В. Воробьев (диагноз ДЦП) — озвучили фильм «Движение — это жизнь». Закадровый текст на­писан педагогом-воспитателем Л. Д. Сапелкиной.

Школьное телевидение — это проект, помогающий социально реабилитироваться и адаптироваться не только детям с ОВЗ, но и их сверстникам. Отношения между детьми строятся на основе партнерства. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают ценный для них опыт общения со здоровыми сверст­никами в различных стандартных и нестандартных си­туациях, повышают свои шансы адаптироваться к нор­мальной социальной жизни. Получают редкий для них опыт быть принятым в сообществе обычных и здоро­вых детей. Обычные дети ближе знакомятся с особы­ми детьми, учатся понимать и принимать смысл их по­ведения, выстраивать с ними взаимоотношения. Та­ким образом, стирается грань между обычным и осо­бым ребенком.

Очень важное направление нашей деятельности — театрально-концертное. Это уникальная возможность социализации ребенка. У нас абсолютно все дети бы­вают на сцене — поют, танцуют, просто поддерживают друг друга, и в этой деятельности у детей возникает со­вершенно новый уровень взаимоотношений.

Концерты в нашей школе разнообразны: от класси­ческого конферанса до театрализированных тематичес­ких мероприятий с включением вокально-хореографи­ческих постановок. В роли ведущих концертных про­грамм себя пробуют все, в том числе и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, слабо­слышащие и т. д.). Каждый ребенок при этом чувствует поддержку зала, своих педагогов и сверстников. Имен­но поэтому все дебютанты заражаются этим видом дея­тельности и затем возвращаются на сцену снова и сно­ва. При этом ребятам хочется уже более детально разо­браться в законах сцены, в ее культуре, познать всю кра­соту сценической речи и все тонкости театрально-кон­цертной деятельности. И вот тут, как раз, без педаго­гов — никак! Очень важно, что в концертных и постано­вочных программах они участвуют вместе с учащимися. Дети наглядно видят отношение взрослых в подготовке к выходу на сцену, наблюдают за тем, как педагоги тоже волнуются, и начинают еще серьезнее относиться к это­му процессу. Дети и взрослые волнуются друг за друга, поддерживают и словом, и взглядом.

Аплодисменты, овации, крики «браво», искренняя радость за своих друзей. Буквально на глазах оживают дети, которые основное время своей жизни проводят в инвалидной коляске. Вместе со всеми выходят на сце­ну, поют, танцуют, читают стихи, улыбаются. Обще­ние самое настоящее, они интересны другим, они нуж­ны людям — это дает жизненные силы.

Информация об авторах

Батшева Л.В., ГОУ санаторно-лесная школа № 7, Москва, Россия

Бутова О.И., ГОУ санаторно-лесная школа № 7, Москва, Россия

Тарасова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования ГОУ Санаторно-лесная школа № 7, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3140
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 64
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1