Расширение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности и школьного телевидения
Общая информация
Ключевые слова: опыт внедрения инклюзивного обучения в школе
Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Батшева Л.В., Бутова О.И., Тарасова Г.В. Расширение возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности и школьного телевидения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Дети с ограниченными возможностями здоровья — одна из наиболее незащищенных категорий населения России. Важное место занимает проблема их социализации и интеграции в общество.
Принимая в школу детей, мы думаем о том, какой путь, какую траекторию развития пройдет каждый ребенок, находясь в стенах нашего учреждения. Очень важно, чтобы ребенок, попав в новую среду, смог что-то преодолеть, чего не мог преодолеть раньше. А ребенку с ограниченными возможностями здоровья преодолевать приходится очень многое в своей жизни, начиная с преград физических и заканчивая отношением окружающих. И если ребенок имеет такую возможность в наших условиях, которые создаются специалистами, значит, у него открывается дальнейшая перспектива развития.
Полный текст
Дети с ограниченными возможностями здоровья — одна из наиболее незащищенных категорий населения России. Важное место занимает проблема их социализации и интеграции в общество.
Принимая в школу детей, мы думаем о том, какой путь, какую траекторию развития пройдет каждый ребенок, находясь в стенах нашего учреждения. Очень важно, чтобы ребенок, попав в новую среду, смог что-то преодолеть, чего не мог преодолеть раньше. А ребенку с ограниченными возможностями здоровья преодолевать приходится очень многое в своей жизни, начиная с преград физических и заканчивая отношением окружающих. И если ребенок имеет такую возможность в наших условиях, которые создаются специалистами, значит, у него открывается дальнейшая перспектива развития.
Кроме того, в процессе движения по своей траектории ребенок обязательно что-то должен приобрести: знания, друзей, опыт социального общения, коммуникативного общения, информационного общения, должен сделать элемент среды своим. И, наконец, приобретая что-то, ребенок обязательно должен попадать в ситуацию успеха. Этот успех может быть с виду маленьким: ребенок просто выезжает на коляске к доске и сам пишет мелом. Но это потрясающее открытие для самого ребенка: он такой же, как все. С ним разговаривают, с ним общаются, с ним интересно. То есть не просто что-то делают, чтобы создать какие-то блага, а общаются именно ради общения, потому что ребенок интересен как личность. Это очень важно для ребенка. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха.
Мы очень внимательно относимся к такому понятию, как избыточность среды. Это качество среды, в нашем понимании, заключается, прежде всего, в том, что она должна быть комфортно насыщенной. Мы, взрослые, не должны искусственно ограничивать возможности: это должно быть, а это не должно, это важно, а это нет. То есть, среда должна быть профессиональной, избыточной, чтобы ребенок мог выбрать то, что ему надо в данный момент времени. Это мотивирует и стимулирует его деятельность.
В нашей школе функционирует тридцать кружков дополнительного образования, такие как тестопласти-ка, хореографический кружок, клуб коневода, шахматы и шашки, клуб любителей караоке, боевые искусства, выжигание, флористика, интерактивные занятия по английскому языку, настольный теннис, резьба по дереву, поделки из бересты, витражная живопись, волшебная нить, глиняные фантазии и многие другие.
На занятиях кружковой деятельности в первую очередь мы налаживаем с каждым ребенком эмоциональный контакт, на основе которого затем строится взаимодействие между педагогом и ребенком и между детьми. Важно привить ребенку умение взаимодействовать с окружающими, принимать поставленную задачу, положительно относиться к заданию.
Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих. В этот момент необходимо адекватно проанализировать успех и неудачи, подбодрить, похвалить, поддержать стремление делать и дальше самому, и находить собственные возможности делать еще лучше.
Учащиеся нашей школы с огромным удовольствием посещают кружок «Бумагопластика». Бумага — один из первых материалов, из которого дети начинают мастерить. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором. Создавая свои поделки из бумаги, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личные свойства, чувство прекрасного.
Кружковые занятия совместно посещают как дети с ограниченными возможностями здоровья, так и не имеющие их. Присутствие в группе особых детей не оказывает негативного воздействия на других. Наоборот, появляется желание помочь отстающим детям освоить действия, поддержать их, что создает в группе атмосферу доброжелательности.
Возможность реализовать свой творческий потенциал особенно важна для ребенка с нарушениями развития, и если это удается, меняется его мировоззрение, мироощущение. Он видит результат своего труда и, кроме того, этот результат видят окружающие его сверстники.
Восемнадцатого апреля 2009 года свой первый информационный ролик «Лесных новостей» выпустило наше школьное телевидение — УниТВ. Проект «Школьное телевидение» дает возможность увидеть и раскрыть в полной мере тот творческий потенциал, который заложен в каждом ученике. Работа над созданием телевизионных программ позволяет учащимся проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности — от гуманитарного до технического. Создание школьного телевидения с возможностью видеомонтажа на компьютере помогает воплощать творческую энергию учащихся в конкретные видеофильмы. И, главное, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся.
Школьное телевидение — это реальная возможность совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, взглянуть на деятельность в сфере телевещания как на одно из возможных направлений своего профессионального выбора, расширить границы познанной действительности.
Так, например, Ольгой Фроловой (ученица 10 класса, диагноз — ДЦП) создано пять слайдшоу. Для создания своих роликов она использует собственный отснятый фотоматериал, в программе PINAKL монтирует слайды. А ученики 6 и 10 классов — В. Ермолович, О. Фролова, В. Воробьев (диагноз ДЦП) — озвучили фильм «Движение — это жизнь». Закадровый текст написан педагогом-воспитателем Л. Д. Сапелкиной.
Школьное телевидение — это проект, помогающий социально реабилитироваться и адаптироваться не только детям с ОВЗ, но и их сверстникам. Отношения между детьми строятся на основе партнерства. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают ценный для них опыт общения со здоровыми сверстниками в различных стандартных и нестандартных ситуациях, повышают свои шансы адаптироваться к нормальной социальной жизни. Получают редкий для них опыт быть принятым в сообществе обычных и здоровых детей. Обычные дети ближе знакомятся с особыми детьми, учатся понимать и принимать смысл их поведения, выстраивать с ними взаимоотношения. Таким образом, стирается грань между обычным и особым ребенком.
Очень важное направление нашей деятельности — театрально-концертное. Это уникальная возможность социализации ребенка. У нас абсолютно все дети бывают на сцене — поют, танцуют, просто поддерживают друг друга, и в этой деятельности у детей возникает совершенно новый уровень взаимоотношений.
Концерты в нашей школе разнообразны: от классического конферанса до театрализированных тематических мероприятий с включением вокально-хореографических постановок. В роли ведущих концертных программ себя пробуют все, в том числе и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, слабослышащие и т. д.). Каждый ребенок при этом чувствует поддержку зала, своих педагогов и сверстников. Именно поэтому все дебютанты заражаются этим видом деятельности и затем возвращаются на сцену снова и снова. При этом ребятам хочется уже более детально разобраться в законах сцены, в ее культуре, познать всю красоту сценической речи и все тонкости театрально-концертной деятельности. И вот тут, как раз, без педагогов — никак! Очень важно, что в концертных и постановочных программах они участвуют вместе с учащимися. Дети наглядно видят отношение взрослых в подготовке к выходу на сцену, наблюдают за тем, как педагоги тоже волнуются, и начинают еще серьезнее относиться к этому процессу. Дети и взрослые волнуются друг за друга, поддерживают и словом, и взглядом.
Аплодисменты, овации, крики «браво», искренняя радость за своих друзей. Буквально на глазах оживают дети, которые основное время своей жизни проводят в инвалидной коляске. Вместе со всеми выходят на сцену, поют, танцуют, читают стихи, улыбаются. Общение самое настоящее, они интересны другим, они нужны людям — это дает жизненные силы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3140
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 64
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1