Технология социально-педагогического сопровождения обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в колледже

94

Общая информация

Ключевые слова: среднее профессиональное образование

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Михайлова Т.А. Технология социально-педагогического сопровождения обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в колледже // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В настоящее время в Социально-педагогическом колледже МГППУ разработана и используется техно­логия социально-педагогического сопровождения сту­дентов с ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образова­ния. Она представляет собой целенаправленный по­этапный процесс, обусловленный знанием индивиду­альных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже и включает следую­щие этапы:

I. Диагностико-прогностический — изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже. Собирается информация:

  • о патологии, существующей у студента с ОВЗ; перспективы ее развития, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стаби­лизации;
  • об индивидуальном потенциале студента, на ко­торый можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения (...)

Полный текст

В настоящее время в Социально-педагогическом колледже МГППУ разработана и используется техно­логия социально-педагогического сопровождения сту­дентов с ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образова­ния. Она представляет собой целенаправленный по­этапный процесс, обусловленный знанием индивиду­альных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже и включает следую­щие этапы:

I. Диагностико-прогностический — изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже. Собирается информация:

  • о патологии, существующей у студента с ОВЗ; перспективы ее развития, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стаби­лизации;
  • об индивидуальном потенциале студента, на ко­торый можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения;
  • об индивидуальных особенностях в самосовер­шенствовании, преодолении трудностей, возникаю­щих при адаптации к учебному процессу и дальней­шем саморазвитии;
  • об особенностях развития и воспитания студен­та с ОВЗ;
  • об уровне адаптивных возможностей студента к социокультурной среде образовательного учрежде­ния, к получению информации, предоставлению усво­енного знания в процессе его получения, к взаимоот­ношению в группе сверстников-однокурсников;
  • о возможности участия в социально-педагогиче­ском сопровождении студента с ОВЗ студентов стар­ших курсов.

II.    Выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на адаптации и самопро­явлении студента в ситуации развития, процессе овла­дения профессией.

III.   Проектирование перспектив преодоления воз­можных проблем (трудностей) самим студентом с ог­раниченными возможностями здоровья.

IV.    Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем (трудностей) в процессе обучения в колледже. Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ОВЗ к учебному процессу, обеспечить наиболее целесооб­разное и полное проявление его возможностей и спо­собностей при овладении профессией, а также интег­рацию в социальную среду.

Основные направления реализации:

  • предупреждение ситуаций, которые студент с ОВЗ не может самостоятельно преодолеть;
  • работа с педагогическим коллективом и средой (социальным окружением), способствующая созда­нию условий для наиболее полного проявления сту­дентов при овладении профессией;
  • побуждение студента с ОВЗ к самостоятельному поиску путей овладения профессии, самостоятельно­му преодолению трудностей в обучении, в том числе с опорой на окружающую среду;

Достижение предусмотренной цели требует четко­го решения задач:

  • адаптация и интеграция в образовательную среду;
  • преодоление проблем, возникающих у студен­тов с ОВЗ при овладении профессией;
  • обеспечение самостоятельного, творческого про­явления студентов с ОВЗ в самообразовании.

V. Реализация социально-педагогического сопровож­дения студентов с ОВЗ с учетом их самопроявления и возникающих у них проблем. Содержание социально-педагогического сопровождения определено этапами обучения. Анализ условий обучения в колледже поз­волил выделить следующие подэтапы становления студента как специалиста.

1-й подэтап. Адаптация и овладение основами обу­чения в колледже (сентябрь, октябрь).

Цель данного подэтапа заключается в создании специальной среды, в которой студенты с ОВЗ чувст­вуют себя комфортно и могут реализовать имеющиеся у них возможности.

Адаптационный период связан с предоставлением первокурснику с ОВЗ возможности познакомиться с условиями, принципами, правилами обучения в вы­бранном учебном заведении и практически безболез­ненно войти в студенческий коллектив.

2- й подэтап. Интеграция в коллектив, накопление опыта социально-адаптированного поведения и учеб­ной деятельности.

Фактически данный подэтап начинается вместе с предыдущим. Однако если в начальный период боль­ше внимания уделяется адаптации, то в дальнейшем акцент смещается на стимулирование вхождения сту­дента в коллектив учебной группы и последующего со­поставления себя с коллективом.

Работа организуется по следующим направлениям:

  • профессиональная деятельность (поэтапное формирование знаний и умений, интереса и професси­ональных намерений у студентов с ОВЗ);
  • коммуникативная деятельность (выработка на­выков межличностного и делового общения);
  • общественная деятельность (формирование ак­тивной жизненной позиции, умения лидерствовать и подчиняться, сотрудничать с людьми).

3- й подэтап. Введение в профессионально-практи­ческую деятельность и накопление практикоориенти-рованного опыта.

Начинает осуществляться с октября. Система практического обучения способствует интеллекту­альному развитию будущих специалистов, овладе­нию предметными знаниями и умениями, развитию и повышению мотивации к самопроявлению в профес­сиональной деятельности, осознанию себя компе­тентным специалистом. Кроме того, она позволяет студенту с ОВЗ попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять теоретические зна­ния, полученные в ходе лекционных и семинарских занятий. При организации практических видов дея­тельности используются технические средства обуче­ния, позволяющие закрепить основные умения и на­выки.

4-й подэтап. Овладение основами профессиональ­ной деятельности через усвоение специальных учеб­ных дисциплин и в практикоориентированной дея­тельности.

5-й подэтап. Результативный. Характеризуется высоким уровнем адаптивности к учебному процессу и интегрированности в условия студенческого коллек­тива, образовательного учреждения, приобретением знаний, умений и навыков профессиональной дея­тельности.

VI. Оценка эффективности социально-педагогичес­кого сопровождения и определение перспектив даль­нейшего повышения его адаптивности.

Социально-педагогическое сопровождение может быть выстроено в отношении отдельного учащегося или группы лиц, а может лежать в основе системы де­ятельности всего образовательного учреждения.

Организация социально-педагогического сопро­вождения в среднем профессиональном образователь­ном учреждении может включать реализацию как од­ного, так и нескольких видов сопровождения студен­тов с особыми адаптивными возможностями.

Информация об авторах

Михайлова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4553-778X, e-mail: mihailovata@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3635
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 94
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0