Технология социально-педагогического сопровождения обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в колледже
Общая информация
Ключевые слова: среднее профессиональное образование
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Михайлова Т.А. Технология социально-педагогического сопровождения обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в колледже // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В настоящее время в Социально-педагогическом колледже МГППУ разработана и используется технология социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования. Она представляет собой целенаправленный поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже и включает следующие этапы:
I. Диагностико-прогностический — изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже. Собирается информация:
-
о патологии, существующей у студента с ОВЗ; перспективы ее развития, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации;
-
об индивидуальном потенциале студента, на который можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения (...)
Полный текст
В настоящее время в Социально-педагогическом колледже МГППУ разработана и используется технология социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья при получении среднего профессионального образования. Она представляет собой целенаправленный поэтапный процесс, обусловленный знанием индивидуальных особенностей студента и его проявлений при получении профессии в колледже и включает следующие этапы:
I. Диагностико-прогностический — изучение индивидуальных возможностей и особенностей студента, прогнозирование перспектив его адаптации к учебному процессу и самопроявления в ситуациях развития, обучения (овладения профессией). Этап предполагает сбор информации о студенте с ОВЗ при обучении в колледже. Собирается информация:
-
о патологии, существующей у студента с ОВЗ; перспективы ее развития, возможности преодоления, снижения уровня негативного проявления или стабилизации;
-
об индивидуальном потенциале студента, на который можно опираться при организации социально-педагогического сопровождения;
-
об индивидуальных особенностях в самосовершенствовании, преодолении трудностей, возникающих при адаптации к учебному процессу и дальнейшем саморазвитии;
-
об особенностях развития и воспитания студента с ОВЗ;
-
об уровне адаптивных возможностей студента к социокультурной среде образовательного учреждения, к получению информации, предоставлению усвоенного знания в процессе его получения, к взаимоотношению в группе сверстников-однокурсников;
-
о возможности участия в социально-педагогическом сопровождении студента с ОВЗ студентов старших курсов.
II. Выявление возможных проблем (трудностей), существенно сказывающихся на адаптации и самопроявлении студента в ситуации развития, процессе овладения профессией.
III. Проектирование перспектив преодоления возможных проблем (трудностей) самим студентом с ограниченными возможностями здоровья.
IV. Определение содержания, специфики и способов сопровождения студентов в преодолении проблем (трудностей) в процессе обучения в колледже. Цель социально-педагогической технологии заключается в том, чтобы способствовать адаптации студента с ОВЗ к учебному процессу, обеспечить наиболее целесообразное и полное проявление его возможностей и способностей при овладении профессией, а также интеграцию в социальную среду.
Основные направления реализации:
-
предупреждение ситуаций, которые студент с ОВЗ не может самостоятельно преодолеть;
-
работа с педагогическим коллективом и средой (социальным окружением), способствующая созданию условий для наиболее полного проявления студентов при овладении профессией;
-
побуждение студента с ОВЗ к самостоятельному поиску путей овладения профессии, самостоятельному преодолению трудностей в обучении, в том числе с опорой на окружающую среду;
Достижение предусмотренной цели требует четкого решения задач:
-
адаптация и интеграция в образовательную среду;
-
преодоление проблем, возникающих у студентов с ОВЗ при овладении профессией;
-
обеспечение самостоятельного, творческого проявления студентов с ОВЗ в самообразовании.
V. Реализация социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ с учетом их самопроявления и возникающих у них проблем. Содержание социально-педагогического сопровождения определено этапами обучения. Анализ условий обучения в колледже позволил выделить следующие подэтапы становления студента как специалиста.
1-й подэтап. Адаптация и овладение основами обучения в колледже (сентябрь, октябрь).
Цель данного подэтапа заключается в создании специальной среды, в которой студенты с ОВЗ чувствуют себя комфортно и могут реализовать имеющиеся у них возможности.
Адаптационный период связан с предоставлением первокурснику с ОВЗ возможности познакомиться с условиями, принципами, правилами обучения в выбранном учебном заведении и практически безболезненно войти в студенческий коллектив.
2- й подэтап. Интеграция в коллектив, накопление опыта социально-адаптированного поведения и учебной деятельности.
Фактически данный подэтап начинается вместе с предыдущим. Однако если в начальный период больше внимания уделяется адаптации, то в дальнейшем акцент смещается на стимулирование вхождения студента в коллектив учебной группы и последующего сопоставления себя с коллективом.
Работа организуется по следующим направлениям:
-
профессиональная деятельность (поэтапное формирование знаний и умений, интереса и профессиональных намерений у студентов с ОВЗ);
-
коммуникативная деятельность (выработка навыков межличностного и делового общения);
-
общественная деятельность (формирование активной жизненной позиции, умения лидерствовать и подчиняться, сотрудничать с людьми).
3- й подэтап. Введение в профессионально-практическую деятельность и накопление практикоориенти-рованного опыта.
Начинает осуществляться с октября. Система практического обучения способствует интеллектуальному развитию будущих специалистов, овладению предметными знаниями и умениями, развитию и повышению мотивации к самопроявлению в профессиональной деятельности, осознанию себя компетентным специалистом. Кроме того, она позволяет студенту с ОВЗ попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять теоретические знания, полученные в ходе лекционных и семинарских занятий. При организации практических видов деятельности используются технические средства обучения, позволяющие закрепить основные умения и навыки.
4-й подэтап. Овладение основами профессиональной деятельности через усвоение специальных учебных дисциплин и в практикоориентированной деятельности.
5-й подэтап. Результативный. Характеризуется высоким уровнем адаптивности к учебному процессу и интегрированности в условия студенческого коллектива, образовательного учреждения, приобретением знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.
VI. Оценка эффективности социально-педагогического сопровождения и определение перспектив дальнейшего повышения его адаптивности.
Социально-педагогическое сопровождение может быть выстроено в отношении отдельного учащегося или группы лиц, а может лежать в основе системы деятельности всего образовательного учреждения.
Организация социально-педагогического сопровождения в среднем профессиональном образовательном учреждении может включать реализацию как одного, так и нескольких видов сопровождения студентов с особыми адаптивными возможностями.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3635
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 94
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0