Организация психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в Социально-педагогическом колледже МГППУ
Общая информация
Ключевые слова: среднее профессиональное образование
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Головина Л.Е. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в Социально-педагогическом колледже МГППУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.
Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров — рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.
Полный текст
Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.
Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров — рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.
В соответствии с Конституцией и Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» все граждане Российской Федерации могут бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях на конкурсной основе независимо от состояния здоровья. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый в 1995 году, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой — обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов наряду с медицинской, психологической и социально-экономической реабилитацией является возможность получения полноценного образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность стать полноценным членом общества.
Реализация государственной политики в области образования лиц с ОВЗ осуществляется на основе федеральной целевой программы развития специального образования, что является составной частью федеральной программы развития образования.
Ведущей целью программы развития образования на 2006—2010 годы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, совершенствования содержания и технологий образования.
В основу обучения лиц с ОВЗ мы заложили следующие положения:
-
удовлетворение потребностей общества в специалистах со средним профессиональным образованием;
-
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
-
формирование у студентов с ОВЗ гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.
Интегрированная форма обучения лиц с ОВЗ предполагает формирование в колледже атмосферы доброжелательности, признание за ними равного права на обучение, осуществление политики равных возможностей.
Правильно организованный учебно-воспитательный процесс профессионального обучения студентов с ОВЗ в стенах колледжа позволяет эффективно и качественно формировать общетрудовые и профессиональные умения и навыки, подготовить их к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.
Обучение студентов с ОВЗ в системе массовых колледжей сопряжено с рядом трудностей, которые испытывают как администрация, преподаватели, так и они сами. Трудности возникают при организации обучения лиц с ОВЗ: комплектование групп, определение содержания, методов и приемов обучения. Они обучаются по учебным планам, программам и учебным пособиям, предназначенным для обычных студентов, которые не всегда на достаточном уровне адаптируются, время на усвоение содержания программ не увеличивается.
В СПК МГППУ студенты с ОВЗ попадают в новые по сравнению со школой условия, которые требуют от них определенных усилий, умений и навыков в организации своей учебной деятельности. Из-за отсутствия ежедневного контроля за учебной деятельностью студенты должны организовывать себя на ежедневную самостоятельную работу по приобретению новых знаний и умений. Совместное обучение и общение с другими студентами в колледже, несомненно, связано у них и с определенным психическим напряжением.
Чтобы преодолеть эти трудности и организовать учебную и внеучебную деятельность студентов, были созданы следующие условия:
1. Специально организованная среда:
-
специально приспособленное здание (наличие пандусов, оборудованных туалетов для колясочников и т. п.);
-
компьютерные классы; кабинет педагога-психолога; бассейн.
2. Педагогическое сопровождение:
-
взаимодействие студентов с учебной частью, методистами, социальными педагогами, преподавателями, педагогами-психологами;
-
контроль посещения учебных занятий;
-
контроль за текущей аттестацией, сдачи зачетов и экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ;
-
индивидуальная работа (контроль ликвидации академических задолженностей, при необходимости — организация документального оформления академических отпусков, организация индивидуальных консультаций студентов в случаях длительного отсутствия, помощь в организации самостоятельной работы студентов с ОВЗ в случае заболевания, коррекция взаимодействия преподаватель-студент с ОВЗ в учебном процессе, при приеме экзаменов, защите курсовых работ);
-
организация учебных практик студентов с ОВЗ (составляется на каждого);
-
выработка рекомендаций для педагогов по вопросам специфики организации обучения.
3. Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ, которое включает в себя:
-
консультативную работу со студентами, педагогами и родителями студентов;
-
психодиагностические динамические процедуры на всех этапах психологической работы;
-
психопрофилактику и коррекцию личностных искажений у студентов с ОВЗ;
-
повышение мотивации к процессу обучения в колледже.
Основная цель психологического сопровождения — интегративное включение студентов с ОВЗ в образовательную среду колледжа.
Психологическая служба обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие студентов колледжа в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями в процессе воспитания и обучения, а также профилактику нарушений психического здоровья обучающихся.
4. Методическое сопровождение включает в себя:
-
содействие персональному обеспечению студентов с ОВЗ учебно-методическими материалами по дисциплинам государственного стандарта;
-
перевод учебных и методических материалов на электронные носители;
-
консультацию педагогов по вопросам организации педагогического процесса (методистами и педагогами-психологами).
Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ осуществляет учебно-производственная лаборатория СПК МГППУ. Специалистами учебно-производственной лаборатории была разработана технология психолого-педагогического сопровождения студентов с ведением определенной документации. На каждого студента составляется индивидуальная карта, которая содержит в себе следующие документы:
-
общие сведения о студенте;
-
акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий жизни студента;
-
анкета студента (структурно анкета включает в себя 5 основных блоков — общие сведения о студентах, социально-бытовые условия проживания, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения с родителями в семье, обучение в колледже);
-
информационная справка о студенте;
-
режим дня студента с ОВФЗ;
-
рекомендации педагогам по организации и проведении учебного процесса (данная рекомендация составляется на каждого студента).
Проводится работа по оптимизации форм, методов обучения и изложения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей студентов данной группы в рамках образовательного стандарта. Сотрудники лаборатории оказывают семье студента с ОВЗ психолого-педагогическую, информационную поддержку, помощь в организации совместного досуга.
Студентам предоставляется помощь в составлении индивидуального распорядка дня, обеспечивающего реализацию программы обучения, а также помощь в правильной организации рабочего места. Педагогами-психологами проводится индивидуальная и групповая психологическая работа.
Сотрудниками лаборатории осуществляется консультативная работа по проблемам-запросам студентов с ОВЗ, их родителей и педагогов. Одним из направлений по адаптации и интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья является вне-учебная работа, проводимая в колледже. Студенты с ОВЗ участвуют в культурно-массовых, физкультур-но-спортивных, научно-просветительных мероприятиях, ездят на экскурсии по Москве, посещают театры, выставки.
Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы, что процесс адаптации студентов с ОВЗ к условиям обучения в СПК МГППУ может быть эффективным, если:
-
принимаются во внимание особенности адаптационного процесса студентов, проявляющиеся в его индивидуальном характере, динамике, определяемые рядом индивидуально-личностных и социальных фактов;
-
формируется в процессе обучения положительная установка на будущую деятельность.
В целом процесс адаптации динамичен и приводит к изменению личности. Эффективность этого процесса определяется потенциалом человека, единством следующих критериев: эмоционального комфорта, вхождением в студенческое общество, отношением к учебе и будущей профессии, сформиро-ванностью социально и профессионально значимых качеств. Отсутствие специальных условий, направленных на поддержку студента с ОВЗ в период адаптации в профессионально-образовательном процессе, приводит к проявлению дезадаптивных черт личности.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7387
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 88
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0