Менеджмент высшего учебного заведения инклюзивного типа

91

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кольченко Е.О. Менеджмент высшего учебного заведения инклюзивного типа // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В Конвенции о правах инвалидов 2006 года, кото­рая была ратифицирована Украиной в 2009 году, от­мечено, что всеми странами-участницами должно быть обеспечено инклюзивное образование на всех уровнях. Тем не менее, в украинском законодательст­ве термины «инклюзия» и «инклюзивное образова­ние» до последнего времени практически не употреб­лялись.

Принятие Конвенции поставило перед педагогами новое задание — перейти от оказания помощи студен­там с особыми образовательными потребностями (ООП) во время обучения к обеспечению для них рав­ных прав и созданию равных возможностей на получе­ние высшего образования, добиться их полного вклю­чения в учебно-воспитательную и внеаудиторную дея­тельность. Для достижения этой цели в первую оче­редь необходимо сформировать инклюзивную безба­рьерную образовательную среду, в которой студенты могут беспрепятственно передвигаться, обучаться, по­лучать всю необходимую информацию и общаться.

Полный текст

В Конвенции о правах инвалидов 2006 года, кото­рая была ратифицирована Украиной в 2009 году, от­мечено, что всеми странами-участницами должно быть обеспечено инклюзивное образование на всех уровнях. Тем не менее, в украинском законодательст­ве термины «инклюзия» и «инклюзивное образова­ние» до последнего времени практически не употреб­лялись.

Принятие Конвенции поставило перед педагогами новое задание — перейти от оказания помощи студен­там с особыми образовательными потребностями (ООП) во время обучения к обеспечению для них рав­ных прав и созданию равных возможностей на получе­ние высшего образования, добиться их полного вклю­чения в учебно-воспитательную и внеаудиторную дея­тельность. Для достижения этой цели в первую оче­редь необходимо сформировать инклюзивную безба­рьерную образовательную среду, в которой студенты могут беспрепятственно передвигаться, обучаться, по­лучать всю необходимую информацию и общаться.

Менеджмент вузов специального типа предполага­ет формирование контингента студентов из числа лю­дей одной нозологии, что значительно облегчает орга­низацию их обучения, но неизбежно приводит к их се­грегации.

В некоторых вузах классического типа могут орга­низовываться во исполнение госзаказа отдельные ака­демические группы специального типа из студентов одной нозологии. При этом за рамками учебного про­цесса студенты находятся в обычной студенческой среде, в которую могут интегрироваться. Менеджмент таких учебных заведений предполагает разные подхо­ды и формы организации учебного процесса для сту­дентов с ООП и без них. В то же время социальная ин­теграция студентов с инвалидностью весьма затрудне­на, поскольку вне рамок академической группы ком­муникативные процессы недостаточно развиты. Для устранения межличностных проблем нужна очень де­ликатная и тонкая воспитательная работа, направлен­ная на разрушение социально-психологических барье­ров между студентами.

Обучение в вузе интегрированного типа предусма­тривает совместное обучение студентов, которые име­ют функциональные ограничения, с другими студен­тами. Такая форма обучения основана на признании равных прав людей с инвалидностью на получение высшего образования и требует практического вопло­щения политики равных возможностей. Учебно-вос­питательный процесс осуществляется в интегрирован­ных группах, которые могут рассматриваться как мик­ромодель социального общества нового типа.

Открытый международный университет развития человека «Украина» был основан в 1998 году как пер­вый в Украине университет интегрированного типа. Система менеджмента университета базировалась на традициях образования, открытого для всех, а в ее ос­нову был положен адаптированный к условиям совре­менной Украины опыт ведущих университетов интег­рированного и инклюзивного типа, в частности, Кемб­риджского, Оксфордского, Стаффордширского уни­верситетов и колледжей Трелора и Св. Мартина (Бри­тания), университета Манитобы (Канада), Подляш-ского, Ягеллонского университетов и Карконошского коллегиума (Польша), Олд-Доминионского и Илли-нойского университетов (США), Бауманского и Челя­бинского университетов (Россия) и других.

Инклюзия студентов с ООП в вуз требует взаим­ной адаптации обеих сторон учебного процесса. С од­ной стороны, студенты, которые получили среднее об­разование в специальных школах или в семьях, долж­ны адаптироваться не только к системе высшей шко­лы, но и к новым условиям обучения в интегрирован­ном коллективе. С другой стороны, высшее учебное заведение и его штатный состав также должны адапти­роваться к потребностям студентов с инвалидностью в специальных технологиях и средствах обучения, в пе­дагогическом, психологическом и социальном патро­нате.

При формировании инклюзивной образовательной среды в университете, прежде всего, должна быть обес­печена архитектурная доступность кампусов, внутрен­них помещений, общежитий, спортивных и культур­ных сооружений. Студенты с инвалидностью должны быть обеспечены техническими средствами обучения и необходимыми приспособлениями в соответствии с их индивидуальными особенностями. Учебно-методичес­кое обеспечение при необходимости должно быть трансформировано в форму, адаптированную к по­требностям студентов. Необходимо подготовить ко­манду тьюторов, консультантов или ассистентов. Все участники учебного процесса должны иметь возмож­ность при необходимости получить психологическую, медицинскую и социальную поддержку.

Однако при соблюдении перечисленных выше ус­ловий нельзя забывать про необходимость соблюде­ния государственных стандартов образования, обяза­тельных для каждого студента, независимо от его ин­валидности. Только такой подход к организации обу­чения может обеспечить в будущем конкурентоспо­собность выпускников на рынке труда по окончании вуза.

Гибкий менеджмент западных вузов и использова­ние кредитно-модульной системы позволяют решить проблему индивидуального регулирования учебной нагрузки на студентов, имеющих инвалидность, за счет пролонгации сроков их обучения и снижения тре­буемого количества набранных ими кредитов за год.

В существующих условиях жесткой регламента­ции учебного плана и сроков обучения, практического отсутствия законодательной базы, касающейся ин­клюзивного обучения, в нашей стране добиться высо­кого качества образования в университете инклюзив­ного типа можно путем внедрения инновационного менеджмента в системе сопровождения обучения сту­дентов с ООП.

Прежде чем принять на обучение людей с инвалид­ностью, вуз (как и любое учебное заведение, претенду­ющее на получение статуса заведения инклюзивного типа) должен осуществить ряд организационных ме­роприятий, направленных на внедрение образователь­ных, архитектурных и технических инноваций во все сферы своего функционирования, а именно:

  • создать специализированную материально-тех­ническую базу;
  • сформировать безбарьерную образовательную среду, в которой помещения, технические средства и учебно-методические материалы доступны для всех студентов;
  • предоставить возможность выбора формы обуче­ния: дневной, заочной, дистанционной, комбиниро­ванной;
  • обеспечить доступность образовательных услуг для маломобильных студентов (открыть филиалы, центры дистанционного обучения);
  • адаптировать учебно-методические материалы для студентов разных нозологий (аудио-, видео-, так­тильное и электронное обеспечение);
  • переподготовить преподавателей, не имеющих специального педагогического образования;
  • внедрить современные педагогические и инфор­мационные технологии;
  • адаптировать преподавателей и студентов к ин­клюзивной образовательной среде, сформировать в коллективе толерантное отношение и понимание про­блем людей с инвалидностью;
  • учитывать индивидуальные особенности и по­требности студентов;
  • организовать психологическую поддержку учеб­но-воспитательного процесса;
  • обеспечить социальную и медико-реабилитаци­онную помощь;
  • создать условия для социализации, самоопреде­ления и самореализации студентов;
  • организовать поаудиторную деятельность для обеспечения профессиональной адаптации студентов, подготовки их к трудоустройству и планированию дальнейшей карьеры и т. д.

В вузе инклюзивного типа необходимо организо­вать специальное подразделение (центр), обеспечива­ющее сопровождение студентов с инвалидностью, от­делы которого отвечают за их социальную адаптацию, медицинское сопровождение, физическую реабилита­цию, внедрение специальных технологий обучения и др. Такая система разработана, апробирована и внед­рена в университете «Украина». Ее составляющие ох­ватывают этапы подготовки к поступлению в вуз, вступительной кампании, обучения и дальнейшего мониторинга трудоустройства выпускников, оказание им поддержки в приобретении дополнительных ква­лификаций.

В университете система сопровождения студентов с инвалидностью включает следующие блоки: психо­лого-педагогический, медико-реабилитационный, со­циальный, спортивно-рекреационный, профессио­нальной адаптации и реабилитации.

В то же время парадоксальным является факт, что проблему государственного значения комплексно, на основе научного подхода, решает негосударственный вуз, а распространение полученного опыта тормозится из-за несовершенства отечественного законодательст­ва. Для обеспечения развития инклюзивного обучения в системе украинской высшей школы необходимо осу­ществить ряд управленческих и организационных ме­роприятий, в частности:

  • разработать стандартные требования к вузам по обеспечению равного доступа студентов с инвалидно­стью к обучению;
  • ввести систему лицензирования вузов, которые претендуют на введение инклюзивного образования;
  • закрепить законодательно право людей с инва­лидностью выбирать вуз по своему усмотрению, вне зависимости от его формы собственности; (то есть го­сударство должно финансировать не сам вуз, а обеспе­чить оплату конкретных потребностей студента с ин­валидностью в разных видах сопровождения, как это, например, делается в Британии или Германии, где «деньги следуют за инвалидом». При этом студент вы­ступает в роли заказчика и одновременно эксперта по выполнению вузом своих обязательств);
  • выполнить проект по расчету стандартных за­трат, необходимых для обучения студента с инвалид­ностью в зависимости от нозологии и выбранной спе­циальности для обеспечения финансирования (такая работа уже ведется в университете «Украина»);
  • провести широкую разъяснительно-рекламную кампанию по вопросам инклюзии в системе высшей школы с освещением достижений в учебе, науке, спор­те и творчестве лучших студентов с инвалидностью, с примерами их успешного трудоустройства и развития карьеры (это особенно важно для обычных абитуриен­тов и их родителей, для преподавателей и коллег по группе, для будущих работодателей).

Информация об авторах

Кольченко Екатерина Олеговна, кандидат технических наук, с.н.с., доцент кафедры социальной работы Открытого международного университета развития человека «Украина», советник президента университета по вопросам инклюзии, Киев

Метрики

Просмотров

Всего: 2803
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 91
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0