Инклюзивная образовательная среда специализированного творческого вуза (из опыта Государственного специализированного института искусств)

55

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Востров И.М. Инклюзивная образовательная среда специализированного творческого вуза (из опыта Государственного специализированного института искусств) // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Инклюзивное образование предполагает удовлетво­рение образовательных потребностей всех людей — здо­ровых и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — в едином образовательном пространстве. На сегодняшнем этапе инклюзивной практики такое про­странство формируется путем включения людей с ОВЗ в существующие учебные заведения. Отдельный ус­пешный опыт такого обучения есть и в профессиональ­ном (среднем и высшем) творческом образовании: обу­чение людей с нарушениями зрения в РАМ им. Гнесиных и Московской консерватории, с проблемами слу­ха — в художественном институте им. В. И. Сурикова и Театральном институте им. Б. В. Щукина.

Существует также пример особой инклюзивной сре­ды Государственного специализированного института искусств (ГСИИ), анализ которой, на мой взгляд, мо­жет быть полезен развитию инклюзивной практики в целом.

Полный текст

Инклюзивное образование предполагает удовлетво­рение образовательных потребностей всех людей — здо­ровых и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — в едином образовательном пространстве. На сегодняшнем этапе инклюзивной практики такое про­странство формируется путем включения людей с ОВЗ в существующие учебные заведения. Отдельный ус­пешный опыт такого обучения есть и в профессиональ­ном (среднем и высшем) творческом образовании: обу­чение людей с нарушениями зрения в РАМ им. Гнесиных и Московской консерватории, с проблемами слу­ха — в художественном институте им. В. И. Сурикова и Театральном институте им. Б. В. Щукина.

Существует также пример особой инклюзивной сре­ды Государственного специализированного института искусств (ГСИИ), анализ которой, на мой взгляд, мо­жет быть полезен развитию инклюзивной практики в целом.

ГСИИ, который в этом году отмечает свое 20-ле­тие, создан для того, чтобы дать возможность молодым одаренным людям с ограниченными возможностями здоровья получить высшее творческое образование, реализовать свой творческий потенциал, внести вклад в развитие отечественной культуры и искусства, стать ее полноправными участниками.

С одной стороны, ГСИИ — творческий вуз, готовя­щий специалистов в области культуры и искусства в соответствии с требованиями государственных обра­зовательных стандартов высшего профессионального образования; с другой — специализированный вуз, учи­тывающий особенности студентов и создающий им специальные условия для овладения творческими профессиями.

С момента открытия образовательная среда нашего специализированного вуза формировалась как инклю­зивная. Специально такая цель не ставилась. Она сло­жилась в результате стремления вуза предоставить возможность творческой реализации как можно боль­шему кругу людей с различными ОВЗ.

Через несколько лет после открытия институт ощутил необходимость включения в свою образова­тельную среду здоровых людей. В настоящее время ГСИИ имеет право приема 30 % здоровых абитуриен­тов на бюджетные места.

Таким образом, можно, на мой взгляд, говорить об обратной инклюзии — включении здоровых людей в среду людей с ОВЗ. Сам термин «обратная инклю­зия» взят из описания Hicky-Moody опыта работы «Restless Dance Company», танцевальной труппы лю­дей с интеллектуальной недостаточностью из г. Аде­лаиды (Австралия). Целью включения здоровых лю­дей в «Restless Dance Company» было усиление и ар­тикуляция импульсов танца, исходящих от людей с интеллектуальной недостаточностью. В ГСИИ же — преодоление некоторой «резервационности» образо­вательной среды, состоящей исключительно из лю­дей с ОВЗ, и стремление через совместное обучение воспитать людей иначе (чем общество в целом) отно­сящихся к ним.

Ниже приведены сведения о составе студентов ГСИИ в 2010—2011 учебном году.

Качество инклюзивной образовательной среды ин­ститута определяется в первую очередь профессио­нальными требованиями, предъявляемыми к абитури­ентам при поступлении в творческий вуз:

  • сохранность психофизического аппарата, необ­ходимого для работы в избранной области искусства (слух — музыкальные специальности, зрение — худо­жественные специальности, слух и речь — артист теат­ра кукол и чтецкое искусство);
  • творческая одаренность;
  • предварительная довузовская подготовка (для поступающих на музыкальные и художественные спе­циальности).

Есть специальности — образовательные програм­мы (ОП), по которым в институте обучаются студенты только с одинаковыми ограничениями (неинклюзив­ные ОП); есть — с различными ограничениями и здо­ровые студенты (инклюзивные ОП).

В инклюзивных группах студенты обладают как различными, так и общими качествами и возможнос­тями. Общие качества являются профессионально об­разующими, объединяющими группу в процессе обу­чения. Различные — создают проблемы в обучении, разъединяют коллектив, требуют индивидуальных ме­тодических и технических решений.

Обучающиеся по музыкальным образовательным программам и по образовательным программам теат­рального искусства «Артист эстрады — художествен­ное слово» и «Артист театра кукол» (ограничения зре­ния, опорно-двигательной системы, соматические за­болевания, здоровые) имеют сохранный слух и со­хранную речь — общий канал получения звуковой ин­формации, являющейся основной на всех специаль­ных дисциплинах, и общий канал коммуникации. Раз­личаются — восприятием зрительных образов, зри­тельной информации; способом письменной речи (восприятия печатной информации) и двигательными возможностями.

Обучающиеся по образовательным программам изобразительного искусства (ограничения слуха, опорно-двигательной системы, соматические заболе­вания, здоровые) имеют сохранное зрение, обеспечи­вающее им в целом равные возможности на занятиях специальными дисциплинами. Различаются — вос­приятием звуковой информации (словесной речи); языком коммуникации (словесный или жестовый); двигательными возможностями.

Как мы знаем, одним из критериев подлинно ин­клюзивной среды является удовлетворение образова­тельных потребностей всех ее участников. Это требует методического, организационного и технического обеспечения.

Остановимся на некоторых звеньях этого обеспе­чения в ГСИИ.

Институтом разработаны учебные планы, в кото­рых:

  • установлены наиболее оптимальные сроки обу­чения для каждой ОП (музыкальные — 5 лет, изобра­зительного искусства — 6 лет, театральные — 5 лет);
  • включены дополнительные коррекционные дис­циплины, формирующие и развивающие специаль­ные, необходимые в процессе обучения, умения («Чте­ние и письмо по Брайлю», «Нотный Брайль» для студентов с проблемами зрения; «Жестовая речь», «Раз­витие слуха и речи», «Культура речи» для студентов с недостатками слуха»);
  • проведено наиболее оптимальное распределение дисциплин по семестрам и длительности изучения (так, например, сроки изучения курса литературы для музыкантов увеличены из-за более продолжительного чтения источников студентами, пользующимися Брайлем).

 

Ограничения \Факультеты

Зрение

Слух

Опорно-двигательная система

Соматические заболевания

Без

ограничений (здоровые)

Всего

Музыкальный

32

1

2

6

26

67

ИЗО

2

43

14

14

7

80

Театральный

2

25

0

1

0

28

Всего

36

69

16

21

33

175


 

На основе утвержденных Ученым советом учебных планов по образовательным программам для каждого набора создается свой рабочий учебный план, учитыва­ющий особенности конкретной группы студентов.

В особых случаях для студента создается индивиду­альный учебный план (для слабослышащей студентки на музыкальном факультете, для слабовидящего сту­дента на факультете изобразительного искусства, для тотально слепой скрипачки, которая не сможет играть в оркестре с дирижером). В таком плане сохраняется установленное стандартом общее количество часов с перераспределением часов между дисциплинами вну­три раздела.

Институтом проанализированы, скорректированы, при необходимости полностью переработаны програм­мы по всем учебным дисциплинам (в части сроков изу­чения курса, количества часов на изучение разделов и тем, порядка освоения материала, но с полным сохра­нением содержания). При этом принципиально важно, что адаптация программ проводится, прежде всего, в расчете на основную проблемную группу студентов, изучающих данную дисциплину, а все остальные сту­денты в процессе обучения включаются в устанавли­ваемые ею нормы. В ряде случаев, там, где в обычных творческих вузах существует одна программа по учеб­ной дисциплине для нескольких ОП, в ГСИИ разрабо­таны отдельные программы для каждой их них. Так, по предмету «сценическое движение» на театральном факультете есть три учебных программы: для ОП «Ар­тист театра и кино» (неслышащие), для ОП «Артист театра кукол» (лица с ограничениями опорно-двига­тельной системы), для ОП «Артист эстрады — художе­ственное слово» (лица с ограничениями зрения и опорно-двигательной системы).

Главный принцип любого творческого образова­ния — развитие индивидуальности ученика. Для ГСИИ индивидуальная работа, индивидуальный под­ход к каждому студенту — важнейшее, определяющее средство как осуществления стоящих перед ним твор­ческих задач, так и решения многих проблем инклю­зивной образовательной среды.

Все занятия по специальности музыкальных ОП проводятся индивидуально. Предусмотрено большое количество индивидуальных занятий по образова­тельным программам театрального факультета (тех­ника речи, жестовая речь, художественное слово и др.) и факультета изобразительного искусства. Маленькая наполняемость групп (до 8 человек) позволяет осуще­ствлять индивидуальный подход, искать пути удовле­творения образовательных потребностей любого сту­дента на каждом занятии.

Постоянно изыскиваются возможности совместно­го освоения аналогичных дисциплин студентами с одинаковыми ограничениями разных факультетов и

ОП. Совместно проходят занятия по культуре речи студентов ОП «Артист драматического театра и кино» и студентов с ограничениями слуха факультета изоб­разительного искусства, по технике чтения и письма по Брайлю студентов с ограничениями зрения ОП «Артист эстрады — художественное слово» и музы­кального факультета.

Важную роль в успешном функционировании ин­клюзивной образовательной среды ГСИИ играет тех­ническое обеспечение. Библиотека словесной и нот­ной литературы на Брайле, материалы фонотеки и ви-деотеки, звукозаписывающая и видеозаписывающая техника, компьютерная техника, оборудованная спе­циальными программами для незрячих, и слуховые аппараты постоянно используются студентами в ауди­торной и самостоятельной работе. Все занятия и меро­приятия, на которых присутствуют неслышащие сту­денты, сопровождаются сурдопереводом (переводом на жестовый язык). Огромную пользу приносят курсы жестового языка и чтения и письма по Брайлю для студентов смежных факультетов, педагогов и сотруд­ников.

Кроме инклюзивной среды образовательных про­грамм и факультетов существует общеинститутская инклюзивная образовательная среда, которая соеди­няет в себе, с одной стороны, различные направления искусства (музыкальное, театральное, изобразитель­ное), с другой — все категории людей с ОВЗ, представ­ленные в институте.

Значение этой среды для профессионального ста­новления и воспитания студентов трудно переоце­нить.

Она развивает их общекультурно и эстетически; знакомит с другими, казалось бы, совершенно недо­ступными им видами искусства. Это знакомство не только обогащает студентов, но в ряде случаев помога­ет им в определении их подлинного призвания: не­сколько студентов факультета изобразительного искус­ства (ограничения слуха) и музыкального факультета (ограничения зрения) поступили на театральный фа­культет, студент музыкального факультета (слабовидя­щий) — на факультет изобразительного искусства.

Ежедневная совместная жизнь и учеба рядом сту­дентов с различными ОВЗ разрушает отношение каж­дого из них к собственным ограничениям как самым серьезным в мире; учит, прежде всего, ценить имею­щиеся у них возможности; формирует внимание к про­блемам других людей; развивает коммуникативные возможности; содействует преодолению существую­щего в настоящее время разобщения различных кате­горий лиц с ОВЗ.

Остановимся на некоторых направлениях форми­рования и сохранения (поддержания) общеинститут­ской инклюзивной среды в ГСИИ.

Наблюдение за работой других факультетов и дру­гих ОП своего факультета. Студенты, занимаясь в со­седних аудиториях, невольно знакомятся с ежеднев­ной работой своих товарищей. Они присутствуют на творческих экзаменах, показах, просмотрах, концер­тах, спектаклях, выставках друг друга.

Совместная концертно-выставочная деятель­ность. Институт регулярно проводит концерты, со­ставленные из номеров студентов музыкального и теа­трального факультетов. Иногда такие концерты со­провождаются небольшими выставками факультета изобразительного искусства. Данная работа требует от студентов определенного взаимодействия и взаимопо­мощи.

Совместная творческая работа. Всячески поощря­ются, поддерживаются и организуются творческие контакты, совместные творческие работы студентов разных факультетов. Художники и музыканты помо­гают в художественном и музыкальном оформлении отрывков, самостоятельных работ, спектаклей теат­рального факультета. Актеры и музыканты позируют на занятиях по специальности факультета изобрази­тельного искусства. Создаются совместные номера (при самом разнообразном сочетании участников) для традиционных вечеров ГСИИ («День первокурсни­ка», «День рождения Института», Новогодний вечер).

Совместная внеучебная деятельность. Все обще­институтские мероприятия (вручение дипломов вы­пускникам, встречи с интересными людьми, вечера от­дыха и пр.) проводятся совместно. Необходимо отме­тить, что для успешного проведения любого такого совместного мероприятия организаторы должны очень серьезно учитывать особенности восприятия и интересы каждой группы наших студентов. Так выст­раивать его проведение, чтобы «звуковые» куски чере­довались со «зрительными», чтобы словесно-звуковой ряд был максимально донесен до студентов с пробле­мами слуха сурдопереводчиком, а визуально-пласти­ческий с помощью синхронного комментария — до студентов с полной потерей зрения.

Совместное проживание в общежитии, совместное решение бытовых проблем также способствует социа­лизации наших студентов.

Конечно, образовательная среда ГСИИ далека от совершенства, но 20 лет успешной работы института подтвердили ее жизнеспособность и продуктивность. Успешность работы подтверждается востребованнос­тью наших выпускников, их творческими достижени­ями, увеличивающимся числом здоровых людей, кото­рые хотят учиться в ГСИИ, и, может быть, самое глав­ное, тем, что в институте сложилось много семейных пар самого неожиданного (с точки зрения ОВЗ) соче­тания.

Информация об авторах

Востров И.М., ИПИО МГППУ, Государственный специализированный институт искусств, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2897
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 55
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0