Опыт работы психологической службы факультета информационных технологий МГППУ
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Черемошкина Л.В. Опыт работы психологической службы факультета информационных технологий МГППУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ факультета информационных технологий МГППУ началось в 2007 году с исследования условий совместного обучения здоровых студентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. В результате исследования (с помощью полуструктурированного интервью было опрошено 23 студента с ОВЗ 1—5-го курсов) было выявлено 6 типов проблем такого рода обучения: организация учебного и жизненного пространства; организация учебного процесса; педагогические проблемы; социально-психологические проблемы; проблемы профессионального становления и трудоустройства; психологические проблемы.
Полный текст
Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ факультета информационных технологий МГППУ началось в 2007 году с исследования условий совместного обучения здоровых студентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. В результате исследования (с помощью полуструктурированного интервью было опрошено 23 студента с ОВЗ 1—5-го курсов) было выявлено 6 типов проблем такого рода обучения: организация учебного и жизненного пространства; организация учебного процесса; педагогические проблемы; социально-психологические проблемы; проблемы профессионального становления и трудоустройства; психологические проблемы.
Психологическая служба факультета ИТ практическую работу начала в конце 2009—10 учебного года. В период с апреля 2010 по март 2011 были проконсультированы более 25 человек. Основные причины обращения за психологической помощью были связаны:
-
с неуспеваемостью;
-
самоидентификацией;
-
самооценкой;
-
бурно развивающейся мотивационной сферой, а также закономерностями профессионализации в сложившихся условиях.
Порядок работы был следующим. 1-й этап — беседа с клиентом; 2-й этап — опрос кураторов и методистов, а также преподавателей; 3-й этап — постановка диагноза; 4-й этап — повторная консультация студента; 5-й этап — рекомендации кураторам, руководству факультета и, в случае необходимости, родителям.
В основу организации и реализации психологической помощи студентам с ОВЗ были положены следующие методологические принципы.
А). Интересы конкретной личности превыше всего.
Б). Консультативная работа и психолого-педагогическое сопровождение должны быть такими, чтобы помочь студенту выстроить свою профессиональную судьбу.
Для того чтобы психологическая помощь имела пролонгированный характер, она должна базироваться на знании и учете наиболее стабильных образований человека (качеств, свойств или их особенностей). Как определить, что может явиться фундаментом не только решения актуальной проблемы, но и выступить «якорем» будущей профессиональной судьбы и жизни в целом? Несмотря на разнообразие парадигм и около-парадигмальную пестроту точек зрения, консультант или психотерапевт в реальной действительности работает с внутренними причинами поведения и деятельности (мотивами) и/или возможностями их реализации (способностями).
Изучение закономерностей развития и функционирования мотивационной сферы студентов с ОВЗ показывает ее динамичность (неустойчивость), сопряженную в ряде случаев с неадекватной Я-концепцией. В связи с этим сверхзадача психологической помощи в подобных ситуациях заключается в том, чтобы превратить (помочь, стимулировать процесс) студента с ОВЗ в субъекта своей жизни. Иначе говоря, работа должна строиться не на банальной фиксации его индивидуальных особенностей и не на стремлении повлиять на него как на личность, т. е. как на осознающую себя индивидуальность — в этом случае последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Важно помочь студенту-инвалиду стать субъектом своей профессиональной, а следовательно, и личной судьбы.
Что это означает на практике? Это означает, что психолог должен выявить и объективировать для самого человека его способности. Способности составляют основу инструментальности человека в его взаимодействии с окружающим миром, а следовательно, его реальной индивидной, субъектно-деятельностной и личностной активности. Рассматривая способности как орудийную основу интеллекта, проявляющуюся как в общих, так и в специальных (профессиональных) функциях, получаем возможность в процессе исследования и при постановке диагноза определить, какими познавательными (перцептивными, аттенцион-ными, мыслительными, мнемическими и др.), психомоторными, коммуникативными и духовными, а также специальными способностями обладает конкретный студент.
Дальнейшая работа с клиентом выстраивается «под этот» симптомокомплекс его актуальных и потенциальных возможностей: развивать, формировать, корректировать или/и совершенствовать. Следует особо подчеркнуть, что как непосредственный, так и пролонгированный результат может иметь место в случае системного анализа не только объективных, но и собственно психологических (субъектных и субъективно личностных) закономерностей развития и функционирования когнитивной сферы человека [1; 2; 3].
Литература
- Черемошкина Л. В. К проблеме закономерности в психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Сб. научн. тр. — Ярославль: ЯрГУ, 1999. С. 66—76.
- Черемошкина Л. В. Проблема объективных и собственно психологических закономерностей в психологии // Ученые записки РГСУ. 2003. № 5. С. 71—83.
- Черемошкина Л. В. Психология памяти. — М.: Аспект Пресс, 2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1819
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 38
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0