Юрий Федорович Поляков: человек, ученый, организатор науки и образования
Общая информация
Ключевые слова: Поляков Ю.Ф., наука, клиническая психология
Тип материала: эссе
Для цитаты: Зверева Н.В., Ениколопов С.Н. Юрий Федорович Поляков: человек, ученый, организатор науки и образования // Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы (К 85-летию Юрия Федоровича Полякова).
Фрагмент статьи
Полный текст
Юрий Федорович Поляков (1927-2002) принадлежит к уже
уходящему от нас поколению отечественных психологов, тех людей, которые
выдержали
испытания временем, обеспечили уважение, создали славу и общественное признание
психологии в России. Родившись между двумя мировыми войнами, в период надежд на
развитие науки и, в то же время, индустриализации, коллективизации и борьбы «за
чистоту партийных рядов», Юрий Федорович сумел стать пытливым ученым,
харизматической личностью, безусловным лидером отечественной медицинской
психологии на протяжении десятилетий, прекрасным организатором науки и
образования, человеком, умеющим находить выходы из весьма сложных
ситуаций.
Ю.Ф. Поляков родился в Москве 9 декабря 1927 года в семье служащих.Его мать
была врачом, а отец – экономист. Во время Великой Отечественной войны,
14-летним подростком, в эвакуации, он работал на танковом заводе в г.
Новосибирске. Принадлежа по рождению к последним годам призыва во время Великой
Отечественной войны, юный Поляков на фронт не попал, но учился в артиллерийской
спецшколе, затем в военном училище. Воспоминания об этом периоде жизни и дружбу
со своими соучениками он сохранил на всю жизнь.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова всегда гордился
своими выпускниками, среди них - и Ю.Ф.Поляков. Начав свою учебу в Риге на
факультете журналистики Латвийского университета, он с 1947 года учился в МГУ
имени М.В.Ломоносова. В 1951 г. он закончил отделение русского языка, логики и
психологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, защитив
дипломную работу по психологии мышления (научный руководитель - С.Л.
Рубинштейн). Знакомство с выдающимся отечественным психологом и философом во
многом определило его дальнейшие научные взгляды и интересы.
После окончания МГУ Ю.Ф. Поляков становится сотрудником лаборатории
патопсихологии НИИ психиатрии МЗ РСФСР, руководимой Б.В. Зейгарник. Именно
тогда, в 1952 г. Ю.Ф. Поляков стал учеником и соратником Б.В. Зейгарник,
начиналось его многолетнее плодотворное сотрудничество с нею. Впоследствии
Блюма Вульфовна Зейгарник не раз говорила о Юрии Федоровиче Полякове как одном
из ее любимых и очень самостоятельных учеников. В 1954-1956 г. Ю.Ф. Поляков
работал практическим психологом в Московской психиатрической больнице им. П.Б.
Ганнушкина, таким образом, он оказался
среди первых медицинских психологов, специалистов-практиков в самой гуще
событий интенсивно развивающейся отрасли психологической науки. Получив
классическое университетское образование, Ю.Ф.Поляков выбрал сложную стезю
психолога, которой был верен всю жизнь. В 1956 - 1959 годах он работал в
Институте судебной психиатрии им. В.П. Сербского, сначала научным сотрудником,
а затем заведующим лабораторией патопсихологии.
В начале 60-х годов Ю.Ф.Поляков снова работает под руководством Блюмы Вульфовны
в Московском НИИ психиатрии. Интерес к реальной
экспериментально-психологической, научной и практической работе в рамках
медицинской психологии формировался именно в эти годы. Последующая практическая
деятельность в клинике и кандидатская диссертация (руководитель профессор
Б.В.Зейгарник) были связаны с исследованием патологии познавательных процессов
при разных психических заболеваниях.
Ю.Ф.Поляков пришел в Институт психиатрии АМН заведовать лабораторией
патопсихологии в 1962 году. Незадолго до этого институт возглавил академик
А.В.Снежневский и Институт начал работать по новой научной программе, в центре
которой стояла проблема шизофрении, это время связано с началом
мультидисциплинарного исследования проблемы. Такое исследование предполагало
совместное изучение болезни на разных уровнях: биологическом, физиологическом,
психологическом и клиническом. По воспоминаниям Т.К. Мелешко, с первого же дня
знакомства Юрия Федоровича с новыми сотрудниками, в лаборатории «установилась
(образовалась) атмосфера творческого сотрудничества и взаимопонимания»1. Работа
в Институте судебной психиатрии позволила собрать уникальный материал о формах
патологии мышления при различных психических заболеваниях. Изучая формирование
искусственных понятий по методике Выготского-Сахарова, Ю.Ф. Поляков обратил
внимание не склонность больных шизофренией к актуализации скрытых латентных,
обычно не используемых здоровыми свойств предметов. Собранные материалы вошли в
докторскую диссертацию, выполненную на тему: "Патология познавательной
деятельности при шизофрении" (1968). Период жизни лаборатории патопсихологии,
связанный с руководством Ю.Ф.Полякова (с 1962
1 Из доклада Т.К.Мелешко на конференции к 80-летию Ю.Ф..Полякова
по 1990 г) остался в памяти сотрудников как яркая пора с множеством интересных
научных и человеческих открытий. В воспоминаниях Тамары Константиновны Мелешко
Ю.Ф.Поляков был охарактеризован так: «Юрий Федорович являл собой пример нового,
демократического стиля руководства, что было совсем нехарактерно и нетипично
для того времени. Он не был кабинетным ученым-одиночкой, всегда стремился к
диалогу, к обсуждению своих идей и мыслей с сотрудниками, был очень восприимчив
и внимателен к мнению других, был склонен не только учить, но им учиться у
других. Если к этому прибавить живость ума, оригинальность мышления и чувство
юмора, которым он обладал, то создавалась неплохая почва для совместной работы
и творчества»1. С самого начала самостоятельной профессиональной деятельности
научные интересы Ю.Ф. Полякова были сосредоточены на проблемах патопсихологии.
Основным предметом его исследований стала патология мышления при различных
психических заболеваниях. Этой проблеме были посвящены и многочисленные работы
Б.В. Зейгарник, однако Ю.Ф. Поляков нашел свой оригинальный подход к проблеме,
создав ряд новых методических процедур для исследования нарушений мышления. В
монографии “Патология познавательной деятельности при шизофрении” (1974) он
обобщил результаты проведенных им теоретических и экспериментальных
исследований, сформулировал и обосновал новую гипотезу, объясняющую природу
нарушений познавательной деятельности при шизофрении.
Юрий Федорович Поляков был хорошо знаком и дружен со многими выдающимися
отечественными психиатрами. Можно назвать имена Д.Е.Мелехова, С.Г.Жислина,
А.В.Снежневского, Р.А.Наджарова, Г.Я.Авруцкого, В.А.Концевого и многих других.
Ю.Ф.Поляков был одним из активных участников научной дискуссии по проблемам
взаимодействия психиатрии и психологии. Свое видение проблемы было изложено им
в статье «О методологических проблемах взаимосвязи психиатрии и психологии»,
опубликованной в журнале «Невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова» в 1977
году с подзаголовком: «К итогам дискуссии». Он писал о том, что «связи
психиатрии с психологией оказались наиболее старыми, прочными и
1 Там же
разносторонними1», это не случайно, а обусловлено исторически, гносеологически
и социально-практически, «На разных исторических этапах такие изменения (связей
психологи и психиатрии – авт.) детерминировались прежде всего сменой взглядов в
каждой из этих наук как на предмет психиатрии и сущность психических болезней,
так и на природу и структуру психики». Несмотря на прошедшее с тех пор время.
замечание Ю.Ф. Полякова о том, что «дискуссия…, показала, что ошибочные взгляды
на соотношение психологии и физиологии, своеобразный редукционизм, признающий
за психологией возможность изучения лишь «явлений» и лишь за физиологией
оставляющий право не вскрытие сущности «механизма» [1], еще не изжиты
полностью» актуально и в настоящее время на новом витке взаимоотношения
психологии с другими естественно-научными дисциплинами.
Вплоть до 1990 г. Ю.Ф. Поляков заведовал лабораторией патопсихологии Института
психиатрии АМН СССР, позже преобразованного в Центр психического здоровья РАМН.
В это время медицинская психология широко развивается по всей стране, вводятся
должности медицинских психологов в отделения психиатрических клиник, одним из
образцов такой работы медицинских психологов являлся Всесоюзный научный центр
психического здоровья АМН СССР, где Ю.Ф.Поляковым была развернута самая крупная
в системе здравоохранения страны психологическая служба. В течение более, чем
10 лет Ю.Ф. Поляков был секретарем партийной организации Института психиатрии.
Эта работа давалась ему не всегда просто, в личных воспоминаниях Ю.С.Савенко
написано, что Ю.Ф.Поляков поделился своей досадой на непрерывный поток
доносов2. Очевидно, работа с этими письмами также требовала больших сил со
стороны Ю.Ф.Полякова. Известно, что работа партийного лидера научной
организации сопряжена со значительным числом трудностей, требует мудрости,
ответственности, все эти качества были в полной мере присущи Юрию Федоровичу
Полякову. Многие из его коллег по центру вспоминали, что на этом посту
Ю.Ф.Поляков умел спокойно и бесконфликтно решать весьма непростые
вопросы.
1 Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 1977, № 12, с.
2 «Независимый психиатрический журнал» 2009, №1.
Отдельно следует сказать о научных направлениях работы лаборатории. Юрий
Федорович создал научный коллектив, который сумел развивать различные, но
органично между собой связанные проблемы психологии в контексте исследований
шизофрении. Среди основных ключевых проблем этого периода следует назвать
проблему анализа специфики познавательных (когнитивных) нарушений при
шизофрении. Ю.Ф.Поляковым была сформулирована гипотеза о снижении опоры на
прошлый опыт при актуализации знаний в процессе выполнения различных
познавательных задач (нарушении избирательности мышления, восприятия, речевой
деятельности) у больных шизофренией по сравнению со здоровыми (В.П.Критская,
1966, Е.И.Богданов, 1968, Т.К.Мелешко, 1968, Л.А.Абрамян, Ю.Ф.Поляков, 1968).
Данный подход, научная новизна, актуальность и оригинальность заинтересовали
зарубежных коллег. Соответствие исследований в школе Ю.Ф.Полякова уровню
развития мировой науки подтверждено изданием монографии Schizophrenie und
Erkenntnistatigkeit. (Stuttgart) в Германии в 1972году. Существенным
результатом исследований, разрабатываемых под руководством Ю.Ф.Полякова, было
обнаружение тех же особенностей когнитивных процессов, выявленных у больных
шизофренией, у их здоровых родственников. Был поставлен вопрос о типологической
природе этих особенностей, об их возможной наследственной (генетической)
детерминации. Исследование близнецовых семей, проведенное совместно с генетиком
В.М.Гиндилисом, показало наличие существенного вклада генетических факторов в
детерминацию выявленных особенностей избирательности познавательной
деятельности. Следующим важным этапом было изучение проблем общения
(Т.К.Мелешко, Д.Н.Хломов, Э.И.Елигулашвили, О.Ю.Казьмина) и психической
активности (В.П.Критская, Т,Д.Савина, Н.С.Курек, В.А.Литвак), патологии эмоций
(Н.С.Курек, Н.Г.Гаранян), формирования дефекта.
В конце 70-х – начале 80-х годов Ю.Ф.Поляков был среди тех, кто начинал
использовать социально-психологические подходы к клиническим практикам и
исследованиям, кроме того, он был среди тех, кто поддерживал новые
психотерапевтические прикладные работы, проводимые психологами (Ю.Ф.Поляков,
Д.Н. Хломов, Ю.А. Слоневский и др., 1983)
Ю.Ф.Поляков - один из выдающихся отечественных медицинских психологов, работы
которого в свое время имели большой международный резонанс. Как
психолог-исследователь, он заложил основы нового экспериментального подхода в
патопсихологии, участвовал в разработке новых направлений научно-практической
деятельности клинических психологов. Одним из таких направлений является
детская клиническая психология, другим - востребованные в последнее время
нейрокогнитивные исследования. Исследования проводились по разным направлениям
медицинской психологии, изучались разные возрастные периоды у больных с
шизофренией и другими формами эндогенной психической патологии. Была поставлена
проблема психологической квалификации шизофренического дефекта, разработка
патопсихологического синдрома и его типологии при этом заболевании. Ю.Ф.Поляков
способствовал распространению в отечественной науке новой формы
экспериментально-психологических исследований в медицинской психологии:
выверенные клинические группы, модифицированные под задачу исследования
методики, обязательное присутствие нормативной выборки, сочетание
количественного и качественного анализа, мультидисциплинарные исследования
(совместно с генетиками, нейрофизиологами, неврологами и т.п.).
Новый ракурс работ лаборатории патопсихологии, связанных с детской тематикой,
был предопределен всем ходом развития исследований в годы руководства
Ю.Ф.Поляковым. Первоначально это было своего рода «продолжение» исследований
особенностей психической деятельности пациентов, страдающих юношеской
вялотекущей шизофренией на «предыдущем» возрастном этапе – в период
подростничества (Щербакова Н.П., 1976). В группе Т.К.Мелешко с сотрудниками
велась разработка новых и модификация уже наработанных методик для оценки
формирования аномалий познавательного развития при шизофрении в детском
возрасте, изучение взаимосвязи нарушений общения и своеобразия познавательного
развития у больных детей (Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В., 1986).
Ю.Ф.Поляков активно поддерживал изучение процессов произвольной регуляции и
становления самосознания и их связь с нарушениями общения и социализации при
шизофрении у детей (С.М.Алейникова, Н.В.Захарова, Т.К.Мелешко, 1989).
Ю.Ф.Поляков был
руководителем значительного числа диссертационных исследований, выполненных
сотрудниками лаборатории, в частности работы по изучению становления социальной
перцепции и развития возможностей распознавания эмоций по позе и жесту у
больных шизофренией детей и подростков (А.Е.Назаренко, 1990). Можно говорить
даже об особом «почерке» проводимых экспериментальных исследований в работах по
детской клинической психологии, вышедших из лаборатории патопсихологии крепкая
экспериментальная база, оригинальные методики, мультидисциплинарный подход,
представительность выборки, сочетание метода поперечных срезов и динамического
наблюдения, анализ процесса деятельности, а не только ее результата и т.п. .
Результаты работ лаборатории всегда находили место на страницах журнала
«Невропатологи и психиатрии им. С.С.Корсакова», в редакцию которого он входил.
Лаборатории стала первоокрывателем трудов Института психиатрии АМН СССР, именно
сборник «Экспериментально-психологические исследования патологии психической
деятельности при шизофрении» (1982), работы сотрудников лаборатории во главе с
ведущей статьей Ю.Ф.Полякова стали первым томом трудов Института психиатрии АМН
СССР.
В течение 20 лет с 1980 года по 2001 год Юрий Федорович работает заведующим
кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени
М.В.Ломоносова. Он принял кафедру после ухода из жизни А.Р.Лурии, сменил на
этом посту Е.Д.Хомскую. За эти годы им была проделана колоссальная работа по
развитию научных и прикладных аспектов клинической (медицинской) психологии. В
1990 году Ю.Ф.Поляков полностью переходит на работу в университет, однако
создает на базе НЦПЗ филиал кафедры, закрепляет научные связи факультета и
центра.
Ю.Ф, Поляков сотрудничал с разными преподавателями и научными сотрудниками
кафедры, поддерживая все новое, включаясь в экспериментальные исследования и
научное руководство новой проблематикой, открывая новые направления. В этот
период Ю.Ф.Поляков выдвинул стратегическую программу построения общей теории
отклонений, изменений, нарушений и восстановления психической деятельности при
разных видах патологии и аномалиях развития,или программу своего рода "общей
патопсихологии"1 (Поляков, 1996). Впервые в отечественной психологии
Ю.Ф.Поляков обращается к проблемам клинической психологии, изменяя и
трансформируя границы медицинской психологии, способствуя формированию этого
нового направления психологической науки. Клиническая психология
противопоставляется "медицинской психологии", понимаемой как сумма
психологических знаний, необходимых самим медицинским работникам, включая
специальные курсы в мединститутах и учебные пособия для врачей (Поляков, 1984).
Клиническая психология рассматривается Юрием Федоровичем как междисциплинарная
область, связанная с клинической практикой, физиологией, анатомией, биохимией,
психофармакологией, генетикой, педагогикой, юриспруденцией и др. Он определяет
ее как "область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности
изменений и восстановления психической деятельности при разных патологических
состояниях и аномалиях развития, а также закономерности влияния психических
факторов на укрепление здоровья, на возникновение и преодоление болезней, на
успешную реабилитацию, социально-трудовую адаптацию" (Поляков, 1996. С.
4).
Именно на факультете психологии проявились организаторские способности
Ю.Ф.Полякова в сфере образования. В течение многих лет он читал курс
медицинской психологии, затем клинической психологии, стараясь разнообразить
его новыми формами работы – клиническими демонстрациями, обсуждениями. Кроме
того, им был разработан новый курс методологические проблемы медицинской
(клинической) психологии. Этот опыт был трансформирован в ходе работы над новым
образовательным стандартом высшего профессионального образования по психологии.
С именем Юрия Федоровича связано открытие новой образовательной специальности
для психологов – клинической психологии (2000г). Он внес значительный вклад в
разработку образовательных программ, стандартов университетской подготовки
психологов по новой специальности: "клинической психологии" (1997-1998),
Клиническая психология рассматривалась как область практической
1 Именно такое название имеет первый том Клинической психологии, изданный
А.Б.Холмогоровой в 2011 г.
профессиональной деятельности психологов в целях охраны и укрепления здоровья
населения, направленная на профилактику заболеваний. Таким образом, клиническая
психология вбирает в себя опыт изучения и профилактики психосоматических
заболеваний, методы их психодиагностики и психокоррекции, психологической
"терапии". Именно за счет высокого авторитета Ю.Ф.Полякова возникла и стала
развиваться новая психологическая специальность – клиническая психология. Ее
структура во многом повторяет структуру отечественной медицинской психологии в
ее широком понимании: патопсихология, нейропсихология, психосоматика,
психология аномального развития, психотерапия. Отдельный раздел клинической
психологии составляют различные виды психологической экспертизы (в рамках
экспертизы врачебно-трудовой, судебно-психолого-психиатрической,
военно-медицинской и др.). Участвуя в решении научно-практических задач,
клиническая психология обладает мощным потенциалом в решении также и
фундаментальных общепсихологических проблем.
В последнее десятилетие своей деятельности Ю.Ф. Поляков развернул новый цикл
исследований в области клинической психологии в связи с проблемами охраны
здоровья населения, разработкой программ психопрофилактики и психологической
коррекции. Он был организатором памятных конференций, посвященных его учителям
и старшим товарищам – А.Р.Лурии, Б.В.Зейгарник. Можно сказать, что его
психологическое и научное предвидение двигало исследовательские и
образовательные программы возглавляемой им лаборатории патопсихологии и кафедры
нейро- и патопсихологии.
На протяжении всей своей жизни Ю.Ф. Поляков был окружен молодежью - молодыми
сотрудниками, аспирантами, студентами, уделял большое внимание воспитанию и
подготовке кадров. Доброта, отзывчивость, искреннее внимание к людям,
человеческое обаяние - эти черты Ю.Ф. Полякова находили живой отклик в сердцах
людей, вызывали их ответную симпатию и любовь. Ю.Ф.Поляков был прекрасным
семьянином, вырастил, как настоящий мужчина, сына, выбравшего путь
врача-хирурга. Юрий Федорович всегда искренне радовался не только
научным, но и личным достижениям, событиям в жизни своих сотрудников –
свадьбам, рождению детей, внуков.
Юрий Федорович обладал необыкновенным качеством – почувствовать новые
направления развития науки и смело двигался в этом направлении и давал
возможность такого движения к новому своим сотрудникам, как в лаборатории, так
и на кафедре. Можно говорить о создании им своей научной школы в расширение и
продолжение работ Б.В.Зейгарник и ее научного направления. Не случайно среди
сотрудников лаборатории было немало учеников Б.В.Зейгарник – студентка
Н.В.Захарова, дипломник Н.С.Курек, аспирантка А.Б.Холмогорова и др.
Ю.Ф.Поляков был замечательным научным руководителем. Он никогда не заставлял
своих сотрудников, аспирантов заниматься определенной тематикой, а подводил к
нужной тематике, не оказывая давления на своих подопечных. Неподдельный интерес
отражался в его глазах, когда речь шла об экспериментально-психологическом
исследовании и конкретных методиках. Он всегда выступал в роли испытуемого,
когда отрабатывались новые методические средства. Как профессор, Ю.Ф.Поляков
подготовил cвыше 30 кандидатов и докторов наук, его ученики благодарны за
сотрудничество и помощь. Ю.Ф. Поляков - автор многочисленных публикаций, многие
из них переведены на иностранные языки. С его легкой руки в отечественной
медицинской (клинической) психологии развиваются многие новые прикладные
направления: нейрогеронтопсихология. перинатальная психология, психология
телесности, психологическая коррекция и психотерапия и многие другие.
К сожалению, состояние здоровья и другие обстоятельства привели к тому, что в
2001 году Ю.Ф.Поляков оставил кафедру. Вскоре после этого он ушел из
жизни.
Безусловно, Юрий Федорович Поляков – личность крупного масштаба, выдающийся
ученый, организатор науки и образования, учитель, основавший научную школу. К
его 80-летию сотрудники НЦПЗ РАМН организовали конференцию, прошедшую в теплой
атмосфере воспоминаний (А.С.Тиганов, Т.К.Мелешко, Н.Г.Гаранян, С.Н.Ениколопов,
Н.К.Корсакова) и научных сообщений (Ю.В.Микадзе, Н.К.Корсакова, Н.В.Зверева). В
декабре 2012 года
исполняется 85 лет со дня рождения Ю.Ф.Полякова. В ознаменование этой даты НЦПЗ
РАМН и МГППУ, где работают многие ученики Ю.Ф.Полякова, развивая его научную
школу, планируют проведение мемориальной юбилейной научно-практической
конференции «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической
психологии)».
Литература
- Polyakov Y.F. Schizophrenie und Erkenntnistatigkeit. Stuttgart, 1972;
- Zeigarnik, B. V.; Luria, A. R.; Polyakov, Y. F. On the use of psychological tests in clinical practice in the USSR. Intelligence, Vol 1(1), Jan 1977, 82-93.
- Ениколопов С. Н. , Зверева Н. В. Конференция памяти Ю. Ф. Полякова/ Вопросы психологии, 2008, №2.
- Зверева Н.В. Патопсихология эндогенных психозов детского возраста /Психиатрия, 2008, № 2.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., МГУ, 1986.
- Критская В.П. Литвак В.А. Экспериментально-психологческое исследование больных шизофренией позднего возраста. Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова 1985, т.85, вып.12.с.1829-1833.
- Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 256 с.
- Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией. / Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста/под ред. М.Ш.Вроно. - М., 1986.
- Николаева В.В. Юрий Федорович Поляков. Воспоминания. /Выдающиеся психологи Москвы. /под ред. В.В.Рубцова, М.Г.Ярошевкого. М., 2007, с.483-489.
- Поляков Ю. Ф. О методологических проблемах взаимосвязи психиатрии и психологии (к итогам дискуссии)// Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1077, вып. 12.
- Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. - М., Медицина, 1974
- Поляков Ю.Ф. Патология познавательных процессов./ В кн. «Шизофрения. Мультидисциплинарные исследования». М. 1972.
- Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи психологии // Психологический журнал. 1984, № 2;
- Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы // Вестник Моск. ун.-та, Серия 14. Психология, 1996. № .2.
- Поляков Ю.Ф. Патология психики и проблемы общей психологии // Материалы 7-го Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. 1989;
- Поляков Ю.Ф., Гиндилис В.М., Критская В.П., Мелешко Т.К. Использование многомерных методов в генетическом анализе некоторых характеристик познавательных процессов при шизофрении. Сб. «Проблемы генетической психофизиологии человека». М., 1978.
- Холмогорова А.Б. Клиническая психология. Т.1 Общая патопсихология. М.: Академия. 2011.
- Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении /Под ред. Ю.Ф.Полякова. — М.: Труды института психиатрии АМН СССР, 1982, т.1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4475
В прошлом месяце: 76
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 186
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1