Юрий Федорович Поляков: человек, ученый, организатор науки и образования

192

Общая информация

Ключевые слова: Поляков Ю.Ф., наука, клиническая психология

Тип материала: эссе

Для цитаты: Зверева Н.В., Ениколопов С.Н. Юрий Федорович Поляков: человек, ученый, организатор науки и образования // Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы (К 85-летию Юрия Федоровича Полякова).

Фрагмент статьи

Юрий Федорович Поляков (1927-2002) принадлежит к уже уходящему от нас поколению отечественных психологов, тех людей, которые выдержали испытания временем, обеспечили уважение, создали славу и общественное признание психологии в России. Родившись между двумя мировыми войнами, в период надежд на развитие науки и, в то же время, индустриализации, коллективизации и борьбы «за чистоту партийных рядов», Юрий Федорович сумел стать пытливым ученым, харизматической личностью, безусловным лидером отечественной медицинской психологии на протяжении десятилетий, прекрасным организатором науки и образования, человеком, умеющим находить выходы из весьма сложных ситуаций.

Полный текст

Юрий Федорович Поляков (1927-2002) принадлежит к уже уходящему от нас поколению отечественных психологов, тех людей, которые выдержали
испытания временем, обеспечили уважение, создали славу и общественное признание психологии в России. Родившись между двумя мировыми войнами, в период надежд на развитие науки и, в то же время, индустриализации, коллективизации и борьбы «за чистоту партийных рядов», Юрий Федорович сумел стать пытливым ученым, харизматической личностью, безусловным лидером отечественной медицинской психологии на протяжении десятилетий, прекрасным организатором науки и образования, человеком, умеющим находить выходы из весьма сложных ситуаций.
Ю.Ф. Поляков родился в Москве 9 декабря 1927 года в семье служащих.Его мать была врачом, а отец – экономист. Во время Великой Отечественной войны, 14-летним подростком, в эвакуации, он работал на танковом заводе в г. Новосибирске. Принадлежа по рождению к последним годам призыва во время Великой Отечественной войны, юный Поляков на фронт не попал, но учился в артиллерийской спецшколе, затем в военном училище. Воспоминания об этом периоде жизни и дружбу со своими соучениками он сохранил на всю жизнь.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова всегда гордился своими выпускниками, среди них - и Ю.Ф.Поляков. Начав свою учебу в Риге на факультете журналистики Латвийского университета, он с 1947 года учился в МГУ имени М.В.Ломоносова. В 1951 г. он закончил отделение русского языка, логики и психологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, защитив дипломную работу по психологии мышления (научный руководитель - С.Л. Рубинштейн). Знакомство с выдающимся отечественным психологом и философом во многом определило его дальнейшие научные взгляды и интересы.
После окончания МГУ Ю.Ф. Поляков становится сотрудником лаборатории патопсихологии НИИ психиатрии МЗ РСФСР, руководимой Б.В. Зейгарник. Именно тогда, в 1952 г. Ю.Ф. Поляков стал учеником и соратником Б.В. Зейгарник, начиналось его многолетнее плодотворное сотрудничество с нею. Впоследствии Блюма Вульфовна Зейгарник не раз говорила о Юрии Федоровиче Полякове как одном из ее любимых и очень самостоятельных учеников. В 1954-1956 г. Ю.Ф. Поляков работал практическим психологом в Московской психиатрической больнице им. П.Б. Ганнушкина, таким образом, он оказался
среди первых медицинских психологов, специалистов-практиков в самой гуще событий интенсивно развивающейся отрасли психологической науки. Получив классическое университетское образование, Ю.Ф.Поляков выбрал сложную стезю психолога, которой был верен всю жизнь. В 1956 - 1959 годах он работал в Институте судебной психиатрии им. В.П. Сербского, сначала научным сотрудником, а затем заведующим лабораторией патопсихологии.
В начале 60-х годов Ю.Ф.Поляков снова работает под руководством Блюмы Вульфовны в Московском НИИ психиатрии. Интерес к реальной экспериментально-психологической, научной и практической работе в рамках медицинской психологии формировался именно в эти годы. Последующая практическая деятельность в клинике и кандидатская диссертация (руководитель профессор Б.В.Зейгарник) были связаны с исследованием патологии познавательных процессов при разных психических заболеваниях.
Ю.Ф.Поляков пришел в Институт психиатрии АМН заведовать лабораторией патопсихологии в 1962 году. Незадолго до этого институт возглавил академик А.В.Снежневский и Институт начал работать по новой научной программе, в центре которой стояла проблема шизофрении, это время связано с началом мультидисциплинарного исследования проблемы. Такое исследование предполагало совместное изучение болезни на разных уровнях: биологическом, физиологическом, психологическом и клиническом. По воспоминаниям Т.К. Мелешко, с первого же дня знакомства Юрия Федоровича с новыми сотрудниками, в лаборатории «установилась (образовалась) атмосфера творческого сотрудничества и взаимопонимания»1. Работа в Институте судебной психиатрии позволила собрать уникальный материал о формах патологии мышления при различных психических заболеваниях. Изучая формирование искусственных понятий по методике Выготского-Сахарова, Ю.Ф. Поляков обратил внимание не склонность больных шизофренией к актуализации скрытых латентных, обычно не используемых здоровыми свойств предметов. Собранные материалы вошли в докторскую диссертацию, выполненную на тему: "Патология познавательной деятельности при шизофрении" (1968). Период жизни лаборатории патопсихологии, связанный с руководством Ю.Ф.Полякова (с 1962
1 Из доклада Т.К.Мелешко на конференции к 80-летию Ю.Ф..Полякова
по 1990 г) остался в памяти сотрудников как яркая пора с множеством интересных научных и человеческих открытий. В воспоминаниях Тамары Константиновны Мелешко Ю.Ф.Поляков был охарактеризован так: «Юрий Федорович являл собой пример нового, демократического стиля руководства, что было совсем нехарактерно и нетипично для того времени. Он не был кабинетным ученым-одиночкой, всегда стремился к диалогу, к обсуждению своих идей и мыслей с сотрудниками, был очень восприимчив и внимателен к мнению других, был склонен не только учить, но им учиться у других. Если к этому прибавить живость ума, оригинальность мышления и чувство юмора, которым он обладал, то создавалась неплохая почва для совместной работы и творчества»1. С самого начала самостоятельной профессиональной деятельности научные интересы Ю.Ф. Полякова были сосредоточены на проблемах патопсихологии. Основным предметом его исследований стала патология мышления при различных психических заболеваниях. Этой проблеме были посвящены и многочисленные работы Б.В. Зейгарник, однако Ю.Ф. Поляков нашел свой оригинальный подход к проблеме, создав ряд новых методических процедур для исследования нарушений мышления. В монографии “Патология познавательной деятельности при шизофрении” (1974) он обобщил результаты проведенных им теоретических и экспериментальных исследований, сформулировал и обосновал новую гипотезу, объясняющую природу нарушений познавательной деятельности при шизофрении.
Юрий Федорович Поляков был хорошо знаком и дружен со многими выдающимися отечественными психиатрами. Можно назвать имена Д.Е.Мелехова, С.Г.Жислина, А.В.Снежневского, Р.А.Наджарова, Г.Я.Авруцкого, В.А.Концевого и многих других. Ю.Ф.Поляков был одним из активных участников научной дискуссии по проблемам взаимодействия психиатрии и психологии. Свое видение проблемы было изложено им в статье «О методологических проблемах взаимосвязи психиатрии и психологии», опубликованной в журнале «Невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова» в 1977 году с подзаголовком: «К итогам дискуссии». Он писал о том, что «связи психиатрии с психологией оказались наиболее старыми, прочными и
1 Там же
разносторонними1», это не случайно, а обусловлено исторически, гносеологически и социально-практически, «На разных исторических этапах такие изменения (связей психологи и психиатрии – авт.) детерминировались прежде всего сменой взглядов в каждой из этих наук как на предмет психиатрии и сущность психических болезней, так и на природу и структуру психики». Несмотря на прошедшее с тех пор время. замечание Ю.Ф. Полякова о том, что «дискуссия…, показала, что ошибочные взгляды на соотношение психологии и физиологии, своеобразный редукционизм, признающий за психологией возможность изучения лишь «явлений» и лишь за физиологией оставляющий право не вскрытие сущности «механизма» [1], еще не изжиты полностью» актуально и в настоящее время на новом витке взаимоотношения психологии с другими естественно-научными дисциплинами.
Вплоть до 1990 г. Ю.Ф. Поляков заведовал лабораторией патопсихологии Института психиатрии АМН СССР, позже преобразованного в Центр психического здоровья РАМН. В это время медицинская психология широко развивается по всей стране, вводятся должности медицинских психологов в отделения психиатрических клиник, одним из образцов такой работы медицинских психологов являлся Всесоюзный научный центр психического здоровья АМН СССР, где Ю.Ф.Поляковым была развернута самая крупная в системе здравоохранения страны психологическая служба. В течение более, чем 10 лет Ю.Ф. Поляков был секретарем партийной организации Института психиатрии. Эта работа давалась ему не всегда просто, в личных воспоминаниях Ю.С.Савенко написано, что Ю.Ф.Поляков поделился своей досадой на непрерывный поток доносов2. Очевидно, работа с этими письмами также требовала больших сил со стороны Ю.Ф.Полякова. Известно, что работа партийного лидера научной организации сопряжена со значительным числом трудностей, требует мудрости, ответственности, все эти качества были в полной мере присущи Юрию Федоровичу Полякову. Многие из его коллег по центру вспоминали, что на этом посту Ю.Ф.Поляков умел спокойно и бесконфликтно решать весьма непростые вопросы.
1 Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 1977, № 12, с.
2 «Независимый психиатрический журнал» 2009, №1.
Отдельно следует сказать о научных направлениях работы лаборатории. Юрий Федорович создал научный коллектив, который сумел развивать различные, но органично между собой связанные проблемы психологии в контексте исследований шизофрении. Среди основных ключевых проблем этого периода следует назвать проблему анализа специфики познавательных (когнитивных) нарушений при шизофрении. Ю.Ф.Поляковым была сформулирована гипотеза о снижении опоры на прошлый опыт при актуализации знаний в процессе выполнения различных познавательных задач (нарушении избирательности мышления, восприятия, речевой деятельности) у больных шизофренией по сравнению со здоровыми (В.П.Критская, 1966, Е.И.Богданов, 1968, Т.К.Мелешко, 1968, Л.А.Абрамян, Ю.Ф.Поляков, 1968). Данный подход, научная новизна, актуальность и оригинальность заинтересовали зарубежных коллег. Соответствие исследований в школе Ю.Ф.Полякова уровню развития мировой науки подтверждено изданием монографии Schizophrenie und Erkenntnistatigkeit. (Stuttgart) в Германии в 1972году. Существенным результатом исследований, разрабатываемых под руководством Ю.Ф.Полякова, было обнаружение тех же особенностей когнитивных процессов, выявленных у больных шизофренией, у их здоровых родственников. Был поставлен вопрос о типологической природе этих особенностей, об их возможной наследственной (генетической) детерминации. Исследование близнецовых семей, проведенное совместно с генетиком В.М.Гиндилисом, показало наличие существенного вклада генетических факторов в детерминацию выявленных особенностей избирательности познавательной деятельности. Следующим важным этапом было изучение проблем общения (Т.К.Мелешко, Д.Н.Хломов, Э.И.Елигулашвили, О.Ю.Казьмина) и психической активности (В.П.Критская, Т,Д.Савина, Н.С.Курек, В.А.Литвак), патологии эмоций (Н.С.Курек, Н.Г.Гаранян), формирования дефекта.
В конце 70-х – начале 80-х годов Ю.Ф.Поляков был среди тех, кто начинал использовать социально-психологические подходы к клиническим практикам и исследованиям, кроме того, он был среди тех, кто поддерживал новые психотерапевтические прикладные работы, проводимые психологами (Ю.Ф.Поляков, Д.Н. Хломов, Ю.А. Слоневский и др., 1983)
Ю.Ф.Поляков - один из выдающихся отечественных медицинских психологов, работы которого в свое время имели большой международный резонанс. Как психолог-исследователь, он заложил основы нового экспериментального подхода в патопсихологии, участвовал в разработке новых направлений научно-практической деятельности клинических психологов. Одним из таких направлений является детская клиническая психология, другим - востребованные в последнее время нейрокогнитивные исследования. Исследования проводились по разным направлениям медицинской психологии, изучались разные возрастные периоды у больных с шизофренией и другими формами эндогенной психической патологии. Была поставлена проблема психологической квалификации шизофренического дефекта, разработка патопсихологического синдрома и его типологии при этом заболевании. Ю.Ф.Поляков способствовал распространению в отечественной науке новой формы экспериментально-психологических исследований в медицинской психологии: выверенные клинические группы, модифицированные под задачу исследования методики, обязательное присутствие нормативной выборки, сочетание количественного и качественного анализа, мультидисциплинарные исследования (совместно с генетиками, нейрофизиологами, неврологами и т.п.).
Новый ракурс работ лаборатории патопсихологии, связанных с детской тематикой, был предопределен всем ходом развития исследований в годы руководства Ю.Ф.Поляковым. Первоначально это было своего рода «продолжение» исследований особенностей психической деятельности пациентов, страдающих юношеской вялотекущей шизофренией на «предыдущем» возрастном этапе – в период подростничества (Щербакова Н.П., 1976). В группе Т.К.Мелешко с сотрудниками велась разработка новых и модификация уже наработанных методик для оценки формирования аномалий познавательного развития при шизофрении в детском возрасте, изучение взаимосвязи нарушений общения и своеобразия познавательного развития у больных детей (Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В., 1986). Ю.Ф.Поляков активно поддерживал изучение процессов произвольной регуляции и становления самосознания и их связь с нарушениями общения и социализации при шизофрении у детей (С.М.Алейникова, Н.В.Захарова, Т.К.Мелешко, 1989). Ю.Ф.Поляков был
руководителем значительного числа диссертационных исследований, выполненных сотрудниками лаборатории, в частности работы по изучению становления социальной перцепции и развития возможностей распознавания эмоций по позе и жесту у больных шизофренией детей и подростков (А.Е.Назаренко, 1990). Можно говорить даже об особом «почерке» проводимых экспериментальных исследований в работах по детской клинической психологии, вышедших из лаборатории патопсихологии крепкая экспериментальная база, оригинальные методики, мультидисциплинарный подход, представительность выборки, сочетание метода поперечных срезов и динамического наблюдения, анализ процесса деятельности, а не только ее результата и т.п. . Результаты работ лаборатории всегда находили место на страницах журнала «Невропатологи и психиатрии им. С.С.Корсакова», в редакцию которого он входил. Лаборатории стала первоокрывателем трудов Института психиатрии АМН СССР, именно сборник «Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении» (1982), работы сотрудников лаборатории во главе с ведущей статьей Ю.Ф.Полякова стали первым томом трудов Института психиатрии АМН СССР.
В течение 20 лет с 1980 года по 2001 год Юрий Федорович работает заведующим кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова. Он принял кафедру после ухода из жизни А.Р.Лурии, сменил на этом посту Е.Д.Хомскую. За эти годы им была проделана колоссальная работа по развитию научных и прикладных аспектов клинической (медицинской) психологии. В 1990 году Ю.Ф.Поляков полностью переходит на работу в университет, однако создает на базе НЦПЗ филиал кафедры, закрепляет научные связи факультета и центра.
Ю.Ф, Поляков сотрудничал с разными преподавателями и научными сотрудниками кафедры, поддерживая все новое, включаясь в экспериментальные исследования и научное руководство новой проблематикой, открывая новые направления. В этот период Ю.Ф.Поляков выдвинул стратегическую программу построения общей теории отклонений, изменений, нарушений и восстановления психической деятельности при разных видах патологии и аномалиях развития,или программу своего рода "общей патопсихологии"1 (Поляков, 1996). Впервые в отечественной психологии Ю.Ф.Поляков обращается к проблемам клинической психологии, изменяя и трансформируя границы медицинской психологии, способствуя формированию этого нового направления психологической науки. Клиническая психология противопоставляется "медицинской психологии", понимаемой как сумма психологических знаний, необходимых самим медицинским работникам, включая специальные курсы в мединститутах и учебные пособия для врачей (Поляков, 1984). Клиническая психология рассматривается Юрием Федоровичем как междисциплинарная область, связанная с клинической практикой, физиологией, анатомией, биохимией, психофармакологией, генетикой, педагогикой, юриспруденцией и др. Он определяет ее как "область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности изменений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития, а также закономерности влияния психических факторов на укрепление здоровья, на возникновение и преодоление болезней, на успешную реабилитацию, социально-трудовую адаптацию" (Поляков, 1996. С. 4).
Именно на факультете психологии проявились организаторские способности Ю.Ф.Полякова в сфере образования. В течение многих лет он читал курс медицинской психологии, затем клинической психологии, стараясь разнообразить его новыми формами работы – клиническими демонстрациями, обсуждениями. Кроме того, им был разработан новый курс методологические проблемы медицинской (клинической) психологии. Этот опыт был трансформирован в ходе работы над новым образовательным стандартом высшего профессионального образования по психологии. С именем Юрия Федоровича связано открытие новой образовательной специальности для психологов – клинической психологии (2000г). Он внес значительный вклад в разработку образовательных программ, стандартов университетской подготовки психологов по новой специальности: "клинической психологии" (1997-1998), Клиническая психология рассматривалась как область практической
1 Именно такое название имеет первый том Клинической психологии, изданный А.Б.Холмогоровой в 2011 г.
профессиональной деятельности психологов в целях охраны и укрепления здоровья населения, направленная на профилактику заболеваний. Таким образом, клиническая психология вбирает в себя опыт изучения и профилактики психосоматических заболеваний, методы их психодиагностики и психокоррекции, психологической "терапии". Именно за счет высокого авторитета Ю.Ф.Полякова возникла и стала развиваться новая психологическая специальность – клиническая психология. Ее структура во многом повторяет структуру отечественной медицинской психологии в ее широком понимании: патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психология аномального развития, психотерапия. Отдельный раздел клинической психологии составляют различные виды психологической экспертизы (в рамках экспертизы врачебно-трудовой, судебно-психолого-психиатрической, военно-медицинской и др.). Участвуя в решении научно-практических задач, клиническая психология обладает мощным потенциалом в решении также и фундаментальных общепсихологических проблем.
В последнее десятилетие своей деятельности Ю.Ф. Поляков развернул новый цикл исследований в области клинической психологии в связи с проблемами охраны здоровья населения, разработкой программ психопрофилактики и психологической коррекции. Он был организатором памятных конференций, посвященных его учителям и старшим товарищам – А.Р.Лурии, Б.В.Зейгарник. Можно сказать, что его психологическое и научное предвидение двигало исследовательские и образовательные программы возглавляемой им лаборатории патопсихологии и кафедры нейро- и патопсихологии.
На протяжении всей своей жизни Ю.Ф. Поляков был окружен молодежью - молодыми сотрудниками, аспирантами, студентами, уделял большое внимание воспитанию и подготовке кадров. Доброта, отзывчивость, искреннее внимание к людям, человеческое обаяние - эти черты Ю.Ф. Полякова находили живой отклик в сердцах людей, вызывали их ответную симпатию и любовь. Ю.Ф.Поляков был прекрасным семьянином, вырастил, как настоящий мужчина, сына, выбравшего путь врача-хирурга. Юрий Федорович всегда искренне радовался не только
научным, но и личным достижениям, событиям в жизни своих сотрудников – свадьбам, рождению детей, внуков.
Юрий Федорович обладал необыкновенным качеством – почувствовать новые направления развития науки и смело двигался в этом направлении и давал возможность такого движения к новому своим сотрудникам, как в лаборатории, так и на кафедре. Можно говорить о создании им своей научной школы в расширение и продолжение работ Б.В.Зейгарник и ее научного направления. Не случайно среди сотрудников лаборатории было немало учеников Б.В.Зейгарник – студентка Н.В.Захарова, дипломник Н.С.Курек, аспирантка А.Б.Холмогорова и др.
Ю.Ф.Поляков был замечательным научным руководителем. Он никогда не заставлял своих сотрудников, аспирантов заниматься определенной тематикой, а подводил к нужной тематике, не оказывая давления на своих подопечных. Неподдельный интерес отражался в его глазах, когда речь шла об экспериментально-психологическом исследовании и конкретных методиках. Он всегда выступал в роли испытуемого, когда отрабатывались новые методические средства. Как профессор, Ю.Ф.Поляков подготовил cвыше 30 кандидатов и докторов наук, его ученики благодарны за сотрудничество и помощь. Ю.Ф. Поляков - автор многочисленных публикаций, многие из них переведены на иностранные языки. С его легкой руки в отечественной медицинской (клинической) психологии развиваются многие новые прикладные направления: нейрогеронтопсихология. перинатальная психология, психология телесности, психологическая коррекция и психотерапия и многие другие.
К сожалению, состояние здоровья и другие обстоятельства привели к тому, что в 2001 году Ю.Ф.Поляков оставил кафедру. Вскоре после этого он ушел из жизни.
Безусловно, Юрий Федорович Поляков – личность крупного масштаба, выдающийся ученый, организатор науки и образования, учитель, основавший научную школу. К его 80-летию сотрудники НЦПЗ РАМН организовали конференцию, прошедшую в теплой атмосфере воспоминаний (А.С.Тиганов, Т.К.Мелешко, Н.Г.Гаранян, С.Н.Ениколопов, Н.К.Корсакова) и научных сообщений (Ю.В.Микадзе, Н.К.Корсакова, Н.В.Зверева). В декабре 2012 года
исполняется 85 лет со дня рождения Ю.Ф.Полякова. В ознаменование этой даты НЦПЗ РАМН и МГППУ, где работают многие ученики Ю.Ф.Полякова, развивая его научную школу, планируют проведение мемориальной юбилейной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической психологии)».

Литература

  1. Polyakov Y.F. Schizophrenie und Erkenntnistatigkeit. Stuttgart, 1972;
  2. Zeigarnik, B. V.; Luria, A. R.; Polyakov, Y. F. On the use of psychological tests in clinical practice in the USSR. Intelligence, Vol 1(1), Jan 1977, 82-93.
  3. Ениколопов С. Н. , Зверева Н. В. Конференция памяти Ю. Ф. Полякова/ Вопросы психологии, 2008, №2.
  4. Зверева Н.В. Патопсихология эндогенных психозов детского возраста /Психиатрия, 2008, № 2.
  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., МГУ, 1986.
  6. Критская В.П. Литвак В.А. Экспериментально-психологческое исследование больных шизофренией позднего возраста. Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова 1985, т.85, вып.12.с.1829-1833.
  7. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 256 с.
  8. Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией. / Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста/под ред. М.Ш.Вроно. - М., 1986.
  9. Николаева В.В. Юрий Федорович Поляков. Воспоминания. /Выдающиеся психологи Москвы. /под ред. В.В.Рубцова, М.Г.Ярошевкого. М., 2007, с.483-489.
  10. Поляков Ю. Ф. О методологических проблемах взаимосвязи психиатрии и психологии (к итогам дискуссии)// Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1077, вып. 12.
  11. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. - М., Медицина, 1974
  12. Поляков Ю.Ф. Патология познавательных процессов./ В кн. «Шизофрения. Мультидисциплинарные исследования». М. 1972.
  13. Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи психологии // Психологический журнал. 1984, № 2;
  14. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы // Вестник Моск. ун.-та, Серия 14. Психология, 1996. № .2.
  15. Поляков Ю.Ф. Патология психики и проблемы общей психологии // Материалы 7-го Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. 1989;
  16. Поляков Ю.Ф., Гиндилис В.М., Критская В.П., Мелешко Т.К. Использование многомерных методов в генетическом анализе некоторых характеристик познавательных процессов при шизофрении. Сб. «Проблемы генетической психофизиологии человека». М., 1978.
  17. Холмогорова А.Б. Клиническая психология. Т.1 Общая патопсихология. М.: Академия. 2011.
  18. Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении /Под ред. Ю.Ф.Полякова. — М.: Труды института психиатрии АМН СССР, 1982, т.1.

Информация об авторах

Зверева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3817-2169, e-mail: nwzvereva@mail.ru

Ениколопов Сергей Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий отделом клинической психологии, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7899-424X, e-mail: enikolopov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4530
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 192
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4