Методика патопсихологического обследования больных наркотической и алкогольной зависимостью

401

Общая информация

Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, зависимость от алкоголя, зависимость , методика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Цветков А.В. Методика патопсихологического обследования больных наркотической и алкогольной зависимостью // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).

Фрагмент статьи

Проблема злоупотребления психотропными и наркотическими веществами является реальной угрозой здоровью нации – так, по данным ООН, Россия входит в пятерку стран с наибольшим количеством наркоманов в процентном отношении. За последние 10 лет (с 2001 по 2010 гг.) число официально состоящих на наркологическом учете выросло с 369 до 550 тыс. человек, при этом, учитывая международные методики, следует применять мультипликатор 1:5, получая цифру в 2-2,5 млн. человек, т.е. около 2% населения страны [3]. Поэтому проблема квалификации дефекта больных, поступающих на лечение от наркотической и/или алкогольной зависимости, и выявление путей их дальнейшей реабилитации представляется неизменно актуальным.

Полный текст

Московский научно-практический центр наркологии, г. Москва, Россия Проблема злоупотребления психотропными и наркотическими веществами является реальной угрозой здоровью нации – так, по данным ООН, Россия входит в пятерку стран с наибольшим количеством наркоманов в процентном отношении. За последние 10 лет (с 2001 по 2010 гг.) число официально состоящих на наркологическом учете выросло с 369 до 550 тыс. человек, при этом, учитывая международные методики, следует применять мультипликатор 1:5, получая цифру в 2-2,5 млн. человек, т.е. около 2% населения страны [3]. Поэтому проблема квалификации дефекта больных, поступающих на лечение от наркотической и/или алкогольной зависимости, и выявление путей их дальнейшей реабилитации представляется неизменно актуальным.

Вместе с тем, несмотря на то, что патопсихологическое обследование данной категории больных проводится вот уже несколько десятков лет [2], до сих пор каждый специалист руководствуется своими соображениями при выборе конкретных методов и всей методики экспериментально-психологического исследования. Это создает ряд проблем: а) трудности сопоставления статуса больного как при поступлении в разные клиники, так и даже в разные отделения одной клиники (а такое сопоставление проводится регулярно, ввиду продолжительного и неоднократного лечения зависимостей); б) затруднено решение вопросов научно-методического характера – обобщения данных по больным, адаптации реабилитационных программ к тому контингенту больных, который реально поступает на лечение. Особую значимость эти проблемы приобретают в рамках «большого» стационара – так, в МНПЦ наркологии в год лечится свыше 5 тысяч пациентов. Поэтому было принято решение о создании единой методики патопсихологического обследования больных зависимостями в рамках нашего учреждения. Часть проб методики и параметров их анализа была заимствована из нейропсихологического обследования (Цветкова Л.С. [1]) Методика состоит из следующих блоков: I. Беседа. В ходе беседы больному задаются следующие вопросы:

1. Как Вы себя чувствуете? Как привыкли к режиму лечения? Есть ли жалобы?

2. Что привело Вас к нам в клинику?

3. Вы в первый раз лечитесь? Если лечились, то где?

4. Если был срыв, что было его причиной?

5. А что помогало «держаться»?

6. Что или кто повлиял на Ваше решение лечиться?

7. Что Вы ожидаете от лечения в нашем Центре?

8. Знаете ли Вы о реабилитационной программе [программа стационарной реабилитации по Миннесотской модели]? Собираетесь ли после выписки посещать группы АА/NA?

9. С какими серьезными потерями Вы сталкивались в своей жизни?

10. Что делаете, чтобы расслабиться? Есть ли у Вас увлечения (хобби)?

11. Есть ли у Вас друзья? С кем Вы больше всего общаетесь?

По итогам беседы психолог, помимо конкретных ответов на вопросы, значимых для планирования дальнейших психокоррекционных и реабилитационных мероприятий, отмечает:

доступен контакту (полностью, частично, недоступен)

общая активность (заторможен, в норме, гиперактивен)

речь (интонация – модулированная/нет; развернуто/ односложно; логично/ с резонерством; правдиво/уклончиво)

<критика (сохранна, частичная, нарушена)

поведение (мимика – богатая/бедна/амимичен; пантомима – есть жестикуляция/ бедная жестикуляция или отсутствует; фон настроения позитивный/негативный, соответствие мимики настроению да/нет)

поведение в ситуации обследования (усваивает или нет инструкции; критичность к ошибкам или неточностям в рассказе; отвлекаемость да/нет; утомляемость высокая/норма/ низкая) наличие «преобладающей» тем в беседе да/нет

II. Сенсо-моторная сфера: а) таблица Шульте (общий темп, стратегия – планомерная, хаотическая, смешанная); б) серийный счет, проба «100-7» (ошибки пространственного, персевераторного, регуляторного характера); в) копирование куба (ошибки пространственного, регуляторного характера, нарушение тонуса); г) графическая проба «забор» (персеверации, неудержание программы, нарушения тонуса) III. Память: а) слухо-речевая память – проба «2 группы по 3 слова» (контаминации, вплетения, утрата порядка слов, «слипание рядов», слабость следовой деятельности) и пересказ короткого рассказа (передача формального сюжета и смысла, вплетения, резонерство); б) зрительная память: запоминание картинок, отрабатываемых в пробах на Речь (см. ниже) (слабость следовой деятельности, контаминации, вплетения). IV. Мышление: а) понимание рассказа (ответы на вопросы о смысле рассказа, о плохом/хорошем герое); б) рассказ по серии сюжетных картинок (3 картинки) (удержание сюжета, развернутый/неразвернутый рассказ, полная/неполная передача смысла); в) обобщение 4 предметных картинок одним словом (адекватность выделения существенного признака, адекватность вербализации); г) «4й лишний» - исключение лишнего предмета с объяснением принципа(адекватность выделения существенного признака, адекватность вербализации, способность развернуто пояснить свой ответ/резонерство) V. Речь: а) автоматизированная – счет «от 1 до 10/ от 10 до 1» (остановки, сбои в порядке чисел); б) номинативная, называние картинок по 1, по 2, по 3 – указанных психологом (трудности в формировании предметного образа-представления, особенно в зашумленных картинках); в) импрессивная (покажи картинку, где…) (трудности понимания обращенной речи); г) понимание логико-грамматических конструкций: дополнение предложений с пропущенными словами (2 фразы); инверсные конструкции (1-2); понимание пространственных предлогов (необходимость внешней помощи в понимании конструкций/невозможность понимания).

По итогам обследования делается вывод о дефекте/сохранности у больного звеньев психической деятельности, наиболее значимых в процессе реабилитации – речи, мышления, внимания и других, связанных с ними системно. Эти данные предоставляются как лечащим врачам, так и психологам, работающим по реабилитационным программам.

Литература

  1. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Методологический альбом .-М.,2002
  2. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. -СПБ.,2000
  3. Электронный ресурс: режим доступа – URL: http://www.rian.ru/spravka/20100422/225438645.html  

Информация об авторах

Цветков Андрей Владимирович, доктор психологических наук, доцент кафедры клинической психологии , Московский психолого-социальный институтд, Основатель, директор по науке Центра нейропсихологии «Изюминка». Учредитель Центра интеллектуального и профессионального развития, Института когнитивного моделирования., Москва, Россия, e-mail: ats1981@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 6461
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 401
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5