Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа»

127

Общая информация

Рубрика издания: Статьи и доклады

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Фрагмент статьи

<...>

Совместное обучение детей-инвалидов и «обычных» (употребим это слово, подчеркнув тем самым, что для детей без инвалидности у нас корректного термина нет) детей невозможно без толерантного отношения к особенностям другого человека, без естественного принятия его, без базовой готовности к выстраиванию с ним дружеских, партнерских, а не конкурентных отношений. Дети, формируя свое отношение к другим людям и миру вообще, ориентируются на позицию, которую демонстрируют взрослые. А много ли в нашей школе педагогов и других специалистов, которые готовы психологически принять «особого» ребенка, по-настоящему подумать о том, как он устроится в пространстве класса, какие отношения сложатся у него с другими ребятами? Педагог, озабоченный показателями проверочных работ, дисциплиной, отчетностью, результатами ЕГЭ и пр., с большим недоверием относится к идее инклюзивного образования, ставя один вопрос – какой аттестат мы выдадим?

В этом отношении следует полностью согласиться с выводом, который делает в упомянутой выше статье Н. М. Назарова о том, что инклюзивное образование возможно, но «в настоящее время наша страна находится лишь на дальних подступах к действительно инклюзивному образованию, дорога к которому лежит через преодоление (или не преодоление) системных проблем отечественного образования». Итак, фиксируем ситуацию. В проекте «Наша новая школа» без упоминания термина «инклюзивное» фактически очерчивается картина будущей школы как именно инклюзивной.

<...>

Литература

  1. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б. Нарциссизм, перфекционизм и де­прессия // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1. С. 18–35.
  2. Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13–25.
  3. Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовании // В кн.: Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельно­сти тьюторов. Материалы Всероссийского научно-методического се­минара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика. Мо­сква, 18–19 мая 2009 / Науч. ред. Т. М. Ковалева; отв. ред. А. А. Теров, О. Ю. Жилина. М.: АПКиППРО, 2009. 188 с.
  4. Касицына Н. В., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Четыре тактики педа­гогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества. Образова­тельные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010. 158 с.
  5. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Материалы Интернет-конференции «Совре­менные дети: какие они?» Электронная публикация. URL: http://www.mgpu.ru/article.php?article=129 (Дата обращения 17.11.2010).
  6. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 5–12.
  7. Холмогорова А. Б., Воликова С. В., Галкина А. М. Родительский пер­фекционизм – фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 23–31.
  8. Lipsky D. К., Gartner A. Achieving full inclusion: Placing the student at the center of educational reform // W. Stainback and S. Stainback (Eds). Controversial issues confronting special education: Divergent perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 1991.
  9. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей.USAID, 2007.

Информация об авторах

Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3541
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 127
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4