Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа»
Общая информация
Рубрика издания: Статьи и доклады
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Фрагмент статьи
<...>
Совместное обучение детей-инвалидов и «обычных» (употребим это слово, подчеркнув тем самым, что для детей без инвалидности у нас корректного термина нет) детей невозможно без толерантного отношения к особенностям другого человека, без естественного принятия его, без базовой готовности к выстраиванию с ним дружеских, партнерских, а не конкурентных отношений. Дети, формируя свое отношение к другим людям и миру вообще, ориентируются на позицию, которую демонстрируют взрослые. А много ли в нашей школе педагогов и других специалистов, которые готовы психологически принять «особого» ребенка, по-настоящему подумать о том, как он устроится в пространстве класса, какие отношения сложатся у него с другими ребятами? Педагог, озабоченный показателями проверочных работ, дисциплиной, отчетностью, результатами ЕГЭ и пр., с большим недоверием относится к идее инклюзивного образования, ставя один вопрос – какой аттестат мы выдадим?
В этом отношении следует полностью согласиться с выводом, который делает в упомянутой выше статье Н. М. Назарова о том, что инклюзивное образование возможно, но «в настоящее время наша страна находится лишь на дальних подступах к действительно инклюзивному образованию, дорога к которому лежит через преодоление (или не преодоление) системных проблем отечественного образования». Итак, фиксируем ситуацию. В проекте «Наша новая школа» без упоминания термина «инклюзивное» фактически очерчивается картина будущей школы как именно инклюзивной.
<...>
Литература
- Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1. С. 18–35.
- Зарецкий В. К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13–25.
- Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовании // В кн.: Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьюторов. Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика. Москва, 18–19 мая 2009 / Науч. ред. Т. М. Ковалева; отв. ред. А. А. Теров, О. Ю. Жилина. М.: АПКиППРО, 2009. 188 с.
- Касицына Н. В., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010. 158 с.
- Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Материалы Интернет-конференции «Современные дети: какие они?» Электронная публикация. URL: http://www.mgpu.ru/article.php?article=129 (Дата обращения 17.11.2010).
- Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 5–12.
- Холмогорова А. Б., Воликова С. В., Галкина А. М. Родительский перфекционизм – фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 23–31.
- Lipsky D. К., Gartner A. Achieving full inclusion: Placing the student at the center of educational reform // W. Stainback and S. Stainback (Eds). Controversial issues confronting special education: Divergent perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 1991.
- На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей.USAID, 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3608
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 138
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1