Психология и право
2015. Том 5. № 1. С. 80–89
ISSN: 2222-5196 (online)
Специфика проявлений синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов
Аннотация
В статье раскрываются этапы изучения феномена эмоционального выгорания, как специфического вида заболевания лиц, работающих с людьми. Причинами развития выгорания специалиста называются особенности профессиональной деятельности и ряд индивидуально-психологических особенностей личности. Раскрываются аспекты влияния синдрома профессионального выгорания на структуру личности психолога и сферы жизни специалиста. Анализируется предел допустимости развития феномена как дисбаланса в соотношении позитивных и негативных изменений личности профессионала. Психодинамика феномена проявляется нарастающим безразличием к происходящему на работе, исполняемым обязанностям, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к клиентам, так и к сослуживцам, ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой. Синдром профессионального выгорания показан как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах умственного, эмоционального истощения, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Постепенное изменение отдельных личностных фрагментов не только лишает специалиста возможности в полной мере реализоваться в профессии, но и вызывает привыкание к негативным тенденциям, которые постепенно становятся неотъемлемой частью его самости. Выделены и описаны отдельные, специфичные для психологической деятельности, последствия, обнаруживающие себя в обыденной жизни и затрагивающие не только субъективную сферу специалиста, но и отношение к окружающим и жизни в целом. Декларируются основные пути профилактики развития данного синдрома.
Общая информация
Ключевые слова: выгорание, профессиональная мотивация, эмпатия, интроспекция
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Кулакова С.В. Специфика проявлений синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 1. С. 80–89. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2015_n1/76155 (дата обращения: 21.12.2024)
Полный текст
Регресс качества и характера межличностных взаимодействий происходит не только в кризисных, экстремальных и неблагоприятных условиях. Исследователи в 70-е гг. прошлого века привели доказательства того, что даже внешне удовлетворительные и стабильные взаимодействия в системе «человек–человек» способствуют развитию особого рода стресса – феномену профессионального выгорания работников. Многочисленные жалобы на сотрудников, оказывающих социально-психологическую помощь, которые не выполняли в должной мере обязанностей по поддержке, облегчению психических состояний, являя собой образцы формального и бездушного отношения, послужили началом для изучения данного феномена.
Общепринятый термин «burnout» – «выгорание», предложенный К. Маслач [Maslach, 1982] после опубликования результатов исследований в 1976 г. и получивший широкое применение, на наш взгляд, не дает точного определения происходящих трансформаций личности. Медицинское название данного феномена в МКБ-10 – «расстройство приспособительных реакций» (F43.2) в связи со стрессовыми событиями [Психические расстройства и, 1998] – также не прибавляет ясности и. Точнее всего, на наш взгляд, отражает происходящее определение «staff burned-out» – «окончание горения (воодушевления)» персонала, предложенное Х.Д. Фрайденбергером; здесь «горение» обозначается как обязательный элемент деятельности, а не отрицательное явление, профессиональное выгорание – это не «сгорание до тла от избытка огня», а прекращение интереса, творчества, здорового любопытства, экспериментирования, энтузиазма – «нет огня в глазах» [Орел, 2001].
Изучение феномена профессионального выгорания выявило его наличие у представителей практически всех социономических профессий – учителей, социальных работников, врачей, психологов, сотрудников пенитенциарной системы, правоохранительных органов и др. [Баробанова, 2005; Бойко, 1996; Водопьянова, 2008; Дебольский, 2011; Коджаспиров; Коростылева, 2005; Кулакова, 2014; Макарова Г.А, 2005; Поздняков, 2012; Ронгинская, 2002; Staemmler, 1994].
По данным исследования, проведенного в Белоруссии П.И. Сидоровым [Сидоров, 2005], различная степень выраженности признаков синдрома выгорания диагностируется у 80% психотерапевтов, врачей психиатров, причем резко выраженный синдром с психосоматическими и психовегетативными нарушениями зафиксирован у 7,8% данной категорий профессионалов. Исследования участвующих в программах повышения квалификации психологов-консультантов и врачей психотерапевтов, проведенные Г.А. Макаровой [Макарова Г.А, 2005] выявили, что признаки синдрома эмоционального выгорания различной степени выраженности имели 73% специалиста, что оценивалось по наличию формирующихся или уже сформировавшихся фаз синдрома. Однако при существовании большого количества исследований выгорания среди медицинских работников (медсестер), преподавателей, сотрудников органов внутренних дел и представителей других социальных профессий подобные публикации по профессиональному выгоранию психологов – психотерапевтов и консультантов являются достаточно редкими [Коджаспиров].
В числе причин развития выгорания специалиста наиболее часто называются особенности профессиональной деятельности и ряд индивидуально-психологических особенностей личности [Коростылева, 2005; Ронгинская, 2002].
Личностные особенности и первоначальная профессиональная мотивация –особенности индивидуальных черт, с рождения присущих человеку, воспринимаемых им как желаемые для последующей деятельности (эмпатия, сострадание, внимательность, вдумчивость, склонность к анализу и т.д.) или неосознанные и подавляемые характеристики личности (любопытство к частной жизни, манипулятивность, эгоцентричность и т.д.).
Деформирование личностных черт и характеристик – учеба и дальнейшая профессиональная деятельность, безусловно, преображают личность человека, он приобретает массу специальных поведенческих, когнитивных, коммуникативных и других навыков, развивается интроспекция, самопонимание [Луковцева, 2014].
Несомненно, изначальные склонности и мотивация оказывают значительное влияние на выбор деятельности, представляя собой «благоприятный» фон, почву, на которых затем происходит профессиональное становление. Значимые, профессионально востребованные личностные черты оттачиваются, развиваются, и эти, явно позитивные, изменения описываются выражением «личностный профессиональный рост», но одновременно с этим вытесненным, подавляемым чертам находится рациональное оправдание, они выходят на осознаваемый уровень и заостряются, начинает возникать то негативное, что «ломает» личность. Постепенно и неуклонно разрушаются обыденные установки и стереотипы; так, начинаясь еще в период обучения, формируется профессиональная картина мира. Эти новые особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, по принципу изменений, происходящих в личности при акцентуациях. Парадокс в том, что чем выше уровень профессионального мастерства психолога, чем более профессиональное мировоззрение подчиняет себе личность, тем более вероятно развитие профессионального выгорания.
Выделим отдельные, специфичные для психологической деятельности, последствия, обнаруживающие себя в обыденной жизни и затрагивающие не только субъективную сферу специалиста, но и отношение к окружающим и жизни в целом.
Отказ от спонтанности, непрерывная интроспекция – идеализация поведения, состояний, ощущений, почерпнутых из многогранной и разноплановой психологической литературы, призывающей специалиста постоянно наблюдать за собственным поведением, речью, мыслями, эмоциями с целью самодиагностики и своевременной самокоррекции при отклонении от «нормы», что лишает деятельность спонтанности, независимости, творчества.
Размывание профессиональных границ– даже вне рабочих областей жизни профессиональные знания, обязанности и навыки побуждают к развитию «ответственности за психологическое состояние» окружающих людей, что может выражаться в раздаче советов, уничижающих «высокопрофессиональных» оценках, неявных запросах/предложениях на проведение психокоррекции у окружающих и т.д. Данное отклонение, горячо поддерживаемое окружающими, сужает личностное самоопределение и границы, низводя человека до уровня ремесленника, подчиненного лишь профессиональному долгу: «Я должен ….– я же психолог», «Независимо от происходящего… я обязан не травмировать окружающих».
Психологическая гиперинтерпретация– истолкование большинства жизненных затруднений психологическими причинами, придание психологическим факторам важнейшего значения в объяснении самых разнообразных событий.
Рационализация собственных проблем – освоение психолого-психотерапевтической терминологии и широкий круг знаний о личности человека дает обширное поле для конструирования разумных, рациональных оснований и оправданий своих действий. В отличие от предыдущего пункта, где имеет место гиперболизация психологического фактора, здесь речь идет о сочинении «разумных оснований» для своих поступков и удобных объяснений поведения других людей.
Профессиональный перфекционизм – работа над собственной личностью у психологов широко разрекламирована, является «краеугольным камнем» самообразования, поддерживается на официальном уровне, и это не только непременное прохождение личной терапии, обязательное супервизорское сопровождение специалиста, но и персональные установки типа: «У хорошего психолога не бывает личностных проблем», «Какой же я профессионал, если не в силах самостоятельно справляться со своими негативными эмоциями (стрессами, проблемами и т.п.), я не вправе консультировать других людей».
Типологизация профессиональных ситуаций – ежедневно сталкиваясь с множеством разнообразных ситуации, работая в эмоционально напряженном режиме, психолог вынужден быстро овладевать разноплановым потоком информации, что вынуждает его ограничивать восприятие, классифицировать, типологизировать и т.п. Необычное не кажется ему удивительным, он, в той или иной мере, с этим или подобным этому уже встречался. Так, развитая профессиональная толерантность к неопределенности накладывает отпечаток не только на деятельность, но и на личную жизнь специалиста.
Профессиональный цинизм – практический психолог, для эффективной работы, вынужден вырабатывать способность одновременно с эмпатийным слушанием оставаться «непогруженным» в трудную жизненную ситуацию клиента. Это позволяет ему видеть различные пути выхода, контексты, предоставлять клиенту возможности трансформации и изменения в эмоциональном, концептуальном планах и т.д. Имея важный психотерапевтический смысл, этот «взгляд со стороны» трактуется специалистами по-разому: одни считают, что эта способность развивает циничное отношение, неприемлемое для цивилизованного человека; другие оценивают ее как защитную реакцию от повседневного высоко эмоционального взаимодействия; третьи считают это выработанной стратегией, позволяющей «проще относиться к жизни».
Формирование психологических субкультуральных аспектов – речь идет о ситуации, когда специалисту не хватает позитивной обратной связи, успешных результатов, ясных ориентиров в коррекционном процессе. Распространенной стратегией компенсации реальной неопределенности и беспомощности в психологической сфере является формирование специфического жаргона для дегуманизации клиентов, навешивание на них ярлыков, введение в деятельность свода неписаных правил поведения и общения, т. е. развитие «психосоциальной субкультуры», которую справедливо критиковал J. Fengler (Ж. Фенглер) [Fengler, 1986].
Несмотря на то, что любая деятельность, в том числе профессиональная, накладывает свой отпечаток на человека, фатальной предопределенности в развитии профессионального выгорания каждого работника не существует. Правомерно говорить о наличии некоторого предела допустимости развития данного феномена из-за дисбаланса в соотношении позитивных и негативных изменений личности специалиста. Ограничившись развитием лишь отдельных, «полезных для деятельности», свойств, качеств и характеристик психолог теряет целостность личности. Это достаточно медленное, а значит, незаметное «затухание горения» отдельных личностных фрагментов не только лишает специалиста возможности в полной мере реализоваться в профессии, но и вызывает привыкание к негативным тенденциям, которые постепенно становятся неотъемлемой частью его самости. Следует заметить, что от синдрома профессионального выгорания чаще страдают специалисты, попавшие под влияние своих представлений о мощи и всемогуществе психологии, а затем разочаровавшиеся в них. Профессионально более уместна позиция понимания ее ограниченности, допущение собственной беспомощности, а не реагирование на нее агрессивно, депрессивно, обвиняюще или отчужденно-цинично.
Профилактикой развития данного синдрома также является умение экономно расходовать собственные личностные ресурсы в ходе консультирования, не теряя внутреннего равновесия и не создавая путаницы относительно границ с клиентом. По мнению F.M Staemmler (Ф.М Стаеммлера), такое поведение помогающего профессионала отличается присутствием «игрового элемента», «радостью экспериментирования», юмором и живостью, а не рабской зависимостью от жестких парадигм или «фанатизмом новичка» и «культивированием неопределенности» [Staemmler, 1994].
Таким образом, важнейшим условием профилактики профессионального выгорания психологов становится выработка представлений о собственных перспективах как профессиональных, так и жизненных. Психологическая деятельность предоставляет специалисту широкие возможности для творчества, разрешения действительно значимых индивидуальных и общественных проблем, для полноценного саморазвития и самореализации.
Литература
- Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учеб. Пособие. М.: Педагогика, 2005. 527 с.
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Наука, 1996. 154 с.
- Водопьянова Н.Е., Ковальчук Н.С. Исследования профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек–человек». – СПб.: СПБГУ, 2008. – 154 с.
- Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы как типовая модель ведомственной психологической службы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n1/39328.shtml (дата обращения: 25.03.2015).
- Коджаспиров А.Ю. Профессиональное выгорание психологов-консультантов телефона доверия. Специфика, профилактика, возможности коррекции [Электронный ресурс] // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. URL: https://psyjournals.ru/cepp/issue/45362_full.shtml (дата обращения: 25.03.2015).
- Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб: «Речь», 2005. 256 с.
- Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Психологические аспекты развития и проявления эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарных учреждений как следствие профессиональной деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. межрег. научн.- практ. конф. Вып. 2. Томский ИПКР ФСИН России. Томск; Иркутск: Изд-во ООО «Мегапринт», 2014. С. 231–233.
- Луковцева З.В. Формирование клинико-диагностических компетенций у будущих психологов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. №4. С.59–67. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n4/73020.shtml (дата обращения: 25.03.2015).
- Макарова Г.А Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. 2005.№8. С 11-21.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Школьный психолог. 2001. Т. 22. № 1. С. 90–101.
- Поздняков В.М. Задачи пенитенциарных психологов при современной реформе уголовно-исполнительной системы России [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. №3. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54185.shtml (дата обращения: 25.03.2015).
- Психические расстройства и расстройства поведения (F00 – F99). Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / Под общ. ред. Б.А. Казаковцева, В.Б. Голланда. М.: МЗ РФ, 1998. 512 с.
- Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. – том 23. – № 3. С.19-24.
- Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания. [Электронный ресурс] // Медицинская газета. 2005. № 43. URL: http://medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html (дата обращения: 25.03.2015).
- Maslach C. Burnout the cost of caring. N.Y., Prentice-Hall, 1982. 231 p.
- Staemmler F.M. Kultivierte Unsicherheit. Gedanken zu einer gestaltltherapeutischen Halting, Integrative Therapie 3. Paderborn, 1994. 279 p.
- Fengler J. Soziologische und psychologische Gruppenmodelle Modelle der Gruppe in Psychotherapie ind sozialer Arbeit / H. Petzold, R. Fruemann (Hrsg.) Bd. 1. Paderborn: JunfermannVerl., 1986. 104 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7476
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 31
Скачиваний
Всего: 1606
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1