Компетентностный подход в процессе подготовки специалистов по педагогике

839

Аннотация

Представлена модель подготовки специалиста по педагогике и психологии девиантного поведения. Выделены основные виды деятельности, необходимые для освоения в рамках ФГОСIII по специальности 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения»: общая и патопсихологическая диагностика, развивающая деятельность, психологическое просвещение (обучающая деятельность), психокоррекция, психологическое консультирование. Для каждой из деятельностей предложен учебный модуль, где теоретическая подготовка сочетается с прохождением практики, а также с особой формой учебного процесса – специальной подготовкой.

Общая информация

Ключевые слова: деятельностная модель, педагогика и психология девиантного поведения, психопрофилактика, сопровождение, реабилитация, компетентностный подход, учебные модули, практика, специальная подготовка

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060401

Для цитаты: Богданович Н.В. Компетентностный подход в процессе подготовки специалистов по педагогике [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 1–12. DOI: 10.17759/psyedu.2014060401

Полный текст

 

В современной системе высшего образования как никогда важен вопрос о подготовке специалиста в рамках компетентностного подхода. В связи с изменением стандартов все большая смысловая нагрузка ложится на выпускающую кафедру, поэтому необходимо все большее внимание уделять исследованиям, позволяющим согласовать требования работодателей и потребности самих будущих профессионалов. Особенно сложной задачей это становится тогда, когда речь идет о новой специальности, какой в нашем случае является 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения».

Как мы уже не раз писали, для решения этой задачи необходимо опираться не на перечень видов деятельности специалистов, а на модель, позволяющую выделить наиболее типичные ситуации, с которыми сталкиваются специалисты данного профиля, на этой основе нужно обосновать ведущее направление деятельности, а, следовательно, систему видов деятельностей, осуществляемых данным профессионалом.

В связи с тем, что специалист по педагогике и психологии девиантного поведения работает на стыке наук, должны быть выделены виды деятельности, относящиеся как к педагогике, так и к психологии. При определении основных видов деятельности в сфере педагогики мы руководствовались традиционным выделением двух взаимосвязанных процессов: обучения и воспитания. Соответственно были выделены воспитательная деятельность и деятельность обучающая.

При анализе цикла оказания психологической помощи [Богданович, 2012] можно определить основные виды деятельности психолога, которыми необходимо овладеть студенту- психологу за время обучения: общая психодиагностика, патопсихологическая диагностика (позволяющая отличить группу нормы от группы с психическими отклонениями), развивающая деятельность психолога, психологическое просвещение, психокоррекция, психологическое консультирование. В соответствии с этим были выделены психодиагностическая, развивающая, психокоррекционная, консультативная виды деятельности. Анализ компетенций просветительской и обучающей деятельности показали, что они дублируют друг друга и соответственно просветительская деятельность в отдельную выделена не была. Экспертная деятельность была заявлена в предыдущей редакции стандарта, но выделение ее в отдельный вид деятельности позволяет образовательным организациям выбирать, насколько им принципиально важно обучать студентов этому довольно сложному виду деятельности.

В связи с изменениями стандарта было решено также уточнить содержание компетенций, которые определяют модель специалиста.

Первый вид компетенций - «общекультурные компетенции» (ОК). По требованию Министерства Образования и науки эти компетенции должны быть инвариантными для области образования. Наборы ОК компетенций для каждой образовательной области предлагалось разработать междисциплинарным экспертным комиссиям и дать разработчикам ФГОС.

Второй вид компетенций - «общепрофессиональные компетенции» (ОПК). Они разрабатываются для всей специальности без учета специализаций и должны не зависеть от вида деятельности. Таким образом, ОПК должны подходить и для специализаций «Социальный педагог» (№ 1) и «Пенитенциарный педагог» (№ 2), кроме того, они должны дифференцировать специалиста по педагогике и психологии девиантного поведения от других смежных специальностей.

Нами был предложен следующий перечень ОПК (выделены из перечня компетенций предыдущей редакции стандарта, что указывается в скобках):

ОПК-1 - способность учитывать правовые и организационные основы психолого­педагогической и комплексной системной помощи детям, подросткам и взрослым (в том числе лицам с девиантным поведением) (ПСК-4.4);

ОПК-2 - способность выявлять основные признаки и в соответствии с ними определять виды девиантного поведения, а также факторы и условия их развития (ПСК- 3.6);

ОПК-3 - способность устанавливать контакт с людьми (включая детей и подростков), в том числе и с лицами с девиантным поведением и вырабатывать у них мотивацию к сотрудничеству (ПСК-5.6);

ОПК-4 - способность учитывать современные социальные и психологические условия формирования детей и подростков, особенности социальной (в первую очередь образовательной) среды (ПСК-3.3);

ОПК-5 - способность формировать просоциальную развивающую среду для детей, подростков и взрослых (в особенности для лиц с девиантным поведением; ПСК-4.13).

Третий вид компетенций - «профессиональные компетенции» (ПК). Эти компетенции должны соответствовать виду (видам) профессиональной деятельности, на которую (которые) ориентирована образовательная программа.

В соответствии с разработанной моделью системы деятельности специалиста по педагогике и психологии девиантного поведения коллективом кафедры была определена следующая система модулей, которая была заложена в учебный план [Богданович, 2013а].

Учебно-ознакомительный модуль. Лежащая в основе этого модуля учебно­ознакомительная практика призвана укрепить мотивацию получения специальности психолога и обеспечить целеполагание в учебной деятельности студентов в целом и на учебных дисциплинах I курса в особенности.

Практика проводится в контексте чтения общепрофессиональных теоретических дисциплин, помогающих осмысливать увиденное и услышанное на практике, таких как «Введение в профессию», «Общая психология», «Основы социальной работы», и практически ориентированных дисциплин, позволяющих уже применять новые знания, таких как «Организация досуга детей и подростков» [Педагогика и психология], «Общепсихологический практикум», а также волонтерская работа, сопряженная с психологической поддержкой в детских и лечебных учреждениях и организациях.

При реализации замысла «ознакомительной практики» используются два основных вида воздействия для формирования исходных впечатлений и представлений о профессии. Во-первых, общение со специалистами, которые рассказывают и показывают профессионально значимые случаи из профессиональной практики, доступные для восприятия студентов, во-вторых, тренинговые ситуации, где специалисты дают возможность студентам побывать в клиентской позиции, на себе ощутить возможности психологической работы и выстроить личное отношение к ней и к себе.

Психодиагностический модуль. Психодиагностический модуль строится с изучения теоретических основ в «Общей психологии», которое сопровождается «Общим психологическим практикумом», где основные психические процессы исследуются с помощью различных методов психологии. Студенты не только получают необходимый инструментарий; с ними обсуждаются также основные принципы психодиагностической деятельности («Психодиагностика»). Однако акцент здесь делается на инструментарии, чего явно не достаточно для того, чтобы приступать к практической деятельности. На следующем этапе, параллельно с освоением теоретических основ психодиагностики (в ходе преподавания которых тоже оказывается полезным опыт проведения методик), студенты в дисциплине «Практикум по психодиагностике» осваивают необходимые практические умения и навыки: установление контакта, работа с запросом, подбор методик под запрос и др.

Выходя на психодиагностическую практику, студенты уже в реальных условиях овладевают полученными знаниями и навыками. Основная учебная направленность практики - приобретение опыта профессиональной психологической работы в ситуации запроса на психологическую помощь, опыта взаимодействия с социальным окружением подростка, опыта профессионального самоопределения в цикле психологической работы по оказанию психологической помощи подростку с использованием средств психодиагностической деятельности.

Таким образом, в ходе данного модуля формируются следующие компетенции (переформулированы из прежней редакции стандарта):

ПК-1 - способность работать с полученным запросом (сбор феноменологии и перевод запроса на психологический язык) и формировать запрос при его отсутствии (ПК-8);

ПК-2 - способность выдвигать обоснованные гипотезы о причинах тех или иных отклонений в поведении или деятельности обследуемого для проверки их в ходе диагностического обследования (ПК-8);

ПК-3 - способность подбирать психодиагностические методики для проверки выдвинутых гипотез и проводить их в реальных условиях (ПК-8);

ПК-4 - способность сопоставлять данные, полученные при помощи различных методик, для составления психодиагностического заключения в соответствии с запросом, а также формулировать рекомендации и оформление обратной связи по запросу (в том числе для обследуемого, для психолога учреждения, для воспитателей, для учителей, для родителей; ПК-8);

ПК-5 - способность использовать концепции психического и личностного развития на различных возрастных этапах, в том числе с целью выявлять отклонения психического, личностного и социального развития (ПСК-5.1).

Специальная подготовка. Одна из новаций стандарта по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», направленная на реализацию компетентностного подхода, - введение особого раздела плана - «Специальная подготовка» [7]. По способу методической организации учебной деятельности она представляет собой органичное сочетание практикума с практикой и является учебной дисциплиной, включающей в себя выездные практические занятия, по смыслу являющиеся практикой. Таким образом, часть занятий этой дисциплины проводится в реальных условиях деятельности специалиста с максимальной самостоятельностью выполнения практических задач, отработка которых предварительно происходит в университетской аудитории в режиме практикума или мастер-класса.

Такая методическая организаций учебного процесса позволяет студентам с III курса вступать в непосредственный контакт с потенциальными работодателями-специалистами, в рамках ответственности которых студенты выполняют практические профессиональные задания по спецподготовке. Эти задания согласованы с потребностями организации - базы практики.

В качестве темы спецподготовки на факультете юридической психологии МГППУ выделены: клиническая патопсихологическая диагностика (базы практики - клинические учреждения), психолого-педагогическая деятельность (базы практики - образовательные учреждения) [Богданович, 2012], психокоррекционная деятельность (базы практики - специальные образовательные учреждения).

Психолого-педагогический модуль. Как уже было отмечено, в рамках данного модуля происходит освоение двух видов деятельности психолога: развивающей работы и психологического просвещения (которое приравнивается в данном контексте к обучающей деятельности).

Еще на I курсе студенты принимают участие в тренингах, где они получают клиентский опыт. На этом опыте основывается преподавание некоторых разделов «Социальной психологии». Кроме того, в рамках дисциплины «Тренинг профессионального общения» у студентов отрабатывались основные профессиональные навыки, в том числе те, которые понадобятся для психолого-педагогической деятельности.

Затем на этой базе в рамках специальной подготовки студенты разрабатывают свои тренинговые занятия, которые они проводят со своими однокурсниками. Это позволяет, с одной стороны, получить первичный опыт в качестве тренера, с другой - расширить свой репертуар тренинговых методик, а кроме того, получить супервизию преподавателя. Это позволяет в достаточно защищенной форме методически отработать начальные навыки проведения тренинга, осознать свои стилевые особенности как тренера. Кроме того, наблюдение изнутри процесса за коллегами позволяет студентам получить дополнительные методические навыки, овладеть не только навыками профессионального саморазвития, но и технологиями поддержки коллег. В рамках спецподготовки интересно проводить лекции в форме обобщения практического опыта, сопоставления его с прочитанными заранее источниками (основными монографиями по организации тренингов), в форме составления алгоритма тренинга под определенный, пускай пока модельный, запрос.

Далее студенты получают уже реальный запрос и работают с клиентами под наблюдением психологов базы практики. Здесь возникает ситуация, при которой студенты должны реализовывать деятельность в соответствии с групповыми и индивидуальными особенностями клиентов. Особенно остро на этом этапе подготовки стоят проблемы мотивации, дисциплины, индивидуального подхода в ходе групповой работы и т. д.

Таким образом, основные компетенции, которыми должен овладеть будущий специалист в рамках модуля:

развивающая деятельность:

■    готовность к приобретению опыта в качестве участника тренинговой группы;

■    способность разрабатывать развивающие программы на основе определенных теоретических концепций;

■   способность реализовывать, интерпретировать и модифицировать упражнения под поставленную цель развивающей работы;

■    способность эффективно управлять индивидуальной и групповой динамикой;

■   способность к рефлексивному осмыслению опыта, в том числе способность занимать конструктивную позицию по отношению к супервизии.

обучающая деятельность:

■   способность проводить правовое воспитание, формировать у детей и подростков правосознание, законопослушное поведение и правовую культуру;

■    способность проектировать, осуществлять, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по дисциплинам психолого-педагогического профиля, организовывать коммуникацию и взаимодействие обучающихся;

■   способность к осуществлению работы, направленной на повышение психолого­педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в работе с лицами, склонными к девиантному поведению;

■    способность осуществлять методическое обеспечение своей педагогической деятельности.

Клинический (патопсихологический) модуль. Сфера действия этого модуля относится скорее к психодиагностической деятельности, ведь специалисты по педагогике и психологии девиантного поведения не являются клиническими психологами, соответственно их компетенцией будет лишь та часть ПСК-5.1, которая ставит целью развитие способности «выявлять отклонения психического, личностного и социального развития». Однако специфика клинической диагностики требует выделения ее в отдельный модуль.

Непосредственное общение с клиентами подготавливается целым рядом дисциплин, таких как «Введение в клиническую психологию», «Основы патопсихологии», «Практикум по патопсихологии». Однако не все можно сформировать в рамках теоретических дисциплин и практикумов. Так, основными проблемами для студентов, которые они решают в рамках этой части специальной подготовки, являются: установление контакта с людьми с отклонениями в развитии, подбор методик, учитывающих особенности данного развития, ведение беседы непосредственно с испытуемыми, выработка рекомендаций и т. д.

Таким образом, студенты получают опыт качественного анализа получаемых результатов, гибкости и ориентации на особенности клиентов. Эти навыки позволяют студентам по-другому взглянуть на те знания, которые они получают в дальнейшем в ходе учебы, а также подготовиться к следующей части специальной подготовки.

Психокоррекционный модуль. Студенты осваивают в данном модуле психокоррекционную деятельность, целью которой является, с одной стороны, приведение нарушенных процессов к норме, а с другой - развитие тех процессов, основываясь на которых человек сможет эффективно противостоять негативным факторам внешней среды.

Теоретической основой данного модуля стали такие дисциплины, как «Основы психологического консультирования и психотерапии» и «Практикум по психокоррекции». В ходе практикума студенты научаются разрабатывать психокоррекционные программы, которые они могут в соответствии с запросом модифицировать и применять на базах практики. Кроме того, при проведении групповой психокоррекции оказывается важным опыт, приобретенный в ходе предыдущих практик (психодиагностической и психолого­педагогической).

На основе полученных знаний, умений и навыков далее в ходе психокоррекционной части спецподготовки студенты осуществляют фактическую реализацию различных видов психокоррекционной работы в реальных условиях базовых организаций.

Таким образом, в ходе данного модуля у студентов формируются следующие компетенции:

■  способность выделять мишени психокоррекционного воздействия и ставить цели психокоррекции;

■  способность разрабатывать и реализовывать программы групповой и индивидуальной психокоррекции детей и подростков с учетом их личностных особенностей, этнокультуральной специфики, вида девиаций и организационно­ведомственного контекста работы;

■  способность проводить мониторинг и оценивать эффективность психокоррекционных программ и устойчивость результатов.

Консультативный модуль. В ходе консультативной практики студенты овладевают как общими, так и специальными компетенциями, позволяющими им выполнять работу психолога-консультанта.

Данный модуль предполагает приобретение первичного опыта консультативной работы. Проводится он, как правило, в специализированных психологических организациях (Гештальт-институт, Институт когнитивного консультирования, Школа антикризисного реагирования Института педагогики и психологии, Центр экстренной психологической помощи МГППУ), где в тренинговом режиме профессиональные консультанты моделируют ситуации работы с реальными запросами на психологическую консультационную помощь. Консультативная практика является обязательной дисциплиной, готовящей студентов к решению широкого круга консультативных задач. Практика погружает студентов в пространство профессиональной деятельности психолога-консультанта и знакомит их с концептуальными основаниями и психотехникой различных направлений консультирования (например, гештальт-традиции, когнитивного, экзистенциального консультирования и т. д.).

Целью консультативной практики является передача студентам опыта консультативной деятельности путем рефлексивного в нее включения.

Таким образом, в ходе данного модуля формируются следующие компетенции:

■  способность планировать стратегию работы с клиентом, обоснованно подбирать и корректно применять методы психологического консультирования, относящиеся к различным концептуальным направлениям;

■  способность консультировать в области самоопределения, профориентации, планирования личностного роста;

■   способность руководствоваться принципами психологического консультирования.

Стажерский модуль. Целями данного модуля являются интеграция всех полученных за время обучения компетенций и освоение наиболее обобщенных профессиональных компетенций. Особенность его состоит в рефлексивном сопровождении профессиональной деятельности студентов (одновременно с практикой осваиваются интегративные дисциплины «Организация психологической службы», «Система профессиональной деятельности специалиста девиантолога»). Все это обеспечивает интеграцию знаний теоретических дисциплин из нескольких модулей и их реализацию в разнообразных практических ситуациях стажерской практики, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций.

В рамках указанных интегративных теоретических дисциплин происходит как рассмотрение возможных профессиональных ситуаций в рамках проектной деятельности, так и супервизия реальных случаев на базах практики.

Мощным ресурсом в освоении этого модуля является то, что студенты проходят практику на реальных местах работы в качестве молодых специалистов (с возможностью частичного, а впоследствии и полного трудоустройства). Спектр существующих баз (от детских садов до уголовно-исполнительной инспекции) позволяет студентам простраивать различные варианты взаимодействия в широком диапазоне проблем и прогнозировать развитие своей деятельности.

В рамках данного модуля, таким образом, закрепляются компетенции организационно-управленческой деятельности:

■   способность организовать детей и подростков, их родителей, педагогов и других специалистов на совместное решение проблем обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

■   способность разрабатывать концепцию психолого-социальной службы, планировать и организовывать собственную деятельность в рамках этой концепции, рефлексировать результаты своей работы и планировать повышение эффективности своей деятельности;

■   способность организовывать межведомственное полипрофессиональное взаимодействие при решении задач комплексной профилактики девиантного поведения, сопровождения и реабилитации лиц с девиантным поведением.

В настоящее время остается актуальной проблема содержательного объединения и связи дисциплин, входящих в учебные модули на базе профильной практики. Дисциплины разнесены по времени и семестрам во многом еще по формальным основаниям (таким, например, как ограничения аудиторного фонда). Непосредственная связь каждой дисциплины с практикой вряд ли возможна и целесообразна, но опосредованная другими курсами, входящими в модуль, - необходима. Решение этой проблемы и составляет перспективу развития учебного процесса.

Четвертый вид компетенций - «профессионально-специализированные компетенции» (ПСК). Они должны соответствовать специализации. В силу этого требования компетенции из прежней редакции стандарта были уточнены в соответствии с новыми разработками кафедры.

Согласно разработанной модели мы выделяем три основных направления работы юридического психолога, а именно: профилактику, сопровождение и реабилитацию. Это соответствует трем специализациям (для гражданских вузов) специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»: «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» (специализация № 3); «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска» (специализация № 4), «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением» (специализация № 5) [Дозорцева, 2011].

При формулировании компетенций по специализации № 3 «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» использовалось следующее определение [Богданович, 2012]: психопрофилактика - это направление деятельности психолога, целью которого является создание ресурсных условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам.

Таким образом, были выделены следующие компетенции, позволяющие сформировать готовность к реализации профилактики правонарушений:

ПСК-3.1 - способность использовать в профессиональной деятельности концепции и теоретические принципы профилактики;

ПСК-3.2 - способность проводить мониторинг социальной среды (включая образовательную), в том числе оценку рисков и ресурсов развития;

ПСК-3.3 - способность разрабатывать и применять программы, направленные на предупреждение отклоняющегося и виктимного поведения;

ПСК-3.4 - способность выявлять семейную, школьную, социальную дезадаптацию и организовывать психологическую помощь лицам группы риска.

Для специализации № 4 «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска» в соответствии с определением психологического сопровождения как направления деятельности юридического психолога, целью которого является создание адекватных и психологически благоприятных условий для участников какой-либо определенной деятельности, были выделены следующие ключевые компетенции:

■   способность применять методологию сопровождения (ПСК-4.1);

■   способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия (ПСК-4.2);

■   способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения (ПСК-4.3);

■   способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а также других лиц, участвующих в процессе сопровождения (ПСК-4.4).

Специализация № 5 «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением» опирается на следующее определение. Реабилитация - это направление деятельности юридического психолога в междисциплинарном контексте работы специалистов с клиентом и его социальным окружением, целью которого является создание замещающей социальной ситуации развития, обеспечивающей интеграцию клиента в просоциальное пространство, отслеживание динамики изменений и обеспечение клиента ресурсами (внутренними и внешними), позволяющими переносить (в том числе сохранять и поддерживать) изменения в другие жизненные ситуации.

Соответственно этому определению в данной специализации должны формироваться следующие компетенции психолога:

■    способность владеть концептуальными основами и принципами комплексной реабилитации (ПСК-5.1);

■    способность проводить анализ социальной ситуации развития, факторов риска девиантного поведения (в том числе рецидива) и ресурсов позитивного социального развития для организации замещающей среды (ПСК-5.2);

■    способность разрабатывать программы комплексной реабилитации с учетом деятельности специалистов других учреждений и ведомств (ПСК-5.3);

■   способность проводить работу с персоналом учреждений на основе комплексного подхода к работе с клиентами для повышения эффективности реабилитации и профилактики профессионального выгорания специалистов (ПСК-5.4).

Таким образом, в соответствии с разработками нашей кафедры системообразующим фактором для всего процесса подготовки является последовательное прохождение практико ориентированных модулей, которые соответствуют выделенным видам деятельности: психодиагностический, психолого-педагогический (где осваивается развивающая деятельность психолога и психологическое просвещение), клинический (патопсихологический), психокоррекционный (три последних объединены в учебном плане в модуль спецподготовки), консультативный [Богданович, 2013а]. Кроме того, первый и последний модуль (соответственно учебно-ознакомительный и стажерский) выполняют интегративную функцию, позволяя сформировать у студентов целостное представление о выбранной профессии и выработать основные интегративные компетенции. Ориентированность всех учебных дисциплин на практику (в том числе научную) позволит обеспечить постепенный переход всех дисциплин из предметного в деятельностный формат [Чернушевич, 2011], как этого и требуют стандарты третьего поколения.

Литература

  1. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярёв А.В. К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2012. № 2. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2012/2/2909.phtml (дата обращения: 28.10.2014).
  2. Богданович Н.В., Чернушевич В.А. Деятельностная модель юридического психолога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Bogdanovich_Chernushevich.phtml (дата обращения: 28.10.2014).
  3. Богданович Н.В., Чернушевич В.А. Подготовка специалистов по профилактике асоциального поведения детей и подростков в условиях образовательной среды // Психолого-педагогические основания формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова, Н.В. Зайцева. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. С. 50–54.
  4. Дозорцева Е.Г., Делибалт В.В., Богданович Н.В. Об образовательном стандарте подготовки специалиста по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n1/39324.shtml (дата обращения: 28.10.2014).
  5. Педагогика и психология девиантного поведения. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (квалификация специалист) [Электронный ресурс] //URL: http://window.edu.ru/resource/343/74343 (дата обращения: 28.10.2014).
  6. Чернушевич В.А. Особенности тематической организации единиц учебного содержания при реализации деятельностного подхода к обучению [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. PSYEDU.ru. 2011. № 1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2011/1/2055.phtml (дата обращения: 28.10.2014).

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2122
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 839
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0