Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8833Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

27 место — направление «Психология»

0,516 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,551 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Опыт психологического сопровождения проекта «помощники спасателей» 9

Лаврешкин Н.В.
Психолог, заместитель декана факультета Юридической психологии по внеучебной работе , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5556-2057
e-mail: lavreshkinnv@gmail.com

Подушкина Т.Г.
начальник информационно-аналитического отдела Управления по социально-психологической адаптации и развитию подростков, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5966-8342
e-mail: poduschkina@mail.ru

Газарян А.А.
методолог сектора «Центр доказательного социального проектирования», Московский государственный психолого-педагогический университет , Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9498-5757
e-mail: zhivoy@ya.ru

Полный текст

Проект «Помощники спасателей» был реализован ГБУ «Моя карьера» совместно с Департаментом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы (ГО ЧС и ПБ) и Всероссийской общественной молодежной организацией «Всероссийский студенческий корпус спасателей» (ВСКС).

Как уже отмечалось выше, целевой группой проекта стали молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет, чьи представители обратились за помощью в Центры поддержки семьи и детства города Москвы (далее — ЦПСиД), а также подростки, официально отнесенные к категориям «социально опасное положение» (далее СОП) и «трудная жизненная ситуация» (далее ТЖС). Подростки и молодые люди, находящиеся в СОП и ТЖС, как правило, оказываются исключенными из нормативной социальной траектории большинства своих сверстников в силу различных причин: сложные отношения в семьях и школе приводят к тому, что подростки получают особый «маргинальный» статус в школе, часто запускают учебу и теряют к ней мотивацию, имеют конфликтные отношения со взрослыми. Кроме того, многие семьи не могут позволить себе обеспечить систему дополнительного образования для детей в силу стесненных материальных условий.

Все это мешает социализации подростков и решению рядовых задач возрастного развития: личностного и профессионального самоопределения, коммуникативной компетентности в отношениях со сверстниками, получению поддержки со стороны значимых взрослых. В связи с этим упускается важное время, когда подростки еще готовы к контакту и могут выбрать для себя социально приемлемые жизненные сценарии, а не пойти по пути маргинализации и криминализации.

Проект предоставил возможность подросткам и юношам, находящимся в СОП и ТЖС, познакомиться с простой и уважаемой профессией спасателя, развить базовые коммуникативные и жизненные навыки, уровень правосознания, получить поддержку от позитивно настроенных взрослых на пути к нормативной социализации и выбору профессии.

В качестве цели проекта рассматривалось вовлечение московских подростков в активную социально развивающую деятельность в летний период. В рамках проекта предполагалось обучить пятьсот несовершеннолетних 14—17 лет навыкам оказания первой помощи, пожаротушения и спасания на воде, а также основам толерантного и социально ответственного поведения. В проекте предполагалось три направления работы с подростками: знакомство с работой спасателя; модуль по развитию личностных навыков, необходимых для эффективной самореализации в современном обществе; а также курс, направленный на привитие основ бесконфликтной коммуникации в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе.

По замыслу, основные направления деятельности должны были обеспечить мягкую социализацию участников проекта, так как подростки в СОП особенно остро нуждаются в дополнительной поддержке в процессе выбора профессии и самоопределения. По итогам обучения участникам, успешно прошедшим курс, выдавались сертификаты о дополнительном образовании, в том числе позволяющие получить дополнительные преимущества при поступлении в вузы МЧС. Всего в проекте былио задействовано 500 подростков в возрасте 14—17 лет (по 250 подростков на каждом потоке).

На этапе подготовки пилотного запуска проекта администрация ГБУ «Моя карьера» обратилась в Московский государственный психолого-педагогический университет за методическим сопровождением работы с целевой группой проекта. Экспертное сопровождение проекта взяли на себя факультет юридической психологии МГППУ (занимающийся проблемами подростков со склонностью к отклоняющемуся поведению) и Центр доказательного социального проектирования МГППУ (отвечающий в университете за развитие подходов к исследованию эффективности социальных практик).

В качестве одного из важнейших условий успешной реализации проекта рассматривалась организация системы педагогического и психологического сопровождения подростков в ходе его реализации. Чтобы обеспечить психолого-педагогическое сопровождение подростков в рамках проекта, была разработана система наставничества, где в роли психологов-наставников выступили студенты и выпускники МГППУ (большинство наставников обучались по направлению подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения», что является профильным направлением для работы с подростками, находящимися в СОП и ТЖС; однако также в проект были включены студенты и выпускники таких направлений, как «Психология служебной деятельности», «Психология», «Клиническая психология»).

Для студентов университета опыт участия в проекте соответствовал модели подготовки по их профессиональным направлениям, в том числе способствовал развитию различных профессионально важных качеств психолога [4,5]. Основными видами психологической деятельности, реализовавшимися наставниками на протяжении проекта, являлись: психодиагностическая деятельность, развивающая деятельность, психологическое консультирование и психологическая коррекция [1; 2]. Так как студенты выполняли данную деятельность на волонтерских началах, участие в проекте соответствовало одним из ведущих жизненных смыслов студента-психолога, а именно — альтруистическим смыслам [3].

Критически важно было организовать методическую поддержку студентов и начинающих специалистов психолого-педагогических направлений в работе с подростками. В течение всего срока реализации проекта этому уделялось серьезное внимание со стороны организаторов и экспертной группы от университета. После первичных мотивационных собеседований будущие наставники проходили цикл обучающих семинаров по подготовке к работе с подростками в СОП/ТЖС по восстановительной модели, разработанной в Центре психолого-педагогической адаптации и развития подростков МГППУ «Перекресток» в 2008 г. Такая предварительная работа позволила ключевым специалистам проекта опираться в работе с подростками на общие методологические и ценностные основания.

Согласно восстановительной, модели работа с несовершеннолетними обязательным образом включает в себя понимание ценностных оснований, теоретической концепции и их практической реализации, т. е., важна постоянная взаимосвязь этих трех компонентов: рефлексия и переосмысление теории через анализ практики, оценка практики на соответствие ценностным основаниям.

Принципиальными, ценностными основаниями восстановительной модели являются: ценность активной ответственности, субъектность, партнерские отношения с подростком, понимание социальных связей как важнейшего ресурса развития подростка.

Теоретическая концепция работы по восстановительной модели отталкивается от понимания явления «социально-психологической дезадаптации» как механизма вытеснения из «нормотипичной» социальной среды подростка, демонстрирующего симптомы девиантного поведения в ответ на неблагополучные внешние условия, усиливая тем самым как внутриличностное, так и межличностное напряжение. Находясь, таким образом, в «напряженных» отношениях с окружающим его обществом, ребенок не обращается за помощью к взрослым и специалистам, а, наоборот, стремится спрятаться и защититься.

Понимая так явление «социально-психологической дезадаптации», в качестве первой задачи взрослых мы можем рассматривать осознанное сотрудничество с подростком — специалист сам должен найти способы устанавливать контакт и партнерские отношения с несовершеннолетними. Практическая деятельность в рамках восстановительной модели строится по принципу нахождения «точек входа» в социальную ситуацию подростка. Социальная и психологическая работа с подростком и его ближайшим социальным окружением в любой «точке входа» строится на принципах восстановительного подхода: подразумевает работу в зоне ближайшего развития подростка, постепенную передачу ему ответственности за изменение собственной жизни, учет семейного контекста и вовлечение в работу его ближайшего социального окружения. Таким образом, сутью работы с подростком становится переструктурирование его социальной ситуации развития из ситуации социально-психологической дезадаптации в ситуацию, ресурсную для его дальнейшего развития, в которой он сам занимает активную и ответственную позицию [6].

В отечественной психологии «значимый взрослый» играет ключевую роль в социальной ситуации развития подростка и оказывает существенное влияние на формирование системы его смыслообразующих ценностей и жизненно важных выборов. Другой важнейшей областью, где формируются самоотношение и самооценка подростка, является сфера отношений со сверстниками — система групповых норм и ценностей, опыт дружественной коммуникации, вера в возможность конструктивного разрешения конфликтов.

Исходя из вышеизложенного, в качестве первоочередных задач наставничества были определены: индивидуальная психологическая поддержка подростков, формирование команды и развитие навыков межличностных отношений между участниками проекта. Для этого за каждой группой подростков (состоящей из 12—18 человек), была закреплена пара специалистов: «наставник» — студент МГППУ, обучающийся в рамках одного из психологических направлений подготовки, и один выпускник МГППУ — «старший наставник». Таким образом, с каждой группой подростков на протяжении всего проекта работал специалист с уже сформированными компетенциями и студент, чьи компетенции психологической и педагогической работы с подростками находились в процессе формирования.

Для супервизии и разбора сложных случаев, а также в целях профилактики эмоционального выгорания и психологической поддержки молодых специалистов были организованы еженедельные интервизорские группы (по желанию у каждого наставника была возможность посещать такую группу 2 раза в неделю, а также по запросу обращаться за индивидуальной консультацией и супервизией работы в паре к методистам проекта — сотрудникам кафедры юридической психологии и права МГППУ).

На встречах интервизорской группы наставники имели возможность поделиться текущими трудностями в работе с подростками, с группой и в паре (как личного, так и профессионального характера), попробовать различные форматы психологической работы (упражнения, игры, дискуссии), актуализировать и восполнить дефициты теоретических знаний. Регулярные встречи играли также важную интегрирующую роль в работе проекта как единого целостного механизма: на каждом этапе реализации специалисты проекта (и наставники, и преподаватели, и организаторы) имели возможность скоординировать свои действия и направления сопровождения с учетом актуальной ситуации, вносить новый контент и смыслы в реализацию проекта, вовремя получать психологическую и профессиональную поддержку. Это позитивно сказывалось на эмоциональной стабильности наставников, их личной продуктивности и креативности в работе с подростковыми группами.

Несмотря на то, что на протяжении проекта для наставников были организованы интервизорские группы и супервизия, методы и траекторию психологической работы с группой подростков они выбирали самостоятельно, тем самым активизируя субъектную позицию относительно собственной деятельности. Старшие наставники (выпускники) получали постдипломный практический опыт, подобный опыту подготовки в ординатуре в медицинских вузах.

Важную роль в реализации проекта сыграло использование наставниками социальных сетей и других способов дистанционной коммуникации с подростками. Для этого были задействованы различные социальные сети и мессенджеры (vk, watsapp, askfm, google формы и т.д.). Помимо решения организационных вопросов, это давало возможность подросткам для групповой рефлексии и взаимодействия в любое время (включая период после окончания проекта). С помощью специальных интернет-сервисов участники некоторых групп могли выразить анонимно свои мысли и чувства, а также задать вопрос наставникам и организаторам. Для самих же наставников тоже была создана специальная анонимная форма, куда они могли писать любые мысли, давать обратную связь главным организаторам, в том числе выражать недовольство. В случае форс-мажоров (например, болезни одного из участников), подростки записывали для него видео со словами поддержки, могли поддерживать контакт и передавать необходимую информацию. Также в начале реализации проекта, используя возможность отправлять друг другу аудиозаписи, видео и картинки, подростки искали общие интересы, что положительно сказывалось на взаимотношениях в группах. Несмотря на это, в групповых чатах встречались ситуации, близкие к кибербуллингу среди подростков. Такие ситуации прорабатывались на интервизорских группах, разрабатывались стратегии решения данных проблем. Кроме того, благодаря дистанционными технологиям у наставников была возможность вести просветительскую работу с родителями подростков и их кураторами из ЦПСИД [6]

По итогам проекта был проведен анкетный опрос среди 127 участников проекта «Помощники спасателей», который был подкреплен данными полуструктурированных интервью с подростками и наставниками (анкетирование и интервью проводились в период июня–августа 2019 г.).

Во время опроса часть респондентов указали на тот факт, что участие в проекте не было для них полностью добровольным и их заставили родители (23,62%). Это сказывалось на их интересе на входе в проект, а также, по мнению наставников, могло служить причиной преждевременного завершения участия и низкой вовлеченности некоторых ребят в течение занятий.

Стоит отметить, что в случаях, когда решение об участии принималось под давлением родителей, для некоторых участников программа в итоге оказывалась интересной и они втягивались в нее по ходу. Подобные примеры приводили в интервью участники из числа детей и наставники.

Наибольший эмоциональный отклик и самые высокие оценки получили практические занятия, которые проводили для участников сами спасатели. Данные опроса и интервью полностью совпадают и демонстрируют, что этот компонент программы стал самым интересным и востребованным (одним из самых популярных пожеланий на будущее от участников было «больше практики» — 31 ответ).

Участники и наставники в интервью отмечали следующие сильные стороны практических занятий:

- прикладной характер и польза для жизни;

- диалогичный подход преподавателей;

- юмор и неформальный стиль общения;

- наглядность и возможность попробовать самому;

- интересное содержание;

- дружелюбная атмосфера;

-  знакомство с представителями профессий и их работой.

Как уже отмечалось выше, особенностью реализации проекта было наличие у групп наставников, которые помогали в организации общения детей, в рефлексии полученного опыта, сопровождали участников по ходу программы, решали различного рода текущие вопросы. Много слов благодарности получили наставники по итогам сбора обратной связи. Некоторые из них рассказали, что после завершения проекта они поддерживают связь с частью подростков — и не только переписываются, но по возможности встречаются.

Групповая работа, потребность в соблюдении общих правил и норм, обсуждение действий и мнений, согласно интервью наставников и участников, способствовали проявлению и формированию навыков ответственности и дисциплины у участников. Для некоторых из них этот опыт стал первой в жизни практикой психологической работы в группе.

Значимость командной работы, позитивное влияние коммуникативного опыта, приобретенного участниками, подтверждаются их ответами на вопрос о том, чем помогло им участие в проекте (рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов участников на вопрос «Чем помогло участие в проекте»

Можно выделить четыре уровня изменений, которые отмечали респонденты опроса и интервью (табл. 1).

Таблица 1

Уровень

Содержание изменений

Расширение кругозора

Новые знания о жизни и деятельности спасателей, множестве аспектов службы в МЧС.

Профессиональный выбор и профориентация

Укрепление в позиции относительно выбора профессии спасателя как своей — за или против

Навыки спасательных работ

Приобретение умений действовать в различного рода экстремальных ситуациях, требующих применения навыков спасения. Рост приверженности к необходимости их применения и готовность осуществить на практике

Личностные характеристики

Изменение поведения и отношения к различным сторонам жизни. Снижение конфликтности и агрессивности.

Новые контакты и дружеские отношения

 

Так, на вопрос «Что нового узнал о профессии спасателя?» получился следующий перечень наиболее популярных ответов (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов участников на вопрос «Что нового узнал о профессии спасателя?»

На вопрос о приобретенных навыках ответы распределились в порядке, представленном на рис. 3.

Рис. 3. Распределение ответов участников на вопрос «Какие навыки спасателя удалось получить?»

Стоит отметить, что, по свидетельству некоторых респондентов в интервью, уже после проекта они применяли полученные навыки спасения в жизни — помогали останавливать кровь и вызывали скорую помощь.

Участники опроса отметили влияние проекта на формирование определенных качеств характера (рис. 4).

Рис. 4. Распределение ответов участников на вопрос «На какие качества характера повлиял проект?»

В интервью участники также акцентировали внимание на том, что стали считать более важным помогать другим и видят теперь в этом один из приоритетов в жизни. В качестве социально-психологического результата стоит указать, что участники в позитивном ключе отмечают появление новых друзей и знакомств.

Распределение результатов и их значимость для самих участников позволяет представить портрет целевых групп проекта с точки зрения ценности для них участия в проекте (табл. 2).

Таблица 2

Целевая группа

Ценность участия

Молодые люди, желающие стать спасателем

Возможность побывать в реально работающих службах помощи и попробовать себя в роли спасателя, почувствовать профессию. Возможность получить профессиональную поддержку и преимущества при поступлении в случае выбора профессии спасателя

Молодые люди, не думающие о профессии спасателя, но открытые к получению нового опыта и общению

Расширение кругозора, польза навыков спасения для обычной жизни. Опыт общения со сверстниками, спасателями, наставниками. Групповая и командная работа

Молодые люди, не имеющие исходного желания участвовать, однако вовлекающиеся в проект по ходу реализации

Опыт позитивного участия в подобных проектах и преодоления негативной установки. Расширение кругозора, польза навыков спасения для обычной жизни. Опыт общения со сверстниками, спасателями, наставниками. Групповая и командная работа

Молодые люди, не имеющие желания участвовать и имеющие стойкое негативное отношение к идее проекта

Ценность подобного участия сомнительна, количество таких ребят было невелико, некоторые приняли решение отказаться от участия

 

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы и рекомендации относительно дальнейшего развития проекта.

1. В целом, проект нашел позитивный отклик у участников, есть основания продолжать и развивать его в будущем.

2. Можно говорить о разноуровневых социальных результатах профориентационного и социально-психологического плана; каждое из направлений можно усиливать, осознанно закладывая их в модель изменений и социальных результатов проекта.

3. Практические занятия в организациях служб спасения были крайне интересны участникам и, на их взгляд, были наиболее значимы в проекте (их объем предлагается увеличивать в случае продолжения программы).

4. Практика наставников и менеджеров показала свою актуальность и положительный эффект, ее можно дальше развивать, в том числе выделяя больше времени на групповую работу в течение недели.

5. В начале проекта целесообразно проводить собеседования с участниками и родителями, а также командообразующий интенсив для запуска групповой динамики.

6. Рекомендуется продумать механизм отсева незаинтересованных и мотивирования участников на этапе набора за счет более активной коммуникации с использованием материалов, роликов, презентаций. Возможно предоставление времени на самоопределение, когда участники могут решить, участвуют они или нет.

7. Предусмотреть в программе различные профессиональные траектории и возможности выбирать содержание программы согласно своим предпочтениям.

Летом 2020 в связи с ситуацией пандемии аналогичный проект будет проведен исключительно в онлайн-формате под названием «Про героев». В данный момент ведется дистанционная подготовка студентов-наставников. Планируемый охват – 1000 подростков.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Богданович Н.В., Делибалт В.В., Дегтярев А.В. К вопросу обоснования модели профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53517.shtml (дата обращения: 15.02.2020).
  2. Богданович Н.В., Чернушевич В.А. Деятельностная модель юридического психолога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65728.shtml (дата обращения: 15.02.2020).
  3. Богданович Н.В., Щеткина Е.И., Борисова А.А., Шевцова Н.А., Моисеева Л.П. Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 2. С. 232—249. doi:10.17759/psylaw.2019090216
  4. Дегтярев А.В., Дегтярева Д.И. Развитие эмоционального интеллекта, психологической границы личности и самоотношения у будущих специалистов-психологов (на примере студентов факультета юридической психологии МГППУ) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 57—71. doi:10.17759/psylaw.2019090305
  5. Лаврешкин Н.В. Групповой тренинг как метод развития профессионально важных качеств юридического психолога [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 1. С. 250—263. doi:10.17759/psylaw.2017070120
  6. Организация просветительской работы по вопросам профилактики девиантного поведения. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / Дворянчиков Н.В., Делибалт В.В., Казина А.О., Лаврешкин Н.В., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Власова Н.В., Богданович Н.В., Чернушевич В.А., Чиркина Р.В., Банников Г.С. – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – 112 с.
  7. Cushman F.A., Young L., Greene J. Our multi-system moral psychology: Towards a consensus view [Электронный ресурс] The Oxford Handbook of Moral Psychology, ed. John Doris et al, Oxford University Press 2010. URL: http://dx.doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199582143.003.0003 (дата обращения: 15.02.2020).
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика