Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей

638

Общая информация

Ключевые слова: технология «Умелый класс», ранняя профилактика, девиантное поведение, антибуллинговые программы, метод «Kids’ Skills» Б. Фурмана, социально-эмоциональные навыки, навыки саморегуляции, начальная школа

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2020100407

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГППУ в рамках проекта «Инструменты доказательного подхода к анализу и оценке практик, программ и политик в сфере профилактики социальных рисков детства», а также проекта «Апробация, адаптация и внедрение программ ранней профилактики девиантного поведения путем формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста и учащихся начальных классов» (Соглашение № 249 от 20.11.2019 г. о предоставлении МГППУ гранта Департамента образования и науки г. Москвы).

Благодарности. Авторы благодарят за сотрудничество руководителей Хельсинкского Института краткосрочной терапии Бена Фурмана и Майу Ахола, руководителей и специалистов 14 образовательных организаций, принявших участие в программе апробации технологии «Skilful Class», студентов-кураторов экспериментальных площадок проектов и Студенческое научное общество (СНО) факультета юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ.

Для цитаты: Чиркина Р.В., Бойкина Е.Э., Койкова К.С., Бригадиренко Н.В., Стратийчук Е.В., Тишкова Ю.В., Чеботарев И.В. Оценка профилактического потенциала технологии «Умелый класс» в формировании социально значимых навыков у детей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 93–110. DOI: 10.17759/psylaw.2020100407

Полный текст

Введение

В системе образования остро стоят вопросы выбора форм и методов разноуровневой профилактики социальных рисков детства, к которым относятся ранние проявления проблемного, девиантного, поведения детей, а также разворачивающиеся в юридически значимом контексте агрессивные формы девиаций, делинквентность, аддикции, буллинг, скулшуттинг и т. п. В России и других странах существует множество различных подходов, программ, практик, технологий профилактики рисков агрессивного и противоправного поведения несовершеннолетних, эффективность которых не очевидна, не доказана или признана лишь по совокупности внешне наблюдаемых феноменов или  результатов количественного мониторинга.   Современный тренд на доказательность формирует запрос на исследование социальных практик в области профилактики на предмет их воздействия на психологические, психосоциальные, поведенческие паттерны и социальные отношения участников . Подбор профилактических методов требует предварительной оценки их применимости, соответствия возможностям и компетенциям специалистов, учета особенностей взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности [5].

В 2019—2020 гг. научным коллективом кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии и Студенческим научным обществом ФГБОУ ВО МГППУ была предпринята попытка объединить практические задачи системы образования в области ранней профилактики девиантного поведения с задачами научного обоснования выбора профилактических методов и оценки их эффективности.

Авторским коллективом для апробации с целью последующего внедрения были выбраны программы ранней профилактики девиантного поведения, ориентированные на формирование социальных навыков и принятие социальных норм у старших дошкольников и учащихся начальных классов. Апробировались две методики: в дошкольном звене — авторская игропрактика на основе русских фольклорных игр «Сила народной игры» (Folk skill) [10], в начальной школе — методика «Skilful Class» (Умелый класс), основанная на ориентированной на решение методике «Детские навыки» (Kids’ Skills), созданной в 1990-х гг. под руководством доктора Бена Фурмана (Финляндия) [11; 12].

В этой статье мы подробнее остановимся на пилотном исследовании эффективности методики «Skilful Class» (в российской версии — «Умелый класс»).

Методологическим основанием выбора для апробации данного кейса стал анализ социальных рисков детства, возникающих на раннем этапе социализации — при переходе в школу и в младшем школьном возрасте, а именно школьной дезадаптации, эмоциональных и поведенческих проблем, девиаций, нарушений системы отношений (остракизма, школьного буллинга, конфликтов и пр.). Первые признаки дезадаптации, нарушений социализации появляются на фоне повышающихся социальных и учебных ожиданий и требований к социально-коммуникативному развитию детей. Так, Федеральный государственный стандарт уже на уровне дошкольного образования ориентирует на усвоение детьми норм, принятых в обществе, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и др. [7].

Один из существенных рисков начальной школы — неблагополучные отношения с первым учителем и одноклассниками, в которых ребенок получает сигналы отвержения, исключения или игнорирования (так называемый социальный остракизм), в результате чего депривируются его базовые потребности и могут возникать проявления социально-психологической дезадаптации агрессивного и аутоагрессивного типа [2]. Столь же разрушительным и сходным по воздействию является буллинг. Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что буллинг распространен среди детей 6—11 лет, а в дошкольных учреждениях распространено виктимизирующее поведение. Как следствие — у детей закрепляется низкий социальный статус в группе, который имеет ряд негативных последствий [1]. Одна из ключевых фигур в профилактике и разрешении ситуаций школьного буллинга — учитель, поскольку именно он является носителем моделей социального поведения в школе и определяет атмосферу в классе [4; 9].

В связи с этим основным направлением интервенций в рамках ранней профилактики является именно система отношений, которая определяет не только социальное и эмоциональное благополучие ребенка, но и развитие его высших психических функций [3]. С антропологической точки зрения основным смыслом этого возрастного периода является вхождение в культуру, а способность человека к саморазвитию — основная цель и образовательный результат [8].

С учетом вышесказанного в качестве профилактического инструмента для реализации в начальной школе (в программу апробации вошли также и подготовительные группы ДОУ) был выбран метод, прямо направленный на развитие социальных навыков, связанных с системой актуальных отношений детей. Еще одним важным критерием выбора методики для апробации стала доказанная эффективность базовой методики «Kids’ Skills», успешно применяемая более чем в 30 странах [11].

«Skilful Сlass» — психолого-педагогическая технология профилактики эмоциональных и поведенческих проблем детей посредством освоения ими социальных навыков, она разработана Беном Фурманом и Майу Ахола (Ben Furman, Maiju Ahola) как модификация методики «Kids’ Skills» для применения в работе с классом, группой. Методика основана на подходе, ориентированном на решение [13]. Это означает, что основной фокус лежит на освоении навыка, а не на обсуждении проблемы. Ключевой фигурой в процессе является сам учащийся. Он сам решает, какой навык стоит изучить. Особое внимание при этом уделяется сильным сторонам и уже освоенным ребенком навыкам, а небольшие шаги и положительные изменения являются значительными факторами мотивации [14; 15]. «Умелый класс» уделяет особое внимание социальному сообществу и тому, как учащиеся могут учиться у друг друга.

«Kids’ Skills» задает алгоритм освоения навыков, состоящий из 15 последовательных шагов, начиная с выбора навыка либо преобразования проблемы в навык и заканчивая празднованием успеха и передачей своего опыта другим. В технологии «Skilful Сlass» (русская версия названия «Умелый класс») два этапа. На первом школьники всем классом осваивают один из 6 общегрупповых навыков, который они выбрали как наиболее актуальный для класса, а затем переходят к выбору и освоению одного из 22 индивидуальных навыков. Допустимо, чтобы несколько учащихся выбрали один и тот же навык для освоения и сформировали группу для совместного освоения этого навыка. На первый этап обычно отводится 2—3 недели, на второй до 4 недель. Освоение навыков происходит в безопасном пространстве, где задаются правила игры, построенные по принципу позитивной обратной связи: нужно замечать и отмечать достижения других детей, на ошибки реагировать условным сигналом-напоминанием. Игровая ситуация задается карточками с названием, изображением и описанием навыков, а также символикой и атрибутикой шагов: выбор «существа силы» — героя навыка, сигнала-напоминания, образа будущего праздника. Дети сами решают, как они будут отмечать успехи класса и друг друга (например, наполнять емкость чем-то или выкладывать на стенд фигурки). Этот принцип необычной для школьной ситуации поддерживающей среды призван также включить учителей и родителей в сообщество, дающее детям такую обратную связь, в которой ребенок получает подтверждение своей компетентности, что является важным условием развития на данном возрастном этапе. Таким образом, формируется культура отношений, в которой нет места травле, отвержению, игнорированию.

В начале 2019 г. после заключения Соглашения о сотрудничестве с Helsinki Brief Therapy Institute в лице д-ра Б. Фурмана (Финляндия), в котором МГППУ предоставлялось право использования методики для апробации и исследования эффективности, методика «Skilful Сlass» была переведена на русский язык. Перевод осуществлялся с английского и финского языков (переводчик Воронкова А.А.). Обратный перевод был сверен с автором методики Беном Фурманом и получил положительный отклик. Русскоязычная версия названия «Умелый класс» также согласована с авторами. В текст методики кроме собственно методического руководства, входит описание навыков, алгоритма освоения в классе/группе, примерных сценариев обсуждений с детьми и родителями, оценочных процедур (шкала оценки и самооценки детьми навыков, анкета для учителя). Мы добавили в руководство протоколы сбора данных для разных этапов программы «Умелый класс», а впоследствии — и пакет диагностических методик для исследования эффектов программы[1].

Программа исследования

Исследование изначально планировалось как долгосрочное, состоящее из нескольких этапов.

Подготовительный этап включал в себя анализ разработок и исследований в области проблематики ранней профилактики девиантного поведения, социальных и учебных проблем дошкольников и младших школьников, а также выбор методики/технологии для апробации на основании разработанных критериев. Предварительная оценка применимости, соответствия целям профилактики, возможностям и компетенциям специалистов, учет особенностей взаимоотношений в системе образования позволили предположить, что методика Б. Фурмана «Skilful Сlass» соответствует этим критериям и имеет перспективы внедрения.

Эмпирическое исследование включало в себя пилотную апробацию базовой финской версии методики Б. Фурмана «Skilful Сlass» и разработку и проведение рандомизированного исследования (с применением пакета диагностических методик, направленных на выявление значимых изменений у субъектов апробации (детей, учителей, родителей) и школьной среды, количественный и качественный анализ эмпирических данных, статистический анализ достоверности полученных результатов). Жанр исследования рандомизированный контролируемый эксперимент , единица рандомизации — класс/группа.

Программа апробации включала отбор участников на основании предварительного знакомства широкого круга образовательных учреждений России с методикой Б. Фурмана (в рамках его выступлений на конференциях и семинарах на базе МГППУ в 2019 г.) и мотивированных заявок от учителей по согласованию с руководством организаций и с согласия родителей. Были сформированы проектные команды, состоящие из учителей, педагогов-психологов и/или социальных педагогов и других школьных специалистов, а также студентов-кураторов от СНО МГППУ. Члены проектных команд прошли обучение у автора метода и разработчиков программы апробации в объеме не менее 36 часов.

 

Этапы и базы апробации

1. Пилотная апробация базовой методики «Skillful Class»: первое полугодие 2019 учебного года на базе 9 образовательных учреждений Саратовской и Самарской областей, Камчатского края, городов Москва, Санкт-Петербург, Сургут. На 14 апробационных площадках работали 18 учителей начальных классов, 11 педагогов-психологов, 20 студентов-кураторов от СНО МГППУ. В программу изначально были включены около 300 учеников начальных классов. 11 классов реализовали программу «Умелый класс», 7 классов представляли контрольную группу. Пре- и пост-тестирование проводилось по шкалам самооценки навыков детьми и их внешней оценки взрослыми, а также по авторской анкете для педагогов, встроенных в методику «Skillful Class». Ввиду того, что участие в программе имело добровольный характер, не все площадки, вступившие в проект, завершили сбор данных: 2 площадки (класса) вышли из программы на начальном этапе, программу «Умелый класс» завершили полностью 7 классов.

Валидные данные были получены по части измеряемых параметров, а именно: по оценке и самооценке навыков применялись методы математической статистики, качественные результаты были получены по материалам фокус-групп и анкет учителей. На основании полученных данных было разработано методическое руководство к технологии «Умелый класс» с учетом российской образовательной ситуации.

2. Апробация технологии «Умелый класс»: 2019—2020 учебный год — 2 этапа апробации — рандомизированного исследования эффективности программы. Апробация проходила в рамках Проектов МГППУ (— на московских площадках по гранту ДОНМ). В проект вошли 22 экспериментальные площадки в 9 образовательных учреждениях г. Москвы, и 17 площадок в регионах. В процесс исследования были включены контрольные классы и группы. В апробацию методик были включены более 600 детей, 87 педагогов, более 300 родителей. На этом этапе апробации к встроенным в методику способам оценки результата было добавлено исследование изменений психологических параметров (самооценки, статуса детей в группе, особенностей поведения и адаптации, социально-коммуникативных навыков, тревожности детей, учителей, родителей, изменений в отношениях). Вхождение в проект было не равномерным в силу различных обстоятельств, региональной и организационной специфики. На некоторых площадках завершение или развертывание программы «Умелый класс» пришлось на начало пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Исследование будет продолжено в 2021 г.

Цели и гипотезы исследования

Цель исследования на первом пилотном этапе была проверить, насколько технология «Умелый класс» может интегрироваться в образовательную среду российской школы.

Цель второго этапа — выявить сформированность и динамику показателей, значимых для снижения факторов риска девиантного поведения. Аналогичное исследование проводилось параллельно на апробационных площадках фольклорной игропрактики «Сила народной игры» [10].

Основная гипотеза исследования состояла в том, что заданная технология, проводимая в соответствии с методикой, значимо повышает показатели удовлетворенности детей отношениями, а также влияет на их психологические параметры, значимые для снижения риска девиантного поведения.

Частные гипотезы:

·                 в процессе реализации программы существенно повышается рефлексивная способность детей видеть, осознавать и оценивать свои навыки и навыки и поведение других детей;

·                 способность детей отмечать положительные изменения в поведении других детей, побуждаемая и закрепляемая 15 шагами, значимо влияет на социометрическую динамику в классе и повышает популярность ранее незаметных или непопулярных детей;

·                 участие в программе родителей и других значимых взрослых в качестве группы поддержки повышает коррекционно-профилактические показатели профилактических программ;

·                 показатели удовлетворенности детей собственными достижениями в программе связаны с (не)авторитарной позицией учителя.

Процедура проведения и методики

Пилотный этап проходил в школах Саратовской и Самарской областей, Камчатского края, городов Москва, Санкт-Петербург, Сургут в период март—май 2019 г.

Проводился сравнительный анализ оценки взрослыми (учителями и родителями) и самооценки детьми навыков до начала апробации и после завершения работы над общеклассными и индивидуальными навыками детей с использованием инструментов оценки, заложенных в саму методику разработчиками. Самооценка детьми и оценка учителями и родителями навыков класса и детей проводилась по 10-балльной шкале.

 

Таблица 1

Схема-алгоритм оценки динамики навыков по программе «Умелый класс»

Фазы исследования

Выборки

Учителя

Учащиеся

Родители

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА

До начала реализации программы

1.               Анкета учителя по программе «Умелый класс» (вход.). Оценка навыков детей

 

1.               Самооценка 6 общих навыков класса (по Б. Фурману)

 

1.               Оценка навыков детей (Анкета родительская по Фурману + вопросы на готовность к участию в проекте)

 

Фаза 1 — работа с общим навыком класса

 

 

1.               Протокол наблюдения за поведением детей в проекте (учителя, психологи, кураторы).

2.               Фиксация идей и предложений детей.

3.               Самооценка 6 навыков — 2-ой срез

1.               Дневник наблюдения

Фаза 2 — работа с индивидуальными навыками

 

 

1.               Самооценка индивид. навыков —

1-ый срез.

2.               Протокол наблюдения

1.                 Дневник наблюдения

 

 

После —

программная диагностика

ВТОРОЙ СРЕЗ ДИАГНОСТИКИ

1.              Анкета учителя «Умелый класс». Оценка навыков детей

1.               Самооценка индив. навыков (по Б.Фурману)

 

1.               Оценка 6 и 22 навыков

 

Проведение фокус-групп «Что изменилось?»

ТРЕТИЙ СРЕЗ

Отсроченная диагностика через 3—5 месяцев.

Повторяет второй срез

 

Результаты

В формате одной статьи невозможно представить все многообразие полученных данных, поэтому остановимся на базовых показателях пилотной серии — собственно изменениях, произошедших у детей, осваивающих важные для них навыки.

Валидные данные пилотной серии представили площадки 5 школ (из г. Москвы, Саратовской и Самарской областей). Три школы имеют статус общеобразовательных школ, две — статус гимназии или лицея. В статистический анализ включены данные 9 классов, а именно: шести первых классов, двух вторых  и  одного четвертого класса. Шесть участвовавших в проекте классов имеют статус лицейских или гимназических, два класса — общеобразовательных, один —коррекционный (речевые нарушения). В общую выборку вошли 203 ребенка, из них 133 вошли в экспериментальную группу, 70 — в контрольную. Средний возраст участников экспериментальной группы — 7,7 лет, контрольной — 7,0 лет. 16 учеников из экспериментальной группы имеют различного рода ограниченные возможности здоровья. В статистическую обработку данных вошли результаты опроса 9 учителей, 60 родителей.

Анализ результатов

Оценка эффективности программы учитывала:

1) изменения в уровнях развиваемых навыков в экспериментальных классах (по результатам самооценки детьми и оценки взрослыми) во время первого и второго замеров. Проведены расчеты (критерий Уилкоксона) по следующим показателям:

•выбранный для дальнейшего развития общеклассный навык;

•выбранный для дальнейшего развития индивидуальный навык;

•прочие общеклассные навыки (для каждого навыка критерий рассчитывается отдельно);

•прочие индивидуальные навыки (для каждого навыка критерий рассчитывается отдельно);

2) значимые различия между результатами измерений в экспериментальной и контрольной группах:

•в качестве основного измеряемого параметра выступает оценка изменения навыка (ОИН — разность между оценкой изменения навыка до программы и изменения навыка после программы). Для оценки целесообразности необходимо рассчитать:

•среднюю ОИН по 6 общеклассным навыкам для каждого ребенка (как в рамках оценки навыков детьми, так и в рамках оценки навыков родителями и учителями);

•среднюю ОИН по 22 индивидуальным навыкам для каждого ребенка (как в рамках оценки навыков детьми, так и в рамках оценки навыков родителями).

О высокой эффективности программы свидетельствует преобладание количества детей с положительной динамикой самооценки (т. е., уровень самооценки навыка после программы выше уровня самооценки того же навыка до программы) над количеством детей с отрицательной динамикой и детей с совпадающими уровнями самооценки навыка до и после программы, подтвержденное значением асимптотической значимости по критерию знаковых ранговых сумм Уилкоксона ниже 0,05.

Рассматривая изменения в уровне самооценки по шести общеклассным навыкам (табл. 2), можно отметить, что, как по навыку, выбранному в качестве основного, так и по остальным общеклассным навыкам, значительно преобладает количество детей с увеличением показателей самооценки уровня владения тем или иным навыком в ходе программы. Значимость различий в самооценке навыков до и после программы подтверждается значением асимптотической значимости, полученной по критерию знаковых ранговых сумм Уилкоксона на уровне 0,000. Таким образом, можно сделать вывод, что программа «Умелый класс» способствует развитию указанных общеклассных навыков.

Таблица 2

Изменение самооценки уровня владения общеклассными навыками до и после программы

Навык

N

Снижение показателей самооценки

Увеличение показателей самооценки

Совпадающие наблюдения

Критерий знаковых ранговых сумм Уилкоксона

Выбранный в качестве основного

119

10

93

16

-7,545*

Собирать портфель

102

13

78

11

-6,429*

Выполнять ДЗ

90

11

58

21

-4,460*

Поднимать руку

75

12

53

10

-4,634*

Слушать учителя

82

5

67

10

-6,841*

Разрешать споры

86

9

67

10

-5,647*

Держать себя в руках

75

14

46

15

-3,589*

 

По индивидуальному навыку, выбранному для дальнейшего развития в качестве основного, отмечается схожая тенденция, а именно: значительное преобладание детей с увеличением показателей самооценки. По прочим навыкам можно отметить преобладание детей с отсутствием изменений в уровне самооценки данных навыков, однако значимые изменения в уровне самооценки детей до и после программы (р<0,05) отмечаются практически для всех навыков, кроме навыков «говорить нет» и «благодарить других». То есть можно сделать вывод, что программа «Умелый класс» эффективна, пусть и с менее выраженной динамикой, при развитии большинства из указанных индивидуальных навыков.

Эффективность программы «Умелый класс» подтверждалась также путем сравнения степени изменений уровня самооценки навыков в экспериментальной и контрольной группах. Результаты расчетов представлены в табл. 3. Значимые различия между экспериментальной и контрольной группами, значения, полученные по критерию Манна—Уитни свидетельствуют о том, что тенденция к увеличению оценки навыка по результатам программы у экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы по прошествии аналогичного периода времени.

Таблица 3

Различия в оценке навыков между экспериментальными и контрольными классами

 

Ранги

Группа

N

Средний ранг

Сумма рангов

ОИН

общеклассные

Экспериментальная группа

105

106,76

11210,00

Контрольная группа

70

59,86

4190,00

Всего

175

 

 

ОИН_

индивидуальные

Экспериментальная группа

82

97,64

8006,50

Контрольная группа

70

51,74

3621,50

Всего

152

 

 

Статистические критерииa

 

ОИН

общеклассные

ОИН

индивидуальные

U Манна-Уитни

1705,000

1136,500

Z

-6,034

-6,567

Асимп. знач. (двухсторонняя)

,000

,000

a. Группирующая переменная: Группа

 

Кроме того, было установлено, что наибольший рост самооценки навыков наблюдался в классе с инклюзивной формой обучения.

Была установлена прямая корреляция между самооценкой изменения уровня владения навыками у детей и аналогичной оценкой, проведенной их родителями.

О влиянии программы «Умелый класс» на изменение в оценке навыков детей свидетельствуют также отзывы участников проектных команд.

Психологи:

Родители заинтересовались возможностью скорректировать поведение ребенка как бы играючи. С удивлением, а затем с интересом наблюдали за изменениями.

В целом данное направление работы очень ценно активным взаимодействием с родителями, оно помогает в решении одной из проблем, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей — «угасание родительской инициативы»; в ходе работы родители пересматривают общение с ребенком. Впервые родителям даются не общие фразы по взаимодействию, а конкретный алгоритм действий.

Учителя:

Дети научились видеть положительные поступки друг друга, меньше замечая негативные.

Почувствовала, что ... стала ближе к ученикам.

...Стоит также отметить повышение активности в групповой работе учеников, которые до начала реализации проекта предпочитали не предлагать идей и имели узкий круг общения в классе.

Анкетирование учителей выявило значимое повышение показателей удовлетворенности всеми сферами отношений, особенно отношений с родителями учеников, и работой в целом.

Аналогичные результаты были получены нашими коллегами, параллельно осуществляющими апробацию метода в Финляндии и Китае [14].

На втором этапе апробации установлено, что позитивные изменения самооценки «общеклассных» навыков являются наиболее выраженными при применении программы на втором году школьного обучения; у детей, участвующих в программе, увеличилась продуктивность совместной деятельности; снизилось количество детей, имевших низкие социометрические статусы.

Выводы о профилактическом потенциале программы «Умелый класс»

В процессе апробации технологии и исследования ее эффективности было установлено, что в процессе участия в программе «Умелый класс» значимо улучшаются у детей не только выбранные для тренировки и освоения навыки, но и ряд других замеряемых навыков. Улучшение этих же навыков у детей, не участвующих в программе, не столь значительно.

Хотя «Умелый класс» и не называется антибуллинговой программой, следует предположить большой профилактический потенциал программы, помогающий снизить уровень буллинга и виктимизации в младшей школе за счет входящих в программу элементов: руководство со стороны учителя, обучение навыкам [9].

Программа «Умелый класс» работает с поведенческими паттернами: это помогает предотвратить прямой буллинг, характерный для младшей школы (обзывательства, порчу вещей и др.) через тренировку навыков, которые помогают общаться в ненасильственном и уважительном ключе. Работа с навыками поможет школьникам, которые могут быть вовлечены в буллинг в качестве зачинщиков или подвергающихся буллингу из-за недостатка социальных навыков. Одновременно программа дает возможность сформировать отношения внутри коллектива, основанные на поддержке сильных сторон каждого ученика.

Заключение

В процессе апробации установлено, что эффекты технологии «Умелый класс» достигают статистически значимых изменений исследуемых параметров, но для ее полной валидации  требуется продолжение исследования устойчивости полученных результатов, эффективности различных моделей внедрения и комбинации с другими профилактическими практиками, разработка организационно-управленческих оснований и системы подготовки специалистов образования в области применения профилактических программ с доказанной эффективностью.



[1] Здесь и далее по отношению к «Умелому классу» применяются разные определения: метод или методика (если речь идет о реализации определенного способа получения результата, основанного на подходе, ориентированном на решение), технология (если имеется ввиду алгоритм действий по получению запланированного результата), программа (если речь идет о мероприятиях по реализации полного технологического цикла).

Литература

  1. Аммон А.В., Филиппова Е.В. Связь социального статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 162—175. doi:10.17759/cpp.2015230410
  2. Бойкина Е.Э. Остракизм и родственные феномены: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 127—140. doi:10.17759/psylaw.2019090310
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2017. 359 с.
  4. Гусева А.В. Роль учителя в профилактике правонарушений подростков [Электронный ресурс] // Вестник СамГУ. 2011. № 82(1-1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchitelya-v-profilaktike-pravonarusheniy-podrostkov (дата обращения: 11.10.2020).
  5. Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / Дворянчиков Н.В. и др. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 112 с.
  6. Профилактика и коррекция девиантного (аддиктивного, противоправного) поведения несовершеннолетних: проблемы, методы, технологии/авторы-составители / Н.Л. Хананашвили, Р. В. Чиркина. М., 2016. 76 с.
  7. Приказ № 1155 от 17.10.2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Электронный ресурс].  Министерство просвещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/a72db92c851c9f9c33d52d482420b477/ (дата обращения: 20.10.2020)
  8. Слободчиков В.И. Становление человеческого в человеке - императив отечественного образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. Том. 3. №3. URL: http://psyjournals.ru/issues (дата обращения: 20.10.2020).
  9. Стратийчук Е.В., Чиркина Р.В. Позиция учителя в школьном буллинге [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 45—52. doi:10.17759/jmfp.2019080305
  10. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Коррекционно-профилактический потенциал традиционной игры (планирование экспериментального исследования) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 296—309. doi:10.17759/psylaw.2019090321
  11. Фурман Б. Навыки ребенка в действии: Как помочь детям преодолеть психологические проблемы: пер. с англ. М.: АНФ, 2013.
  12. Фурман Б. Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры: пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 220 с.
  13. Kelly M.S., Kim J.S., Franklin C. Solution-focused brief therapy in schools: A 360-degree view of the research and practice principles. New York: Oxford University Press, 2008.
  14. Niu S.J., Niemi H. Teachers Support of Students’ Social-Emotional and Self- Management Skills Using a Solution-Focused Skillful-Class Method // The European Journal of Social and Behavioural Science, 2020. Vol. XXVII. P. 3096—3114. doi.org/10.15405/ejsbs.269
  15. Furman B. Instruction for teachers using Skillful-Class intervention methods in primary schools. Helsinki: Helsinki Brief Therapy Institute, 2018.

Информация об авторах

Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7040-7792, e-mail: rimmach@bk.ru

Бойкина Екатерина Эдуардовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2707-3969, e-mail: katarinatapfer@gmail.com

Койкова Ксения Сергеевна, студент факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0590-1783, e-mail: xenia.koykova@gmail.com

Бригадиренко Наталья Владимировна, Педагог-психолог, заместитель директора, МОУ "Музыкально-эстетический лицей имени Альфреда Гарриевича Шнитке", руководитель Ресурсного центра «Одаренные дети», Энгельс, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0355-2113, e-mail: brigadirenko2016@yandex.ru

Стратийчук Евгения Васильевна, педагог-психолог, БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6214-0314, e-mail: chugeka@yahoo.com

Тишкова Юлия Викторовна, магистрант факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3440-6167, e-mail: ulikon@gmail.com

Чеботарев Иван Васильевич, студент факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9076-5896, e-mail: vanche8@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1729
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 638
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3