Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 2
ISSN: 2304-0394 (online)
Об истории обучения слепоглухих детей в Московском регионе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: слепоглухота, слепоглухонемой, слепоглухой, сурдопедагогика, дефектология
Рубрика издания: Хроника
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Басилова Т.А. Об истории обучения слепоглухих детей в Московском регионе [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n2/62067 (дата обращения: 26.12.2024)
Полный текст
Известно, что после закрытия в 1936 - 1940 гг. школ для слепоглухих в Ленинграде и Харькове, традиции изучения и обучения слепоглухих в нашей стране продолжались только в Москве и Московской области. Нам показалось интересным рассмотреть более пристально почти 70-летнюю историю обучения слепоглухих детей в Москве, к 50-летнему юбилею открытия Детского дома слепоглухих в Сергиевом Посаде, который будет отмечаться в 2013 году, вспомнить участвовавших в этом трудном деле людей, благодаря которым традиция обучения слепоглухих сохранилась и продолжается.
Школа-клиника для слепоглухонемых детей в Харькове, открытая в 1923 г. была закрыта в 1937 - 1938 гг. по постановлению Наркомпроса Украины, согласно которому слепоглухонемые дети были приравнены к категории необучаемых глубоко умственно отсталых детей. Слепоглухие дети были переведены в инвалидный дом в село Васищево, где ими никто специально не занимался и они стали деградировать.
Самая успешная воспитанница этой школы Ольга Скороходова к этому времени закончила обучение по программе средней школы и готовилась к поступлению в Ленинградский педагогический институт. Осенью1940 г. еще троих воспитанников также удалось перевести в Ленинградскую группу слепоглухих. Но почти все воспитанники этой группы погибли во время блокады 1941-1942 гг. Также в войну, когда Украину оккупировали немецкие войска, почти все слепоглухие дети, оставшиеся там, умерли. Из всех воспитанников харьковской школы-клиники в живых остались только двое - Ольга Скороходова и Мария Сокол.
12 октября 1937 г. Иван Афанасьевич Соколянский был арестован в Харькове «по обвинению в принадлежности к антисоветской националистическо-террористической организации» и находился в тюрьме более полутора лет, до освобождения «в связи с прекращением дела» 21 мая 1939 г.
После освобождения из тюрьмы Соколянский тяжело заболел и пролежал в постели около шести месяцев. Сразу после выздоровления он уехал в Москву, куда был ранее приглашен на работу в Научно-практический институт специальных школ. Ему была предложена должность директора школы глухих при этом институте [Басилова, 2006].
На научной конференции института 10 марта 1940 года И.А. Соколянский делает доклад, посвященный опыту работы со слепоглухими. В этом докладе ученый определяет задачу бытового освоения окружающего мира как первоначальную цель воспитания слепоглухого ребенка. По дошедшим до нас документам мы можем судить о его высокой оценке со стороны таких выдающихся ученых, как А. Р. Лурия и Ф. А. Рау, которые говорили о своем переживании этого доклада как большого научного события. Они отмечали, что центр тяжести доклада заключался не в развитии речи, а в бытовом освоении мира слепоглухим ребенком. В опубликованной стенограмме обсуждения доклада можно прочитать следующие их высказывания: «То невероятное педантичное стремление сохранить пространство очень стабильным, распорядок очень жестким, с которым Иван Афанасьевич начинал свою работу, мне кажется сейчас полностью оправданным; именно оправданным потому, что у органического существа, мир для которого ограничен миром состояний (другого психологического термина придумать нельзя), нужно создать константный, расположенный в пространстве, существующий во времени мир, а для этого действительно нет другого пути, чем путь - раньше создать известные координаты, на которые дальше все будет наложено» [15, 248-249]. «Но, конечно, для того чтобы таким путем идти, нужна колоссальная выдержка, колоссальная согласованность всего учебно-воспитательного механизма» [25,251].
В 1941 г. Соколянский назначается заведующим отделом сурдопедагогики института. Но начало войны меняет все планы. Во время войны Соколянский вместе со школой глухих эвакуируется сначала в Пензенскую область, а затем в Новосибирск.
Но в 1943 году И. А. Соколянский вызывается в Москву, где открывается Академия педагогических наук РСФСР, а Научно-практический институт специальных школ преобразовывается в Институт дефектологии АПН РСФСР. В августе 1943 г. Иван Афанасьевич восстанавливается в должности старшего научного сотрудника, а уже в сентябре этого года становится заведующим отделом сурдопедагогики этого института.
В июле 1944 г., после освобождения от немецкой оккупации Украины, удается организовать переезд в Москву слепоглухой воспитанницы Соколянского - Ольги Скороходовой. Сразу после ее переезда и устройства на работу в институт Иван Афанасьевич возобновляет работу с ученицей над ее дневниками, которые постепенно складываются в книгу «Как я воспринимаю окружающий мир». Книга О.И. Скороходовой выходит из печати уже в 1947 году под редакцией И.А. Соколянского и с его предисловием. Развернутую рецензию на эту книгу написал А.Н. Леонтьев [Письмо И.А].
В августе 1947 г. Соколянскому по совокупности работ присвоена степень кандидата педагогических наук (кандидатский диплом датируется 1 июля 1949 г.). В эти годы И. А. Соколянский вновь чувствует внимание научной общественности к своей работе. Ему предложено выступить с докладом о слепоглухоте на юбилейной (к 10-летию Советский власти) сессии Академии наук СССР 1 ноября 1947 года. Рецензентами доклада стали академики Э.А. Асратян и С.Л. Рубинштейн. Доклад «Формирование личности при отсутствии зрительных и слуховых восприятий» был встречен с большим вниманием и получил очень высокую оценку. Он был посвящен истории обучения Ольги Скороходовой и сравнению ее достижений со знаменитыми американскими слепоглухими Лаурой Бриджмен и Еленой Келлер [Скороходова, 1947].
В конце 1947 г. за педагогическую работу в области слепоглухонемоты президиум Академии педагогических наук РСФСР присуждает И.А. Соколянскому Вторую премию и медаль имени К.Д. Ушинского.
Первая премия Ушинского была присуждена О.И. Скороходовой за ее книгу.
Вышедшая книга и премия немедленно сказались и на судьбе самой О. И. Скороходовой: она была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых с 1 ноября 1948 г.
В 1948 г. после долгих хлопот и переписки, подтверждающей научную работу в Харькове, Соколянскому восстанавливают звание профессора, полученное в 1934 г. на кафедре дефектологии Харьковского Института народного образования. Известно, что в это время он написал заявку «на организацию и научное оборудование лаборатории по проблемам слепоглухонемоты и клиническое отделение при ней», выступил с предложением о введении в учебный план дефектологического факультета спецкурса по проблемам обучения слепоглухонемых детей и составил программу этого курса. Дефектолог планировал защиту докторской диссертации «Основы воспитания и обучения слепоглухонемых» в апреле 1950 г.
Все эти годы Соколянский продолжает консультирование слепоглухих. Так под его руководством воспитывалась в семье и готовилась к трудовой надомной деятельности слепоглухая девочка-подросток, которая в его статьях названа «Лида Х.». Он познакомился с семьей этой девочки, потерявшей слух, зрение и речь после заболевания в два с половиной года, когда ей уже исполнилось 13 лет. К этому возрасту девочка совершенно самостоятельно следила за своим внешним видом: одевалась и мылась, заплетала косы; стирала, гладила и зашивала свою одежду. Она умела убирать свою постель и комнату, мыла и убирала на место посуду, чистила и жарила картошку, шила куклам платья. Она хорошо ориентировалась в доме и вокруг него, прекрасно знала расположение всех вещей, следила за постоянством их положения.
Наблюдая за поведением этой девочки, Соколянский еще больше убеждается в том, какое значение для развития слепоглухого ребенка имеет окружающая его обстановка. Он возвращается к анализу своих записей об условиях семейного воспитания харьковских слепоглухих учеников в статье «Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления в школу-клинику» и очень подробно описывает результаты успешного семейного воспитания Лиды Х. в статье «Подготовка слепоглухонемого подростка к производительному труду в условиях домашнего обучения» [Рау Ф.А].
Семья Лиды занимала только одну небольшую комнату, но ее мама всегда старалась приучить дочь к порядку, что и спасло эту девочку, по мнению Соколянского, от «двигательной смерти». Он не раз наблюдал трагические случаи, когда слепоглухонемого ребенка долго держали в постели и лишали всякой самостоятельности.
«Хорошая ориентировка слепоглухонемого ребенка в той комнате, в которой он живет, имеет жизненно-важное значение для всей последующей его судьбы. При этом нет ничего удивительного в том, что слепоглухонемой ребенок ходит свободно по коридору, заходит к соседям, расхаживает по двору, ходит сам на огород, посещает свои служебно-хозяйственные помещения во дворе, если они имеются (сарайчик, погреб и др.). Нам известны случаи, когда 5-8-летние слепоглухонемые дети в деревенской обстановке самостоятельно ходят к родственникам через линию железной дороги, к речке и т.д. Но все это возможно только в том случае, если ребенок был своевременно и достаточно хорошо ориентирован в своей комнате» [30,73].
Анализируя свои харьковские дневники и наблюдения за новыми детьми, Соколянский описывает развитие первых средств общения слепоглухого ребенка с членами его семьи. Например, он видел, что единственный человек, с которым общалась 13-летняя Лида, это мама девочки. Между ними сложилась система понятных только им контактных знаков, позволяющая успешно общаться.
«Общалась мать с Лидой при помощи условных знаков, которые выработались постепенно и были настолько точными, что затруднений в общении с Лидой в домашней бытовой обстановке не встречалось. Разумеется, эти условные знаки, выработанные в конкретной домашней обстановке, были понятны только семье Лиды, с остальными людьми, с которыми Лида встречалась случайно, она непосредственно не общалась - переводчицей была в таких случаях мать. Знаки носили сугубо «местный», конкретный характер» [там же].
По характеру вибрации Лида точно узнавала мать, отчима, пасынка матери и незнакомого человека. Девочка могла определенным знаком (прикладывая руку ко лбу и животу) сообщить о своем заболевании близким. Поглаживая себя по груди обеими руками, она сообщала окружающим о своем удовольствии, а плевком на землю - о неудовольствии. Соколянский самым внимательным образом разбирался в происхождении этих и других жестов из материнских: когда случалось что-то хорошее, мама девочки гладила себя и Лиду по груди, а когда желала внушить девочке, что ее поступок плохой, плевала на руку Лиды и указывала на землю, что означало «если не будешь слушаться, то умрешь!». Кроме этих знаков у Лиды были жесты, обозначающие людей (мать, мужчину, женщину, врача, знакомых), пищу (хлеб, воду, соль, чай, сахар, конфеты, молоко, мясо, яйцо, картофель, морковь, яблоко) и чувство голода, постельные принадлежности, одежду и некоторые другие бытовые вещи (полотенце, печь, плитку, ножницы, расческу, огонь, спички и деньги), помещения (сарай, уборную, двор); плохие и хорошие запахи, размеры (высокий и полный).
Происхождение жеста «мама» - потрогать рукой Лиды по ее же плечу - сформировался благодаря ситуации, когда мать, уходя за водой, пыталась предупредить дочь, показывая ей, как она кладет коромысло себе на плечо. Жест «мужчина» - провести рукой под носом - указывал на усы. Жест «женщина» изображал повязанный платок и т.д.
Соколянский писал, что жесты возникают и приобретают адекватную выразительную функцию только под воздействием окружающих ребенка людей. Обслуживая органические потребности ребенка и понимая его выразительные движения как желание есть, пить и т.д., взрослый почти всегда стереотипно удовлетворяет эти потребности. В силу постоянного повторения этих действий ребенок должен вычленять их составляющие и в дальнейшем выражать свои потребности условно, с помощью жестов. «Жестикуляция слепоглухонемого ребенка есть аналог словесной речи, она возникает и формируется только в процессе постоянного воздействия на ребенка при удовлетворении его органических потребностей» [33,20].
В эти же годы Соколянский начинает наблюдение за другой слепоглухой девочкойи руководство её обучением в домашних условиях. Эта девочка - Юлия Виноградова, проживающая с родителями в Новгородской области.
Летом 1950 г. подписан приказ об организации лаборатории по изучению и воспитанию слепоглухонемых детей в составе двух научных сотрудников - И.А. Соколянского и О.И. Скороходовой. И.А. Соколянский был утвержден заведующим этой лаборатории. Но уже 9 октября 1950 г. Соколянский после конфликта с директором института Д.И. Азбукиным уволился с работы «по личному заявлению» и вернулся туда лишь через год, в июле 1951 г., когда директором стал А.И. Дьячков. Но новой лаборатории уже не существовало, и Соколянский опять официально занимался проблемами обучения глухих.
Только в 1955 г. Соколянскому удается организовать экспериментальное обучение при институте слепоглухой девочки-подростка Юлии Виноградовой. Обучение ее пошло настолько успешно, что Иван Афанасьевич смог демонстрировать ее и на заседании Ученого совета своего института, и на философском факультете МГУ, и на Всесоюзном совещании психологов. Весной 1955 г. Юлю Виноградову увидел всемирно известный психолог Жан Пиаже.
С самого начала в обучении Юли активное участие принимала педагог Анна Степановна Осетрова. Именно она под руководством Соколянского посещала семью Юли и помогала в ее воспитании родителям, собирала сведения о жизни слепоглухой девочки дома. Позже Соколянскому удалось оформить на работу в свой институт молодую землячку Виноградовой - Нину Михайловну Иванову, которая сопровождала Юлю и занималась с ней по заданиям Соколянского. В обучении и воспитании девочки Соколянскому в Институте также помогали педагоги Фаина Михайловна Казакевич и Вера Александровна Вахтель.
Затем было организовано обучение слепоглухого шестилетнего мальчика Сергея Сироткина в московском детском саду для глухих. Для его обучения была выделена специальная ставка педагога. Два молодых педагога, сначала Раиса Афанасьевна Мареева, а затем Галина Васильевна Васина начали работать с этим ребенком под руководством Соколянского. После детского сада им удалось организовать индивидуальное обучение С. Сироткина в школе слепых.
В мае 1958 г. Соколянский по приглашению известного лингвиста В.В. Иванова принимает самое активное участие во Всесоюзной конференции по машинному переводу и прикладному языкознанию, организованной в 1-ом Московском государственном педагогическом институте иностранных языков. Он делает там большой доклад по проблемам языка. Сохранилась выписка из протокола этой конференции от 07.06.1958 г.: «Необходимо просить АПН улучшить условия, в которых работает И.А. Соколянский (Институт дефектологии) и рассмотреть вопрос о восстановлении клиники для слепоглухонемых, разрушенной гитлеровцами».
8 января 1958 г. Соколянский получает из прокуратуры известие о своей реабилитации. Воодушевленный реабилитацией и восстановлением в партии И.А. Соколянский вновь и вновь обращается в Правительство и готовит Проект постановления Совета Министров СССР об организации Школы для слепоглухонемых, а затем дома-интерната для детей с нормальным интеллектом, требующих индивидуального обучения (для слепоглухих; детей с псевдобульбарной патологией в тяжелой форме, страдающих тяжелыми расстройствами речи и моторики; детей с сенсорной афазией; слабовидящих с сниженным слухом и нарушением речи; детей с диагностированной алалией, которая осложнена слепотой и тугоухостью). Он также работает над Положением о школе-интернате для детей с отсутствием слуха, зрения и речи.
Соколянский продолжает в эти годы и свои технические изыскания. Он увлеченно работал над созданием приборов, позволяющих общаться со слепоглухими. За свое давнее изобретение - читальную машину - ученый был награжден Золотой медалью ВДНХ СССР в 1960 г. Он работал над созданием прибора для записи двигательных непроизвольных реакций у слепоглухих и неонового фотоскопа (брайлевского экрана) для глухих.
В последний год своей жизни Иван Афанасьевич продолжает хлопотать об официальном оформлении фактически давно уже существующей под его руководством лаборатории изучения и обучения слепоглухонемых и о минимальном расширении ее штата до заведующего лабораторией, младшего научного сотрудника и медсестры, о дополнительной ставке для своей аспирантки в Институте, об организации Клинического отделения для слепоглухонемых при Логопедическом стационаре института и т.д. Но ничего из этого не удается осуществить при его жизни.
После смерти И.А. Соколянского в 1960 году его дело продолжает А.И. Мещеряков. В 1961 г. он официально становится заведующим Лабораторией по воспитанию и обучению слепоглухонемых детей, а в 1964 г. оформляет при ней экспериментальную группу по обучению слепоглухих детей. Научными сотрудниками этой лаборатории официально становятся О.И. Скороходова и Р.А. Мареева. С детьми в экспериментальной группе слепоглухонемых продолжают работать педагоги В.А. Вахтель, Ф.М. Казакевич и Г.В. Васина, появляется и новый педагог - Людмила Васильевна Пашенцева. В разные годы в этой экспериментальной группе, организационно оформленной при экспериментальной школе глухих, обучались в условиях интерната от 3 до 5 детей в год, некоторые из них проходили там годовое диагностическое обучения, другие обучались более длительное время (от 2 до 8 лет).
А.И. Мещеряков продолжает и в 1963 г. доводит до конца огромную организационную работу по открытию специального учебного учреждения для слепоглухих - Детского дома слепоглухонемых. Вместе со своими сотрудниками О.И. Скороходовой, Р.А. Мареевой, педагогами В.А. Вахтель, Ф.М. Казакевич и Г.В. Васиной за короткое время ему удается организовать выявление и учет слепоглухих, нуждающихся в обучении (тогда было выявлено 340 слепоглухих, из которых 120 человек были в возрасте до 20 лет); добиться постановления правительства об открытии Детского дома для 50 слепоглухих детей на базе расформированного детского дома для сирот в подмосковном Загорске. Вместе с ведущими сотрудниками НИИД Мещеряков проводит курсы по подготовке педагогического персонала для обучения слепоглухих, создает материалы к программам по основным предметам обучения: математике, развитию речи, предметным урокам, трудовому обучению и физическому воспитанию.
Детский дом для слепоглухонемых Министерства социального обеспечения РСФСР начал принимать детей 1 сентября 1963 года. Там стали обучаться 50 слепоглухих детей из разных регионов РСФСР, а потом и всего СССР. До начала 90-ых годов XX столетия все слепоглухие дети проходили диагностическое обследование в лаборатории обучения и воспитания слепоглухонемых НИИД и только по заключению лаборатории принимались в Детский дом.
В 1971 г. А.И. Мещеряков организует обучение группы слепоглухих воспитанников Детского дома на психологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Студентами становятся Н.Н. Корнеева (Крылатова), Ю.М. Лернер, С.А. Сироткин и А.В.Суворов. Для их обучения в лабораторию в 1971 - 1972 учебном году приходят молодые психологи: Е.Л. Фумбарова (Гончарова) и Т.А. Басилова, которые становятся сотрудниками лаборатории и продолжателями ее традиций в последующие годы.
Эта работа имела большой общественный резонанс в то время, появлялись статьи в ведущих советских газетах и журналах. Дружба с А.И. Мещеряковым и его слепоглухими воспитанниками известных философов - Э.В. Ильенкова и Ф.Т. Михайлова - вызывали заметный интерес к проблемам обучения и развития слепоглухих у широкого круга ученых, прежде всего психологов и философов [Басилова, 2008]; [Мещеряков. А.И, 1974].
В 1974 г. после смерти А.И. Мещерякова лабораторию обучения и воспитания слепоглухонемых возглавляет Раиса Афанасьевна Мареева. При ней начинаются работы по комплексному изучению слепоглухонемых. Большое участие в них принимает известные дефектологи М.С. Певзнер и Г.П. Бертынь. Под руководством Р.А. Мареевой создаются программы дошкольного и начального (до 4 класса) обучения и воспитания слепоглухих детей [Бертынь]; [Мареева]; [Мареева, 1990]; [Мареева, а]; [Мареева, б]; [Певзнер, 1983].
Затем заведующим этой лабораторией становится В.Н. Чулков - известный к тому времени специалист по обучению глухих. Под его руководством создаются новые программы обучения слепоглухих, прежде всего по социально-бытовой ориентировке, а также по развитию остаточного слуха и произношения [4 ]. Он организует зарубежные контакты лаборатории и детского дома со специалистами из других стран, начинается постоянный обмен опытом с ними по обучению слепоглухих. В лаборатории появляются новые сотрудники: И.В. Саломатина и М.А. Кулаженкова. В 1992 г. название Института дефектологии изменяется, он становится Институтом коррекционного обучения Российской академии образования. Меняется и название лаборатории, она переименовывается в Лабораторию содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта. В эти годы проводит свои исследования по формированию читательской деятельности Е. Л. Гончарова, которые спустя много лет завершатся защитой ее докторской диссертации по этой теме [Гончарова, 1990]; [Гончарова, 1990а]; [Гончарова].
После упразднения в 1992 г. экспериментальных школ и групп при Институте группа слепоглухих детей сначала превращается в класс для слепоглухих при школе глухих № 37, а с 1997 г. ее ведущие педагоги, Г.В. Васина и А.Я. Акшонина, переходят на работу в Школу-интернат для глухих детей № 65, где продолжают обучение слепоглухих детей. Т.А. Басилова там же начинает работу по совместительству как психолог. Врачом там работает и Г.П. Бертынь. Постепенно организуется отделение для индивидуального обучения детей с множественными нарушениями развития. Дети с глубокими нарушениями зрения и слуха принимаются в школу-интернат для глухих № 65 как на общих основаниях в классы для глухих детей, так и в отделение надомного обучения.
С 1995 и до 2002 г. Лабораторией содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта руководит Т.А. Басилова. В этот период начинаются исследования по клинико-психолого-педагогическому сопровождению слепоглухих детей раннего возраста в семье. В лабораторию приходят новые сотрудники: Н.А. Александрова и О.А. Копыл. Вновь начинают сотрудничать с лабораторией такие опытные педагоги, как А.Я. Акшонина, Г.В. Васина и Л.В. Пашенцева. Результатом этого сотрудничества являются несколько методических пособий для родителей и педагогов по обучению и воспитанию слепоглухих [Акшонина, 2006]; [Акшонина, 2006а]; [Акшонина, 2008]; [Пашенцева Л.В, 2008]; [Пашенцева Л.В, 2008а].
В 1978 г. в Москве организован Совет по работе со слепоглухими как консультативный орган Центрального правления Всероссийского общества слепых (ВОС) по вопросам и специфике работы с инвалидами по зрению с проблемами слуха и речи. С 1979 г. В нем начинает работать Сектор социальной реабилитации слепоглухих, созданный при Институте профессиональной реабилитации и подготовки персонала «РЕАКОМП» ВОС, его бессменным руководителем становится ученик И.А. Соколянского и воспитанник Детского дома слепоглухих С.А. Сироткин. Сектором осуществляется методическое и консультативное обеспечение работы с взрослыми слепоглухими в региональных организациях, предприятиях и учреждениях ВОС, в последние годы ведется подготовка переводчиков для работы со слепоглухими в регионах. В г. Волоколамске Московской области в Центре реабилитации слепых ВОС с 1994 года функционирует отделение элементарной и социально-бытовой реабилитации слепоглухих.
Создание независимых благотворительных организаций и фондов, оказывающих поддержку слепоглухим, стало возможным только в постсоветское время. Так общество социальной поддержки слепоглухих (ОСПСГ) «Эльвира» создано в 1992 г. по инициативе С.А. Сироткина и Э.К. Шакеновой. Основной задачей Общества является поиск дополнительных финансовых, гуманитарных, технических, человеческих ресурсов для оказания помощи слепоглухим России. В настоящее время оно имеет в своём составе 11 региональных отделений, в которые входят члены ВОС.
В 1998 г. по инициативе группы слепоглухих людей и специалистов (Т.А. Басиловой, И.В. Саломатиной, А.В. Суворова, Е.А. Сильяновой и др.) организована Московская благотворительная автономная некоммерческая организация попечения о слепоглухих и людях с синдромом Ушера «Ушер-Форум», которая в первые годы за счет получения международных грантов организовала работу по обмену опытом создания общественных организаций для слепоглухих с подобной британской организацией «Sence», самой крупной в мире. По инициативе «Ушер-Форума» и при поддержке Московской городской организации глухих был создан Клуб общения слепоглухих при московском Центре социального обслуживания «Якиманка». Его активисты издают журнал «Ваш собеседник», участвуют в разработке различных методических пособий и курсов подготовки переводчиков и сопровождающих для слепоглухих [Басилов, 2009]; [Независимая жизнь и, 2008].
Продолжается традиция научного и литературного творчества слепоглухих авторов. Первую ученую степень кандидата педагогических наук получила О.И. Скороходова, затем сначала кандидатскую, а потом и докторскую по психологии защитил А.В. Суворов. С.А. Сироткин является кандидатом философских наук. Вслед за книгой О.И. Скороходовой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (последнее переиздание в 1990 г.) выходят книги и научные статьи А.В. Суворова, С.А. Сироткина и других [Письмо Соколянского к ]; [Письмо Соколянскому к]; [Соколянский, 1962]; [Соколянский, 1959].
Меняющийся в сторону утяжеления состав слепоглухих детей требует новых методов их обучения. Успешно использует голландский и американский опыт детский дом для слепоглухих в Сергиевом Посаде, в котором сейчас воспитываются и трудятся почти 100 детей со сложными и множественными нарушениями и 100 слепоглухих старшего возраста. Опыт обучения «нового» слепоглухого ребенка может существенно улучшить положение других детей с выраженными множественными, в том числе и интеллектуальными, нарушениями. Нам нужны новые личные и общественные инициативы, организация и активная деятельность не только специалистов, но и родителей современных слепоглухих детей. Необходимы усилия по созданию государственной системы выявления и ранней помощи детям с врожденными выраженными, в том числе и комплексными нарушениями развития [Басилов, 2009]; [Басилова, 2011].
Многочисленные разработки отечественных исследователей, полученные в ходе обучения так называемых классических слепоглухих с преимущественно приобретенной, пусть и в раннем возрасте, слепоглухотой, должны стать основой научно-практических разработок, предназначенных для интенсификации образования самых разных категорий детей с проблемами в развитии. Они должны шире применяться в современных специальных школах, в которых все чаще встречаются сложные и осложненные нарушения.
Особой заботы государства и специалистов требуют слепоглухие молодые люди, взрослые и старики с приобретенной слепоглухотой. Не решены проблемы их полноценной государственной социальной поддержки. Для решения этой проблемы также нужны усилия по созданию общественной организации, объединяющей таких людей и защищающей их права.
И. А. Соколянский и О. И. Скороходова работой над книгой (приблизительно 1947 г.)
И. А. Соколянский беседует со своим слепоглухим учеником Сергеем Сироткиным (приблизительно 1955 г.)
История обучения и изучения слепоглухих должна продолжаться. Ее достижения по-прежнему могут дать надежду и уверенность и послужить стимулом к интересным научным открытиям.
Заседание лаборатории обучения и воспитания слепоглухонемых в НИИ Дефектологии АПН СССР в 1970 г. (слева направо: А. И. Мещеряков, Л. В. Пашенцева, Р. А. Мареева, О. И. Скороходова с секретарем, Г. В. Васина)
Учителя, воспитатели и ученики Экспериментальной группы слепоглухих в 1992-1993 учебном году (слева направо в первом ряду: Г. В. Васина и воспитанники Антон Марченко, Люба Белякова и Света Лысова; во втором ряду: А. И. Кочетова, А. Я. Акшонина, Л. В. Пашенцева и воспитанник Вадик Плевако
Литература
- Акшонина А.Я., Васина Г.В. Как научить глухого ребенка с тяжелыми нарушениями зрения чтению и письму по системе Брайля. М., 2006.
- Акшонина А.Я., Васина Г.В. Формирование первоначальных математических представлений у детей со сложными сенсорными нарушениями. М., 2006.
- Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития. М., 2008.
- Апухтина А.Д., Басилова Т.А., Васина Г.В., Чулков В.Н.Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей//Дефектология.1994.№6.
- Басилова Т. А. О Соколянском и его методе обучения глухих и слепоглухих, так интересовавшем Выготского // Культурно-историческая психология. 2006. № 3.
- Басилов, Т. А. 100 лет обучения слепоглухих в России: некоторые итоги и перспективы // Другое детство: сб. науч. ст. МГППУ, 2009.
- Басилова Т.А. Теоретическая разработка и практическая реализация системы обучения слепоглухих А.И.Мещеряковым // Культурно-историческая психология. 2008. № 3.
- Басилова Т.А. Об изменении этиологии и структуры нарушений при слепоглухоте за 35 лет наблюдений // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2011.№2(12).
- Басилова Т.А., Александрова Н.А.Как помочь малышу со сложным нарушением развития. М., 2008.
- Бертынь Г.П., Певзнер М.С., Мареева Р.А. Синдром Маршалла и Ушера – наследственные формы слепоглухоты (клинико-психолого-педагогическо изучение) // Дефектология,1988.
- Гончарова Е.Л., Акшонина А.Я., Васина Г.В. Прочитай, подумай, ответь. Учебное пособие для слабовидящих глухих детей. М., 1990.
- Гончарова Е.Л., Акшонина А.Я., Васина Г.В. Тексты и упражнения для уроков чтения в начальных классах школы слепоглухих детей: Метод.пособие. М., 1990.
- Гончарова Е.Л. Психологическая реконструкция ранних этапов читательского развития (по материалам изучения и обучения слепоглухих детей).М.,2009.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность. В кн.: С чего начинается личность. М.,1979.
- Лурия А.Р. Научное значение опыта И.А. Соколянского: стеногр. выступления на науч. конф. Гос. пед. ин-та дефектологии, 10 марта 1940 г. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.,1980.
- Мареева Р.А. Проект программы воспитания и обучения слепоглухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного, 1,2 классов. М.,1982.
- Мареева Р.А. Проект программы воспитательной работы со слепоглухими учащимися начальных классов. (Препринт). М., 1990.
- Мареева Р.А. Проект программы обучения слепоглухих учащихся третьего класса (Препринт). М.,1990.
- Мареева Р.А. Проект программы обучения слепоглухих учащихся четвертого класса (Препринт).М,1990.
- Мещеряков. А.И. Слепоглухонемые дети [Текст] / А.И. Мещеряков. М., 1974.
- Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе : метод.руководство для работников социальной сферы / Под ред. Т.А. Басиловой. М., 2008.
- Пашенцева Л.В.Подготовка ребенка со сложным сенсорным нарушением к овладению словесным языком // Коррекционная педагогика. 2008. №4 (28).
- Пашенцева Л.В.Начало обучения словесному языку ребенка со сложным сенсорным нарушением // Коррекционная педагогика. 2008. №5 (29).
- Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Этиологическая и клиническая дифференциация слепоглухоты. В кн. Наследственные формы олигофрении и других аномалий развития у детей. М., 1983.
- Письмо Соколянского И.А. к А.Н Граборову от 4 ноября 1947 года (архив ИКП РАО)
- Письмо Соколянского к Хильченко от 11.10.1955 г. (архив ИКП РАО)
- Письмо И.А.Соколянского к А.М.Железному от 17.01.1957 г. (архив ИКП РАО)
- Письмо Соколянскому к Скачеку от 22.11.1957 г. (архив ИКП РАО)
- Письмо И.А.Соколянского к Н.Н.Миронову от 26.12.1959 г. (архив ИКП РАО)
- Рау Ф.А.О воспитании и обучении слепоглухонемых:стеногр. выступления на науч. конф. Гос. пед. ин-та дефектологии, 10 марта 1940 г // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.,1980.
- Сироткин С.А.,Шакенова Э.К. Слепоглухие. М., 1987.
- Скороходова О. И. Как я воспринимаю окружающий мир; предисл. И.А.Соколянского. М., 1947.
- Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. Под. ред А. И. Мещерякова. М.,1972.
- Слепоглухонемота: Исторические и методологические аспекты, мифы и реальность. М., 1969.
- Соколянский И.А. Подготовка слепоглухонемого подростка к производственному труду в условиях домашнего воспитания // Обучение и воспитание слепоглухонемых / под ред.: И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М., 1962.
- Соколянский И.А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи // Доклады АПН РСФСР. - Т. 1. - 1959. - С. 121-124. – То же // Дефектология. 1999. № 2.
- Соколянский И.А. Формирование личности при отсутствии зрительных и слуховых восприятий // Общее собрание Академии наук СССР, посвященное тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции. М., Л.,1948.
- Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Обучение и воспитание слепоглухонемых / под ред.: И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М., 1962.
- Соколянский И.А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику // Обучение и воспитание слепоглухонемых / под ред.: И. А. Соколянского, А. И. Мещерякова. М., 1962.
- Суворов А.В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М.,1996.
- Суворов А.В. Достоинство: лирико-психологическое самоисследование. М., 1997.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3670
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 5384
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0