Введение
Процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является сложной многокомпонентной системой. В связи с этим уровень подготовки специалистов коррекционного профиля (учитель-дефектолог, учитель-логопед) должен позволять начинающему дефектологу хорошо ориентироваться в профессиональном поле в процессе решения стандартных и нестандартных задач, возникающих в процессе сопровождения обучающихся с различными ограничениями по здоровью (Артемова, Тишина, 2023; Артемова и др., 2018; Марголис, 2024; Тишина и др., 2022).
В соответствии с Концепцией подготовки педагогических кадров (Об утверждении концепции…, 2022) в настоящее время в педагогических университетах проходит внедрение профессионального (демонстрационного) экзамена как формы промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации. (Сафронова, Лисицына, Прокопьева, 2025). Изучению вопросов внедрения и использования демонстрационного экзамена в процессе подготовки педагогов посвящен целый ряд работ отечественных авторов (Белянкова, 2023; Волохов, 2020; Воронушкина, Семенчина, 2021; Данилова, Подвальная, 2023; Дмитриева, Макеев, Хлытина, 2024; Егоренко, Леонова, Голованова, 2024; Зогель, Смоляр, Черномырдина, 2024; Каирова, 2023; Макеева, 2022; Русинова, Югова, 2025; Фетисов, Горбунова, Кудинова, 2024; Чиговская-Назарова, Сунцова, 2024). Несомненно, что демонстрационный экзамен расширяет возможность оценки уровня профессиональной готовности выпускника, в нашем случае будущего дефектолога. Эффективность работы начинающего педагога, в том числе коррекционного специалиста, определяется не только уровнем знаний и умений, полученных в процессе освоения образовательной программы, но в большой степени зависит от готовности их применить в самостоятельной профессиональной деятельности (Головчин, 2023; Дмитриева, Морозова, Елькина, 2020; Матвеева, 2018). Поэтому представляется интересным следующий аспект: насколько сами студенты оценивают свою готовность к профессиональной деятельности.
Материалы и методы
С целью изучения самооценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов-дефектологов Московского государственного психолого-педагогического университета была проведена научно-исследовательская работа, включающая опрос студентов бакалавриата, качественный и количественный анализ результатов демонстрационного (профессионального) экзамена в рамках текущей и итоговой аттестации.
Для проведения опроса была разработана анкета, которая, на наш взгляд, позволяет оценить степень готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов-дефектологов. Анкета включает 20 вопросов практической направленности, среди которых есть вопросы с возможностью выбора ответа и есть открытые вопросы, куда студенты могли вписать собственный вариант ответа. Для оценки высказываний студентам предлагали шкалу от 1 до 5, где 5 — очень значимо, 1 — совсем не значимо, 0 — затрудняюсь ответить.
Первые четыре вопроса анкеты нацелены на сбор общей информации — направление подготовки, курс обучения, форма обучения, а также пол респондента. Следующая группа вопросов направлена на выявление степени готовности студентов к профессиональной деятельности, определение форм проведения занятий, способствующих наиболее качественному обучению, к участию в сдаче демонстрационного экзамена.
Далее в опросе студентам предлагали оценить уровень теоретической подготовки по специальности/направлению подготовки в университете. Важной являлась и оценка того, в какой мере теоретическое обучение в университете связано с практической подготовкой в профильных организациях.
Студентам предлагали оценить качество практической подготовки и удовлетворенность обучением в целом. Отвечая на вопросы анкеты, студенты имели возможность высказать свое мнение об объективности и справедливости разработанной в университете шкалы оценки результатов демонстрационного экзамена.
Еще одна группа вопросов была направлена на самооценку готовности к будущей профессии. Интересно было ознакомиться с предложениями студентов по изменению учебного процесса. Очень важный вопрос был связан с пониманием содержания своей профессии. И последний вопрос анкеты предлагал студентам оценить наиболее актуальные формы подготовки к демонстрационному экзамену.
Результаты
В исследовании приняли участие студенты 3 и 4 курсов, осваивающие программу «Обучение и воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Общее число участников анкетирования составило 76 человек. Студентам предлагали пройти анкетирование в формате ответов на вопросы гугл-формы.
В анкетировании приняли участие 33 студента третьего курса и 43 обучающихся на четвертом курсе.
По профилю подготовки респонденты распределились следующим образом: 41 студент, осваивающий профиль «Логопедия», и 35 студентов, осваивающих профиль «Педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении».
Мы рассмотрим результаты анкетирования в обобщенном виде, поскольку исследование еще продолжается и в конце года планируется проведение повторного анкетирования. В наших следующих публикациях будут подробно представлены экспериментальные результаты в сопоставительном плане.
Анализируя ответы на вопрос, насколько МГППУ оказал влияние на развитие профессиональных качеств (знаний, навыков, компетенций) с точки зрения построения Вашей карьеры, мы распределили позиции выбора студентами от максимального к минимальному. На первом месте студенты отметили теоретическую подготовку по основам профессиональных знаний (93,4%), далее идет способность приобретать новые профессиональные знания, воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новую идею (88,15%). И третий по популярности ответ: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности (88,1%). Самый непопулярный ответ был связан с владением иностранным языком, необходимым для межличностного и профессионального взаимодействия, выбор всего 44,73% респондентов. Распределение всех компетенций представлено в табл. 1.
Таблица 1 / Table 1
Распределение ответов студентов о влиянии на развитие
профессиональных качеств (знаний, навыков, компетенций), %
Distribution of students' responses on the impact on the development
of professional qualities (knowledge, skills, and competencies), %
|
Теоретическая подготовка по основам профессиональных знаний / Theoretical training in the basics of professional knowledge |
93,4 |
|
Способность приобретать новые профессиональные знания, воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новую идею / The ability to acquire new professional knowledge, perceive and analyze new information, and develop new ideas |
88,15 |
|
Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности / Ability to solve standard professional tasks |
88,1 |
|
Способность к обобщению, анализу и синтезу, постановке целей и выбору путей их решения / The ability to generalize, analyze, and synthesize, settinggoals and choose ways to achieve them |
86,8 |
|
Стремление к дальнейшему профессиональному развитию / Drive for professional development |
86,8 |
|
Практические знания, умения, необходимые для профессиональной деятельности / Practical knowledge and skills necessary for professional activities |
86,7 |
|
Письменная и устная коммуникация (уровень общей грамотности) / Written and speech communication |
85,5 |
|
Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда / Ability to effectively represent yourself and the results of your work |
84,2 |
|
Способность работать в коллективе, в команде / Team commitment |
84,18 |
|
Осведомленность в смежных областях полученной специальности / Awareness of related fields of study |
81,6 |
|
Способность находить нестандартные решения типовых задач или умение решать нестандартные профессиональные задачи / The ability to find non-standard solutions to typical problems or the ability to solve non-standard professional problems |
76,3 |
|
Нацеленность на карьерный рост / Focus on career development |
76,3 |
|
Способность к проектной деятельности в профессиональной среде / Ability to project activities in a professional environment |
76,28 |
|
Инициативность и предприимчивость в работе / Initiative and entrepreneurship in work |
72,4 |
|
Способность к участию в проведении психологических исследований / Ability to participate in psychological research |
69,7 |
|
Умение работать со специализированными компьютерными программами / Ability to work with specialized computer programs |
57,89 |
|
Владение иностранным языком, необходимое для межличностного и профессионального взаимодействия / Foreign language proficiency required for interpersonal and professional communication |
44,7 |
В качестве самого популярного ответа на вопрос, какие формы обучения, способствуют наиболее качественному образованию в университете, студентами был выбран вариант «практика» (94,73%), на втором месте с небольшим отрывом по результату оказались «лекции в режиме диалога, дискуссии, мозгового штурма и в др. интерактивных формах» (92,1%), а самыми непопулярными оказались контрольные работы, рефераты и контрольный срез знаний (57,89%). Интересно заметить, что студенты, видимо, не рассматривают связь качества подготовки с научно-исследовательской работой (выполнение курсовых и выпускных работ), всего 67,8% респондентов выбрали этот вариант ответа. Тем не менее, 63% участников опроса считают, что им удалось развить свои способности в научно-исследовательской работе.
На рисунке представлено распределение ответов по популярности.
Рис. Распределение ответов о формах обучения, способствующих
наиболее качественному образованию в университете, в %
Fig. Distribution of responses on the forms of education that contribute
to the highest quality of university education, %
По мнению опрошенных студентов, самым значимым фактором для подготовки к успешной сдаче демонстрационного экзамена является актуальность и востребованность информации, преподаваемой на занятиях, с учетом решения разнообразных коррекционно-развивающих задач, с учетом возраста и особенностей развития обучающихся с ОВЗ (93,42%).
Немаловажным, с точки зрения опрошенных, является объективность оценки преподавателем знаний студентов с учетом уровня освоения студентом необходимых методов и приемов коррекционно-развивающей работы (92,1%). Студенты довольно высоко оценивают и соответствие информации, излагаемой преподавателем, тематике предмета и перечню навыков, которые необходимо продемонстрировать на демонстрационном экзамене (90,78%). В равной мере студенты оценивают способность преподавателя заинтересовать студентов в процессе обучения, тренировать необходимые трудовые действия для решения профессиональных задач и оснащенность современным оборудованием практических занятий, использование ИКТ в процессе занятий (88,15%). Менее всего голосов студентов было отдано за доступность прохождения практики в профильных организациях и роль педагогической практики на базах образовательных организаций для подготовки к сдаче демонстрационного экзамена (82,89%).
Результаты опроса показали, что студенты довольно сдержаны в оценке своего уровня теоретической подготовки по специальности: о высоком уровне говорят лишь 38,15% опрошенных, считают, что имеют средний уровень, 55,2% респондентов. О низком уровне заявили 2,6%, а 3,9% студентов затруднились ответить.
Большая часть опрошенных студентов считает, что теоретическое обучение в университете в достаточной степени связано с практической подготовкой в профильных организациях: в полной мере — 25%, скорее в полной мере — 53,9%. Но были и те, кто не согласен с этим утверждением: скорее не в полной мере — 15,4%, не в полной мере — 2,6%, затруднились ответить 2,6%.
Большая часть респондентов довольны организацией учебных/производственных практик: 81,6% опрошенных отметили, что получили реальные, полезные для будущей работы навыки и умения. Остальные 18,4% обучающихся считают, что ознакомились с работой, но практических мероприятий не было. Отрадно, что ни один студент не высказал недовольство организацией практики.
Более половины опрошенных оценивают уровень своей практической подготовки по специальности как средний — 55,3%, о высоком уровне заявили 39,5% студентов. 3,9% респондентов считают, что имеют низкий уровень, затруднились ответить 1,3%. Хотя при ответе на вопрос, удалось ли Вам в университете развить свои способности по освоению различных коррекционно-развивающих технологий для работы с обучающимися с ОВЗ, утвердительно ответили 94,7% опрошенных.
Полностью удовлетворены обучением в университете 55,3% опрошенных студентов, частично удовлетворены 36,8%, что в сумме составляет 92,1% респондентов. Но были и те, кто частично не удовлетворен, — 5,3%, не удовлетворен — 2,6%.
Половина опрошенных (50%) отметили, что результаты обучения полностью соответствуют их ожиданиям. О частичном соответствии сообщили 34,2%. Остальные считают, что результаты обучения частично не соответствуют, — 9,2%, не соответствуют — 3,9%, а 2,6% затруднились ответить.
Результаты оценки студентами объективности и справедливости оценки знаний результатов демонстрационного экзамена показали, что более половины опрошенных (51,31%) считают, что в целом существующая система оценки знаний на демонстрационном экзамене соответствует условиям организации учебного процесса.
Нужно отметить, что в соответствии с процедурой проведения демонстрационного экзамена студенты имеют возможность заранее ознакомиться с критериями оценки. Эта информация доступна для обучающихся в полном объеме, а преподавателями кафедры проводятся специальные встречи с разъяснением содержания и возможной трактовки критериев. Однако все же 1,3% опрошенных до сих пор не понятна система оценки. Это скорее всего говорит о том, что студент просто не уделил должного внимания изучению критериев оценки демонстрационного экзамена. Ясной и доступной систему оценки знаний и навыков студентов считают 34,2% участников анкетирования. Часть опрошенных (10,5%) считают, что надо оценивать не столько уровень знаний на демонстрационном экзамене, сколько отношение к учебе, индивидуальные способности, самостоятельную работу, активность на семинарах и ответ на экзамене, т. е. совокупность результатов учебного труда каждого студента. А еще 2,6% считают, что более эффективной была бы оценка знаний в форме компьютерного тестирования.
Следует отметить, что критерии оценки, предлагаемые в Методических рекомендациях Министерства просвещения (Методические рекомендации…, 2022), были разработаны и адаптированы преподавателями кафедры «Специальное (дефектологическое) образование» ФГБОУ ВО МГППУ с учетом специфики обучения детей дошкольного и школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, обучающихся в разных условиях, и с учетом решения различного рода профессиональных задач (диагностика, коррекция, профилактика имеющихся нарушений; обучение в рамках различного рода предметных областей; проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы; вопросы реализации индивидуального и дифференцированного подходов и др.).
Оценивая собственный уровень подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности (как и уровень своей теоретической подготовки, см. выше), студенты высказываются довольно сдержанно: о высоком уровне говорят всего 14,47%, достаточный уровень для себя определили 64,47% участников опроса, недостаточный — 15,78% студентов. Затруднились ответить 3,9% участников анкетирования. Один человек высказал собственный вариант ответа: «в целом оцениваю как высокий, но есть тревога и неуверенность, что могу самостоятельно организовать коррекционно-образовательный процесс». Более подробно по профилям подготовки данные представлены в табл. 2.
Анализ ответов показал, что большая часть будущих дефектологов достаточно хорошо понимает содержание своей будущей профессии: 68,42% ответили, что уверены в правильности своего выбора и хорошо представляют свою будущую профессиональную деятельность. Часть опрошенных пока имеет смутное представление о выбранной профессии, но надеются, что оно прояснится в начале практической деятельности (14,47%). Есть студенты, которые сомневаются в правильности своего выбора специальности и будущей профессии (11,8%), но учитывая, что мы опрашивали студентов третьего и четвертого курсов, видимо, несмотря на свои сомнения, они все же собираются закончить обучение и получить высшее образование. Для части респондентов важно просто получить высшее образование (3,9%), скорее всего, они не планируют в дальнейшем работать по специальности. Были отмечены еще собственные варианты ответов: один человек указал, что планирует пройти переподготовку на дефектолога. Такой вариант получения сразу двух специальностей практикуется на факультете клинической и специальной психологии МГППУ, когда, обучаясь по профилю «Логопедия», студент может параллельно осваивать программу профессиональной переподготовки по дефектологии. И наоборот, те студенты, которые не попали на профиль «Логопедия» при распределении, могут получить специальность логопеда, осваивая программу профессиональной переподготовки.
Таблица 2 / Table 2
Уровень сформированности профессиональных компетенций,
по мнению выпускников-дефектологов, в %
The level of professional competence development
according to graduates of defectology departments, in %
|
Направленность программы / |
Уровень сформированности компетенций / |
|
|||
|
Высокий / Proficiency |
Достаточный / Sufficient |
Недостаточный / Insufficient |
Затрудняюсь ответить / |
||
|
Логопедия / Logopedia |
27 |
68,2 |
4,8 |
– |
|
|
Педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении / Pedagogical support for children with learning difficulties |
27,8 |
55,6 |
5,6 |
11 |
|
При выборе наиболее актуальных форм подготовки к сдаче демонстрационного экзамена и отработки профессиональных навыков результаты распределились следующим образом. Большая часть опрошенных (96%) выбрала вариант «разбор и анализ кейсов или учебных ситуаций на семинарах под руководством преподавателя». Далее по популярности был вариант «демонстрация на семинарах фрагментов занятий с учетом применения коррекционно-развивающих технологий» (89,5%). Далее следует вариант «написание конспектов занятий под руководством преподавателя» (86,84%). Просмотр и разбор видеокейсов с анализом чужих или своих ошибок также имеет довольно высокий показатель актуальности (85,5%).
Следующий по популярности был вариант «проведение занятий на базах практики» — 81,57%. Затем самостоятельная подготовка рабочих материалов (разработка дидактических упражнений, подготовка наглядного материала, разработка рабочих тетрадей и пр.) — 71%. И менее актуальным способом подготовки студенты считают самостоятельную работу — 53,9%.
Изучение и возможности применения большого количества технологий коррекционно-развивающей работы в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий позволили студентам оценить содержание и особенности реализации индивидуально-дифференцированного подхода к коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. В табл. 2 представлены результаты оценки сформированности профессиональных компетенций по мнению самих выпускников, которые отвечали на вопрос «Как Вы оцениваете уровень Вашей подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности?».
Обсуждение результатов
Анализ результатов анкетирования позволяет говорить о том, что студенты достаточно высоко оценивают собственный уровень практической подготовки, приобретенный на базах практики. Освоение образовательной программы, сочетающее аудиторные занятия и практическую подготовку в образовательных организациях, позволяет студентам овладеть технологиями коррекционно-развивающей работы в условиях специального и инклюзивного образования.
Изучение технологий коррекционной работы с обучающимися дошкольного и школьного возраста разных нозологических групп формирует представление о содержании деятельности коррекционного педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-дефектолог». А также снижает уровень тревожности по отношению к самостоятельной профессиональной деятельности.
Результаты наглядно доказывают, что студенты выпускных курсов адекватно и с осторожностью оценивают личный уровень сформированности профессиональных компетенций, хотя экспертная комиссия оценивает эти показатели гораздо выше, при этом не снижая объективности. Этот аспект оценки будет представлен в следующих наших исследованиях.
Выводы
Подводя итоги первой части выполнения научно-исследовательского проекта ФГБОУ ВО МГППУ «Производство и внедрение в цифровую образовательную среду видеокейсов для подготовки педагогов-психологов, учителей начальных классов и учителей-дефектологов по программам бакалавриата в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в рамках Программы развития «Приоритет-2030», следует отметить, что включение в образовательный процесс различных технологий подготовки к сдаче демонстрационного (профессионального) экзамена позволит расширить представления студентов о возможностях реализации разнообразных подходов к коррекционной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящий момент проводится активная работа по подготовке видеокейсов, которые можно будет использовать на любом этапе аудиторной и самостоятельной работы студента. Возможность оценить просмотренный материал сначала под руководством преподавателя, а потом самостоятельно будет способствовать формированию некоторого экспертного уровня, поскольку студенты научатся не только замечать «чужие» ошибки, но и предлагать свои пути решения профессиональных задач. Возможность перенимать/копировать качественные образцы будет способствовать выработке своего собственного подхода к реализации программ коррекционно-развивающего обучения. На наш взгляд, такой вариант подготовки повысит не только мотивацию к обучению, но и будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников-дефектологов на рынке труда.
Работа по подготовке к внедрению видеокейсов в образовательный процесс активно проводится профессорско-преподавательским составом кафедры «Специальное (дефектологическое) образование». На следующем этапе проекта планируется оценить ее эффективность. Несомненно, такая работа является крайне важной для студентов, т. к., отвечая на вопрос «Если бы у Вас была такая возможность, то Вы бы…», большинство студентов отметили следующее: «увеличили количество практических занятий по профильным дисциплинам» (55% опрошенных) и «увеличили количество часов преподавателю на подготовку студентов к практической деятельности и сдаче демонстрационного экзамена» (51% респондентов).