Клиническая и специальная психология
2014. Том 3. № 1
ISSN: 2304-0394 (online)
Незрячий и слабовидящий ребёнок в системе интеграционного обучения в Польше
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интеграция, интеграционное обучение, слепота, слабовидение
Рубрика издания: Прикладные исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Заорска М., Янишевска-Нестёрук З. Незрячий и слабовидящий ребёнок в системе интеграционного обучения в Польше [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n1/Zaorska_Yanishevska (дата обращения: 24.12.2024)
Полный текст
Введение
В современной Польше интеграционное обучение детей с различными недостатками развития является доминирующим направлением школьного образования на всех его этапах (начальное, гимназическое, среднее). Практика образования строится согласно указаниям Министерства народного образования Польши по вопросу условий организации обучения, воспитания и опёки для детей и молодёжи с нарушениями развития и поведения в детских садах, общедоступных и интеграционных школах и по вопросу принципов организации психологопедагогической помощи в детских садах, общедоступных и интеграционных школах с 2010 и 2013 гг. Эти документы подтверждают государственную стратегию предпочтения интеграционного обучения для детей со всеми типами нарушений развития: сенсорными, интеллектуальными, аутизмом и даже со сложными, множественными нарушениями. Несмотря на это появляется много вопросов по поводу реализации интеграционного обучения детей с нарушениями развития [Dykcik, 2000]; [Janiszewska-Nieścioruk, 2005]; [Kosakowski, 2000]; [Kosakowski, 2003]; [Krause, 2010]; [Majewski, 1997]; [Szumski]; [Zaorska, 1999]; [Zaorska, 2000]; [Zaorska, 2002]; [Żółkowska, 2004]; [Żółkowska, 2011]; [Żuraw, 2008].
Особой группой детей, интегрированных в массовое образование, являются ученики с нарушением зрения - слабовидящие и незрячие. Они испытывают не только общие трудности в освоении содержания существующих программ обучения в массовой школе. Для них характерны особые проблемы в формировании пространственной ориентировки и передвижении, в коммуникации, в межличностном общении со сверстниками и учителями, в овладении содержанием программ ряда школьных предметов, особенно математических и химикобиологических [Majewski, 1997]; [Zaorska, 1999]; [Zaorska, 2000]; [Zaorska, 2002]. Хотя школы, в которых интегрированы дети с выраженными нарушениями зрения, предпринимают определённые меры по приобретению специальных дидактических и технических средств, облегчающих обучение слабовидящих и слепых детей, они мало что могут сделать в области обучения таких детей пространственной ориентировке, коммуникации и развитии межличностного общения. Поэтому, после некоторого периода экспериментирования с интеграционным образованием, многие незрячие и слабовидящие ученики продолжают обучение в специальных школах для незрячих и слабовидящих детей и молодёжи. Статистические данные подтверждают, что интеграционное обучение является успешным не для всех детей с данным типом нарушений развития и существует проблема выбора наиболее адекватных условий школьного обучения для каждого ученика с выраженным нарушением зрения.
Начало интеграционного обучения в Польше
Первый опыт интеграции в Польше был организован в детском саду, работающем в структурах здравоохранения в 1989 году. Данная группа работала на основе немецкой концепции интеграционного обучения. В 1991 году такие группы были открыты уже в 12 детских садах и одной общеобразовательной школе в Варшаве. В 1995 году интеграционные группы существовали в 143 детских садах и 102 общеобразовательных школах. В то время интеграционным образованием было охвачено уже 888 детей с нарушениями развития, в том числе 230 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 204 - с нарушениями интеллектуального развития, 133 - с эмоциональными нарушениями и аутизмом, 95 - детей с трудностями в обучении или задержкой психического развития (ЗПР), 85 - с нарушениями слуха, 37 - с нарушениями зрения. В существующих тогда интеграционных учреждениях (группах) работали 62 логопеда, 54 психолога, 48 дефектологов, 42 реабилитолога, 36 педагогов-терапевтов, 7 врачей [Bogucka, 1996].
Лица с нарушениями зрения в Польше - статистические данные
По данным Статистического общества на 2004 год в Польше было зарегистрировано 1 820 300 лиц с серьёзными нарушениями зрения [Stan zdrowia ludności, 2004]. По данным Польского общества слепых на 2010 год на учете у них состояло 63 514 человек. Разница в этих цифрах объясняется тем, что Статистическое общество Польши считает всех лиц, имеющих определенную степень инвалидности по зрению, даже лёгкую, а к Польскому обществу слепых принадлежат лица с умеренной и значительной степенью инвалидности.
По данным Польского общества слепых, среди его членов находятся лица из разных возрастных групп: дети дошкольного возраста (0-6 лет) составляют 478 человек (1%), школьного (7-24 года) - 6 496 человек (10%); взрослые допенсионного возраста (25-64 лет) - 29 946 человек (47%), пенсионеры (65 лет и больше) - 26 594 человек (42%). Из них женщины - 36 063 человек (57%), мужчины - 27 451 человек (43%). Значительная степень инвалидности определена у 32 043 человек (50%), среди них тотально слепых 3 408 человек (5%); умеренная степень инвалидности по зрению у 25 922 человек (41%); остальные 9% - это дети и молодёжь с серьёзными нарушениями зрения, но не имеющие инвалидности (такую степень они могут получить после 14-го года жизни). Среди членов общества слепых находятся лица, имеющие дополнительные нарушения или серьёзные хронические заболевания: сахарный диабет (4 477 человек), нарушения опорно-двигательного аппарата (2 224), слепоглухоту (1 113), ментальные нарушения (716), другие нарушения (4275). По данным 2010 г. выраженные нарушения зрения с дополнительными нарушениями имеют 13 250 человек или 21% членов данной общественной организации (56% женщин и 44% мужчин). Самая большая группа из них - это лица, страдающие сахарным диабетом (7% всех членов Польского общества слепых). Среди взрослых членов Польского общества слепых, работающих было 5 990 человек или 18% .
Таблица. Представленность членов Польского общества слепых в разных воеводствах (отделениях общества) по данным на 2010 г [Kaczmarek, 2011].
Воеводство |
Количество членов |
% |
Селёнское (Катовице) |
7 772 |
12,3 |
Мазоветское (Варшава) |
7 078 |
11,1 |
Южноселезское (Вроцлав) |
5 246 |
8,3 |
Малопольское (Краков) |
4 676 |
7,4 |
Подкарпацкое (Жешув) |
4 366 |
6,9 |
Любельское (Люблин) |
4 322 |
6,8 |
Великопольское (Познань) |
4 218 |
6,6 |
Варминско-Мазурское (Ольштын) |
4 073 |
6,4 |
Поморское (Гданьск) |
3 729 |
5,8 |
Куявско-Поморское (Быгдощ) |
3 656 |
5,7 |
Лодское (Лодзь) |
3 395 |
5,4 |
Западнопоморское (Штецин) |
3 368 |
5,3 |
Любуское (Зелёна Гура) |
2 230 |
3,6 |
Свентокшиское (Кельце) |
1 989 |
3,1 |
Опольское (Ополе) |
1 778 |
2,8 |
Подляское(Белосток) |
1 618 |
2,5 |
Всего |
63 514 |
100 |
Основные потребности и возможности лиц с нарушениями зрения с учётом их возраста
Потребности и возможности лиц с нарушением зрения зависят от возраста, степени нарушения зрения и времени, когда нарушение зрения появилось, других дополнительных нарушений или сопутствующих заболеваний, а также от индивидуальных способностей человека, условий семейного воспитания и имеющегося жизненного опыта человека.
Маленькие незрячие и слабовидящие дети с раннего детства должны наблюдаться специалистами по диагностике и коррекции (тифлопедагогом, специалистом по развитию остаточного зрения, психологом и логопедом). Такие дети нуждаются в специальных игрушках и дидактических средствах. Их семьи нуждаются в сотрудничестве со специалистами, которые могут оказать помощь родителям ребёнка на пути принятия его нарушений и обучить родителей тому, как работать с малышом в домашних условиях.
У детей школьного возраста появляются новые потребности, связанные с обучением, например, помощь в выборе типа обучения (специальное, интеграционное, инклюзивное). Они нуждаются в обеспечении специальными учебниками для незрячих или слабовидящих. Им нужны специальные дидактические пособия (выпуклые чертежи, рисунки, карты, глобусы) и технические средства (компьютер со специальными устройствами и программами, оптические или электро-оптические средства, брайлевские печатные машинки). Их учителя в инклюзивной школе должны пройти курсы повышения квалификации по тифлопедагогике, чтобы эффективно помогать в обучении.
Для старшеклассников и выпускников школы с тяжелыми нарушениями зрения в условиях большой безработицы в стране особенно актуальной становится проблема профессиональной ориентации и получения дальнейшего профессионального, среднего или высшего образования. Исследования среди взрослых незрячих показывают, что хотя 42% из них имеет высшее образование, проблема поиска работы остается очень острой. В настоящее время все больше слепых и слабовидящих студентов получают возможность высшего образования благодаря деятельности уполномоченных по делам инвалидов при ректорах вузов (такая должность введена новым уставом о высшем образовании в Польше), а также специальному оснащению для инвалидов в большинстве вузов в стране.
Слепым и слабовидящим молодым людям нужна особая помощь в диагностике их возможностей и интересов для выбора будущей специальности и в получении работы, адекватной их уровню образования, профессии, личным возможностям и степени зрительных нарушений. Существенное значение имеет также специальное оснащение их рабочих мест. Для молодых инвалидов по зрению в этом возрасте актуальной проблемой является решение вопроса создания семьи и рождения детей. В этом им тоже требуется помощь специалистов.
Незрячие и слабовидящие молодые люди нуждаются в помощи по социальной и общественной реабилитации с целью получения максимально возможной самостоятельности в существенных сферах жизнедеятельности каждого человека. Зрительные нарушения постоянно или временно ограничивают ежедневную жизнь, обучение, работу и выполнение различных ролей: сына или дочери, брата или сестры, матери или отца, коллеги или приятеля и других социальных ролей человека. В сфере особых потребностей таких людей находятся бытовые ежедневные действия, пространственная ориентировка и передвижение, развитие остаточного зрения, обучение брайлевскому шрифту и другим методам коммуникации, помощь со стороны тифлопедагога и тифлопсихолога, интеграционные встречи с другими людьми с нарушениями зрения и зрячими.
Продолжительность и содержание реабилитационной помощи зависят от индивидуальных нужд, потребностей и возможностей взрослых с нарушением зрения. Помощь слабовидящим обычно направлена на формирование умения использовать остаточное зрение и подготовку окружающей среды к их зрительным ограничениям, что означает подбор освещения, использование контрастных красок, оптических и неоптических средств, повышающие зрительные возможности. Помощь взрослым незрячим заключается в формировании умения действовать без зрения при выполнении жизненно значимых действий максимально правильно, в обеспечении специальными приборами и техническими средствами, облегчающими ежедневную бытовую деятельность (определитель уровня воды, цвета, брайлевская печатная машинка, компьютер, часы и весы с брайлевским шрифтом, трости, система ориентировки GPS).
В особом внимании нуждаются лица с ограничениями зрения в зрелом возрасте (ослепшие). Для них и часто для их семьи характерно отсутствие уверенности в том, что реабилитация имеет смысл, что самостоятельность возможна и без этого. Бывает и так, что окружающие близкие всячески препятствуют самостоятельности незрячего или концентрируются только на медицинской помощи. Поэтому и сам незрячий, и его близкие нуждаются в специальной психологической и педагогической помощи.
Особое место среди потребностей незрячих и слабовидящих занимает проблема доступа к современной, существенной для жизни в условия зрительных ограничений информации. Существуют определенные трудности, непосредственно связанные со зрительными ограничениями в доступе к информации в медицинской и социальной сферах Лица с нарушениями зрения имеют архитектурные, урбанистические, транспортные, культурные и общественно-политические ограничения.
Специальная помощь незрячим и слабовидящим в интеграционном и инклюзивном обучении
В Польше нет точных статистических данных о количестве детей дошкольного возраста с выраженными нарушениями зрения. Считается, что каждый четвёртый ребёнок, включённый в данные статистики Польского общества слепых, имеет дополнительные ограничения развития. По существующему в Польше закону раннюю реабилитацию или абилитацию (нечего исправлять, если нарушение развития выступает с рождения) организуют детские сады, школы (общеобразовательные, инклюзивные, специальные, интеграционные), центры психолого-педагогической помощи и другие специализированные учреждения [Rozporządzenie Ministra Edukacji]. При этом нет общей базы данных о таких учреждениях, а, значит, и доступной информации, в каких из них дети могут получить специальную, междисциплинарную помощь. Поэтому родители, у которых родился ребёнок с нарушениями развития, не знают, где могут получить консультацию и специализированную абилитацию. Из-за такой ситуации многие незрячие и слабовидящие дети не участвуют не только в ранней реабилитационной или абилитационной помощи, но даже в дошкольном воспитании. По данным 2010 года только 190 малышей детей из 370 нуждающихся детей с нарушением зрения были охвачены дошкольным образованием [Kaczmarek, 2011].
Правительственная программа «Ранняя, междисциплинарная, комплексная, координированная и постоянная помощь ребёнку с нарушениями развития и детям группы возможных нарушений развития и его семье», реализованная в Польше в 2005-2007 гг, выявила действительные потребности в области ранней реабилитации таких детей. Программа была введена в 56 учреждениях. После года ее работы наблюдалось двойное увеличение количества детей, включённых в эту программу. Среди всех учреждений только три специализировались в помощи детям с нарушениями зрения. Всего ранней реабилитацией или абилитацией было охвачено 9 159 детей. Программа была реализована на средства Министерства здоровья, Министерства народного образования и Государственного фонда реабилитации лиц с нарушениями развития, хотя сначала организаторы программы предполагали использовать лишь один источник финансирования.
Во время реализации этой программы определились следующие проблемы:
• необходимость выполнять юридические указы и подписывать договоры с медицинскими или образовательными учреждениями на конкретные услуги (поскольку часть учреждений была включена в структуру медицинской помощи, а часть - в структуру народного образования);
• сложность процедур, определённых Государственным фондом реабилитации лиц с нарушениями развития, по отношению к необходимой документации и трудности в доступе к информации по вопросу требований к её реализации;
• слишком большие сроки передачи денежных средств на реализацию программы;
• проблемы с выполнением запланированного количества занятий для ребенка из-за отдалённости учреждений от места жительства;
• проблемы в получении из центров психолого-педагогической помощи документации, направляющей детей в учреждения ранней реабилитации, и частые отказы на выдачу такой документации для детей до первого года жизни;
• проблемы с организацией ранней помощи, связанные с разными источниками финансирования занятий и с недостаточным количеством специалистов.
Конечно, появляются и другие программы для детей с нарушением зрения раннего возраста, однако, многие проблемы остаются нерешёнными. К этому добавляются проблемы финансового характера, ограничивающие реализацию программ. Например, из-за таких проблем была закрыта программа преодоления трудностей развития ребенка с нарушением зрения «Покажем мир незрячему ребёнку», запланированная на 2007-2011 годы. За ее реализацию отвечал Государственный фонд реабилитации лиц с нарушениями развития. В программу во время начала её реализации, т.е. с 2007 по 2009 год, были включены 60 детей ясельного и дошкольного возраста, часть из которых имели дополнительные нарушения, воспитатели и родители детей. Программа охватывала комплексную диагностику, программу индивидуальной реабилитации, в подготовке которой участвовали родители. Родители получали психологические психотерапевтические консультации, обучались методом реабилитации своих детей. Занятия с детьми были организованы индивидуально или в группах, по месту жительства детей или в специальных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Большим успехом программы было влияние на сознание, знания и практические умения родителей в воспитании своих детей.
Другие программы также реализовались в неполном масштабе из-за ограничения денежных средств. Польское общество слепых вынуждено искать средства в специальных конкурсах областных или районных властей. Поэтому бывают ситуации, когда в одном районе денег на абилитацию детей с нарушениями развития раннего возраста больше, а в другом - меньше.
Польское общество слепых издало пять программ реабилитации данной группы детей:
• Программа пространственной реабилитации и передвижения незрячих и слабовидящих детей с дополнительными нарушениями (К. Рандалл Гарлей, Т. Вуд и Дж. Мерблер, 1994);
• Орегонская программа реабилитации незрячих и слабовидящих детей в возрасте 0-6 лет (Д. Браун, В. Симонс и Дж. Метхвин, 1980);
• Мангольд (MANGOLD) - Программа развития тактильного ощущения и умения воспринимать брайлевский шрифт (Н. Баррага и Дж. Мангольд, 2000);
• Программа развития умения использовать зрительные возможности (Н. Баррага и Дж. Моррис, 1989);
• Модель Инсайд - модель ранней реабилитации реализованной в домашних условиях. Программа для детей в возрасте 0-6 лет с сенсорными нарушениями и сложной структурой дефекта (2007).
Данные программы пользуются большой популярностью среди специалистов, однако они достаточно дорого стоят и не все специалисты и учреждения в состоянии их купить [Kaczmarek, 2011].
На основании сказанного можно сделать вывод об отсутствии в Польше не только государственной статистики количества детей с нарушениями зрения в раннем и дошкольном возрасте, но и системы организации и финансирования ранней реабилитации/абилитации данной группы детей и системы координации действий учреждений, занимающихся этой проблемой. Кроме этого, учреждения размещены неравномерно, прежде всего, в больших городах и недоступны для семей, живущих в небольших населенных пунктах. Нет системы оценки стандартов работы учреждений, занимающихся ранней реабилитацией или абилитацией, а также государственных баз данных о таких учреждениях, специалистах, диагностических, технических и дидактических средств. Нет пока и специального закона, на основе которого можно направлять детей на раннюю реабилитацию или абилитацию.
Из данных Польского общества слепых 2010 года видно, что незрячие и слабовидящие дети обучались в следующих типах школ:
• начальные школы - 1 927 учеников (среди них в инклюзии или интеграции 1 452 (75%)), в том числе в интеграционных школах - 438; в спецшколах для незрячих и слабовидящих - 312 (16%); в других спецшколах - 163 (9%);
• гимназии - 1 298 учеников (среди них в инклюзии или интеграции - 982 (76%)), в том числе в интеграционных школах - 329; в спецшколах для незрячих и слабовидящих - 241 (18%); в других спецшколах - 75 (6%);
• в профучилищах - 292 учеников (среди них в инклюзии или интеграции - 158 (54%)), в том числе в интеграционных школах - 51; в спецшколах для незрячих и слабовидящих - 90 (31%); в других спецшколах - 4 (15%); средние школы - 852 учеников (среди них в инклюзии или интеграции - 610 (72%), в спецшколах для незрячих и слабовидящих - 220 (26%); в других спецшколах - 22 (2%).
Таким образом, в эти годы из 4369 учеников с нарушением зрения 73% (3202) обучалось в массовых школах (инклюзивных, интеграционных), 20% (863) - в спецшколах для незрячих и слабовидящих, 7% (304) - в других спецшколах. Хотя обучение в инклюзии или интеграции считается позитивным явлением, оно рождает многие проблемы, которые до сих пор не решены или решены частично. Некоторые из них представлены ниже [Kaczmarek, 2011].
Первой проблемой является недостаточная подготовка учителей из общеобразовательных школ в области тифлодидактики. Поэтому, если в школе появляется незрячий ребёнок, обычно обращаются в Польское общество слепых за помощью. Польское общество слепых с 2007 года пытается из собственных денежных средств организовать подготовку учителей из общеобразовательных школ по проблемам обучения детей с нарушениями зрения. Эта инициатива пользуется большой популярностью - количество желающих значительно превышает организационные и денежные возможности общества. Многие учителя получают соответствующую подготовку на курсах повышения квалификации, организованных высшими учебными заведениями. Но курсов подготовки к работе с детьми, имеющими серьёзные нарушения зрения, не хватает. Не хватает технических и дидактических средств для данной группы учеников в массовых школах.
Второй проблемой является большое количество учеников, обучающихся в специальных школах для незрячих и слабовидящих детей. По имеющимся данным до 20% учеников с серьёзными нарушениями зрения продолжают обучение в системе специального образования. В Польше работают 10 школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей в следующих городах: Быгдощ, Дамброва Гурничей, Краков, Ляски (недалеко от Варшавы), Люблин, Лодзь, Овински (недалеко от Познани), Радом и Варшава. Учителя из этих школ хорошо подготовлены к работе с незрячим или слабовидящим ребенком. Школы оснащены специальными дидактическими и техническими средствами для слепых и слабовидящих детей, многие из которых изготовлены учителями. В специальные образовательные программы включены занятия по социальной и пространственной ориентировке. Однако большой проблемой остается достаточно длительная разлука ребёнка с семьей, поскольку многие дети из-за отдалённости мест их постоянного жительства вынуждены жить в интернате. Проблемой остается и ограниченный контакт учеников специальных школ с обычными сверстниками [Kaczmarek, 2011].
Третьей проблемой мы считаем недостаток снабжении незрячих и слабовидящих школьниками соответствующими учебниками. По указаниям Евросоюза, все государства, его члены должны обеспечить хороший доступ детям с нарушениями развития ко всем дидактически материалам и средствам, к которым имеют доступ здоровые дети [Zalecenie nr 5, 2006]. В Польше за обеспечение учебниками школьников с нарушениями зрения отвечает Министерство народного образования. Адаптацией учебников для данных учеников по заказу министерства занимается Варшавский университет и Католический университет им. Яна Павла II в Люблине.
Благодаря сотрудничеству Министерства народного образования, Польского общества слепых, специалистов из Варшавского университета и университета им. Яна Павла II в Люблине, а также многих учителей из школ для незрячих и слабовидящих выработаны принципы адаптации учебников и дидактических средств для незрячих и слабовидящих, принципы адаптации рисунков и чертежей для незрячих учеников и записей математических, химических и физических формул [www.men.gov]. На сайте министерства в интернете размещены электронные варианты таких учебников [www.org.edu]. Директорам школ предлагается бесплатный доступ к электронным версиям таких учебников и их распечатывание. Однако не все дети имеют возможность получить эти учебники или получают их с большим опозданием. Из-за ограничённых организационных и кадровых возможностей вузы, отвечающие за адаптацию учебников для незрячих и слабовидящих детей, пока имеют возможность подготовить по предварительным заказам директоров школ только 50 адаптированных учебников и других учебно-методических изданий. При этом адаптация одного учебника для слабовидящих и незрячих засчитывается как создание двух учебников. Школы также имеют право выбирать другие учебники, и тогда проблема обеспечения ребёнка специальным учебником перекладывается на его родителей, которые делают ксерокс, сканируют нужное издание. При этом многие рисунки и чертежи остаются недоступными, особенно для незрячих детей.
Четвертая проблема - оснащение слепых и слабовидящих школьников современными техническими средствами обучения. Не хватает тифлокарт, рельефных рисунков предметов, тетрадей для слабовидящих, пособий для обучения брайлевскому шрифту, брайлевских приборов для обучения геометрии и рельефному рисованию, подставок для книг, приборов видения, специально оснащенных компьютеров и оптических средств. Основной проблемой остается высокая стоимость данных средств и довольно длительное время их изготовления. В сотрудничестве с главным топографом страны определены принципы подготовки специальных географических карт для незрячих и слабовидящих. На сегодняшний день одобрено несколько физических и административных карт Польши и Европы. Они выполнены в электронных версиях и могут быть распечатаны на специальной бумаге прямо из компьютера. Но, к сожалению, не решена проблема оплаты специальной распечатки таких карт для слепых. До сих пор их распечатка финансируется из средств специальных программ, действие которые ограничено.
В Польском обществе слепых создана база рельефных иллюстраций для обучения незрячих учеников математике и биологии. Доступ к данной базе возможен по интернету на сайте Польского общества слепых. Каждый рисунок можно напечатать в плоском варианте для слабовидящих и в рельефном - для незрячих. Но средств для расширения этой базы не хватает. Кроме того, школы- интернаты для незрячих и слабовидящих учеников имеют свои базы специальных наглядных пособий, но для их использования всеми нуждающимися не хватает общей координации действий. Польское общество слепых не имеет должного сотрудничества с такими школами.
Большие трудности наблюдаются также в оснащении незрячих и слабовидящих учеников специальными компьютерами из-за их высокой стоимости. Программа, реализованная Государственным фондом реабилитации лиц с нарушениями развития под названием «Компьютер для Гомера» не обеспечивает всех существующих потребностей. Многие родители без дополнительной денежной помощи не в состоянии купить компьютер для своего слабовидящего или незрячего ребёнка. Поэтому такой ребёнок не имеет доступа к интернету и к современным электронным средствам информации. Проблемой остается и высокая стоимость брайлевских печатных машинок и электронно-оптических приборов. Хотя существует возможность частичной компенсации затраченных средств по покупке специальных электронно-оптических приборов из бюджета Министерства здоровья (такое льготное финансирование возможно один раз в пять лет) или Государственного фонда реабилитации лиц с нарушениями развития через посредничество районных Центров помощи семье, но бюрократические и финансовые процедуры в таких учреждениях создают большие трудности.
Пятая проблема - профессиональная подготовка старшеклассников и выпускников школ с серьёзными нарушениями зрения. Специальные школы- интернаты для слабовидящих и незрячих детей, в которых давно ведутся профессиональное обучение и профориентация, пока не в состоянии перестроиться на новые специальности профессионального обучения, которые адекватны современным потребностям рынка труда и дают возможность получения работы. Нет пока и дополнительной системы помощи выпускникам в поиске работы и адаптации к ней и к рабочему месту.
Для многих слабовидящих и слепых выпускников интеграционных или инклюзивных (общеобразовательных) школ нерешенной проблемой остается подготовка его к самостоятельной жизни в обществе. Очень полезным в этом отношении является обмен учениками с такими странами, как Эстония, Италия, Бельгия, Германия, Украина и Испания, и развитие волонтерского движения.
Особой проблемой являются слабовидящие и слепые ученики со сложной структурой нарушений развития. Несмотря на то, что конституция Польши гарантирует право доступа к обучению всем детям с 6-го года жизни, многие такие дети не обучаются из-за недостаточного количества специализированных школ и специалистов, подготовленных к работе с детьми, имеющими множественные нарушения развития. В 2009/2010 учебном году было зарегистрировано 145 учеников со сложной структурой нарушений развития [Kaczmarek, 2011].
Семьи таких детей имеют большие проблемы. Часто только один из родителей, чаще всего мать, воспитывает ребёнка и вынужден уйти с работы из-за проблем с его образованием. Помощь государства в таких ситуациях недостаточна. Денежные средства, выделяемые на опеку, очень невысокие, а расходы на воспитание и реабилитацию или абилитацию такого ребёнка очень большие. К тому же неработающий родитель не имеет права на получение пенсии в будущем. Поэтому необходимо создание комплексной системы поддержки семьи и ребёнка со сложной структурой нарушений развития с момента рождения и в разные периоды его жизни.
Среди проблем обучения незрячих и слабовидящих существенное значение имеет доступ к высшему образованию. По данным Польского общества слепых, в 2010 году в высших учебных заведения обучалось 530 незрячих. Среди них 233 человека по программам образования на уровне бакалавра, 262 - на уровне магистра и 31 - на высших курсах повышения квалификации или на программах второго высшего образования, 14 человек обучались в очной аспирантуре.
Исследование, проведенное в 427 высших учебных заведениях, показало следующее: 1) должность уполномоченного помощника ректора по работе со студентами с нарушениями развития имели 30% государственных и 4% частных вузов (11% государственных и 14% частных вузов не имело никаких структур по работе со студентами с нарушениями зрения); 2) доступные условия для обучения студентов с нарушениями зрения имели 27% государственных и 53% частных вузов, а на отдельных специальностях даже 40% государственных и 18% негосударственных высших учебных заведений, отсутствие таких возможностей выявилось в 15% государственных и 23% частных вузов; 3) среди специальностей, доступных незрячим и слабовидящим студентам, были представлены следующие: маркетинг и управление фирмой, экономика, администрация и технические специальности; 4) незрячие и слабовидящие абитуриенты представили свои документы в 58% государственных и 25% негосударственных высших учебных заведений; 5) доступ к электронным вариантам конспектов лекций и семинарских занятий предлагали 45% государственных и 47% негосударственных вузов; возможность пользоваться специальными программами отмечалась в 34% государственных и 23 негосударственных вузах; возможность перевода печатных материалов в электронные имели 32% государственных и 23% негосударственных вузов; помощь сопровождающего ассистента слепому студенту предоставляли 23% государственных и 11% негосударственных вузов; аудиозаписи лекций велись в примерно 50% всех вузов; 6) среди предложенных действий, направленных на облегчение ситуации обучения незрячих и слабовидящих студентов, были представлены: обеспечение студентов электронными и электронно-оптическими средствами, компьютерами со специальным программным обеспечением, сканерами; реже предлагались брайлевские библиотеки и волонтерская помощь со стороны зрячих студентов.
Заключение
Анализ проблем интеграционного или инклюзивного школьного образования ребёнка с выраженными нарушениями зрения в Польше позволяет выделить следующие проблемы:
1) необходимость разработки и введения системы обеспечения незрячих и слабовидящих школьников специальными учебниками, дидактическими, техническими и оптическими средствами, адекватными их индивидуальным потребностям;
2) организация для детей с выраженными нарушениями зрения в массовых школах специальных дополнительных занятий с целью развития их жизненных компетенций и самостоятельности;
3) необходимость исключения всех возможных проблем, связанных с нарушениями зрения у детей в общеобразовательной школе, как с точки зрения самого ученика, так и его учителей;
4) необходимость введения системы социальной помощи семьям, в которых один из родителей вынужден был уйти с работы для воспитания слепого ребёнка дома.
Литература
- Bogucka J. Nauczanie integracyjne w Polsce. W: Wychowanie i nauczanie integracyjne. Nowe doświadczenia, J. Bogucka, M. Kościelska (red.), Centrum Metodyczne Pomocy psychologiczno-Pedagogicznej, Warszawa 1996.
- Dostępność polskich szkół wyższych dla osób niepełnosprawnych, Fundacja Instytut Rozwoju Regionalnego, Kraków 2007.
- Dykcik W. Tendencje rozwoju pedagogiki specjalnej. Osiągnięcia naukowe i praktyka, Poznańskie Towarzystwo Pedagogiczne, Poznań 2000.
- Janiszewska-Nieścioruk Z. (red.) Problemy edukacji integracyjnej dzieci i młodzieży z niepełnosprawnością intelektualną, Impuls, Kraków 2007.
- Janiszewska-Nieścioruk Z. (red.). Sfery życia osób z niepełnosprawnością intelektualną, Impuls, Karków 2005.
- Kaczmarek B.M. (red.) Raport z diagnozy świdczonych usług z zakresu rehabilitacji społecznej dla osób niepełnosprawnychn w Polsce, Ministerstwo Pracy i Polityki Społecznej, Fundusz Inicjatyw Obywatelskich (FIO), Warszawa 2011.
- Kosakowski Cz., Zaorska M. (red.), Dziecko o specjalnych potrzebach edukacyjnych, Wydawnictwo Edukacyjne Akapit, Toruń 2000.
- Kosakowski Cz. Węzłowe problemy pedagogiki specjalnej, Wydawnictwo Edukacyjne Akapit, Toruń 2003.
- Krause A. Integracyjne złudzenia ponowoczesności, Impuls, Kraków 2001.
- Krause A. Człowiek niepełnosprawny wobec przeobrażeń społecznych, Impuls, Kraków 2004.
- Krause A. Współczesne paradygmaty pedagogiki specjalnej, Impuls, Kraków 2010.
- Majewski T. Poradnik metodyczny dla nauczycieli pracujących z dziećmi z uszkodzonym wzrokiem w systemie integracyjnym, MEN, Warszawa 1997.
- Rozporządzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 3 lutego 2009 r. w sprawie organizowania wczesnego wspomagania rozwoju dzieci, Dz.U. 2009 nr 23, poz. 133.
- Stan zdrowia ludności Polski w 2004 r., GUS, Warszawa 2004.
- Szumski G. Integracyjne kształcenie niepełnosprawnych. Sens i granice zmiany edukacyjnej, PWN, APS, Warszawa 2006
- www.org.edu.pl, (20.10.2013)
- www.men.gov.pl, (20.10.2013)
- Zalecenie nr 5 dla państw członkowskich – Plan Działań Rady Europy w celu promocji praw i pełnego uczestnictwa osób niepełnosprawnych w społeczeństwie, Council of Europe, 2006.
- Zaorska M. Dziecko z równoczesnym uszkodzeniem słuchu i wzroku w szkole masowej - szanse i zagrożenia rozwoju. W: Człowiek niepełnosprawny zagrożenia i szanse rozwoju, B. Aouil (red.), WSP, Bydgoszcz 1999.
- Zaorska M. Kształcenie integracyjne osób z zaburzeniami sprzężonymi. W: Dziecko o specjalnych potrzebach edukacyjnych, Cz. Kosakowski, M. Zaorska (red.), Wydawnictwo Edukacyjne Akapit, Toruń 2000.
- Zaorska M. Rola rodziny w integracji dziecka z zaburzeniami złożonymi. W: Wielowymiarowość integracji w teorii i praktyce edukacyjnej, M. Chodkowska (red.), Wydawnictwo UMCS, Lublin 2002.
- Żółkowska T. Wyrównywanie szans społecznych osób z niepełnosprawnością intelektualną, Wydawnictwo Oficyna, Szczecin 2004.
- Żółkowska T. Uczelnia przyjazna niepełnosprawności. W: Pomiędzy stereotypami a rzeczywistością funkcjonowania osób niepełnosprawnych, B.A. Orłowska, P. Prüfer (red.), Wydawnictwo Wyższej Szkoły Zawodowej, Gorzów Wielkopolski 2011.
- Żuraw H. Udział osób niepełnosprawnych w życiu społecznym, Żak, Warszawa 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2511
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 2219
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4