Незрячий и слабовидящий ребёнок в системе интеграционного обучения в Польше

2219

Аннотация

В современной Польше интеграционное обучение детей с различными недостатками развития является доминирующим направлением школьного образования на всех его этапах. Особой группой детей, интегрированных в массовое образование, являются ученики с нарушением зрения – слепые и слабовидящие. Анализ сложностей интеграционного или инклюзивного школьного образования ребёнка с выраженными нарушениями зрения в Польше позволяет выделить следующие проблемы: необходимость разработки и введения системы обеспечения незрячих и слабовидящих школьников специальными учебниками, дидактическими, техническими и оптическими средствами, адекватными их индивидуальным потребностям; организация для детей с выраженными нарушениями зрения в массовых школах специальных дополнительных занятий с целью развития их жизненных компетенций и самостоятельности; необходимость исключения всех возможных проблем, связанных с нарушениями зрения у детей в общеобразовательной школе как с точки зрения самого ученика, так и его учителей; необходимость введения системы социальной помощи семьям, в которых один из родителей вынужден был уйти с работы для воспитания слепого ребёнка дома.

Общая информация

Ключевые слова: интеграция, интеграционное обучение, слепота, слабовидение

Рубрика издания: Прикладные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Заорска М., Янишевска-Нестёрук З. Незрячий и слабовидящий ребёнок в системе интеграционного обучения в Польше [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2014_n1/Zaorska_Yanishevska (дата обращения: 24.12.2024)

Полный текст

 

Введение

В современной Польше интеграционное обучение детей с различными недостатками развития является доминирующим направлением школьного образования на всех его этапах (начальное, гимназическое, среднее). Практика образования строится согласно указаниям Министерства народного образования Польши по вопросу условий организации обучения, воспитания и опёки для детей и молодёжи с нарушениями развития и поведения в детских садах, общедоступных и интеграционных школах и по вопросу принципов организации психолого­педагогической помощи в детских садах, общедоступных и интеграционных школах с 2010 и 2013 гг. Эти документы подтверждают государственную стратегию предпочтения интеграционного обучения для детей со всеми типами нарушений развития: сенсорными, интеллектуальными, аутизмом и даже со сложными, множественными нарушениями. Несмотря на это появляется много вопросов по поводу реализации интеграционного обучения детей с нарушениями развития [Dykcik, 2000]; [Janiszewska-Nieścioruk, 2005]; [Kosakowski, 2000]; [Kosakowski, 2003]; [Krause, 2010]; [Majewski, 1997]; [Szumski]; [Zaorska, 1999]; [Zaorska, 2000]; [Zaorska, 2002]; [Żółkowska, 2004]; [Żółkowska, 2011]; [Żuraw, 2008].

Особой группой детей, интегрированных в массовое образование, являются ученики с нарушением зрения - слабовидящие и незрячие. Они испытывают не только общие трудности в освоении содержания существующих программ обучения в массовой школе. Для них характерны особые проблемы в формировании пространственной ориентировки и передвижении, в коммуникации, в межличностном общении со сверстниками и учителями, в овладении содержанием программ ряда школьных предметов, особенно математических и химико­биологических [Majewski, 1997]; [Zaorska, 1999]; [Zaorska, 2000]; [Zaorska, 2002]. Хотя школы, в которых интегрированы дети с выраженными нарушениями зрения, предпринимают определённые меры по приобретению специальных дидактических и технических средств, облегчающих обучение слабовидящих и слепых детей, они мало что могут сделать в области обучения таких детей пространственной ориентировке, коммуникации и развитии межличностного общения. Поэтому, после некоторого периода экспериментирования с интеграционным образованием, многие незрячие и слабовидящие ученики продолжают обучение в специальных школах для незрячих и слабовидящих детей и молодёжи. Статистические данные подтверждают, что интеграционное обучение является успешным не для всех детей с данным типом нарушений развития и существует проблема выбора наиболее адекватных условий школьного обучения для каждого ученика с выраженным нарушением зрения.

Начало интеграционного обучения в Польше

Первый опыт интеграции в Польше был организован в детском саду, работающем в структурах здравоохранения в 1989 году. Данная группа работала на основе немецкой концепции интеграционного обучения. В 1991 году такие группы были открыты уже в 12 детских садах и одной общеобразовательной школе в Варшаве. В 1995 году интеграционные группы существовали в 143 детских садах и 102 общеобразовательных школах. В то время интеграционным образованием было охвачено уже 888 детей с нарушениями развития, в том числе 230 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 204 - с нарушениями интеллектуального развития, 133 - с эмоциональными нарушениями и аутизмом, 95 - детей с трудностями в обучении или задержкой психического развития (ЗПР), 85 - с нарушениями слуха, 37 - с нарушениями зрения. В существующих тогда интеграционных учреждениях (группах) работали 62 логопеда, 54 психолога, 48 дефектологов, 42 реабилитолога, 36 педагогов-терапевтов, 7 врачей [Bogucka, 1996].

Лица с нарушениями зрения в Польше - статистические данные

По данным Статистического общества на 2004 год в Польше было зарегистрировано 1 820 300 лиц с серьёзными нарушениями зрения [Stan zdrowia ludności, 2004]. По данным Польского общества слепых на 2010 год на учете у них состояло 63 514 человек. Разница в этих цифрах объясняется тем, что Статистическое общество Польши считает всех лиц, имеющих определенную степень инвалидности по зрению, даже лёгкую, а к Польскому обществу слепых принадлежат лица с умеренной и значительной степенью инвалидности.

По данным Польского общества слепых, среди его членов находятся лица из разных возрастных групп: дети дошкольного возраста (0-6 лет) составляют 478 человек (1%), школьного (7-24 года) - 6 496 человек (10%); взрослые допенсионного возраста (25-64 лет) - 29 946 человек (47%), пенсионеры (65 лет и больше) - 26 594 человек (42%). Из них женщины - 36 063 человек (57%), мужчины - 27 451 человек (43%). Значительная степень инвалидности определена у 32 043 человек (50%), среди них тотально слепых 3 408 человек (5%); умеренная степень инвалидности по зрению у 25 922 человек (41%); остальные 9% - это дети и молодёжь с серьёзными нарушениями зрения, но не имеющие инвалидности (такую степень они могут получить после 14-го года жизни). Среди членов общества слепых находятся лица, имеющие дополнительные нарушения или серьёзные хронические заболевания: сахарный диабет (4 477 человек), нарушения опорно-двигательного аппарата (2 224), слепоглухоту (1 113), ментальные нарушения (716), другие нарушения (4275). По данным 2010 г. выраженные нарушения зрения с дополнительными нарушениями имеют 13 250 человек или 21% членов данной общественной организации (56% женщин и 44% мужчин). Самая большая группа из них - это лица, страдающие сахарным диабетом (7% всех членов Польского общества слепых). Среди взрослых членов Польского общества слепых, работающих было 5 990 человек или 18% .

Таблица. Представленность членов Польского общества слепых в разных воеводствах (отделениях общества) по данным на 2010 г [Kaczmarek, 2011].

Воеводство

Количество членов

%

Селёнское (Катовице)

7 772

12,3

Мазоветское (Варшава)

7 078

11,1

Южноселезское (Вроцлав)

5 246

8,3

Малопольское (Краков)

4 676

7,4

Подкарпацкое (Жешув)

4 366

6,9

Любельское (Люблин)

4 322

6,8

Великопольское (Познань)

4 218

6,6

Варминско-Мазурское (Ольштын)

4 073

6,4

Поморское (Гданьск)

3 729

5,8

Куявско-Поморское (Быгдощ)

3 656

5,7

Лодское (Лодзь)

3 395

5,4

Западнопоморское (Штецин)

3 368

5,3

Любуское (Зелёна Гура)

2 230

3,6

Свентокшиское (Кельце)

1 989

3,1

Опольское (Ополе)

1 778

2,8

Подляское(Белосток)

1 618

2,5

Всего

63 514

100

 


Основные потребности и возможности лиц с нарушениями зрения с учётом их возраста

Потребности и возможности лиц с нарушением зрения зависят от возраста, степени нарушения зрения и времени, когда нарушение зрения появилось, других дополнительных нарушений или сопутствующих заболеваний, а также от индивидуальных способностей человека, условий семейного воспитания и имеющегося жизненного опыта человека.

Маленькие незрячие и слабовидящие дети с раннего детства должны наблюдаться специалистами по диагностике и коррекции (тифлопедагогом, специалистом по развитию остаточного зрения, психологом и логопедом). Такие дети нуждаются в специальных игрушках и дидактических средствах. Их семьи нуждаются в сотрудничестве со специалистами, которые могут оказать помощь родителям ребёнка на пути принятия его нарушений и обучить родителей тому, как работать с малышом в домашних условиях.

У детей школьного возраста появляются новые потребности, связанные с обучением, например, помощь в выборе типа обучения (специальное, интеграционное, инклюзивное). Они нуждаются в обеспечении специальными учебниками для незрячих или слабовидящих. Им нужны специальные дидактические пособия (выпуклые чертежи, рисунки, карты, глобусы) и технические средства (компьютер со специальными устройствами и программами, оптические или электро-оптические средства, брайлевские печатные машинки). Их учителя в инклюзивной школе должны пройти курсы повышения квалификации по тифлопедагогике, чтобы эффективно помогать в обучении.

Для старшеклассников и выпускников школы с тяжелыми нарушениями зрения в условиях большой безработицы в стране особенно актуальной становится проблема профессиональной ориентации и получения дальнейшего профессионального, среднего или высшего образования. Исследования среди взрослых незрячих показывают, что хотя 42% из них имеет высшее образование, проблема поиска работы остается очень острой. В настоящее время все больше слепых и слабовидящих студентов получают возможность высшего образования благодаря деятельности уполномоченных по делам инвалидов при ректорах вузов (такая должность введена новым уставом о высшем образовании в Польше), а также специальному оснащению для инвалидов в большинстве вузов в стране.

Слепым и слабовидящим молодым людям нужна особая помощь в диагностике их возможностей и интересов для выбора будущей специальности и в получении работы, адекватной их уровню образования, профессии, личным возможностям и степени зрительных нарушений. Существенное значение имеет также специальное оснащение их рабочих мест. Для молодых инвалидов по зрению в этом возрасте актуальной проблемой является решение вопроса создания семьи и рождения детей. В этом им тоже требуется помощь специалистов.

Незрячие и слабовидящие молодые люди нуждаются в помощи по социальной и общественной реабилитации с целью получения максимально возможной самостоятельности в существенных сферах жизнедеятельности каждого человека. Зрительные нарушения постоянно или временно ограничивают ежедневную жизнь, обучение, работу и выполнение различных ролей: сына или дочери, брата или сестры, матери или отца, коллеги или приятеля и других социальных ролей человека. В сфере особых потребностей таких людей находятся бытовые ежедневные действия, пространственная ориентировка и передвижение, развитие остаточного зрения, обучение брайлевскому шрифту и другим методам коммуникации, помощь со стороны тифлопедагога и тифлопсихолога, интеграционные встречи с другими людьми с нарушениями зрения и зрячими.

Продолжительность и содержание реабилитационной помощи зависят от индивидуальных нужд, потребностей и возможностей взрослых с нарушением зрения. Помощь слабовидящим обычно направлена на формирование умения использовать остаточное зрение и подготовку окружающей среды к их зрительным ограничениям, что означает подбор освещения, использование контрастных красок, оптических и неоптических средств, повышающие зрительные возможности. Помощь взрослым незрячим заключается в формировании умения действовать без зрения при выполнении жизненно значимых действий максимально правильно, в обеспечении специальными приборами и техническими средствами, облегчающими ежедневную бытовую деятельность (определитель уровня воды, цвета, брайлевская печатная машинка, компьютер, часы и весы с брайлевским шрифтом, трости, система ориентировки GPS).

В особом внимании нуждаются лица с ограничениями зрения в зрелом возрасте (ослепшие). Для них и часто для их семьи характерно отсутствие уверенности в том, что реабилитация имеет смысл, что самостоятельность возможна и без этого. Бывает и так, что окружающие близкие всячески препятствуют самостоятельности незрячего или концентрируются только на медицинской помощи. Поэтому и сам незрячий, и его близкие нуждаются в специальной психологической и педагогической помощи.

Особое место среди потребностей незрячих и слабовидящих занимает проблема доступа к современной, существенной для жизни в условия зрительных ограничений информации. Существуют определенные трудности, непосредственно связанные со зрительными ограничениями в доступе к информации в медицинской и социальной сферах Лица с нарушениями зрения имеют архитектурные, урбанистические, транспортные, культурные и общественно-политические ограничения.

Специальная помощь незрячим и слабовидящим в интеграционном и инклюзивном обучении

В Польше нет точных статистических данных о количестве детей дошкольного возраста с выраженными нарушениями зрения. Считается, что каждый четвёртый ребёнок, включённый в данные статистики Польского общества слепых, имеет дополнительные ограничения развития. По существующему в Польше закону раннюю реабилитацию или абилитацию (нечего исправлять, если нарушение развития выступает с рождения) организуют детские сады, школы (общеобразовательные, инклюзивные, специальные, интеграционные), центры психолого-педагогической помощи и другие специализированные учреждения [Rozporządzenie Ministra Edukacji]. При этом нет общей базы данных о таких учреждениях, а, значит, и доступной информации, в каких из них дети могут получить специальную, междисциплинарную помощь. Поэтому родители, у которых родился ребёнок с нарушениями развития, не знают, где могут получить консультацию и специализированную абилитацию. Из-за такой ситуации многие незрячие и слабовидящие дети не участвуют не только в ранней реабилитационной или абилитационной помощи, но даже в дошкольном воспитании. По данным 2010 года только 190 малышей детей из 370 нуждающихся детей с нарушением зрения были охвачены дошкольным образованием [Kaczmarek, 2011].

Правительственная программа «Ранняя, междисциплинарная, комплексная, координированная и постоянная помощь ребёнку с нарушениями развития и детям группы возможных нарушений развития и его семье», реализованная в Польше в 2005-2007 гг, выявила действительные потребности в области ранней реабилитации таких детей. Программа была введена в 56 учреждениях. После года ее работы наблюдалось двойное увеличение количества детей, включённых в эту программу. Среди всех учреждений только три специализировались в помощи детям с нарушениями зрения. Всего ранней реабилитацией или абилитацией было охвачено 9 159 детей. Программа была реализована на средства Министерства здоровья, Министерства народного образования и Государственного фонда реабилитации лиц с нарушениями развития, хотя сначала организаторы программы предполагали использовать лишь один источник финансирования.

Во время реализации этой программы определились следующие проблемы:

• необходимость выполнять юридические указы и подписывать договоры с медицинскими или образовательными учреждениями на конкретные услуги (поскольку часть учреждений была включена в структуру медицинской помощи, а часть - в структуру народного образования);

•      сложность процедур, определённых Государственным фондом реабилитации лиц с нарушениями развития, по отношению к необходимой документации и трудности в доступе к информации по вопросу требований к её реализации;

•      слишком большие сроки передачи денежных средств на реализацию программы;

•      проблемы с выполнением запланированного количества занятий для ребенка из-за отдалённости учреждений от места жительства;

•      проблемы в получении из центров психолого-педагогической помощи документации, направляющей детей в учреждения ранней реабилитации, и частые отказы на выдачу такой документации для детей до первого года жизни;

•      проблемы с организацией ранней помощи, связанные с разными источниками финансирования занятий и с недостаточным количеством специалистов.

Конечно, появляются и другие программы для детей с нарушением зрения раннего возраста, однако, многие проблемы остаются нерешёнными. К этому добавляются проблемы финансового характера, ограничивающие реализацию программ. Например, из-за таких проблем была закрыта программа преодоления трудностей развития ребенка с нарушением зрения «Покажем мир незрячему ребёнку», запланированная на 2007-2011 годы. За ее реализацию отвечал Государственный фонд реабилитации лиц с нарушениями развития. В программу во время начала её реализации, т.е. с 2007 по 2009 год, были включены 60 детей ясельного и дошкольного возраста, часть из которых имели дополнительные нарушения, воспитатели и родители детей. Программа охватывала комплексную диагностику, программу индивидуальной реабилитации, в подготовке которой участвовали родители. Родители получали психологические психотерапевтические консультации, обучались методом реабилитации своих детей. Занятия с детьми были организованы индивидуально или в группах, по месту жительства детей или в специальных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Большим успехом программы было влияние на сознание, знания и практические умения родителей в воспитании своих детей.

Другие программы также реализовались в неполном масштабе из-за ограничения денежных средств. Польское общество слепых вынуждено искать средства в специальных конкурсах областных или районных властей. Поэтому бывают ситуации, когда в одном районе денег на абилитацию детей с нарушениями развития раннего возраста больше, а в другом - меньше.

Польское общество слепых издало пять программ реабилитации данной группы детей:

•      Программа пространственной реабилитации и передвижения незрячих и слабовидящих детей с дополнительными нарушениями (К. Рандалл Гарлей, Т. Вуд и Дж. Мерблер, 1994);

•      Орегонская программа реабилитации незрячих и слабовидящих детей в возрасте 0-6 лет (Д. Браун, В. Симонс и Дж. Метхвин, 1980);

•      Мангольд (MANGOLD) - Программа развития тактильного ощущения и умения воспринимать брайлевский шрифт (Н. Баррага и Дж. Мангольд, 2000);

•      Программа развития умения использовать зрительные возможности (Н. Баррага и Дж. Моррис, 1989);

•      Модель Инсайд - модель ранней реабилитации реализованной в домашних условиях. Программа для детей в возрасте 0-6 лет с сенсорными нарушениями и сложной структурой дефекта (2007).

Данные программы пользуются большой популярностью среди специалистов, однако они достаточно дорого стоят и не все специалисты и учреждения в состоянии их купить [Kaczmarek, 2011].

На основании сказанного можно сделать вывод об отсутствии в Польше не только государственной статистики количества детей с нарушениями зрения в раннем и дошкольном возрасте, но и системы организации и финансирования ранней реабилитации/абилитации данной группы детей и системы координации действий учреждений, занимающихся этой проблемой. Кроме этого, учреждения размещены неравномерно, прежде всего, в больших городах и недоступны для семей, живущих в небольших населенных пунктах. Нет системы оценки стандартов работы учреждений, занимающихся ранней реабилитацией или абилитацией, а также государственных баз данных о таких учреждениях, специалистах, диагностических, технических и дидактических средств. Нет пока и специального закона, на основе которого можно направлять детей на раннюю реабилитацию или абилитацию.

Из данных Польского общества слепых 2010 года видно, что незрячие и слабовидящие дети обучались в следующих типах школ:

•      начальные школы - 1 927 учеников (среди них в инклюзии или интеграции 1 452 (75%)), в том числе в интеграционных школах - 438; в спецшколах для незрячих и слабовидящих - 312 (16%); в других спецшколах - 163 (9%);

•      гимназии - 1 298 учеников (среди них в инклюзии или интеграции - 982 (76%)), в том числе в интеграционных школах - 329; в спецшколах для незрячих и слабовидящих - 241 (18%); в других спецшколах - 75 (6%);

•      в профучилищах - 292 учеников (среди них в инклюзии или интеграции - 158 (54%)), в том числе в интеграционных школах - 51; в спецшколах для незрячих и слабовидящих - 90 (31%); в других спецшколах - 4 (15%); средние школы - 852 учеников (среди них в инклюзии или интеграции - 610 (72%), в спецшколах для незрячих и слабовидящих - 220 (26%); в других спецшколах - 22 (2%).

Таким образом, в эти годы из 4369 учеников с нарушением зрения 73% (3202) обучалось в массовых школах (инклюзивных, интеграционных), 20% (863) - в спецшколах для незрячих и слабовидящих, 7% (304) - в других спецшколах. Хотя обучение в инклюзии или интеграции считается позитивным явлением, оно рождает многие проблемы, которые до сих пор не решены или решены частично. Некоторые из них представлены ниже [Kaczmarek, 2011].

Первой проблемой является недостаточная подготовка учителей из общеобразовательных школ в области тифлодидактики. Поэтому, если в школе появляется незрячий ребёнок, обычно обращаются в Польское общество слепых за помощью. Польское общество слепых с 2007 года пытается из собственных денежных средств организовать подготовку учителей из общеобразовательных школ по проблемам обучения детей с нарушениями зрения. Эта инициатива пользуется большой популярностью - количество желающих значительно превышает организационные и денежные возможности общества. Многие учителя получают соответствующую подготовку на курсах повышения квалификации, организованных высшими учебными заведениями. Но курсов подготовки к работе с детьми, имеющими серьёзные нарушения зрения, не хватает. Не хватает технических и дидактических средств для данной группы учеников в массовых школах.

Второй проблемой является большое количество учеников, обучающихся в специальных школах для незрячих и слабовидящих детей. По имеющимся данным до 20% учеников с серьёзными нарушениями зрения продолжают обучение в системе специального образования. В Польше работают 10 школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей в следующих городах: Быгдощ, Дамброва Гурничей, Краков, Ляски (недалеко от Варшавы), Люблин, Лодзь, Овински (недалеко от Познани), Радом и Варшава. Учителя из этих школ хорошо подготовлены к работе с незрячим или слабовидящим ребенком. Школы оснащены специальными дидактическими и техническими средствами для слепых и слабовидящих детей, многие из которых изготовлены учителями. В специальные образовательные программы включены занятия по социальной и пространственной ориентировке. Однако большой проблемой остается достаточно длительная разлука ребёнка с семьей, поскольку многие дети из-за отдалённости мест их постоянного жительства вынуждены жить в интернате. Проблемой остается и ограниченный контакт учеников специальных школ с обычными сверстниками [Kaczmarek, 2011].

Третьей проблемой мы считаем недостаток снабжении незрячих и слабовидящих школьниками соответствующими учебниками. По указаниям Евросоюза, все государства, его члены должны обеспечить хороший доступ детям с нарушениями развития ко всем дидактически материалам и средствам, к которым имеют доступ здоровые дети [Zalecenie nr 5, 2006]. В Польше за обеспечение учебниками школьников с нарушениями зрения отвечает Министерство народного образования. Адаптацией учебников для данных учеников по заказу министерства занимается Варшавский университет и Католический университет им. Яна Павла II в Люблине.

Благодаря сотрудничеству Министерства народного образования, Польского общества слепых, специалистов из Варшавского университета и университета им. Яна Павла II в Люблине, а также многих учителей из школ для незрячих и слабовидящих выработаны принципы адаптации учебников и дидактических средств для незрячих и слабовидящих, принципы адаптации рисунков и чертежей для незрячих учеников и записей математических, химических и физических формул [www.men.gov]. На сайте министерства в интернете размещены электронные варианты таких учебников [www.org.edu]. Директорам школ предлагается бесплатный доступ к электронным версиям таких учебников и их распечатывание. Однако не все дети имеют возможность получить эти учебники или получают их с большим опозданием. Из-за ограничённых организационных и кадровых возможностей вузы, отвечающие за адаптацию учебников для незрячих и слабовидящих детей, пока имеют возможность подготовить по предварительным заказам директоров школ только 50 адаптированных учебников и других учебно-методических изданий. При этом адаптация одного учебника для слабовидящих и незрячих засчитывается как создание двух учебников. Школы также имеют право выбирать другие учебники, и тогда проблема обеспечения ребёнка специальным учебником перекладывается на его родителей, которые делают ксерокс, сканируют нужное издание. При этом многие рисунки и чертежи остаются недоступными, особенно для незрячих детей.

Четвертая проблема - оснащение слепых и слабовидящих школьников современными техническими средствами обучения. Не хватает тифлокарт, рельефных рисунков предметов, тетрадей для слабовидящих, пособий для обучения брайлевскому шрифту, брайлевских приборов для обучения геометрии и рельефному рисованию, подставок для книг, приборов видения, специально оснащенных компьютеров и оптических средств. Основной проблемой остается высокая стоимость данных средств и довольно длительное время их изготовления. В сотрудничестве с главным топографом страны определены принципы подготовки специальных географических карт для незрячих и слабовидящих. На сегодняшний день одобрено несколько физических и административных карт Польши и Европы. Они выполнены в электронных версиях и могут быть распечатаны на специальной бумаге прямо из компьютера. Но, к сожалению, не решена проблема оплаты специальной распечатки таких карт для слепых. До сих пор их распечатка финансируется из средств специальных программ, действие которые ограничено.

В Польском обществе слепых создана база рельефных иллюстраций для обучения незрячих учеников математике и биологии. Доступ к данной базе возможен по интернету на сайте Польского общества слепых. Каждый рисунок можно напечатать в плоском варианте для слабовидящих и в рельефном - для незрячих. Но средств для расширения этой базы не хватает. Кроме того, школы- интернаты для незрячих и слабовидящих учеников имеют свои базы специальных наглядных пособий, но для их использования всеми нуждающимися не хватает общей координации действий. Польское общество слепых не имеет должного сотрудничества с такими школами.

Большие трудности наблюдаются также в оснащении незрячих и слабовидящих учеников специальными компьютерами из-за их высокой стоимости. Программа, реализованная Государственным фондом реабилитации лиц с нарушениями развития под названием «Компьютер для Гомера» не обеспечивает всех существующих потребностей. Многие родители без дополнительной денежной помощи не в состоянии купить компьютер для своего слабовидящего или незрячего ребёнка. Поэтому такой ребёнок не имеет доступа к интернету и к современным электронным средствам информации. Проблемой остается и высокая стоимость брайлевских печатных машинок и электронно-оптических приборов. Хотя существует возможность частичной компенсации затраченных средств по покупке специальных электронно-оптических приборов из бюджета Министерства здоровья (такое льготное финансирование возможно один раз в пять лет) или Государственного фонда реабилитации лиц с нарушениями развития через посредничество районных Центров помощи семье, но бюрократические и финансовые процедуры в таких учреждениях создают большие трудности.

Пятая проблема - профессиональная подготовка старшеклассников и выпускников школ с серьёзными нарушениями зрения. Специальные школы- интернаты для слабовидящих и незрячих детей, в которых давно ведутся профессиональное обучение и профориентация, пока не в состоянии перестроиться на новые специальности профессионального обучения, которые адекватны современным потребностям рынка труда и дают возможность получения работы. Нет пока и дополнительной системы помощи выпускникам в поиске работы и адаптации к ней и к рабочему месту.

Для многих слабовидящих и слепых выпускников интеграционных или инклюзивных (общеобразовательных) школ нерешенной проблемой остается подготовка его к самостоятельной жизни в обществе. Очень полезным в этом отношении является обмен учениками с такими странами, как Эстония, Италия, Бельгия, Германия, Украина и Испания, и развитие волонтерского движения.

Особой проблемой являются слабовидящие и слепые ученики со сложной структурой нарушений развития. Несмотря на то, что конституция Польши гарантирует право доступа к обучению всем детям с 6-го года жизни, многие такие дети не обучаются из-за недостаточного количества специализированных школ и специалистов, подготовленных к работе с детьми, имеющими множественные нарушения развития. В 2009/2010 учебном году было зарегистрировано 145 учеников со сложной структурой нарушений развития [Kaczmarek, 2011].

Семьи таких детей имеют большие проблемы. Часто только один из родителей, чаще всего мать, воспитывает ребёнка и вынужден уйти с работы из-за проблем с его образованием. Помощь государства в таких ситуациях недостаточна. Денежные средства, выделяемые на опеку, очень невысокие, а расходы на воспитание и реабилитацию или абилитацию такого ребёнка очень большие. К тому же неработающий родитель не имеет права на получение пенсии в будущем. Поэтому необходимо создание комплексной системы поддержки семьи и ребёнка со сложной структурой нарушений развития с момента рождения и в разные периоды его жизни.

Среди проблем обучения незрячих и слабовидящих существенное значение имеет доступ к высшему образованию. По данным Польского общества слепых, в 2010 году в высших учебных заведения обучалось 530 незрячих. Среди них 233 человека по программам образования на уровне бакалавра, 262 - на уровне магистра и 31 - на высших курсах повышения квалификации или на программах второго высшего образования, 14 человек обучались в очной аспирантуре.

Исследование, проведенное в 427 высших учебных заведениях, показало следующее: 1) должность уполномоченного помощника ректора по работе со студентами с нарушениями развития имели 30% государственных и 4% частных вузов (11% государственных и 14% частных вузов не имело никаких структур по работе со студентами с нарушениями зрения); 2) доступные условия для обучения студентов с нарушениями зрения имели 27% государственных и 53% частных вузов, а на отдельных специальностях даже 40% государственных и 18% негосударственных высших учебных заведений, отсутствие таких возможностей выявилось в 15% государственных и 23% частных вузов; 3) среди специальностей, доступных незрячим и слабовидящим студентам, были представлены следующие: маркетинг и управление фирмой, экономика, администрация и технические специальности; 4) незрячие и слабовидящие абитуриенты представили свои документы в 58% государственных и 25% негосударственных высших учебных заведений; 5) доступ к электронным вариантам конспектов лекций и семинарских занятий предлагали 45% государственных и 47% негосударственных вузов; возможность пользоваться специальными программами отмечалась в 34% государственных и 23 негосударственных вузах; возможность перевода печатных материалов в электронные имели 32% государственных и 23% негосударственных вузов; помощь сопровождающего ассистента слепому студенту предоставляли 23% государственных и 11% негосударственных вузов; аудиозаписи лекций велись в примерно 50% всех вузов; 6) среди предложенных действий, направленных на облегчение ситуации обучения незрячих и слабовидящих студентов, были представлены: обеспечение студентов электронными и электронно-оптическими средствами, компьютерами со специальным программным обеспечением, сканерами; реже предлагались брайлевские библиотеки и волонтерская помощь со стороны зрячих студентов.

Заключение

Анализ проблем интеграционного или инклюзивного школьного образования ребёнка с выраженными нарушениями зрения в Польше позволяет выделить следующие проблемы:

1)  необходимость разработки и введения системы обеспечения незрячих и слабовидящих школьников специальными учебниками, дидактическими, техническими и оптическими средствами, адекватными их индивидуальным потребностям;

2)  организация для детей с выраженными нарушениями зрения в массовых школах специальных дополнительных занятий с целью развития их жизненных компетенций и самостоятельности;

3)  необходимость исключения всех возможных проблем, связанных с нарушениями зрения у детей в общеобразовательной школе, как с точки зрения самого ученика, так и его учителей;

4)  необходимость введения системы социальной помощи семьям, в которых один из родителей вынужден был уйти с работы для воспитания слепого ребёнка дома.

 

Литература

  1. Bogucka J. Nauczanie integracyjne w Polsce. W: Wychowanie i nauczanie integracyjne. Nowe doświadczenia, J. Bogucka, M. Kościelska (red.), Centrum Metodyczne Pomocy psychologiczno-Pedagogicznej, Warszawa 1996.
  2. Dostępność polskich szkół wyższych dla osób niepełnosprawnych, Fundacja Instytut Rozwoju Regionalnego, Kraków 2007.
  3. Dykcik W. Tendencje rozwoju pedagogiki specjalnej. Osiągnięcia naukowe i praktyka, Poznańskie Towarzystwo Pedagogiczne, Poznań 2000.
  4. Janiszewska-Nieścioruk Z. (red.) Problemy edukacji integracyjnej dzieci i młodzieży z niepełnosprawnością intelektualną, Impuls, Kraków 2007.
  5. Janiszewska-Nieścioruk Z. (red.). Sfery życia osób z niepełnosprawnością intelektualną, Impuls, Karków 2005.
  6. Kaczmarek B.M. (red.) Raport z diagnozy świdczonych usług z zakresu rehabilitacji społecznej dla osób niepełnosprawnychn w Polsce, Ministerstwo Pracy i Polityki Społecznej, Fundusz Inicjatyw Obywatelskich (FIO), Warszawa 2011.
  7. Kosakowski Cz., Zaorska M. (red.), Dziecko o specjalnych potrzebach edukacyjnych, Wydawnictwo Edukacyjne Akapit, Toruń 2000.
  8. Kosakowski Cz. Węzłowe problemy pedagogiki specjalnej, Wydawnictwo Edukacyjne Akapit, Toruń 2003.
  9. Krause A. Integracyjne złudzenia ponowoczesności, Impuls, Kraków 2001.
  10. Krause A. Człowiek niepełnosprawny wobec przeobrażeń społecznych, Impuls, Kraków 2004.
  11. Krause A. Współczesne paradygmaty pedagogiki specjalnej, Impuls, Kraków 2010. 
  12. Majewski T. Poradnik metodyczny dla nauczycieli pracujących z dziećmi z uszkodzonym wzrokiem w systemie integracyjnym, MEN, Warszawa 1997.
  13. Rozporządzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 3 lutego 2009 r. w sprawie organizowania wczesnego wspomagania rozwoju dzieci, Dz.U. 2009 nr 23, poz. 133.
  14. Stan zdrowia ludności Polski w 2004 r., GUS, Warszawa 2004.
  15. Szumski G. Integracyjne kształcenie niepełnosprawnych. Sens i granice zmiany edukacyjnej, PWN, APS, Warszawa 2006
  16. www.org.edu.pl, (20.10.2013)
  17. www.men.gov.pl, (20.10.2013)
  18. Zalecenie nr 5 dla państw członkowskich – Plan Działań Rady Europy w celu promocji praw i pełnego uczestnictwa osób niepełnosprawnych w społeczeństwie, Council of Europe, 2006.
  19. Zaorska M. Dziecko z równoczesnym uszkodzeniem słuchu i wzroku w szkole masowej - szanse i zagrożenia rozwoju. W: Człowiek niepełnosprawny zagrożenia i szanse rozwoju, B. Aouil (red.), WSP, Bydgoszcz 1999.
  20. Zaorska M. Kształcenie integracyjne osób z zaburzeniami sprzężonymi. W: Dziecko o specjalnych potrzebach edukacyjnych, Cz. Kosakowski, M. Zaorska (red.), Wydawnictwo Edukacyjne Akapit, Toruń 2000.
  21. Zaorska M. Rola rodziny w integracji dziecka z zaburzeniami złożonymi. W: Wielowymiarowość integracji w teorii i praktyce edukacyjnej, M. Chodkowska (red.), Wydawnictwo UMCS, Lublin 2002.
  22. Żółkowska T. Wyrównywanie szans społecznych osób z niepełnosprawnością intelektualną, Wydawnictwo Oficyna, Szczecin 2004.
  23. Żółkowska T. Uczelnia przyjazna niepełnosprawności. W: Pomiędzy stereotypami a rzeczywistością funkcjonowania osób niepełnosprawnych, B.A. Orłowska, P. Prüfer (red.), Wydawnictwo Wyższej Szkoły Zawodowej, Gorzów Wielkopolski 2011. 
  24. Żuraw H. Udział osób niepełnosprawnych w życiu społecznym, Żak, Warszawa 2008. 

Информация об авторах

Заорска Маженна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра специальной педагогики, факультет общественных наук, Варминьско-Мазурский университет, член Комитета педагогических наук, Польская академия наук, Ольштын, Польша, e-mail: mzaorska@poczta.onet.pl

Янишевска-Нестёрук Здислава, доктор педагогических наук, профессор Университет в Зелёной Гуре, Польша

Метрики

Просмотров

Всего: 2511
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 2219
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4